ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»
проект

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

 

«Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЦЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЮГОРКА» ГОРОДА ПОКАЧИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

«Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»

г. Покачи 2019

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В МАДОУ ДСКВ «Югорка» города Покачи функционирует группа комбинированной направленности, эту группу посещает ребенок после кохлеарной имплантации (КИ).

         Ребенок  имеет определенные различия, которые характеризуются рядом факторов: условиями овладения словесной речью, доминированием способов восприятия речи, возможностями общения с окружающими, и соответственно она нуждается  в особых условиях развития и воспитания.

Психолого-педагогическая помощь ребенку, перенёсшим операцию кохлеарной имплантации, с раннего возраста включает комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром. В МАДОУ ДСКВ «Югорка» психолого-педагогическая помощь представляет  собой сложную многокомпонентную систему.

Разработана модель психолого-педагогической помощи детям, перенёсшим операцию кохлеарной имплантации. Используются инновационные коррекционно - реабилитационные технологии в процессе сопровождения детей после кохлеарной имплантации.

Проблема создания специальных условий и обеспечения интеграции среды детей с кохлеарными имплантами способствует разработке и внедрению новых образовательных технологий, позволяющих ввести ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду не иждивенцем, а на самом деле ее полноценным и полноправным членом.

Главной целью психолого-педагогической поддержки в первые 6 - 12 месяцев использования кохлеарных имплантов является развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом и слухового контроля собственной речи.

Реабилитация ребенка, перенёсшего операцию по КИ проводится в условиях учреждения, располагающего всеми видами коррекционно-развивающих технологий, высококвалифицированными кадрами, имеющего хорошо налаженную связь с другими учреждениями, осуществляется преемственность в проведении реабилитационных мероприятий.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения» разработан творческой группой  МАДОУ ДСКВ «Югорка»

Тип проекта:

  • практико-ориентированный;
  • долгосрочный (5 лет).

Образовательные области в соответствии с ФГОС ДО:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное» развитие».

Участники проекта:

заведующий, заместитель заведующего, учителя - дефектологи, воспитатели, обучающиеся групп комбинированной направленности для детей с нарушением слуха (слабослышащие, глухие), педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО, родители (законные представители).

Формы работы по проекту:

  • индивидуальные коррекционные занятия;
  • фронтальные занятия;
  • -  занятия по подгруппам;
  • -  консультативно-педагогическая деятельность с родителями.

О проблеме проекта:

 В последние годы кохлеарная имплантация, как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей, всё шире внедряется в России. Растет удельный вес детей раннего возраста, которые относятся к одной из наиболее перспективных категорий кандидатов на кохлеарную имплантацию. Это связано с особой важностью первых 3-х лет жизни ребенка для развития слухоречевых и речедвигательных центров мозга.

Существуют определённые трудности обучения детей с кохлеарной имплантацией:

 -   проблемы слухоречевой памяти, когда ребенок слышит, но не понимает;

 -   ребенок повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый словом, хотя оно ему знакомо;

 -   ребёнок с трудом запоминает последовательность из нескольких слов или звуков;

 -  у детей встречаются нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания; -   наблюдается высокая утомляемость ребёнка при слуховой нагрузке.

В содержании проекта нами выделена следующая цель: обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка после операции кохлеарной имплантации в образовательном процессе дошкольного учреждения и в социуме нормально слышащих сверстников.

 Задачами являются:

Стимуляция развития слухового восприятия;

Активизация слухового внимания и памяти;

Развитие голосовой активности;

 Расширение активного и пассивного словарного запаса;

Формирование фразовой речи;

 Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей с кохлеарными имплантами;

Активизация взаимодействия с родителями воспитанников с КИ.

Одним из значимых аспектов государственной политики в сфере дошкольного образования является реализация права на образование детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов.

 Актуальность представляемого проекта обусловлена наличием противоречий между сложившимся пониманием принципов периодизации детского развития и их переносом на построение образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же отсутствием концептуального осмысления специфики построения образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте и необходимостью выявить и обосновать особенности и тенденции проектирования технологии обучения детей с ОВЗ с учетом ФГОС ДО.

За последнее десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает глухим детям слух, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта они понимают окружающих. На сегодняшний день ребенок с имплантом посещает группу  комбинированной направленности детского сада, чтобы находится в среде говорящих и интегрироваться в обществе. Но имплант - это лишь начало пути восстановления, важно в этот период оказать ребенку профессиональную помощь специалистов.

Нормативно-правовые документы, гарантирующие равные права на образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.

 1. Декларация о правах ребенка (принята 20 ноября 1959 г.)

 2. Конвенция ООН о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г., ратифицирована 13 июня 1990 г.).

 3. Декларация ООН о правах инвалидов (принята 9 декабря 1975 г.).

4. Федеральный закон о социальной защите инвалидов №181-Ф3 от 24.11.1995г. с     изменениями 4 января 1999 г.

 5. Федеральный закон РФ от 29.12.2013 года № 273 «Об образовании в РФ»

 6. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок    организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.

 7. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

8. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).

9. Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»

 Гипотеза проекта.

Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей с КИ, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.

 Ресурсное обеспечение проекта.

Программно-методическое обеспечение:

образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 с учетом программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста (Носкова Л.П., Головчиц Л.А. и др., 1991);

 «Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей после КИ» Зонтовой О.В. под редакцией И. В. Королёвой, г.СанктПетербург, НИИ уха, горла, носа и речи.

Материально-техническое обеспечение:

  • кабинет учителя-дефектолога: звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «МЕЛИТА», аудиотренажёр «Фонатор», дидактический материал, методические пособия;
  • группы комбинирующей направленности для детей с нарушением слуха (слабослышащие, глухие): развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО;
  •  спортивный зал: физкультурно-спортивное оборудование и тренажёры;
  •  музыкальный зал: мультимедийное оборудование, интерактивная доска;
  • музыкальные инструменты, музыкальный центр;
  •  кабинет педагога-психолога: оборудование для сенсомоторной реабилитации и коррекции, наборы для экспериментирования с песком и водой, сухой бассейн, комплекты обучающих средств для организации воспитательной работы с имплантированными детьми.
  • Научно-методическое обеспечение проекта:
  • Богомильский М-Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. М: Медицина, 1986.
  • Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 г
  • Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Электродное протезирование слуха. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 г.
  • Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов Санкт-Петербург: КАРО, 2011.
  • Пудов В.И., Кузовков В.Е., Зонтова О.В. КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ в вопросах и ответах. - Санкт-Петербург, ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», 2009 г.
  • http://www.istok-cochlear.ru Реабилитация детей в условиях семьи после проведения кохлеарной имплантации
  • Разработанная в МАДОУ ДСКВ «Югорка» модель психолого-педагогической помощи дошкольнику с колерной имплантацией в группе комбинирующей направленности состоит из определения цели, задач, принципов. Помощь осуществляет команда специалистов: врач, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели и семья. Условия оказания помощи детям, перенёсшим операцию кохлеарной имплантации: лечебно-оздоровительная служба, связь с сурдологическим центром, ЦПМПК, коррекционно- развивающая служба ДОУ, психолого- педагогическое сопровождение, материально-техническое обеспечение.
  • Мы предполагаем, что в результате реализации проекта будут достигнута положительная динамика по следующим направлениям:
  • Развитие слуха и речи у ребёнка с КИ, имплантированного в раннем возрасте и подготовка его к обучению в массовой школе;
  • Расширение механизмов адаптации детей с КИ в социуме, обусловленной трудностями отражения окружающего в условиях депривации;
  • Расширение социального опыта детей с КИ, их контактов со слышащими сверстниками;
  • Активизация позиции родителей как участников процесса реабилитации (абилитации) ребенка после КИ.

 «Современные методы обучению речи глухих детей с КИ в условиях ДОУ». 

Для детей после кохлеарной имплантации выделяют этапы и сроки реабилитации:

1) начальный - развитие слухового и слухо-зрительного восприятия с КИ (3-12 недель);

2) основной - развитие слухового и слухо-речевого восприятия (6-18 месяцев);

 3) языковой – развитие восприятия речи и собственной речи и развитие понимания  связной речи и сложных текстов (5 и более лет);

На начальном этапе работа педагогов направлена на: обнаружение звука; локализацию источника звука в пространстве; выработку условно-двигательной реакции на звук; имитацию отдельных звуков речи, слов; формирование усидчивости навыка прислушивания

На основном этапе особое внимание уделяется: различению речевых и неречевых звуков; различению и опознаванию неречевых звуков; различению и опознаванию различных речевых сигналов (фонем, слов);

формированию устойчивых связей между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом/явлением.

На заключительном языковом этапе основная работа направлена на различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов

(фонем, слов, фраз);

 овладение значение слов и накопление импрессивного словаря;

овладение правилами морфологии и синтаксиса;

 формирование способности строить высказывание из нескольких слов, накопление экспрессивного словаря;

формирование связной речи, позволяющей детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, петь песни; - восприятие на слух текстов и заданий к ним.

 Мероприятия по реализации проекта на начальном этапе включают три направления:

 Работа с детьми:

 - достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии;

-вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками;

 - вызывание у ребенка мотивации пользования голосом для общения.

Работа с педагогами:

- развитие у ребенка начальных навыков слушания и пользования голосом для общения во время занятий и в течении всего дня.

Работа с родителями:

 Обучение родителей:

контролю за работой имплантата, состояния слуха ребенка с КИ;

естественному речевому общению с ребёнком, способствующему развитию у него слуха и речи;

Мероприятия по реализации проекта на основном этапе

Работа с детьми:

 - формирование у ребенка умения адекватно оценивать свои ощущения;

 - слуховой контроль голоса слухо-артикуляторная координация;

- способность ребенка повторить простое слово на слух.

Работа с педагогами:

                 - формирование у ребенка умения адекватно оценивать свои ощущения;

 - слуховой контроль голоса слухо-артикуляторная координация;        

 - способность ребенка повторить простое слово на слух.

 Работа с родителями:

 - накопление опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки;

 - развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков.

Мероприятия по реализации проекта на языковом этапе

Работа с детьми:

 - овладение основными компонентами языковой системы и устной речи как средство общения и познания;

 - дальнейшее совершенствование слухоречевого восприятия и произносительных навыков.

 Работа с педагогами:

- развитие слухоречевой памяти, грамматической системы;

- развитие диалогической речи, связной речи;

-\совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи.

           -  развитие навыков чтения и понимания прочитанного.

Работа с родителями:

- обучение родителей развитию у ребенка коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств в процессе ежедневных дел.

 

Основное условие для обучения детей с кохлеарной имплантацией создание речевой среды, в которой ребенок имеет возможность, необходимость и потребность слушать и общаться речью. В нашем ДОУ создана слухоречевая среда для эффективного общения детей с КИ в режимные моменты с нормально слышащими сверстниками и взрослыми, что способствует спонтанному развитию слуха и речи.

Учителя-дефектологи применяют фонетическую ритмику, которая помогает моделировать устное выражение, особенно ее фонетические и просодические параметры; театральную драматизацию, развивающую речевое выражение выученных и телесно отработанных вербальных понятий. Фонетическая ритмика создает оптимальный путь к хорошему слушанию и речи, особенно, когда другими действиями не добиться желаемого результата. Стимуляцию используем как в групповой, так и в индивидуальной работе. Педагогами используются технологии сенсорной коррекции, способствующие развитию и взаимодействию всех сенсорных каналов ребенка: развитие зрительного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие тактильных ощущений и моторики (рук и ног); развитие вестибулярного аппарата.

Реабилитация ребенка, перенёсшего операцию КИ проводиться в условиях учреждения, располагающего всеми видами коррекционно-развивающих технологий, высококвалифицированными кадрами, имеющего хорошо налаженную связь с другими учреждениями, осуществляя преемственность в проведении реабилитационных мероприятий.

Направления работы воспитателей и узких специалистов по коррекции развития ребенка с кохлеарным имплантом

Направления

работы

УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД

ВОСПИТАТЕЛИ

МУЗЫКАЛЬНЫЙ    РУКОВОДИТЕЛЬ

ПЕДАГОГ-

ПСИХОЛОГ

ИНСТРУКТОР ПО
ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Развитие мелкой

моторики

Шшнуровка, пальчиковая гимнастика.

Обводка шаблонов

и трафаретов, букв.

Дактиль

Пальчиковый театр

Мозаика

Конструирование.

Ручной труд

Игры с мелким природным материалом

Дидактические игры

Игра на детских муз. инструментах.

Танцевальные движения

Ритмопластика

Фонетическая ритмика

Элементы мышечной релаксации

Упражнения с мелкими предметами

Упр. на профилактику сколиоза и плоскостопия

Развитие

слухового восприятия

Создание слухо-речевой среды

Слушание бытовых звуков,

Игровая аудиометрия

Использование шумовых, звучащих игрушек, инструментов

Произношение с экраном

и без экрана

Упр. на опознавание и распознавание звуковых сигналов, речевого материала

Создание слухо-речевой среды

Тактильно-вибрационное восприятие

Упр. на опознавание и распознавание звуковых сигналов, речевого материала

Тактильно-вибрационное слушание музыки,

Игра на детских муз. инструментах, слушание себя и друг друга,

Игры на различение музыкальных ритмов,

Дид. упр. «Угадай на чём  играю» - развитие тембрового слуха.

Дидактические игры: «Угадай чей голос?»,

« Тихо-громко»,  «Угадай, где звучит»,

Слушание музыки различного характера для релаксации

Музыкально-ритмические движения

Различные движения под звучание шумовых муз.инструментов

Прислушивание к  командам, инструкциям

Развитие

артикуляционного

аппарата

Упражнения с зеркалом

Артикуляционная гимнастика

Массаж артикуляционного аппарата.

Фонетическая ритмика

Упражнения – подражания

Тактильно-вибрационное восприятие

Артикуляционная гимнастика

Упражнения с зеркалом

Фонетическая ритмика

Упражнения - подражания

Тактильно-вибрационное слушание музыки, «подпевание»,

Игра «Делай как я»,

Фонетическая ритмика,

Песенки со звукоподражаниями

Игры-дразнилки

Упр. на отработку правильного дыхания «Насос»,

«Шторм в стакане»

Слухо-зрительное восприятие

Фонетическая ритмика

Глобальное чтение слов по табличкам

Соотнесение написания, произношения, изображения, действия, предмета

Использование кубиков с различным наполнением со слогами, буквами

Чтение по губам

Дид.упр. «Звук и буква»

Тактильно-вибрационное восприятие

Сюжетно-ролевые игры,

Чтение по табличкам,

Фонетическая ритмика

Чтение по губам

Дид.упр. «Звук и буква»

Тактильно-вибрационное восприятие

Тактильно-вибрационное восприятие,

Муз.-ритм. упр с музыкальными инструментами,

Использование табличек

Использование музыки, мульти-медиа системы для просмотра слайдов, иллюстраций направленных на создание благоприятного эмоционального состояния, взаимоотношений в коллективе,

Использование табличек

Использование табличек, жестов, указательных знаков, иллюстраций, четкие короткие указания, команды

Обучение произношению

Голосовые упражнения

Дыхательные упражнения

Фонетическая ритмика

«Чтение» альбома звукоподражаний

Упр. по обучению изменению силы, высоты голоса, долготы  слитности звучания, темпа произнесению  

Пополнение  активного и пассивного словаря

Голосовые упражнения

Дыхательные упражнения

Фонетическая ритмика

«Чтение» альбома звукоподражаний

Пополнение  активного и пассивного словаря

Участие в драматизации,

Подпевание

Фонетическая ритмика,

Дид.упр. «Как я»

Фонетическая ритмика,

Совместное проговаривание,

Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия

Глобальное чтение слов, использование табличек

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Дай такой»,

 «Чего не стало»,

 игры на классификацию,

Упр. на соотношение предмета, изображения, названия на табличке и произношения,

Использование пиктограмм

Глобальное чтение слов, использование табличек

Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры»

Рассматривание иллюстраций к сказкам с последовательно-развивающимся сюжетом (н-р, «Репка»),

Глобальное чтение, Использование условных обозначений

Создание фотоальбомов, коллекций,

Совместные поделки, макеты

Муз-ритм. игры

«Делай как я»,

Дидактические игры  «Что изменилось?»,

«Чьё это?»,

 «Найди пару»

Игры на классификацию,

Пазлы, пирамидки

Создание и использование пиктограмм

Игры на развитие эмоций

Выполнение движений по схемам, пиктограммам

Подвижные игры с правилами, игры на подражание действиям, движениям.

Кинезиологические упражнения

Результативность реабилитации глухих детей с кохлеарной имплантацией.

Использование в практической деятельности разнообразных технологии даёт положительный результат. 

В 2019 году решением ПМПк в ДОУ направлен 1 ребенок: с нарушением слуха в группу комбинированной направленности. Разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Программа предназначена для слабослышащих и позднооглохших детей от 5 до 8 лет.

В марте 2021 года была проведена операция по имплантации аудиопротеза, установили аппарат.

Ребенка после консультации с родителями оставили в этой же группе. Внесли изменениям в индивидуальный образовательный маршрут.

Специалистами уделяется максимальное внимание развитию слухового восприятия (как на индивидуальных занятиях, так и в условиях работы со всей группой). Специальные жесты, которыми пользуются глухие, детям с КИ не нужны. В работе воспитатели, учитель- логопед, учитель- дефектолог и педагог-психолог используют фонетическую ритмику для кохлярной инплантации. Отличительная черта реабилитационных занятий с таким ребенком — игровая форма видов деятельности.

Вывод:

В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением разнообразных методов и приемов,  у ребенка с КИ наблюдается  положительная динамика в слухоречевом развитии. Динамика может быть не всегда высока, но она всегда положительна. При условии сохранного интеллекта, формирование речи после КИ идёт по этапам  развития речи,  ребенок естественным образом  накапливает активный и пассивный словарь, овладевает грамматическими навыками и навыками связной речи. Хорошая реабилитация – залог качественного обучения. Качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации!

 В планах на 2021-2022 учебный год разработка адаптированной основной образовательной программы для детей перенесших операцию по кохлеарной имплантации с учетом рекомендаций ПМПК.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.

Программа, направленная на улучшение адаптации детей, вновь пришедших в ДОУ после летних каникул и тех, кто в первый раз пришел в группу. Цель - сплотить ребят, выработать  (или вспомнить) правил...

"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"

В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ....

Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»

Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ,  законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае...

Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения группы "Колобок"

Отчет о периоде адаптации детей раннего возраста к детскому саду...

Обучение и воспитание детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы компенсирующей направленности.

Дети с КИ проходят длительную реабилитацию. Им необходима речевая среда не только дома, но и в учебном заведении. Они нуждаются в особых условиях и индивидуальном подходе. Как обеспечить все это в дош...

Технология обучения детей после кохлеарной имплантации в условиях ДОУ

Консультация для педгогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации...

Воспитание и обучение детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы общеразвивающей направленности

Особенности воспитания  детей с КИ и работы воспитателей над развитием речи в условиях группы общеразвивающей направленности....