Перспективное планирование кружка "Маленькие сенсорики" с детьми раннего дошкольного возраста
методическая разработка

Федулова Юлия Ивановна

Кружок "Маленькие сенсорики"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kruzhok_malenkie_sensoriki_fedulova.docx225.06 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение города Новосибирска

«Детский сад № 108 общеразвивающего вида «Зазеркалье

/МКДОУ д/с № 108 «Зазеркалье»/

_____________________________________________________________________________________

630024, г. Новосибирск, ул. Мира, 39/1, тел.: 361-10-00, 353-55-68.

Рабочая программа кружка

«Маленькие сенсорики»

с детьми раннего дошкольного возраста.

Разработал:

Воспитатель группы № 1

Федулова Ю.И.

НОВОСИБИРСК 2020

Ранний возраст — это совершенно особый период  становления всех органов и систем и, как совершенно справедливо писал Л.С.Выготский, - «ранний возраст сензитивен во всем».

Пояснительная записка

   Сенсорное развитие (от лат. sensus — чувство, ощущение) предполагает формирование у ребенка процессов восприятия и представлений о предметах, объектах и явлениях окружающего мира.

   Уже в раннем возрасте вся деятельность ребёнка подчинена одной ведущей потребности - познанию окружающего мира и себя в нём. Главным средством для этого является сенсорное освоение за счёт ощущений, чувственных восприятий и наглядных представлений.

    Дидактические игры,  представленные в программе «Маленькие сенсорики», направлены на формирование восприятия ребенка раннего дошкольного возраста. Программа разработана с учетом психологических механизмов перехода внешних перцептивных действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов. Поэтому в программу включены сенсорные эталоны разных свойств (форма, цвет, величина и др.), которые ребенок может освоить в игровых занятиях. По средствам дидактических игр и упражнений, на развитие тактильного восприятия с водой, на нанизывание, с краской, с бумагой, на выкладывание, которые помогут развивать мелкую моторику рук.

       

Актуальность:

        Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей, т. е. от того, насколько совершенно ребенок слышит, видит, осязает окружающее.

          Малыш рождается на свет с готовыми к функционированию органами чувств. Но это лишь предпосылки для восприятия окружающей действительности. Полноценное сенсорное развитие осуществляется только в процессе сенсорного воспитания, когда у детей целенаправленно формируются эталонные представления о цвете, форме, величине, о признаках и свойствах различных предметов и материалов, их положении в пространстве и др., развиваются все виды восприятия, тем самым закладывается основа для развития умственной деятельности.

Проанализировав литературу по истории дошкольной педагогики, я сделала вывод, что на всех этапах ее развития, проблема сенсорного воспитания занимала одно из центральных мест. Этот вопрос в своих трудах рассматривали такие видные представители дошкольной педагогики как Я.А.Коменский, Ф.Фребель, М.Монтессори, О.Декроли, Е.Тихеева, Л.А.Венгер. Ими были разработаны разнообразные дидактические игры и упражнения по ознакомлению детей со свойствами и признаками предметов.

          Анализ систем перечисленных авторов с позиций принципов  теории сенсорного воспитания позволяет сделать вывод о необходимости разработки нового содержания и методов ознакомления детей со свойствами и качествами предметов в свете новейших психолого – педагогических исследований.

Цель: создание условий для развития сенсорных процессов (ощущение, восприятие, представление) у детей раннего дошкольного возраста.

Задачи:

  1. Формировать умение обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму.
  2. Формировать умение называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый.
  3. Обогащать непосредственного  чувственный  опыт  детей  в  разных  видах  деятельности,  постепенно  включая  все  виды  восприятия.  
  4. Обогащать в играх с дидактическим материалом сенсорный  опыт  детей.
  5. Развивать мелкую моторику рук.
  6. Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами

 Методы проведения:

  • Игровой метод (дидактические игры).
  • Наглядный метод (рассматривание дидактических пособий, предметов).
  • Практический – показ способов действия с предметами, эксперимент.

Форма проведения - тематическая совместная деятельность педагога и ребенка в форме кружковой работы.

Форма работы:

Программа кружка «Маленькие сенсорики» предназначена для детей 2-3 лет и рассчитана на 1 год обучения.

Непрерывная образовательная деятельность по решению задач дополнительного образования детей по программе «Маленькие сенсорики», проводится во вторую половину дня 1 раз – в неделю.

Продолжительность непрерывно образовательной деятельности по реализации программы дополнительного образования детей 8 - 10 минут.

Общее количество занятий в год -35. Педагогический анализ знаний, умений и навыков детей дошкольного возраста проводится 2 раза в год (вводный - в сентябре, итоговый - в мае).

Формы подведения итогов:

- проведение выставок детских работ;

- проведение открытого мероприятия;

- проектная деятельность.

Ожидаемый результат:

1.        Сформированность умений обследовать предметы, выделяя их цвет, величину, форму.

2.        Сформированность умений называть свойства предметов: большой, маленький, мягкий, пушистый.

3.        Обогащение непосредственного  чувственного  опыта  детей  в  разных  видах  деятельности,  постепенно  включая  все  виды  восприятия.  

4.        Обогащение в играх с дидактическим материалом сенсорного  опыта  детей.

 5.      Развитие мелкой моторики рук.

6.        Воспитанность первичных волевых черт характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами.

Перспективное планирование работы кружка на учебный год

Сентябрь

Дата

Тема занятия

Задачи

Оборудование

3-я неделя

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на начало года.

Игрушки и игры уголка сенсорики.

4-я неделя

Знакомство с основными цветами: желтый, красный, синий, зеленый.

Д/и «Воздушные шары»

Развивать умение различать и называть основные цвета (красный, желтый, зеленый, синий). Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Картинки с изображением ленточек разных цветов, картинки с разноцветными воздушными шарами.

Октябрь

1-я неделя

Д/и «Спрячь мышку в домик»

Развивать представления детей об основных цветах.

Картинки с домиками и окошками в которых находятся мышки.

2-я неделя

Д/и «Какого цвета не стало».

Выделение и называние цвета.

Флажки разных цветов.

3-я неделя

Знакомство с геометрическими формами: круг, квадрат, треугольник. Д/ и «Узнай фигуру».

Знакомство детей с основными геометрическими формами (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник). Обучение приему обследования формы – обведению пальцем контура формы.

Большие геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник,  прямоугольник).

4-я неделя

Д/и «Найди предмет такой же формы»

Учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые геометрически е фигуры, развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику.

Домики с окошечками из разных геометрических фигур, геометрические фигуры (для окошек).

Ноябрь

1-я неделя

Д/и «Какая фигура лишняя»

Учить узнавать фигуры и выделять лишние  среди одинаковых.

Карточки с изображениями фигур.

2-я неделя

Д/и «Построй домик»

Учить детей узнавать фигуры в предоставленном изображении  и составлять картинку из фигур согласно образцу.

Картинки с изображением предметов, собранных из фигур и геометрические фигуры.

3-я неделя

Д/и «Пересыпание

ложкой».

Учить ребенка пересыпать зерна ложкой, запоминать последовательность действий, развивать

самостоятельность.

Горох, ложки, глубокие емкости.

4-я неделя

Д/и «Зайчик  и цыплята»

Обратить внимание ребенка на то, что цвет является признаком разных предметов и может служить для их обозначения.

Коробка с шерстяными шариками, где помещены шесть элементов желтого цвета и один белого.

Декабрь

1-я неделя

Д/и «Разложи фишки в миски соответствующего цвета».

Учить соотносить предметы по цвету, понимать слова цвет, такой, не такой, разные.

Миски и фишки соответствующего цвета (красный, зеленый, синий).

2-я неделя

Аппликация без наклеивания «Неваляшка».

Учить соотносить геометрические фигуры к изображению.

Неваляшка - большой и маленький круги.

3-я неделя

Д/и «Бусы для куклы».

Учить чередовать предметы по форме, воспитывать желание делать приятное для других (кукол).

5 круглых и 5 квадратных бусин на каждого ребенка.

4-я неделя

Д/и "Волшебные прищепки"

Учить детей подбирать нужные прищепки одного цвета, развивать мелкую моторику рук, тактильные ощущения.

Прищепки, заготовки солнца, ёжика, гусеницу, зайчика  и т.д. на картонной основе.

5-я неделя

Аппликация без наклеивания «Елочка».

Учить соотносить геометрические фигуры к изображению.

Елочка - 3 треугольника.

Январь

3-я недели

Д/и «Волшебная коробочка»

Учить детей проталкивать геометрические формы в соответствующие отверстия.

Коробки с отверстиями круглой и квадратной формы и соответствующие им по размеру кубики и шарики.

4-я неделя

Знакомство с величиной предмета.

Д/и « Большой-маленький»

Обращать внимание детей на различие предметов по величине, понимать слова - большой и маленький.

Стол, 2 игрушки-собачки, отличающиеся величиной; 2 мяча, 2 тарелки, 2 «косточки»

- соответствующие собачкам по величине.

5-я неделя

Д/и «Пирамидка».

Учить сопоставлять колечки по величине, ориентироваться на слова большое, маленькое, больше, меньше, такое, не такое. Обогащать зрительно – осязательный опыт детей.

Пирамидка из 5 колец.

Февраль

1-я неделя

Д/и «Сравни предметы по величине»

Учить сравнивать предметы по величине выделяя большие и маленькие.

Предметы разной величины.

2-я неделя

Д/ и

«В какую коробочку»

Учить детей группировать предметы по величине.

Коробочки  с изображениями разных геометрических фигур, геометрические фигуры разных размеров.

3-я неделя

Цвет, форма, величина.

Д/и «Магазин игрушек»

Учить детей группировать предметы по цвету, форме и величине.

Карточка с нарисованными на ней одна над другой горизонтальными полосами, на небольшом расстоянии друг от друга; вырезанные из картона силуэты разноцветных игрушек (мяч, самолет, машина, кегля и т.п.)

4-я неделя

Д/и «Цветные мячики»

Продолжать развивать умение группировать по цвету однородные предметы.

Разноцветные мячики, корзины.

Март

1-я неделя

Д/и «Веселый грузовик»

Продолжать формировать представление о форме, величине предметов.

Различные геометрические цветные фигуры ( круги, квадраты, большие и маленькие прямоугольники).

2-я неделя

Д/и «Размещение круглых вкладышей разной величины в соответствующих отверстиях»

Продолжать развивать умение детей сравнивать предметы по величине.

Вкладыши с большими и маленькими отверстиями.

3-я неделя

Д/и «Волшебный круг» (с цветными крышками)

Продолжать формировать умение соотносить предметы по цвету: красный, желтый, зеленый, синий;

развивать мелкую моторику рук.

Круг, выполненный из цветных файлов; емкости с цветными крышками.

4-я неделя

Д/и «Найди домик для матрешки»

Продолжать формировать умение соотносить предметы по величине; называть основные цвета: красный, желтый, зеленый, синий. Развивать мелкую моторику рук.

Трафареты домиков и матрешек.

5-я неделя

Д/и «Почини одежду зайчатам»

Учить детей различать цвета и использовать названия цветов в речи.

Продолжать развивать умение распознавать геометрические фигуры и называть их (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник).

Развивать мелкую моторику рук, цветовое восприятие, внимание.

Силуэты одежды, вырезанные из картона геометрические фигуры.

Апрель

1-я неделя

Д/и «Найди фигуру в группе такого размера»

Учить ориентироваться в пространстве, выделять и находить  фигуры разных размеров.

Группа , предметы в группе.

2-я неделя

Д/и « Спрячем и найдем»

Учить ориентироваться в пространстве помещения, последовательно осматривать его; развивать внимание и запоминание; учить выделять из окружающего предметы, находящиеся в поле зрения.

Разные игрушки.

3-я неделя

Д/и « Угадай, кто за кем?»

Формировать у детей представление о заслоняемости одних предметов другими. Уточнить представление о том, что большие предметы заслоняют меньшие, а меньшие не заслоняют больших; закреплять слова «больше», «меньше», «за, «перед»; познакомить со словом «заслонять».

Разные игрушки.

4-я неделя

Д/и «Укрась бабочку»

Учить детей группировать предметы по цвету. Закреплять знания о геометрической фигуре круг,  о понятиях много - один, большой - маленький. Развивать мелкую моторику.

Бабочки разных цветов, вырезанные из картона, круги разных размеров и цветов.

Май

1-я неделя

Развиваем пальчики.

Д/и « Мешок игрушек»

Развитие тактильного восприятия, формирование умения на ощупь узнавать предмет.

Мешочек, маленькие игрушки контрастной формы: кубики, шарики, игрушечная посуда, зайчики, машинки и др.

2-я неделя

Коллективное рисование  

«Цвета Весны»

Закрепить знания пройденного материала о цвете, форме и величине.

Краски , кисточки , стаканчики с водой, салфетки, ватман.

3-я, 4-я недели

Диагностика

Выявить знания детей в области сенсорных эталонов цвета, формы посредством дидактического материала на конец года.

Игрушки и игры сенсорного уголка.

Список используемой литературы:

 1. Программа «От рождения до школы» Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, 2016г.

 2. «Воспитание и обучение в первой младшей группе детского сада» С.Н. Теплюк, 2007г.

 3. «Развитие игровой деятельности первая младшая группа» Н. Ф. Губанова, 2014 г

 4. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет. Книга для воспитателя детского сада /Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер.

5. «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников». Пособие для воспитателя детского сада, Л.А. Венгер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Примерное перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре

Данное перспективное планирование позволяет работать с детьми старшего дошкольного возраста по развитию речи и воспитанию патриотических чувств в процессе приобщения к русской национальной культуре...

Перспективное планирование работы с детьми младшего дошкольного возраста (вторая младшая, средняя группа) по теме «Знакомство детей с жизнью, бытом, традициями народов разных стран»

Перспективное планирование работы с детьми младшего и среднего дошкольного возраста.  В лане отражена работа во всех разделах программы, а так же работа с родителями....

Перспективное планирование занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков межличностного общения

Цель    занятий: раскрытие творческого потенциала детей, развитие у них навыков межличностного взаимодействия со сверстниками и взрослыми.   Задачи:·...

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по региональному компоненту

МБДОУ "Головчинский детский сад комбинированного вида "Солнышко", работа по регионольному компоненту....

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме "Родной город"

«Родной город»Перспективный план работы с детьми старшей группы ...

Перспективное планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста "Формирование основ безопасности жизнедеятельности"

Представлен план работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности. Работа ведется в течении года по пяти направлениям: "Ребенок дома", "Эмоциональное благополучие ребенка", "Ребено...