Технология обучения детей после кохлеарной имплантации в условиях ДОУ
презентация по коррекционной педагогике
Консультация для педгогов, работающих с детьми после кохлеарной имплантации
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologiya_obucheniya.ppt | 323 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Психолого-педагогическая помощь детям, перенесшим операцию кохлеарной имплантации, с раннего возраста включает комплекс: - диагностических; - коррекционно-развивающих; - организационно-методических мероприятий. Направлены на создание оптимальных условий психического и социального развития ребенка в процессе специально организованного взаимодействия ребенка с родителями и окружающим миром.
Психолого-педагогическая помощь представляет собой сложную многокомпонентную систему .
Разработана модель психолого-педагогической помощи детям, перенёсшим операцию кохлеарной имплантации. Используются инновационные коррекционно- реабилитационные технологии в процессе сопровождения детей после кохлеарной имплантации. Проблема создания специальных условий и обеспечения интеграции среды детей с кохлеарными имплантами способствует разработке и внедрению новых образовательных технологий, позволяющих ввести ребенка с ограниченными возможностями здоровья в социальную среду не иждивенцем, а на самом деле ее полноценным и полноправным членом.
Главной целью психолого-педагогической поддержки в первые 6 – 12 месяцев использования кохлеарных имплантов является: - развитие слухового восприятия с кохлеарным имплантом; -слуховой контроль собственной речи
Трудности обучения детей с кохлеарной имплантацией Проблемы слухоречевой памяти, когда ребенок слышит, но не понимает; Ребенок повторяет слово, но неправильно показывает предмет, обозначаемый, словом, хотя оно ему знакомо; Ребенок с трудом запоминает последовательность из нескольких слов или звуков; У детей встречаются нарушения непроизвольного и произвольного слухового внимания; Наблюдается высокая утомляемость ребенка при слуховой нагрузке.
Основная цель обеспечить психолого-педагогическое сопровождение детей после операции кохлеарной имплантации в образовательном процессе дошкольного учреждения и в социуме нормально слышащих сверстников.
Задачи: Стимуляция развития слухового восприятия; Активизация слухового внимания и памяти; Развитие голосовой активности; Расширение активного и пассивного словарного запаса; Формирование фразовой речи; Развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств детей с кохлеарными имплантами; Активизация взаимодействия с родителями воспитанников с КИ.
Одним из значимых аспектов государственной политики в сфере дошкольного образования является реализация права на образование детей инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Нормативно-правовые документы, гарантирующие равные права на образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ Декларация о правах ребенка (принята 20 ноября 1959 г.) Конвенция ООН о правах ребенка (принята 20 ноября 1989 г., ратифицирована 13 июня 1990 г.). Декларация ООН о правах инвалидов (принята 9 декабря 1975 г.). Федеральный закон о социальной защите инвалидов №181-Ф3 от 24.11.1995г. с изменениями 4 января 1999 г. Федеральный закон РФ от 29.12.2013 года № 273 «Об образовании в РФ» Приказ Минобрнауки России от 30 августа 2013 г. № 1014 «Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования.
Нормативно-правовые документы, гарантирующие равные права на образование детей-инвалидов и детей с ОВЗ Приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». Закон Российской Федерации «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ (с изменениями и дополнениями). Письмо Министерства образования и науки от 18 апреля 2008г. N АФ150/06 «О создании условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами»
Материально-техническое обеспечение: Кабинет учителя-дефектолога: звукоусиливающая аппаратура коллективного пользования, аудиотренажёр «Фонатор», звукоусиливающая аппаратура «Соло», сурдологопедический тренажер «Дельфа 130», логопедический тренажер «Дельфа 142.1», дидактический материал, методические пособия; Группы компенсирующей направленности для детей с нарушением слуха (слабослышащие, глухие): развивающая предметно-пространственная среда в соответствии с ФГОС ДО; Спортивный зал: физкультурно-спортивное оборудование; Музыкальный зал: мультимедийное оборудование; музыкальные инструменты, музыкальный центр; Кабинет педагога-психолога: оборудование для сенсомоторной реабилитации и коррекции, наборы для экспериментирования с песком и водой, сухой бассейн, комплекты обучающих средств для организации воспитательной работы с имплантированными детьми.
Команда специалистов, осуществляющая психолого-педагогическую помощь дошкольникам с КИ: Врач; Учитель-дефектолог; Педагог-психолог; Социальный педагог; Музыкальный руководитель; Инструктор п физическому воспитанию; Воспитатели; Семья.
Условия оказания помощи детям с КИ: Лечебно-оздоровительная служба; Связь с сурдологическим центром; ЦПМПК (центральная психолого-медико-педагогическая комиссия); Коррекционно-развивающая служба ДОУ; Психолого-педагогическое сопровождение; Материально-техническое обеспечение.
Положительная динамика по следующим направлениям: Развитие слуха у ребенка с КИ, имплантированного в раннем возрасте, и подготовка его к обучению в массовой школе; Расширение механизмов адаптации детей с КИ в социуме, обусловленной трудностями отражения окружающего в условиях депривации; Расширение социального опыта детей с КИ, их контактов со слышащими сверстниками; Активизация позиции родителей как участников процесса реабилитации (абилитации) детей после КИ.
Этапы и сроки реабилитации для детей после КИ Начальный – развитие слухового и слухо-зрительного восприятия с КИ (3 – 12 недель); Основной - развитие слухового и слухо-речевого восприятия (6 – 18 месяцев); Языковой – развитие восприятия речи и собственной речи и развитие понимания связной речи и сложных текстов (5 и более лет)
На начальном этапе работа педагогов направлена на: Обнаружение звука; Локализацию источника звука в пространстве; Выработку условно-двигательной реакции на звук; Имитацию отдельных звуков речи, слов; Формирование усидчивости навыка прислушивания.
На основном этапе особое внимание уделяется: Различению речевых и неречевых звуков; Различению и опознаванию неречевых звуков; Различению и опознаванию различных речевых сигналов (фонем, слов); Формированию устойчивых связей между звуковым образом слова и обозначаемым им предметом/явлением.
На заключительном языковом этапе основная работа направлена на: Различение, опознавание и распознавание различных речевых сигналов (фонем, слов, фраз); Овладение значение слов и накопление импрессивного словаря; Овладение правилами морфологии и синтаксиса; Формирование способности строить высказывание из нескольких слов, накопление экспрессивного словаря; Формирование связной речи, позволяющей детям общаться в быту, рассказывать об увиденном, петь песни; Восприятие на слух текстов и заданий к ним.
Мероприятия по реализации проекта на начальном этапе : Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Достижение параметров настройки процессора КИ, позволяющих ребенку воспринимать все звуки речи на расстоянии Развитие у ребенка начальных навыков слушания и пользования голосом для общения во время занятий и в течении всего дня Обучение родителей: контролю за работой импланта, состояния слуха ребенка с КИ Вызывание у ребенка интереса к окружающим звукам, голосу человека, слушанию и анализу, действиям со звуками Естественному речевому общению с ребенком, способствующему развитию у него слуха и речи Вызывание у ребенка мотивации пользования голосом для общения
Мероприятия по реализации проекта на основном этапе : Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Формирование у ребенка умения адекватно оценивать свои ощущения Формирование у ребенка умения адекватно оценивать свои ощущения Накопление опыта наблюдения за реакциями ребенка на звуки Слуховой контроль голоса слухо-артикуляторная координация Слуховой контроль голоса слухо-артикуляторная координация Развитие у ребенка мотивации к речевому общению и его начальных навыков Способность ребенка повторить простое слово на слух Способность ребенка повторить простое слово на слух
Мероприятия по реализации проекта на языковом этапе : Работа с детьми Работа с педагогами Работа с родителями Овладение основными компонентами языковой системы и устной речи как средство общения и познания Развитие слухоречевой памяти, грамматической системы Обучение родителей развитию у ребенка коммуникативных и когнитивных навыков, эмоционально-волевых качеств в процессе ежедневных дел Развитие диалогической речи, связной речи Дальнейшее совершенствование слухоречевого восприятия и произносительных навыков Совершенствование голосового контроля, звукопроизношения, просодических характеристик речи Развитие навыков чтения и понимания прочитанного
Основное условие для обучения детей с КИ Создание речевой среды, в которой ребенок имеет возможность, необходимость и потребность слушать и общаться речью.
В ДОУ должна создаваться слухоречевая среда для эффективного общения детей с КИ в режимные моменты с нормально слышащими сверстниками и взрослыми. Учителя-дефектологи должны применять фонетическую ритмику, которая создает оптимальный путь к хорошему слушанию и речи. Педагогами должны использоваться технологии сенсорной коррекции, способствующие развитию и взаимодействию всех сенсорных каналов ребенка: развитие зрительного восприятия; развитие слухового восприятия; развитие тактильных ощущений и моторики (рук и ног); развитие вестибулярного аппарата
Реабилитация ребенка, перенесшего операцию КИ должна проводиться в условиях учреждения, располагающего всеми видами коррекционно-развивающих технологий, высококвалифицированными кадрами, имеющего хорошо налаженную связь с другими учреждениями, осуществляя преемственность в проведении реабилитационных мероприятий.
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогическая реабилитация детей после кохлеарной имплантации
В презентации показаны основные направления педагогической реабилитации детей после кохлеарной имплантации....
"Развитие речевой активности у детей после кохлеарной имплантации в условиях логопедической группы"
В статье представлен опыт работы с детьми после кохлеарной имплантации в логопедической группе ДОУ....
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной имплантации.
Разработка адаптированной образовательной программы дошкольного образования для детей с ограниченными возможностями (ОВЗ) по нозологической группе: слабослышащих детей и детей, после кохлеарной ...
Обучение и воспитание детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы компенсирующей направленности.
Дети с КИ проходят длительную реабилитацию. Им необходима речевая среда не только дома, но и в учебном заведении. Они нуждаются в особых условиях и индивидуальном подходе. Как обеспечить все это в дош...
Воспитание и обучение детей с кохлеарной имплантацией в условиях группы общеразвивающей направленности
Особенности воспитания детей с КИ и работы воспитателей над развитием речи в условиях группы общеразвивающей направленности....
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ «Технологии обучения детей с кохлеарной имплантацией в условиях дошкольного учреждения»...