ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»
проект
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»
Скачать:
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЦЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЮГОРКА» ГОРОДА ПОКАЧИ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения» |
г. Покачи 2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В МАДОУ ДСКВ «Югорка» города Покачи функционирует группа комбинированной направленности, эту группу посещает ребенок после кохлеарной имплантации (КИ).
Ребенок имеет определенные различия, которые характеризуются рядом факторов: условиями овладения словесной речью, доминированием способов восприятия речи, возможностями общения с окружающими, и соответственно она нуждается в особых условиях развития и воспитания.
Психолого-педагогическая помощь ребенку, перенёсшим операцию кохлеарной имплантации, с раннего возраста включает комплекс диагностических, коррекционно-развивающих и организационно-методических мероприятий, направленных на создание оптимальных условий психического и социального развития ребёнка раннего возраста с нарушениями развития, стимуляцию его потенциальных возможностей в процессе специально организованного взаимодействия ребёнка с родителями и окружающим миром. В МАДОУ ДСКВ «Югорка» психолого-педагогическая помощь представляет собой сложную многокомпонентную систему.
Разработана модель психолого-педагогической помощи детям, перенёсшим операцию кохлеарной имплантации. Используются инновационные коррекционно - реабилитационные технологии в процессе сопровождения детей после кохлеарной имплантации.
Проблема создания специальных условий и обеспечения интеграции среды детей с кохлеарными имплантами способствует разработке и внедрению новых образовательных технологий, позволяющих ввести ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду не иждивенцем, а на самом деле ее полноценным и полноправным членом.
Главной целью психолого-педагогической поддержки в первые 6 - 12 месяцев использования кохлеарных имплантов является развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом и слухового контроля собственной речи.
Реабилитация ребенка, перенёсшего операцию по КИ проводится в условиях учреждения, располагающего всеми видами коррекционно-развивающих технологий, высококвалифицированными кадрами, имеющего хорошо налаженную связь с другими учреждениями, осуществляется преемственность в проведении реабилитационных мероприятий.
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения» разработан творческой группой МАДОУ ДСКВ «Югорка»
Тип проекта:
- практико-ориентированный;
- долгосрочный (5 лет).
Образовательные области в соответствии с ФГОС ДО:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное» развитие».
Участники проекта:
заведующий, заместитель заведующего, учителя - дефектологи, воспитатели, обучающиеся групп комбинированной направленности для детей с нарушением слуха (слабослышащие, глухие), педагог-психолог, музыкальный руководитель, воспитатель по ФИЗО, родители (законные представители).
Формы работы по проекту:
- индивидуальные коррекционные занятия;
- фронтальные занятия;
- - занятия по подгруппам;
- - консультативно-педагогическая деятельность с родителями.
О проблеме проекта:
В последние годы кохлеарная имплантация, как высокоэффективный метод реабилитации глухих детей, всё шире внедряется в России. Растет удельный вес детей раннего возраста, которые относятся к одной из наиболее перспективных категорий кандидатов на кохлеарную имплантацию. Это связано с особой важностью первых 3-х лет жизни ребенка для развития слухоречевых и речедвигательных центров мозга.
Существуют определённые трудности обучения детей с кохлеарной имплантацией:
- проблемы слухоречевой памяти, когда ребенок слышит, но не понимает;
- ребенок повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый словом, хотя оно ему знакомо;
- ребёнок с трудом запоминает последовательность из нескольких слов или звуков;
- у детей встречаются нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания; - наблюдается высокая утомляемость ребёнка при слуховой нагрузке.
В содержании проекта нами выделена следующая цель: обеспечить психолого-педагогическое сопровождение ребенка после операции кохлеарной имплантации в образовательном процессе дошкольного учреждения и в социуме нормально слышащих сверстников.
Задачами являются:
Стимуляция развития слухового восприятия;
Активизация слухового внимания и памяти;
Развитие голосовой активности;
Расширение активного и пассивного словарного запаса;
Формирование фразовой речи;
Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей с кохлеарными имплантами;
Активизация взаимодействия с родителями воспитанников с КИ.
Одним из значимых аспектов государственной политики в сфере дошкольного образования является реализация права на образование детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья. Эта проблема приобретает особую актуальность в связи с ратификацией Российской Федерацией Конвенции о правах инвалидов.
Актуальность представляемого проекта обусловлена наличием противоречий между сложившимся пониманием принципов периодизации детского развития и их переносом на построение образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, а так же отсутствием концептуального осмысления специфики построения образовательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья в раннем и дошкольном возрасте и необходимостью выявить и обосновать особенности и тенденции проектирования технологии обучения детей с ОВЗ с учетом ФГОС ДО.
За последнее десятилетие кохлеарная имплантация открыла широчайшие возможности для полноценного речевого развития и комфортной жизни слабослышащих и глухих детей. Эта операция не восстанавливает глухим детям слух, но расширяет восприятие речи так, что с помощью импланта они понимают окружающих. На сегодняшний день ребенок с имплантом посещает группу комбинированной направленности детского сада, чтобы находится в среде говорящих и интегрироваться в обществе. Но имплант - это лишь начало пути восстановления, важно в этот период оказать ребенку профессиональную помощь специалистов.
Нормативно-правовые документы, гарантирующие равные права на образование детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
1. Декларация о правах ребенка (принята 20 ноября 1959 г.)
2. Конвенция ООН о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г., ратифицирована 13 июня 1990 г.).
3. Декларация ООН о правах инвалидов (принята 9 декабря 1975 г.).
4. Федеральный закон о социальной защите инвалидов №181-Ф3 от 24.11.1995г. с изменениями 4 января 1999 г.
5. Федеральный закон РФ от 29.12.2013 года № 273 «Об образовании в РФ»
6. Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
7. Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
8. Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями).
9. Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Гипотеза проекта.
Если реализовать план работы по проекту, то возможно развитие познавательной активности у детей с КИ, формирование адекватной самооценки, повышение их коммуникативных возможностей, развитие активности, инициативности, самостоятельности.
Ресурсное обеспечение проекта.
Программно-методическое обеспечение:
образовательная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО, утвержденными приказом Минобрнауки РФ от 17.10.2013 №1155 с учетом программы для специальных дошкольных учреждений «Воспитание и обучение слабослышащих детей дошкольного возраста (Носкова Л.П., Головчиц Л.А. и др., 1991);
«Методические рекомендации по развитию слухового восприятия детей после КИ» Зонтовой О.В. под редакцией И. В. Королёвой, г.СанктПетербург, НИИ уха, горла, носа и речи.
Материально-техническое обеспечение:
- кабинет учителя-дефектолога: звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования «МЕЛИТА», аудиотренажёр «Фонатор», дидактический материал, методические пособия;
- группы комбинирующей направленности для детей с нарушением слуха (слабослышащие, глухие): развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО;
- спортивный зал: физкультурно-спортивное оборудование и тренажёры;
- музыкальный зал: мультимедийное оборудование, интерактивная доска;
- музыкальные инструменты, музыкальный центр;
- кабинет педагога-психолога: оборудование для сенсомоторной реабилитации и коррекции, наборы для экспериментирования с песком и водой, сухой бассейн, комплекты обучающих средств для организации воспитательной работы с имплантированными детьми.
- Научно-методическое обеспечение проекта:
- Богомильский М-Р., Ремизов А.Н. Кохлеарная имплантация. М: Медицина, 1986.
- Королева И.В. Кохлеарная имплантация и слухоречевая реабилитация глухих детей и взрослых. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 г
- Королева И.В. Кохлеарная имплантация глухих детей и взрослых. Электродное протезирование слуха. - Санкт-Петербург: КАРО, 2009 г.
- Королева И.В., Янн П. Дети с нарушениями слуха. Книга для родителей и педагогов Санкт-Петербург: КАРО, 2011.
- Пудов В.И., Кузовков В.Е., Зонтова О.В. КОХЛЕАРНАЯ ИМПЛАНТАЦИЯ в вопросах и ответах. - Санкт-Петербург, ФГУ «Санкт-Петербургский научно-исследовательский институт уха, горла, носа и речи Федерального агентства по высокотехнологичной медицинской помощи», 2009 г.
- http://www.istok-cochlear.ru Реабилитация детей в условиях семьи после проведения кохлеарной имплантации
- Разработанная в МАДОУ ДСКВ «Югорка» модель психолого-педагогической помощи дошкольнику с колерной имплантацией в группе комбинирующей направленности состоит из определения цели, задач, принципов. Помощь осуществляет команда специалистов: врач, учитель-дефектолог, педагог-психолог, социальный педагог, музыкальный руководитель, воспитатель по физической культуре, воспитатели и семья. Условия оказания помощи детям, перенёсшим операцию кохлеарной имплантации: лечебно-оздоровительная служба, связь с сурдологическим центром, ЦПМПК, коррекционно- развивающая служба ДОУ, психолого- педагогическое сопровождение, материально-техническое обеспечение.
- Мы предполагаем, что в результате реализации проекта будут достигнута положительная динамика по следующим направлениям:
- Развитие слуха и речи у ребёнка с КИ, имплантированного в раннем возрасте и подготовка его к обучению в массовой школе;
- Расширение механизмов адаптации детей с КИ в социуме, обусловленной трудностями отражения окружающего в условиях депривации;
- Расширение социального опыта детей с КИ, их контактов со слышащими сверстниками;
- Активизация позиции родителей как участников процесса реабилитации (абилитации) ребенка после КИ.
«Современные методы обучению речи глухих детей с КИ в условиях ДОУ».
Для детей после кохлеарной имплантации выделяют этапы и сроки реабилитации:
1) начальный - развитие слухового и слухо-зрительного восприятия с КИ (3-12 недель);
2) основной - развитие слухового и слухо-речевого восприятия (6-18 месяцев);
3) языковой – развитие восприятия речи и собственной речи и развитие понимания связной речи и сложных текстов (5 и более лет);
На начальном этапе работа педагогов направлена на: обнаружение звука; локализацию источника звука в пространстве; выработку условно-двигательной реакции на звук; имитацию отдельных звуков речи, слов; формирование усидчивости навыка прислушивания
На основном этапе особое внимание уделяется: различению речевых и неречевых звуков; различению и опознаванию неречевых звуков; различению и опознаванию различных речевых сигналов (фонем, слов);
формированию устойчивых связей между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом/явлением.
На заключительном языковом этапе основная работа направлена на различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов
(фонем, слов, фраз);
овладение значение слов и накопление импрессивного словаря;
овладение правилами морфологии и синтаксиса;
формирование способности строить высказывание из нескольких слов, накопление экспрессивного словаря;
формирование связной речи, позволяющей детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, петь песни; - восприятие на слух текстов и заданий к ним.
Мероприятия по реализации проекта на начальном этапе включают три направления:
Работа с детьми:
- достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии;
-вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками;
- вызывание у ребенка мотивации пользования голосом для общения.
Работа с педагогами:
- развитие у ребенка начальных навыков слушания и пользования голосом для общения во время занятий и в течении всего дня.
Работа с родителями:
Обучение родителей:
контролю за работой имплантата, состояния слуха ребенка с КИ;
естественному речевому общению с ребёнком, способствующему развитию у него слуха и речи;
Мероприятия по реализации проекта на основном этапе
Работа с детьми:
- формирование у ребенка умения адекватно оценивать свои ощущения;
- слуховой контроль голоса слухо-артикуляторная координация;
- способность ребенка повторить простое слово на слух.
Работа с педагогами:
- формирование у ребенка умения адекватно оценивать свои ощущения;
- слуховой контроль голоса слухо-артикуляторная координация;
- способность ребенка повторить простое слово на слух.
Работа с родителями:
- накопление опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки;
- развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков.
Мероприятия по реализации проекта на языковом этапе
Работа с детьми:
- овладение основными компонентами языковой системы и устной речи как средство общения и познания;
- дальнейшее совершенствование слухоречевого восприятия и произносительных навыков.
Работа с педагогами:
- развитие слухоречевой памяти, грамматической системы;
- развитие диалогической речи, связной речи;
-\совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи.
- развитие навыков чтения и понимания прочитанного.
Работа с родителями:
- обучение родителей развитию у ребенка коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств в процессе ежедневных дел.
Основное условие для обучения детей с кохлеарной имплантацией создание речевой среды, в которой ребенок имеет возможность, необходимость и потребность слушать и общаться речью. В нашем ДОУ создана слухоречевая среда для эффективного общения детей с КИ в режимные моменты с нормально слышащими сверстниками и взрослыми, что способствует спонтанному развитию слуха и речи.
Учителя-дефектологи применяют фонетическую ритмику, которая помогает моделировать устное выражение, особенно ее фонетические и просодические параметры; театральную драматизацию, развивающую речевое выражение выученных и телесно отработанных вербальных понятий. Фонетическая ритмика создает оптимальный путь к хорошему слушанию и речи, особенно, когда другими действиями не добиться желаемого результата. Стимуляцию используем как в групповой, так и в индивидуальной работе. Педагогами используются технологии сенсорной коррекции, способствующие развитию и взаимодействию всех сенсорных каналов ребенка: развитие зрительного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие тактильных ощущений и моторики (рук и ног); развитие вестибулярного аппарата.
Реабилитация ребенка, перенёсшего операцию КИ проводиться в условиях учреждения, располагающего всеми видами коррекционно-развивающих технологий, высококвалифицированными кадрами, имеющего хорошо налаженную связь с другими учреждениями, осуществляя преемственность в проведении реабилитационных мероприятий.
Направления работы воспитателей и узких специалистов по коррекции развития ребенка с кохлеарным имплантом
Направления работы | УЧИТЕЛЬ-ЛОГОПЕД | ВОСПИТАТЕЛИ | МУЗЫКАЛЬНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ | ПЕДАГОГ- ПСИХОЛОГ | ИНСТРУКТОР ПО |
Развитие мелкой моторики | Шшнуровка, пальчиковая гимнастика. Обводка шаблонов и трафаретов, букв. Дактиль | Пальчиковый театр Мозаика Конструирование. Ручной труд Игры с мелким природным материалом Дидактические игры | Игра на детских муз. инструментах. Танцевальные движения Ритмопластика Фонетическая ритмика | Элементы мышечной релаксации | Упражнения с мелкими предметами Упр. на профилактику сколиоза и плоскостопия |
Развитие слухового восприятия | Создание слухо-речевой среды Слушание бытовых звуков, Игровая аудиометрия Использование шумовых, звучащих игрушек, инструментов Произношение с экраном и без экрана Упр. на опознавание и распознавание звуковых сигналов, речевого материала | Создание слухо-речевой среды Тактильно-вибрационное восприятие Упр. на опознавание и распознавание звуковых сигналов, речевого материала | Тактильно-вибрационное слушание музыки, Игра на детских муз. инструментах, слушание себя и друг друга, Игры на различение музыкальных ритмов, Дид. упр. «Угадай на чём играю» - развитие тембрового слуха. | Дидактические игры: «Угадай чей голос?», « Тихо-громко», «Угадай, где звучит», Слушание музыки различного характера для релаксации | Музыкально-ритмические движения Различные движения под звучание шумовых муз.инструментов Прислушивание к командам, инструкциям |
Развитие артикуляционного аппарата | Упражнения с зеркалом Артикуляционная гимнастика Массаж артикуляционного аппарата. Фонетическая ритмика Упражнения – подражания Тактильно-вибрационное восприятие | Артикуляционная гимнастика Упражнения с зеркалом Фонетическая ритмика Упражнения - подражания | Тактильно-вибрационное слушание музыки, «подпевание», Игра «Делай как я», Фонетическая ритмика, Песенки со звукоподражаниями | Игры-дразнилки | Упр. на отработку правильного дыхания «Насос», «Шторм в стакане» |
Слухо-зрительное восприятие | Фонетическая ритмика Глобальное чтение слов по табличкам Соотнесение написания, произношения, изображения, действия, предмета Использование кубиков с различным наполнением со слогами, буквами Чтение по губам Дид.упр. «Звук и буква» Тактильно-вибрационное восприятие | Сюжетно-ролевые игры, Чтение по табличкам, Фонетическая ритмика Чтение по губам Дид.упр. «Звук и буква» Тактильно-вибрационное восприятие | Тактильно-вибрационное восприятие, Муз.-ритм. упр с музыкальными инструментами, Использование табличек | Использование музыки, мульти-медиа системы для просмотра слайдов, иллюстраций направленных на создание благоприятного эмоционального состояния, взаимоотношений в коллективе, Использование табличек | Использование табличек, жестов, указательных знаков, иллюстраций, четкие короткие указания, команды |
Обучение произношению | Голосовые упражнения Дыхательные упражнения Фонетическая ритмика «Чтение» альбома звукоподражаний Упр. по обучению изменению силы, высоты голоса, долготы слитности звучания, темпа произнесению Пополнение активного и пассивного словаря | Голосовые упражнения Дыхательные упражнения Фонетическая ритмика «Чтение» альбома звукоподражаний Пополнение активного и пассивного словаря | Участие в драматизации, Подпевание | Фонетическая ритмика, Дид.упр. «Как я» | Фонетическая ритмика, Совместное проговаривание, |
Развитие мышления, памяти, внимания, восприятия | Глобальное чтение слов, использование табличек Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Разрезные картинки», «Дай такой», «Чего не стало», игры на классификацию, Упр. на соотношение предмета, изображения, названия на табличке и произношения, Использование пиктограмм | Глобальное чтение слов, использование табличек Дидактические игры «Чудесный мешочек», «Найди пару», «Геометрические фигуры» Рассматривание иллюстраций к сказкам с последовательно-развивающимся сюжетом (н-р, «Репка»), Глобальное чтение, Использование условных обозначений Создание фотоальбомов, коллекций, Совместные поделки, макеты | Муз-ритм. игры «Делай как я», | Дидактические игры «Что изменилось?», «Чьё это?», «Найди пару» Игры на классификацию, Пазлы, пирамидки Создание и использование пиктограмм Игры на развитие эмоций | Выполнение движений по схемам, пиктограммам Подвижные игры с правилами, игры на подражание действиям, движениям. Кинезиологические упражнения |
Результативность реабилитации глухих детей с кохлеарной имплантацией.
Использование в практической деятельности разнообразных технологии даёт положительный результат.
В 2019 году решением ПМПк в ДОУ направлен 1 ребенок: с нарушением слуха в группу комбинированной направленности. Разработана адаптированная образовательная программа дошкольного образования для слабослышащих и позднооглохших детей. Программа предназначена для слабослышащих и позднооглохших детей от 5 до 8 лет.
В марте 2021 года была проведена операция по имплантации аудиопротеза, установили аппарат.
Ребенка после консультации с родителями оставили в этой же группе. Внесли изменениям в индивидуальный образовательный маршрут.
Специалистами уделяется максимальное внимание развитию слухового восприятия (как на индивидуальных занятиях, так и в условиях работы со всей группой). Специальные жесты, которыми пользуются глухие, детям с КИ не нужны. В работе воспитатели, учитель- логопед, учитель- дефектолог и педагог-психолог используют фонетическую ритмику для кохлярной инплантации. Отличительная черта реабилитационных занятий с таким ребенком — игровая форма видов деятельности.
Вывод:
В условиях специально организованного процесса реабилитации с применением разнообразных методов и приемов, у ребенка с КИ наблюдается положительная динамика в слухоречевом развитии. Динамика может быть не всегда высока, но она всегда положительна. При условии сохранного интеллекта, формирование речи после КИ идёт по этапам развития речи, ребенок естественным образом накапливает активный и пассивный словарь, овладевает грамматическими навыками и навыками связной речи. Хорошая реабилитация – залог качественного обучения. Качественное обучение – путь к полноценной интеграции и социализации!
В планах на 2021-2022 учебный год разработка адаптированной основной образовательной программы для детей перенесших операцию по кохлеарной имплантации с учетом рекомендаций ПМПК.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тренинговая программа адаптации детей 3 – 6 лет к условиям дошкольного учреждения.
Программа, направленная на улучшение адаптации детей, вновь пришедших в ДОУ после летних каникул и тех, кто в первый раз пришел в группу. Цель - сплотить ребят, выработать (или вспомнить) правил...
"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"
В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ....
Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае...
Отчет о периоде адаптации детей 1 младшей группы к условиям дошкольного учреждения группы "Колобок"
Отчет о периоде адаптации детей раннего возраста к детскому саду...
Обучение и воспитание детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы компенсирующей направленности.
Дети с КИ проходят длительную реабилитацию. Им необходима речевая среда не только дома, но и в учебном заведении. Они нуждаются в особых условиях и индивидуальном подходе. Как обеспечить все это в дош...
Технология обучения детей после кохлеарной имплантации в условиях ДОУ
Консультация для педгогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации...
Воспитание и обучение детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы общеразвивающей направленности
Особенности воспитания детей с КИ и работы воспитателей над развитием речи в условиях группы общеразвивающей направленности....