Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения»
рабочая программа (старшая группа) на тему
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 07.10.2013 N 64-ЗС, «Международной конвенция о правах ребёнка», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011г, письмом Министерства РФ «О подготовке детей к школе» от 22.06.97 №990/14-15 , письмом министерства общего и профессионального образования «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования» от 7 января 1999 г. n 70/23-16 , «Образовательной программы МБДОУ». , Уставом МБДОУ « Детский сад №____».
В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ и требованиями САНПиНа, в частности Полозовой Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005, а также программамой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_na_logopunkte.doc | 243 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД №_____» |
Рабочая программа учителя-логопеда «Формирование звуковой стороны речи у детей 5-7 лет в условиях дошкольного учреждения» |
[Введите подзаголовок документа] |
Учитель-логопед Кулакова Л.Л. |
[Выберите дату] |
г.Барнаул,2014 |
Содержание
- Раздел : Целевой…………………………………………………………………….3
- Пояснительная записка……………………………………………………….3
- Планируемые результаты освоения программы……………………………8
- Раздел: Содержательный……………………………………………………………9
- Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,
и ОНР III-IV уровнем речевого развития…………………………………9
- Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
ФН и ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей 6-го года жизни………………….13
- Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей 7-го года жизни………………….17
- Раздел: Организационный…………………………………………………………21
- Обеспечение методическими материалами и средствами………………..21
- Приложения………………………………………………………………………..22
- Литература………………………………………………………………………….40
1. Раздел: Целевой
- Пояснительная записка
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ, законом Алтайского края «Об образовании в Алтайском крае» от 07.10.2013 N 64-ЗС, «Международной конвенция о правах ребёнка», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении от 27 октября 2011г, письмом Министерства РФ «О подготовке детей к школе» от 22.06.97 №990/14-15 , письмом министерства общего и профессионального образования «О практике проведения диагностики развития ребёнка в системе дошкольного образования» от 7 января 1999 г. n 70/23-16 , «Образовательной программы МБДОУ». , Уставом МБДОУ « Детский сад №____».
В основе создания этой программы использован опыт работы на дошкольном логопункте, подкреплённый современными коррекционно-развивающими программами Министерства Образования РФ и требованиями САНПиНа, в частности Полозовой Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005, а также программамой Филичевой Т.Б., Чиркиной Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
Современная система дошкольного образования предъявляет высокие требования к организации образовательного процесса в ДОУ . Основной задачей дошкольного учреждения является создание условий к подготовке ребенка к школе, в том числе к усвоению письменной речи. Формирование звуковой стороны речи рассматривается, как одно из необходимых средств воспитания звуковой культуры и подготовки к успешному овладению письменной формой речи.
Данная программа представляет коррекционно-развивающую систему, обеспечивающую полноценное овладение фонетическим строем русского языка, интенсивное развитие фонематического восприятия, что обуславливает формирование коммуникативных способностей, речевого и общего психического развития ребёнка дошкольного возраста с речевой патологией, как основы успешного овладения чтением и письмом в дальнейшем при обучении в массовой школе, а так же его социализации.
Предлагаемая программа – система работы в группе компенсирующего вида, на логопункте ДОУ, позволяющая осуществлять логопедическую помощь детям старшего и подготовительного возраста. Это дает возможность ранней диагностики речевого дефекта, коррекции нарушений устной речи на каждом возрастном этапе, учитывая единство требований, подходов и методов обучения и воспитания дошкольников.
Анализ организационной и содержательной сторон деятельности логопункта выявляет, что она в определённой степени синтезирует элементы работы логопеда детской поликлиники и дошкольной группы для детей с нарушениями речи, имеет при этом определённую специфику работы. Логопедический пункт при чёткой организации обладает высокой эффективностью коррекционного воздействия, разнообразием в выборе средств и играет важную роль в речевой и общей подготовке детей к школе.
Данная модель организации органично вписывается в систему ДОУ любого типа и результативна .
Учитывая требования к организации режима дня и учебных занятий максимально допустимый объём недельной образовательной нагрузки не должен превышать нормы допустимые СанПином (п.2.12.7)
В соответствии СанПином продолжительность занятий 6-го года жизни 25 минут, с детьми 7-го года жизни 30 минут. Поэтому оптимальное время, выбранное для логопедической работы с детьми составляет 20 минут.
Цель программы – создать условия для формирования полноценной фонетической системы языка, развития фонематического восприятия и навыки первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизирования слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, развития звукопроизносительной стороны речи.
В процессе коррекционного процесса решаются следующие задачи:
- раннее выявление и своевременное предупреждение речевых нарушений;
- преодоление недостатков в речевом развитии;
- воспитание артикуляционных навыков звукопроизношения и развитие слухового восприятия;
- развитие звукопроизношения;
Достижение поставленной цели и решение задач осуществляется с учётом следующих принципов:
- принцип опережающего подхода, диктующий необходимость раннего выявления детей с функциональными и органическими отклонениями в развитии, с одной стороны, и разработку адекватного логопедического воздействия - с другой;
- принцип развивающего подхода (основывается на идее Л. С. Выготского о «зоне ближайшего развития»), заключающийся в том, что обучение должно вести за собой развитие ребёнка;
- принцип полифункционального подхода, предусматривающий одновременное решение нескольких коррекционных задач в структуре одного занятия;
- принцип сознательности и активности детей, означающий, что педагог должен предусматривать в своей работе приёмы активизации познавательных способностей детей. Перед ребёнком необходимо ставить познавательные задачи, в решении которых он опирается на собственный опыт. Этот принцип способствует более интенсивному психическому развитию дошкольников и предусматривает понимание ребёнком материала и успешное применение его в практической деятельности в дальнейшем;
- принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учёт возрастных, физиологических особенностей и характера патологического процесса. Действие этого принципа строится на преемственности двигательных, речевых заданий;
- принцип постепенного повышения требований, предполагающий постепенный переход от более простых к более сложным заданиям по мере овладения и закрепления формирующихся навыков;
- принцип наглядности, обеспечивающий тесную взаимосвязь и широкое взаимодействие всех анализаторных систем организма с целью обогащения слуховых, зрительных и двигательных образов детей.
Порядок изучения звуков, количество занятий может меняться по усмотрению логопеда.
2-я половина сентября – обследование детей, заполнение речевых карт, оформление документации.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р.
6-го года жизни, разделено на 3 периода обучения
I период – октябрь – ноябрь, 2 занятия в неделю,
II период – декабрь – февраль 2 занятия в неделю,
III период – март – май 2 занятия в неделю
В месяц – 8занятий, в год – 64 занятия.
Планирование занятий с детьми, имеющими диагноз ФН, ФФН , ОНР-III-IV ур.р.
7 года жизни разделено на 2 периода обучения
I период – октябрь – декабрь, 2 занятия в неделю,
II период – январь–май, 2 занятия в неделю
В месяц – 8занятий, в год – 64 занятия.
Форма организации обучения – индивидуальная. Периодичность занятий – 2 раза в неделю, 20 минут для детей подготовительного возраста, 20 минут для детей старшего возраста.
Продолжительность занятий с детьми: ФН – от 3 до 6 месяцев
ФФН и ФН (полиморфная дислалия) – 1 год, ОНР-III-IV ур.р. – 1-2 года.
Выпуск детей проводится в течение всего учебного года по мере устранения у них дефектов речи. Результаты логопедического обучения отмечаются в речевой карте ребёнка.
Индивидуальные занятия.
Частота проведения индивидуальных занятий определяется характером и степенью выраженности речевого нарушения, возрастом и индивидуальными психофизическими особенностями детей, продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.
ФН – 2 раза в неделю;
ФФН – 2 раза в неделю;
ОНР-III-IV ур.р – 2 раза в неделю.
- Планируемые результаты освоения программы
Данная программа доступна к применению на дошкольном логопедическом пункте. С её помощью дошкольник научится:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
2 Раздел: Содержательный
2.1. Характеристика речи детей с фонетико-фонематическим недоразвитием,
и ОНР III-IV уровнем речевого развития
Характеристика детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР)
Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – это нарушение процесса формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.
Определяющим признаком фонематического недоразвития является пониженная способность к анализу и синтезу речевых звуков, обеспечивающих восприятие фонемного состава языка. В речи ребёнка с фонетико-фонематическим недоразвитием отмечаются трудности процесса формирования звуков, отличающихся тонкими артикуляционными или акустическими признаками.
Несформированность произношения звуков крайне вариативна и может быть выражена в речи ребёнка различным образом:
- заменой звуков более простыми по артикуляции;
- трудностями различения звуков;
- особенностями употребления правильно произносимых звуков в речевом контексте.
Ведущим дефектом при ФФНР является несформированность процессов восприятия звуков речи, что влечёт за собой затруднения детей при практическом осознании основных элементов языка и речи. Кроме всех перечисленных особенностей произношения и различения звуков, при фонематическом недоразвитии у детей нередко нарушаются просодические компоненты речи: темп, тембр, мелодика.
Проявления речевого недоразвития у данной категории детей выражены в большинстве случаев не резко. Отмечается бедность словаря и незначительная задержка в формировании грамматического строя речи. При углубленном обследовании речи детей могут быть отмечены отдельные ошибки в падежных окончаниях, в употреблении сложных предлогов, в согласовании прилагательных и порядковых числительных с существительными и т. п.
Характеристика детей с фонетическим недоразвитием речи (ФНР)
Фонетическое недоразвитие речи – это нарушение в её звуковом (фонемном) оформлении при нормальном функционировании всех остальных операций высказывания.
Нарушение звукового оформления речи обусловлено неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями. Чаще всего неправильный звук по своему акустическому эффекту близок к правильному. Причиной искаженного произношения звуков обычно является недостаточная сформированность или нарушения артикуляционной моторики.
Различают следующие нарушения звуков:
- искаженное произношение звука;
- отсутствие звука в речи;
- замена одного звука другим, близким по своему артикуляционному укладу.
Характеристика детей с общим недоразвитием речи (ОНР)
Общее недоразвитие речи у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом – речевая аномалия, при которой страдает формирование всех компонентов речевой системы: звукопроизношения, навыков звукового анализа, словаря, грамматического строя, связной речи. Основной контингент старших дошкольников имеет третий уровень речевого развития.
Третий уровень речевого развития характеризуется появлением развёрнутой обиходной речи без грубых лексико-грамматических и фонетических отклонений. На этом фоне наблюдается неточное знание и употребление многих слов и недостаточно полная сформированность ряда грамматических форм и категорий языка. В активном словаре преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, действия, состояния предметов, страдает словообразование, затруднён подбор однокоренных слов. Для грамматического строя характерны ошибки в употреблении предлогов: в, на, под, к, из-под, из-за, между и т.д., в согласовании различных частей речи, построении предложений. Звукопроизношение детей не соответствует возрастной норме: они не различают на слух и в произношении близкие звуки, искажают слоговую структуру и звуконаполняемость слов. Связное речевое высказывание детей отличается отсутствием чёткости, последовательности изложения, в нём отражается внешняя сторона явлений и не учитываются их существенные признаки, причинно-следственные отношения.
Дети с ОНР отличаются от своих нормально развивающихся сверстников особенностями психических процессов. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Они отличаются быстрой утомляемостью, отвлекаемостью, повышенной истощаемостью, что ведёт к появлению различного рода ошибок. Многие дети с ОНР имеют нарушения моторики артикуляционного аппарата: изменение мышечного тонуса в речевой мускулатуре, затруднения в тонких артикуляционных дифференцировках, ограниченная возможность произвольных движений. С расстройствами речи тесно связано нарушение мелкой моторики рук: недостаточная координация пальцев, замедленность и неловкость движений, застревание на одной позе.
Указанные отклонения в развитии детей, страдающих речевыми аномалиями, спонтанно не преодолеваются. Они требуют специально организованной работы по их коррекции.
Направления коррекционно-развивающей работы:
- формирование полноценных произносительных навыков;
- развитие фонематического восприятия, фонематических представлений, доступных возрасту форм звукового анализа и синтеза;
- развитие внимания к морфологическому составу слов и изменению слов и их сочетаний в предложении;
- обогащение словаря преимущественно привлечением внимания к способам словообразования, к эмоционально-оценочному значению слов;
- воспитания умений правильно составлять простое и сложное распространённое предложение; употреблять разные конструкции предложений в самостоятельной речи;
- развитие звуковой стороны речи в процессе работы над пересказом, с постановкой определённой коррекционной задачи по автоматизации в речи уточнённых в произношении фонем;
Основная цель индивидуальных занятий состоит в выборе и в применении комплекса артикуляционных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи, характерных для дислалии, дизартрии и др. На индивидуальных занятиях логопед имеет возможность установить эмоциональный контакт с ребёнком, активизировать контроль над качеством звучащей речи, корригировать речевой дефект, сгладить невротические реакции.
На данных занятиях дошкольник должен овладеть правильной артикуляцией каждого изучаемого звука и автоматизировать его в облегченных фонетических условиях: изолированно, в прямом и обратном слоге, словах несложной слоговой структуры.
2.2. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
ФН и ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей 6-го года жизни.
Основное содержание работы | |
Произношение | Фонематическое восприятие |
Выработка дифференци- рованных движений органов артикуляционно-го аппарата. Развитие речевого дыхания. Закрепление навыка пра- вильного произношения звуков (гласных, соглас- ных), имеющихся в речи детей. Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуля- ционные признаки, на наглядно-графическую символику. Постановка отсутствую- щих в речи звуков (в соответствии с индиви- дуальными особенностя- ми речи детей). Автоматизация поставлен- ных звуков в составе сло- гов, слов, предложений, тексов. Воспитание правильной ритмико-интонационной и мелодической окраски речи. | Развитие способности узнавать и различать неречевые звуки. Развитие способности узнавать и различать звуки речи по высоте и силе голоса. Дифференциация речевых и неречевых звуков. Развитие слухового внимания к звуковой оболочке слова, слуховой памяти. Различение слогов, состоящих из правильно произносимых звуков. Преобразование слогов за счёт одного звука. Различение односложных и многосложных слов. Выделение изучаемого звука из ряда других звуков. |
Продолжение работы над развитием подвижности артикуляционного аппара- та. Развитие умения анализи- ровать свою речь и речь окружающих на предмет правильности её фонети- ческого оформления. Постановка отсутствую- щих звуков. Автоматизация произно- шения ранее поставлен- ных звуков в предложени- ях и коротких текстах. Автоматизация произно- шения вновь поставлен- ных звуков. Дифференциация на слух сохранных звуков (с про- говариванием), различаю- щихся:
[т] – [ть] и т.д.);
[к] – [г] и т.д.);
ем двух согласных;
| Определение наличия изучаемого звука в слове. Распределение картинок, названия, которых включает:
Формирование умения различать и оценивать правильные эталоны про- изношения в чужой и собственной речи. Дифференциация на слух сохранных звуков (без проговаривания), различающихся:
[т] – [ть] и т. д.);
ем двух согласных;
|
Автоматизация поставлен- ных звуков в речи. Дифференциация звуков по месту образования:
[р] – [л];
ных слогах;
ем трёх согласных;
Закрепление правильного произношения звуков. Развитие точности произвольных движений артикуляционного аппара-та. Совершенствование дик-ции. Совершенствование инто- национной выразительнос- ти речи. | Преобразование слов за счёт замены одного звука или слога. Определение звуков, стоящих перед или после определённого звука. Составление слов из заданной последователь-ности скоррегированных звуков. |
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных фонетических позициях и формах речи;
- дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихотворений.
2.3. Содержание логопедической работы на логопункте по преодолению
ФН, ФФН, ОНР-III-IV ур.р. у детей 7-го года жизни.
Звуковая сторона речи | |
Основное содержание работы | |
Произношение | Фонематическое восприятие |
Постановка отсутствую- щих звуков. Закрепление правильно произносимых звуков. Выработка дифференци- рованных движений органов артикуляционно- го аппарата. Развитие речевого дыхания. Преодоление затруднений в произношении сложных по структуре слов, состоя- щих из правильно произ- носимых звуков. Формирование граммати- чески правильной речи. Усвоение слов различной звуко-слоговой сложности в связи с закреплением правильного произноше- ния звуков. Усвоение доступных рит- мических моделей слов: `та – та, та – `та, `та – та – та, та – `та – та. Определение ритмических моделей слов: вата –`тата, вода – та`та т. д Соотнесение слова с заданной ритмической моделью: `вата – `тата, во`да – та`та. Различение звуков на слух:
Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. | Формирование умения дифференцировать на слух и в речи сохранные звуки с опорой на их акустические и артикуля- ционные признаки. Преобразование слогов. Называния порядка следования звуков в слове. Умение давать качественную характеристику звуку. Формирование умения делить на слова предложения простой конструкции без предлогов и с предлогами. |
Исправление недостатков речи в соответствии с индивидуальными особенностями детей. Закрепление правильного произношения всех ранее пройденных звуков. Усвоение слов сложного слогового состава (трату- ар, экскаватор, перекрёс- ток и др.) в связи с зак- реплением правильного произношения. Усвоение многосложных слов (учительница, часов- щик, электрический и др.) Развитие точности произ- вольных движений артику- ляционного аппарата. Различение на слух: [ч] – [ть] – [сь] – [щ], [ц] – [ть] – [сь], [щ] – [ч] – [сь] – [ш] и их дифферен- циация. Усвоение многосложных слов в связи с закрепле- нием правильного произ- ношения. Анализ и синтез звуко-слогового состава слов, усвоенной звуко-слоговой структуры. Совершенствование дик- ции и интонационной выразительности речи. | Развитие умения нахо- дить в слове ударный гласный. Деление слов на слоги. Формирование умения выполнять различные задания по дополнению предложений недостаю- щими словами, исправ- лять деформированное предложение. |
Планируемые результаты логопедической работы:
- правильно артикулировать все звуки речи в различных позициях;
- чётко дифференцировать все изученные звуки;
- называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- находить в предложении слова с заданным ,называть последовательность слов в предложении, слогов и звуков в словах;
- овладеть интонационными средствами выразительности речи в пересказе, чтении стихов.
3 Раздел: Организационный
3.1. Методическое обеспечение
Необходимым условием реализации программы является наличие в дошкольном учреждении магнитофона, компьютера, также возможность педагога использовать технические средства обучения.
4. ПРИЛОЖЕНИЯ
к рабочей программе логопеда
Приложение № 1
Речевая карта
к рабочей программе логопеда на дошкольном логопункте
Фамилия, имя ребенка__________________________________________________
Дата рождения_______________________________________________________
Домашний адрес________________________________________________________
Откуда прибыл________________________________________________________
Дата начала занятий_____________________________________________________
Заключение психоневролога______________________________________________
Заключение отоларинголога_________________________________________________
Первичный речевой диагноз______________________________________________
Решение медико-педагогической комиссии:
Сведения о семье:
Речь родителей_______________________________________________________
Наследственные заболевания_____________________________________________
Анамнез: от какой беременности_________________________________________
Как протекала беременность (токсикоз, хрон.заболевания,инфекции,гипертония, гипотония)____________________________________________________________
Роды (стремительные, затяжные, преждевременные, запоздалые, обезвоженные, стимуляция, асфиксия, резус)_____________________________________________
Вес при рождении, когда принесли кормить_______________________________
Раннее физическое развитие (заболевания до года, инфекции, ушибы, травмы головного мозга, судороги)____________________________________________
Речевое развитие (лепет, первые слова, появление фразы, прерываемость речи, когда и как длительно)________________________________________________
Занятия у логопеда____________________________________________________
Логопедическое обследование:
- Анатомическое строение речевого аппарата:
- Губы (толстые, укороченные, расщепление, плотность смыкания)
- Небо (высокое, узкое, плоское, укороченное, расщелина)
- Строение челюсти (прогнатия, прогения, норма)
- Зубы (вне челюсти, дуги, редкие, кариозные)
- Прикус (открытый, закрытый, боковой, норма)
- Язык (большой, мясистый, длинный, узкий, норма)
Обследование общей и речевой моторики:
- Мимическая моторика_______________________________________________
- Речевая моторика____________________________________________________
- Движения языка вперед,назад, вверх,вниз,вправо, влево, распластывание, жалом___________________________________________________________
Отметить:
- Сила_____________________________________________________________
- Точность__________________________________________________________
- Объем___________________________________________________________
- Переключаемость_________________________________________________
- Длительность удержания позы_______________________________________
Состояние мягкого неба:
- Статическая координация______________________________________________
- Динамическая координация___________________________________________
Выводы:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Понимание речи:
- Ед. и мн.ч. существительных
Где кубик?
Где кубики?
- Понимание рода и числа прилагательных
Покажи красное красную красный красные
- Понимание глагола прош.времени мужского и женского рода
Покажи: Где Валя ехал? Где Валя ехала?
- Понимание глаголов совершенного и несовершенного времени
Мыла- вымыла
Пила – выпила
- Понимание глаголов настоящего времени ед.и мн.числа
Где девочка пьет компот? Где девочки пьют компот?
- Понимание глаголов с разными приставками (бежит, перебегает, убегает)
- Выполнение инструкций
- Понимание падежных окончаний
- Понимание фразы: Скажи, что было сначала? Витя сломал машину, которую купил папа.
Вывод________________________________________________________________________________________________________________________________________
Словарь
- Название предметов и их частей по темам
- Умение обобщать
- Узнай предмет по описанию
- Называние действий предметов
Что делает? (змея, птица, собака)
Что делают? (ртом, ручкой, ножом, глазами)
- Подбор определений к слову: небо (какое?), стол (какой?), сок (какой?)
- Подбор антонимов: широкая, горячий, высокий, толстый
Грамматический срой
- Изменение существительных по падежам:
Кого ловит кошка? Чем рубят дрова? Где купаются дети?
- Образование форм сущ-х ед. и мн. Числа
Чего нет? Шар книга окно мяч дома деревья
- Преобразование существительных
Столы-.., коза-…,картина-…,ухо-…
- Согласование существительных с прилагательными
Мяч
Яблоко красный
Книга
- Согласование существительных с числительными
Счет до 5 (шар, елка, ведро, нога)
Словообразование
- Уменьшительная форма существительных
Кукла заяц кольцо
- Образование прилагательных от существительных
Стол из дерева-.., стакан из стекла-.., баба из снега-…, шуба из меха-…
- Употребление глагола с приставками:
(при)лететь, (у)лететь, (до)лететь, (вы)лететь, (пере)лететь
Выводы_________________________________________________________________________________________________________________________________________
Связная речь
- Пересказать знакомую сказку________________________________________
- Пересказать: Жила в лесу лисица. Не было от нее зайцам покоя. «Вот что братцы,»-сказал старый заяц. «Нас много, а лисица одна. Давайте ее напугаем!» Спрятались зайсы в кустах. Закричали хором: «Уходи отсюда!» Испугалась лисица: «Ох, конец мне пришел! Там в кустах страшный зверь сидит! Вон у него какой голос громкий!»
- Составление рассказа по серии сюжетных картинок, данных в последовательности.
- Составление рассказа по одной сюжетной картинке.
Вывод____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Звуковая культура речи
Общее звучание речи:
- Голос
- Темп
- Дыхание
- Разборчивость
- Интонационная выразительность
Звукопроизношение
звуки | изолированно | В словах | В речи |
гласные | |||
С з ц сь зь | |||
Ш ж | |||
Щ ч | |||
Л ль | |||
Р рь | |||
К кь г гь |
Отсутствует, искажает, заменяет
Структура слова и предложения
Повтори:
Часы белка свекла звонок дождик радуга капуста карандаш сковорода космонавт велосипед понедельник
Дети слепили снеговика
Водопроводчик чинит водопровод
Выводы________________________________________________________________________________________________________________________________________
Фонематическое восприятие
- Повторение слогов
Па-ва ба-па та-тя
- Выделение определенного звука на слух:
- Гласных
- Согласных
- Определение наличия звука в слове:
- Правильно произносимый звук
- Дефектно произносимый звук
- Отбор картинок на определенный звук
- Придумывание слов с заданным звуком
Выводы________________________________________________________________
Звуковой анализ
- Выделение первого звука в слове
- Определение последовательности звуков в слове
Фонематический слух
- Различие слов-паронимов (крыса-крыша, мышка-миска, бочка-почка, дачка-тачка, суп-зуб)
Выводы________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности мышления
- Составление целого из частей:
- Пирамида
- Матрешка
- Разрезные картинки
- ВыделенAие четвертого лишнего
- Пространственно-временное понятие:
- Левая рука-правая рука
- Далеко-близко
- Части суток
- Дни недели
- Времена года
- Вверх-вниз
- Восприятие света , геометрические формы
- Счетные операции
- Прямой счет
- Обратный счет
- Сколько глаз у собаки?
- Сколько колес у машины?
- Сколько лап у двух куриц?
- Возьми столько же палочек, сколько у меня
- Работоспособность
Выводы__________________________________________________________________________________________________________________________________________
Уточненный речевой диагноз______________________________________________
______________________________________________________________________
Перспективный план работы
Учет работы за год
Куда и когда выбыл ребенок______________________________________________
Состояние речи при выписке______________________________________________
Рекомендации__________________________________________________________
Приложение № 2
Список детей, зачисленных на логопедический пункт МДОУ «Детский сад №__
№ п/п | Ф.И.О. ребёнка | Дата рождения | Дом. адрес | Логопедич. заключение | Примечание |
Дата
Подпись логопеда МДОУ
Подпись заведующего МДОУ
Приложение № 3
Список детей, выпущенных из логопедического пункта МБДОУ«Детский сад №___»
№ п/п | Ф.И.О. ребёнка | Дата рождения | Логопедическое заключение при зачислении | Логопедическое заключение при выпуске | Примечание |
Дата
Подпись логопеда МДОУ
Подпись заведующего МДОУ
Приложение № 4
Отчет логопеда о работе логопедического пункта
Всего | ОНР III | НВ ОНР | ФФН | ФН | Прочие | |
Всего | ||||||
Выпущено с нормальной речью | ||||||
С улучшением | ||||||
Продолжают занятия |
Приложение № 5
ПЛАН ИНДИВИДУАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ на ____________учебный год
- Подготовительный этап
Задача: Создание условий для подготовки ребенка к длительной коррекционной работе, а именно:
а) вызвать интерес к логопедическим занятиям, даже потребность в них;
б) развитие слухового внимания, памяти, фонематического восприятия в играх и специальных упражнениях;
в) формирование и развитие артикуляционной моторики до уровня минимальной достаточности для постановки звуков;
в) в процессе систематических тренировок овладение комплексом пальчиковой гимнастики;
г) укрепление физического здоровья (консультации врачей - узких специалистов при необходимости медикаментозное лечение, массаж)
- Формирование произносительных умений и навыков
Задачи:
а) устранение дефектного звукопроизношения;
б) развитие умений и навыков дифференцировать звуки, сходные артикуляционно и акустически;
в) формирование практических умений и навыков пользования
исправленной (фонетически чистой, лексически развитой,
грамматически правильной) речью.
Виды коррекционной работы на данном этапе:
- Постановка звуков в такой последовательности:
свистящие С, 3, Ц, С’, 3'
шипящий Ш
сонор Л
шипящий Ж
соноры Р, Р'
шипящие Ч, Щ
Способ постановки:
Подготовительные упражнения (кроме артикуляционной гимнастики):
для свистящих: «Улыбка», «Заборчик», «Лопатка»,
«Желобок», «Щеточка», «Футбол»,
«Фокус»;
для шипящих: «Трубочка», «Вкусное варенье», «Чашечка»,
«Грибок», «Погреем руки»;
для Р, Р': «Болтушка», «Маляр», «Индюк», «Лошадка»,
«Грибок», «Барабанщик», «Гармошка», «Пулемет»;
для Л: «Улыбка», «Лопатка», «Накажем язык». Работа
по постановке звуков проводится только индивидуально.
- Автоматизация каждого исправленного звука в слогах:
По мере постановки может проводиться как индивидуально, так в подгруппе:
а) 3, Ш, Ж, С, 3', Л' автоматизируются вначале в прямых
слогах, затем в обратных и в последнюю очередь - в слогах
со стечением согласных;
б) Ц, Ч, Щ, Л - наоборот: сначала в обратных слогах, затем
в прямых и со стечением согласных;
в) Р, Р' можно начинать автоматизировать с проторного аналога
и параллельно вырабатывать вибрацию.
- Автоматизация каждого исправленного звука в словах: Проводится по следам автоматизации в слогах, в той же последовательности.
По мере овладения произношением каждого слога он немедленно вводится и закрепляется в словах с данным слогом. Для проведения работы по автоматизации звуков в словах дети со сходными дефектами объединяются в подгруппы. Вся дальнейшая коррекционная работа проводится в подгруппах.
- . Автоматизация звуков в предложениях:
Каждое отработанное в произношении слово немедленно включается в отдельные предложения, затем в небольшие рассказы, подбираются потешки, чистоговорки, стихотворения с данным словом.
- .Дифференциация звуков:
С – З, СЬ – Ц, С – Ш;
Ж – З, Ж – Ш;
Ч – ТЬ, Ч – СЬ, Ч – Щ;
Щ – С, Щ – ТЬ, Щ – Ч, Щ – Ш;
Р – Л, Р – РЬ, РЬ – ЛЬ, РЬ – Й, ЛЬ – Л
- Автоматизация в спонтанной речи:
(в диалогической речи, в играх, развлечениях, режимных моментах, экскурсиях, труде и т. д.).
3. Совершенствование фонематического восприятия и навыков анализа и синтеза слов параллельно с коррекцией звукопроизношения
4. Систематические упражнения на развитие внимания, мышления на отработанном материале.
5. Развитие связной выразительной речи на базе правильно произносимых звуков. Лексические и грамматические упражнения. Нормализация просодической стороны речи. Обучение рассказыванию.
Приложение №6
План индивидуальной работы
Основные аспекты работы над звуком
звук | слог | слово | словосочетание | предложение | текст |
Артикуляционная гимнастика, массаж языка, пальчиковая гимнастика | Твердый согласный с гласными а-о-у-ы-э | Слова с 1,2,3 слогами | Со словами много, нет | С 2, 3, 4 словами | Описательный рассказ |
Физиологический образ | Мягкий согласный с гласными я-е-ё-ю-и | Слово - предмет | Род со словами МОЙ, МОЯ, МОЁ | Предлог («маленькое слово») | Скороговорки, стихи, загадки |
Мягкий, твердый | Стечение согласных | Слово-признак | Число со словом МОИ | Распространение словами-признаками, наречиями | |
Глухой, звонкий | Ритмический рисунок и ударение | Слово-действие | Падеж | ||
Громкость, длительность | Уменьшительно-ласкательное | Спряжение со словами Я, ТЫ, ОН, ОНА, ОНО | |||
Слова-родственники | Слово-признак + существительное | ||||
Сложное слово | |||||
Звук в начале, середине, конце |
Приложение №7
Годовой план работы логопеда на логопункте.
Работа с детьми
№ п/п | Название мероприятия | Время проведения мероприятия | ||
1 полугодие | 2 полугодие | |||
1 | Обследование речи детей старшей и подготовительной к школе групп | Сентябрь | Апрель | |
2 | Зачисление детей на логопункт | Сентябрь | ||
3 | Заполнение индивидуальных речевых карт | Сентябрь | ||
4 | Подписание договоров с родителями детей, зачисленных на логопункт | Сентябрь | ||
5 | Сдача списков зачисленных на логопункт заведующему ДОУ | Сентябрь | ||
6 | Комплектование подгрупп, составление расписания и планов логопедических занятий | Сентябрь | Май | |
7 | Составление графика посещения занятий по развитию речи в старшей и подготовительной группах | Сентябрь | ||
8 | Ознакомление воспитателей со списками детей, зачисленных на логопункт и графиком проведения занятий | Сентябрь | Январь | |
9 | Проведение коррекционно-развивающих логопедических занятий с детьми старшей и подготовительной групп | Октябрь — январь | Февраль — май | |
10 | Участие в родительских собраниях и индивидуальных консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп | Октябрь — январь | Февраль — май | |
11 | Экспресс-обследование речи детей старших и подготовительных к школе групп | Январь | Май | |
12 | Составление статистических отчетов о состоянии звукопроизношения детей ДОУ | Январь | Май | |
Работа с родителями.
мероприятия | сроки | ||
Проведение консультации для родителей старшей группы на тему: «Роль артикуляционной гимнастики в формировании правильного произношения» | По плану ДОУ | ||
Проведение консультации для родителей старшей группы на тему «Пальчиковые игры с дошкольниками» | По плану ДОУ | ||
Проведение консультации в подготовительной группе на тему «Речевая готовность ребенка к школе» | По плану ДОУ | ||
Проведение консультации для родителей в подготовительной группе на тему «Как заниматься с ребенком дома» | По плану ДОУ | ||
Проведение консультаций для родителей детей старших и подготовительных к школе групп | В течение года | ||
Приложение № 8
Список рекомендуемого оборудования и мебели
логопедического кабинета
- Настенное зеркало для логопедических занятий;
- Зеркала для индивидуальной работы;
- Дополнительное освещение у зеркала.
- Логопедические зонды, шпатели, влажные салфетки;
- Учебно-методические пособия, настольные игры, игрушки, конструкторы, технические средства, компьютерное оборудование (при необходимости);
- Классная доска;
- Шкафы для пособий;
- Письменный стол для работы учителя-логопеда;
- Столы для занятий с детьми;
- Стулья детские.
Литература
1. Агранович З.Е. Сборник домашних заданий. (для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников) – СПб.: «Детство-пресс», 2004
2. Боровцова Л.А. Документация учителя-логопеда ДОУ. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
3. Волкова Г.А. Методика психолго-логпедического обследования детей
с нарушениями речи. Вопросы дифференциальной диагностики. – СПб., 2005.
4. Журавель Н.И. Планирование занятий в логопедическом пункте ДОУ – М.: ТЦ
Сфера, 2008.
5. Кирьянова Р.А. Комплексная диагностика и ее использование учителем-логопедом в коррекционной работе с детьми 5-6 лет, имеющими тяжелые нарушения речи. – СПб,2002
6. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
в старшей группе для детей с общим недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс,
1999.
7. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия
в подготовительной группе для детей с фонетико-фонематическим
недоразвитием речи. – М.: Гном-Пресс, 1998.
8. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001.
9. Курдвановская Н.В. Планирование работы логопеда с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ
Сфера, 2007.
10. Полозова Н.В. Основные требования к охране труда и санитарному
обеспечению в дошкольном учреждении. Сборник документов и
рекомендаций. – М.: АРКТИ, 2005.
11. Степанова О.А. Организация логопедической работы в дошкольном
образовательном учреждении. – М.: ТЦ Сфера, 2003.
12.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание и обучение детей дошкольного
возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием. Программа и
методические рекомендации для дошкольного образовательного учреждения
компенсирующего вида. – М.: Школьная Пресса, 2003.
13.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., Туманова Т.В. Коррекция нарушений речи
//Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего
вида для детей с нарушениями речи. – М.: Просвещение, 2008.
Литература для родителей
- Агранович З.Е. В помощь логопедам и родителям. Сборник домашних заданий для преодоления фонематической стороны речи у старших дошкольников. СПб.:Детство – ПРЕСС, 2007.
2. Баскакина И.В. Лынская М.И. Логопедические игры. М.: АЙРИС ПРЕСС,
2008.
- Васильева С.А., Соколова Н.В. Логопедические игры для дошкольников.
М., 1999.
4. Жукова Н.С. Букварь М.: ЭКСМО, 2008.
5. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 4-5лет.
М.: Ювента, 2007.
6. Колесникова Е.В. Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет.
М.: Ювента, 2008.
7. Колесникова Е.В. Тесты для детей 5 лет. М.: Ювента, 2001.
8. Колесникова Е.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Тесты. М.: Ювента, 2007.
9. Скворцова И.В. Логопедические игры. М.: ОЛМА, 2008.
- Ткаченко Т.А. Звуковой анализ и синтез. М.: Книголюб, 2007.
- Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М.: Книголюб, 2000.
12.Ткаченко Т.А. Логические упражнения для развития речи. М.: Книголюб,
2005.
13.Теремкова Н.Э. Домашние логопедические задания для детей с ОНР. М.: Гном, 2007.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО КОРРЕКЦИИ ФОНЕТИЧЕСКОГО НЕДОРАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Данная коррекционно-развивающая программа разработана в целях оказания логопедической помощи дошкольникам, имеющим нарушение звукопроизношения с фонематическими нарушениями речи....
Выступление на педсовете по теме: "Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей 5-6 лет".
Выступление на педсовете по теме: "Совместная работа воспитателя и учителя-логопеда по формированию звуковой культуры речи у детей 5-6 лет"....
Рабочая программа учителя-логопеда по развитию и коррекции речи детей старшего дошкольного возраста с ФНР, ФФНР, ОНР III и IV уровней в условиях логопедического пункта ДОУ
Цели программы· Обеспечение условий для устранения речевых недостатков и ...
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи)
Рабочая программа учителя-логопеда старшей логопедической группы компенсирующей направленности для детей с ТНР...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста разновозрастной группы компенсирующей направленности для детей с задержкой психического развития (ЗПР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
Рабочая программа учителя-логопеда по коррекции тяжелых нарушений речи у детей подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР)
Целью данной Программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) в возрасте с 3 до 7...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ в условиях логопункта (в соответствии с ФАОП ДО и ФОП ДО)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАВ настоящее время требования к образовательному процессу основываются на федеральных государственных образовательных стандартах дошкольного образования (ФГОС ДО и ФОП...