Перспективное планирование кружка "Маленькие сенсорики" с детьми раннего дошкольного возраста
методическая разработка
Кружок "Маленькие сенсорики"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kruzhok_malenkie_sensoriki_fedulova.docx | 225.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска
«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье
/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/
_____________________________________________________________________________________
630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.
Рабочая программа кружка
«Маленькие сенсорики»
с детьми раннего дошкольного возраста.
Разработал:
Воспитатель группы № 1
Федулова Ю.И.
НОВОСИБИРСК 2020
Ранний возраст — это совершенно особый период становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».
Пояснительная записка
Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.
Уже в раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством для этого является сенсорное освоение за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.
Дидактические игры, представленные в программе «Маленькие сенсорики», направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены сенсорные эталоны разных свойств (форма, цвет, величина и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях. По средствам дидактических игр и упражнений, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут развивать мелкую моторику рук.
Актуальность:
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.
Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.
Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.
Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.
Цель: создание условий для развития сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего дошкольного возраста.
Задачи:
- Формировать умение обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму.
- Формировать умение называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый.
- Обогащать непосредственного чувственный опыт детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.
- Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный опыт детей.
- Развивать мелкую моторику рук.
- Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами
Методы проведения:
- Игровой метод (дидактические игры).
- Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
- Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.
Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.
Форма работы:
Программа кружка «Маленькие сенсорики» предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 1 год обучения.
Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Маленькие сенсорики», проводится во вторую половину дня 1 раз – в неделю.
Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 8 - 10 минут.
Общее количество занятий в год -35. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).
Формы подведения итогов:
- проведение выставок детских работ;
- проведение открытого мероприятия;
- проектная деятельность.
Ожидаемый результат:
1. Сформированность умений обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.
2. Сформированность умений называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый.
3. Обогащение непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия.
4. Обогащение в играх с дидактическим материалом сенсорного опыта детей.
5. Развитие мелкой моторики рук.
6. Воспитанность первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.
Перспективное планирование работы кружка на учебный год
Сентябрь | |||
Дата | Тема занятия | Задачи | Оборудование |
3-я неделя | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года. | Игрушки и игры уголка сенсорики. |
4-я неделя | Знакомство с основными цветами: желтый, красный, синий, зеленый. Д/и «Воздушные шары» | Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать мелкую моторику пальцев рук. | Картинки с изображением ленточек разных цветов, картинки с разноцветными воздушными шарами. |
Октябрь | |||
1-я неделя | Д/и «Спрячь мышку в домик» | Развивать представления детей об основных цветах. | Картинки с домиками и окошками в которых находятся мышки. |
2-я неделя | Д/и «Какого цвета не стало». | Выделение и называние цвета. | Флажки разных цветов. |
3-я неделя | Знакомство с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник. Д/ и «Узнай фигуру». | Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура формы. | Большие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). |
4-я неделя | Д/и «Найди предмет такой же формы» | Учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрически е фигуры, развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику. | Домики с окошечками из разных геометрических фигур, геометрические фигуры (для окошек). |
Ноябрь | |||
1-я неделя | Д/и «Какая фигура лишняя» | Учить узнавать фигуры и выделять лишние среди одинаковых. | Карточки с изображениями фигур. |
2-я неделя | Д/и «Построй домик» | Учить детей узнавать фигуры в предоставленном изображении и составлять картинку из фигур согласно образцу. | Картинки с изображением предметов, собранных из фигур и геометрические фигуры. |
3-я неделя | Д/и «Пересыпание ложкой». | Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать самостоятельность. | Горох, ложки, глубокие емкости. |
4-я неделя | Д/и «Зайчик и цыплята» | Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения. | Коробка с шерстяными шариками, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого. |
Декабрь | |||
1-я неделя | Д/и «Разложи фишки в миски соответствующего цвета». | Учить соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные. | Миски и фишки соответствующего цвета (красный, зеленый, синий). |
2-я неделя | Аппликация без наклеивания «Неваляшка». | Учить соотносить геометрические фигуры к изображению. | Неваляшка - большой и маленький круги. |
3-я неделя | Д/и «Бусы для куклы». | Учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол). | 5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка. |
4-я неделя | Д/и "Волшебные прищепки" | Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения. | Прищепки, заготовки солнца, ёжика, гусеницу, зайчика и т.д. на картонной основе. |
5-я неделя | Аппликация без наклеивания «Елочка». | Учить соотносить геометрические фигуры к изображению. | Елочка - 3 треугольника. |
Январь | |||
3-я недели | Д/и «Волшебная коробочка» | Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия. | Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики. |
4-я неделя | Знакомство с величиной предмета. Д/и « Большой-маленький» | Обращать внимание детей на различие предметов по величине, понимать слова - большой и маленький. | Стол, 2 игрушки-собачки, отличающиеся величиной; 2 мяча, 2 тарелки, 2 «косточки» - соответствующие собачкам по величине. |
5-я неделя | Д/и «Пирамидка». | Учить сопоставлять колечки по величине, ориентироваться на слова большое, маленькое, больше, меньше, такое, не такое. Обогащать зрительно – осязательный опыт детей. | Пирамидка из 5 колец. |
Февраль | |||
1-я неделя | Д/и «Сравни предметы по величине» | Учить сравнивать предметы по величине выделяя большие и маленькие. | Предметы разной величины. |
2-я неделя | Д/ и «В какую коробочку» | Учить детей группировать предметы по величине. | Коробочки с изображениями разных геометрических фигур, геометрические фигуры разных размеров. |
3-я неделя | Цвет, форма, величина. Д/и «Магазин игрушек» | Учить детей группировать предметы по цвету, форме и величине. | Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.) |
4-я неделя | Д/и «Цветные мячики» | Продолжать развивать умение группировать по цвету однородные предметы. | Разноцветные мячики, корзины. |
Март | |||
1-я неделя | Д/и «Веселый грузовик» | Продолжать формировать представление о форме, величине предметов. | Различные геометрические цветные фигуры ( круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники). |
2-я неделя | Д/и «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях» | Продолжать развивать умение детей сравнивать предметы по величине. | Вкладыши с большими и маленькими отверстиями. |
3-я неделя | Д/и «Волшебный круг» (с цветными крышками) | Продолжать формировать умение соотносить предметы по цвету: красный, желтый, зеленый, синий; развивать мелкую моторику рук. | Круг, выполненный из цветных файлов; емкости с цветными крышками. |
4-я неделя | Д/и «Найди домик для матрешки» | Продолжать формировать умение соотносить предметы по величине; называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Развивать мелкую моторику рук. | Трафареты домиков и матрешек. |
5-я неделя | Д/и «Почини одежду зайчатам» | Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи. Продолжать развивать умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание. | Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры. |
Апрель | |||
1-я неделя | Д/и «Найди фигуру в группе такого размера» | Учить ориентироваться в пространстве, выделять и находить фигуры разных размеров. | Группа , предметы в группе. |
2-я неделя | Д/и « Спрячем и найдем» | Учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения. | Разные игрушки. |
3-я неделя | Д/и « Угадай, кто за кем?» | Формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять». | Разные игрушки. |
4-я неделя | Д/и «Укрась бабочку» | Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг, о понятиях много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику. | Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов. |
Май | |||
1-я неделя | Развиваем пальчики. Д/и « Мешок игрушек» | Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет. | Мешочек, маленькие игрушки контрастной формы: кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, машинки и др. |
2-я неделя | Коллективное рисование «Цвета Весны» | Закрепить знания пройденного материала о цвете, форме и величине. | Краски , кисточки , стаканчики с водой, салфетки, ватман. |
3-я, 4-я недели | Диагностика | Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года. | Игрушки и игры сенсорного уголка. |
Список используемой литературы:
1. Программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016г.
2. «Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада» С.Н. Теплюк, 2007г.
3. «Развитие игровой деятельности первая младшая группа» Н. Ф. Губанова, 2014 г
4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.
5. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада, Л.А. Венгер.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре
Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...
Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»
Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста. В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....
Перспективное планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения
Цель занятий: раскрытие творческого потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми. Задачи:·...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту
МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Родной город"
«Родной город»Перспективный план работы с детьми старшей группы ...
Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности жизнедеятельности"
Представлен план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Работа ведется в течении года по пяти направлениям: "Ребенок дома", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребено...
перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по использованию системы игр нравственно-этического содержания
перспективный план игр нравственно-этического содержания...