Проект «Удивительная соль»
проект
Актуальность. Очень важно в дошкольном возрасте поддержать в детях интерес к исследованиям и познанию окружающего мира. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике¸ каждый ребёнок может найти себе дело по интересам, способностям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_udivitelnaya_sol.docx | 27.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Удивительная соль»
Актуальность. Очень важно в дошкольном возрасте поддержать в детях интерес к исследованиям и познанию окружающего мира. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой деятельности детей – метод проектирования. Детям предоставляется возможность самостоятельно или с небольшой помощью взрослых установить представления о различных сторонах изучаемого объекта. Этот проект позволяет интегрировать сведения из разных областей для решения одной проблемы и применять их на практике¸ каждый ребёнок может найти себе дело по интересам, способностям.
В ходе исследовательской работы дети узнают много нового о (на первый взгляд) таком известном и знакомом, но как оказывается, непознанном и таинственном объекте – соли. Самостоятельно проведут много интересных опытов с солью. А самое главное, научатся работать в команде.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА | |
Разработчики проекта | Войничева Н.А., воспитатель, МБДОО №7 «Радуга» ст. Гиагинской |
Нормативно — правовое обеспечение проекта | - Конституция Российской Федерации. - Конвенция о правах ребёнка. - Федеральный закон от 24.07.1998г. N 124-ФЗ РФ «Об основных гарантиях прав ребёнка». - Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 599 "О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки". - Федеральный закон от 29.12.2012г. №273 — ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». - Федеральный государственный стандарт дошкольного образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013г. №1155). - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05. 2015 г. N 996-р). - «Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года» (Распоряжение Правительства РФ от 25.08.2014 N 1618-р). |
Миссия проекта | Расширить представления дошкольников о соли как о веществе, необходимом для жизни человека, интересном материале для проведения различных опытов, наблюдений и применении в детском изобразительном творчестве. |
Цель проекта | Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность. |
Задачи проекта |
|
Назначение проекта | Активизировать познавательно-исследовательскую, творческую деятельность детей. |
Срок реализации проекта | С 10 по 18 ноября 2020г. |
Принципы реализации проекта | 1.Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников. 2.Принцип систематичности и последовательности. 3. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания. 4.Принцип приоритетности интересов детей. 5. Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности. 6. Принцип доступности. 7. Принцип взаимовлияния личностей (взрослых и детей). 8 . Принцип открытости, обеспечивающий тесный контакт педагогов и родителей. |
Условия реализации проекта | 1. Заинтересованность педагогов, детей и родителей в реализации проекта. 2. Эффективное взаимодействие между участниками проекта. 3. Организация предметно-развивающей среды. |
Этапы реализации проекта | I этап. Аналитико — прогностический (организационный) Цели: Определить цель и задачи проекта, подобрать материал и литературу с информацией по теме проекта. Составить план мероприятий по организации детской деятельности. Вызвать интерес детей. Привлечь родителей к реализации проекта. Итоги этапа: Подобран материал и литература с информацией по теме проекта. Составлен поэтапный план работы над проектом. Проведена беседа с родителями «Знакомство с проектом». Оформлен родительский уголок («Удивительные факты о соли»). Организована предметно- развивающая среда (наглядный материал, оборудование и материал для проведения ОЭД, подобрана художественная литература). II этап. Содержательный. Цели и задачи: 1. Исследовать свойства соли опытно-экспериментальным путём. 2. Расширить представления о добыче соли. Выяснить области применения соли. 3. Содействовать развитию навыков исследовательской деятельности, познавательной активности детей. 4. Развивать мыслительную активность детей. Поощрять выдвижение гипотез детьми, развивать умение сравнивать и делать выводы. 5. Формировать умение рисовать нетрадиционным способом - солью. Развивать творческие способности, фантазию. 6. Способствовать взаимодействию семьи и детского сада. Итоги этапа: Дети знают свойства, качества соли, её разновидности. Знают способы добычи, области применения соли. У детей повысился познавательный интерес, развиты навыки исследовательской деятельности. Дошкольники умеют ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, анализировать и высказывать собственные суждения, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи. Дети используют соль в качестве художественного материала. Пополнена предметно-развивающая среда.
III. Итогово — аналитический (обобщающий) этап Цель: Проведение анализа и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей, закрепление полученных знаний, формулировка выводов. Итоги этапа: Создание картотеки опытов и экспериментов «Эта удивительная соль». Оформление выставки детских работ «В царстве королевы СОЛЬ». Обогащение опытно-экспериментальной лаборатории образцами соли. |
Ресурсное обеспечение проекта | -Методическая и художественная литература -компьютер, мультимедийные системы, музыкальный центр, -наглядный материал (иллюстрации, фотографии), - оборудование и материал для проведения опытов, - атрибуты для театрализованной деятельности, сюжетно-ролевых, подвижных, хороводных игр, - интернет ресурсы. |
Участники проекта | Дети старшей группы, воспитатели, родители. |
Ожидаемый результат | Дети знают свойства, качества соли, её разновидности. Знают способы добычи, области применения соли. У детей повысился познавательный интерес, развиты навыки исследовательской деятельности. Дошкольники умеют ставить цель, отбирать необходимые средства для ее осуществления, анализировать и высказывать собственные суждения, принимать решения, договариваться, прогнозировать результат, устанавливать причинно-следственные связи. Дети используют соль в качестве художественного материала. Пополнена предметно- развивающая среда в группе.
|
П Л А Н
реализации проекта «Удивительная соль».
Тема/ мероприятие | Цель | Форма проведения | Ответственный | |
I этап. Аналитико — прогностический (организационный)
| ||||
10 – 11 ноября | ||||
Работа с роди-телями «Знакомство с проектом». Обсудить цели и задачи проекта. | Привлечь родителей к реализации проекта.
| Беседа | Воспитатели
| |
Оформление родительского уголка: «Удивительные факты о соли». Консультация для родителей «Рисуем солью». | Просвещать родителей по данной теме. | Информационный стенд | Воспитатели | |
Составление плана мероприятий по организации детской деятельности. Подбор (создание) наглядно – дидактических пособий, дидактических и подвижных игр, демонстрационного материала, художествен -ной и научной литературы.
| Создать условия для реализации проекта «Удивительная соль». |
| Воспитатели | |
II этап. Содержательный. | ||||
14 ноября | ||||
«Что мы знаем о соли?». | Содействовать созданию проблемной ситуации для дальнейшей исследовательской деятельности. | Беседа | Воспитатели | |
«Море волнуется». | Развитие двигательных, творческих и коммуникативных способностей, фантазии, находчивости, внимания, памяти. | Подвижная игра | Воспитатели | |
Русская народная сказка «Соль». | Формирование у детей интереса к чтению через знакомство с русской народной сказкой. Способствовать формированию умения слушать и передавать содержание текста, устанавливать простые причинные связи в сюжете произведения. Назвать особенности жанра сказки. Содействовать развитию речи детей, активизации словарного запаса. | Чтение художественной литературы | Воспитатели | |
«Свойства соли» | Создать условия для ознакомления со свойствами соли, выявить свойства соли. Разв-ть умение находить прич.-следственные связи, делать выводы. | Опытно-исследовательская деятельность (ОИД) | Воспитатели | |
15 ноября | ||||
«Какую пользу приносит соль человеку?» | Уточнить представления детей о пользе и вреде для человеческого организма соли. | Беседа | Воспитатели | |
«Соль полезна для того, чтобы ….» | Развиать связную речь детей, знания о функции соли. | Дид.игра (цепочка) | Воспитатели | |
«Волшебные превращения соли» (окрашивание соли гуашью, мелками). | Создать условия для ознакомления со свойствами соли, выявить свойства соли. Разв-ть умение находить прич.-следственные связи, делать выводы. | ОИД | Воспитатели | |
Знакомство с нетрадиционной техникой рисования солью. «Береза в зимнем уборе». | Развивать интерес и любознательность к изображению русской природы через не традиционные техники рисования. Закреплять умение строить композицию рисунка. Развивать эстетическое восприятие, чувство цвета, ритма, композиции; развивать самостоятельность и творческую фантазию. воспитывать эстетическое отношение к природе и её изображению в рисунке, развивать мелкую моторику пальцев, усидчивость. | НОД | Воспитатели | |
«Замерзнет ли солёная вода» (на прогулке ). | Вызывать интерес к исследовательской деятельности, выявить свойства соли. Разв-ть умение находить прич.-следственные связи, делать выводы. | ОЭД | Воспитатели | |
«В солёной воде лёд растворяется быстрее, чем в обычной». | Вызывать интерес к исследовательской деятельности, выявить свойства соли. Разв-ть умение находить прич.-следственные связи, делать выводы. | ОИД | Воспитатели | |
Чеш. нар. сказка «Соль». | Разв-ть умение детей слушать внимательно, прослеживать сюжет произведения, отвечать на вопросы по содерж-ю, Помочь детям понять смысл поступков героев, дать им оценку; разв-ть связную речь детей. | Чтение художественной литературы | Воспитатели | |
16 ноября | ||||
«В какие блюда добавим соль» . | Закрепить свойства соли, названия блюд, пополнить словарный запас детей. | Дид.игра | Воспитатели | |
«Как добывают соль?» | Познакомить с технологией добычи соли, расширить знания детей о мире профессий.
| НОД | Воспитатели | |
Чтение пословиц и поговорок о соли. | Помочь понять смысл пословиц и поговорок, развивать связную речь. | Чтение художественной литературы | Воспитатели | |
«Выращивание кристаллов соли». | Подвести детей к пониманию, что соль кристаллизуется. | ОИД | Воспитатели | |
«Как мама использует соль». | Развивать связную речь, умение составлять небольшой рассказ. | Творческое рассказывание | Воспитатели | |
«Так бывает или нет?». | Развивать внимание, мышление, логику. | Дидактическая игра | Воспитатели | |
«Найди и промолчи». | Учить ориентироваться в пространстве. Воспитывать выдержку, смекалку. | Малоподвижная игра | Воспитатели | |
«Декорирование цветной солью» (соль, акварель). | Стимулировать интерес к созданию творческих работ с использованием соли как материала. | Творческая мастерская |
| |
«Семья.Готовим ужин». | Развивать социальные навыки детей. Умение договариваться, сговариваться на игру, распределять роли, искать адекватные выходы из конфликтных ситуаций. Развивать умение создавать и изменять игровую среду в зависимости от замысла игры. | Сюжетно-ролевая игра | Воспитатели | |
17 ноября | ||||
«Что делать, если нет соли».
| Развивать логику, мышление, связную речь. | Создание пробл.ситуации | Воспитатели | |
«Как соль влияет на рост растений». | Вызывать интерес к исследовательской деятельности, выявить как соль влияет на рост растений. Развивать умение находить причинно-следственные связи, делать выводы. | ОЭД | Воспитатели | |
«Слова- друзья». | Развивать умение подбирать рифмы к словам. | дидактическая игра | Воспитатели | |
Лепка «Цветы для любимой мамочки». | Учить лепить цветы из соленого теста, используя различные приемы: раскатывание теста между ладонями, оттягивание мелких деталей, соединение мелких частей путем прижимания и сглаживания мест соединения. Закреплять знания о строении цветов. Развивать мелкую моторику рук. Вызывать желание дополнять созданное изображение деталями, украшать стекой. Развивать творческий интерес. | НОД | Воспитатели | |
«Как из соленой воды добыть питьевую воду?». | Вызывать интерес к исследовательской деятельности. Способствовать ознакомлению детей с процессом конденсации; познакомить с процессом очистки воды от соли. Разв-ть умение находить прич.-следственные связи, выдвигать гипотезы, делать выводы. | ОЭД | Воспитатели | |
«Что может произойти" | Развивать воображение, закреплять умение заканчивать предложение, умение слушать друг друга. | Дидактическая игра- цепочка. | Воспитатели | |
Словенская народная сказка «Соль дороже золота». | Формировать эмоциональное отношение к литературным произведениям. Развивать умение детей слушать внимательно, прослеживать сюжет произведения, отвечать на вопросы по содержанию, развивать связную речь.
| Чтение художественной литературы | Воспитатели | |
18 ноября | ||||
«Бывает – не бывает». | Развивать логическое мышление, понимание значения обобщающих слов. | Дидактическая игра | Воспитатели | |
«Соль нужна для того, чтобы ….» | Развивать связную речь детей, знания о функции, применении соли. | Дидактическая игра | Воспитатели | |
«Обитатели морей и океанов». | Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов): их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей. Активизировать познавательную деятельность: воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей. Обогащать и активизировать словарь детей. Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы. | НОД | Воспитатели | |
Рисование: «Снежинка». | Продолжать знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование клеем и солью, развивать видение художественного образа, формировать чувство композиции; закреплять знание цветов; расширять знания детей о явлениях природы, учить детей рассуждать. Развивать, мелкую моторику рук, внимание и мышление. Воспитывать интерес к изучению природы, любовь и бережное отношение к ней. | НОД | Воспитатели | |
«Подводная лодка из яйца». | Подвести детей к пониманию, что соленая вода тяжелее пресной. | ОЭД | Воспитатели | |
Румынская сказка «Соль в кушанье». | Вызывать интерес к сказкам. Развивать умение детей слушать внимательно, прослеживать сюжет произведения, отвечать на вопросы по содержанию, развивать связную речь. | Чтение художественной литературы | Воспитатели | |
III. Итогово — аналитический (обобщающий) этап
| ||||
«15 поразительных развивающих опытов для детей в домашних условиях» | Вызвать интерес к ОИД. Привлечь родителей к ОИД совместно с детьми. | Создание буклета | Воспитатели | |
«Эта удивительная соль». | Создание картотеки опытов и экспериментов. | Воспитатели | ||
«В царстве королевы Соль». | Формировать у детей интерес к изобразительной деятельности через нетрадиционные техники рисования. Развить чувство красоты, художественного вкуса, творческого воображения, фантазии.
| Выставка детских работ | Воспитатели, родители, дети |
Используемая литература:
- Веракса Н. Е., Комарова Т. Основная образовательная программа дошкольного образования "От рождения до школы". ФГОС, 2016 г.
- Детская энциклопедия «Всё обо всём».
- Дыбина О. В. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и экспери-менты для дошкольников. Москва. Творческий центр Сфера. 2007
- Куликовская И. Э., Совгир Н. Н. Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст. — М. : Педагогическое общество России, 2003.
- Тугушева Г. П., Чистякова А. Е. Экспериментальная деятельность де-тей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое посо-бие. — СПб. : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007.
- Павлова Л.Ю. Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром. Для занятий с детьми 4-7 лет. Методическое пособие. ФГОС, 2016 г.
- Малоподвижные игры и игровые упражнения. Для занятий с детьми 3-7 лет. Методическое пособие. ФГОС, 2016 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект "Удивительная соль"
Название проекта Удивительная сольВозраст детей Старший дошкольный возраст 6-7 летТип проекта...
Исследовательский проект«Удивительная соль»
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи меня», то другой как бы говорит...
Проект "Удивительная соль"
Актуальность нашей работы заключается в том,чтобы находить интересное и необычное рядом, в доступных для наблюдения и изучения предметах....
Исследовательский проект "Удивительная соль"
Сегодня мы часто сталкиваемся с тем, что ребёнок уже в 4 года говорит: «Я не умею, я не могу». Причём, если один в эти слова вкладывает смысл «научи...
Исследовательский проект «Удивительная соль»
В детском экспериментировании наиболее мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получения новых знаний, сведений.Для детей дошкольного возраста экспериментирование, наравне...
Проект "Удивительная соль"
Проект «Эта удивительная соль»Цель проекта: Создание условий для формирования представлений детей о соли и её свойствах через исследовательскую деятельность.Задачи:Выяснить: что такое соль...
Исследовательский проект "Удивительная соль"
Проведение с детьми "Опыты с солью"...