Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Теремок» комбинированного вида
Программа по саморазвитию
Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста.
Разработала воспитатель: Маштакова Т. В.
г.о.г. Шахунья
2019-2022 г.
Индивидуальный план работы по самообразованию. Ф.И.О. педагога: Маштакова Татьяна Витальевна Образование: среднее профессиональное Специальность: воспитатель детей дошкольного возраста Стаж педагогической работы: 2 года Квалификационная категория: Курсы повышения квалификации: Организация совместной работы логопеда и воспитателя по развитию детей с нарушениями речи в условиях реализации ФГОСДО. 07.08.2020 г.
Тема: Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста. Дата начала работы над темой: сентябрь 2019г Предполагаемая дата окончания работы: май 2022г. Цель: формирование у детей старшего возраста широких образных представлений и эстетического восприятия окружающей действительности через разнообразную художественную деятельность. Задачи: ∙ Повысить собственный уровень знаний путём технологии развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста. ∙ Разработать перспективный план работы с детьми, родителями; ∙ Подготовить диагностику на начало и конец учебного года; ∙ Организовать работу кружка, создать рабочую учебную программу; ∙ Оформить в группе центр активности ; ∙ Подготовить консультацию для педагогов на тему: «Учимся штриховать» ; выступление на педагогическом совете; ∙ Подготовить материал и провести открытое занятие для педагогов.
Пояснительная записка
Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего дошкольного возраста «Рисование — линейная графика», решая вопросы формирования школьно значимых функций у воспитанников, перекликается с другими образован иными программами, целью которых является создание гармоничной развитой личности ребенка. Данная технология предусматривает не просто развитие линейно -графических навыков, но и освоение выразительных возможностей графических средств, их воплощение в сюжетные, орнаментальные, пиктографические и шрифтовые композиции, позволяющие обеспечивать преемственность развития ребенка как на сенсомоторном, так и на смысловом уровне. Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего дошкольного возраста может реализовываться автономно, в качестве основной программы, на специально отведенном занятии; может быть включена в качестве отдельных заданий в другие образовательные программы, направленные на подготовку ребенка к школе и формирование у него школьно значимых навыков и умений. Изменения в сфере образования в связи с введением ФГОС предъявляют к школе жесткие требования. А так как детский сад является первым звеном в непрерывном образовании, то соответственно, изменяются, возрастают требования к качеству подготовки дошкольника к обучению в школе. Подготовка к школе – очень важный период, и от того, как он пройдет, зависит дальнейшая судьба ребенка в начальных классах. Вопрос готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей и ориентированных на практику специалистов: психологов, педагогов, физиологов. В связи с этим изучаются и обосновываются критерии готовности к школьному обучению. (Они отражены в Целевых ориентирах во ФГОС). Новые требования к подготовке к новым условиям диктуют воспитателю введение новых форм, подходов, технологий. Месяц | Формы работы | с педагогами | с родителями | Сентябрь 2019г. – май 2020г. | Изучение методической литературы | Октябрь 2020 | | Анкетирование «Формирование графомоторных навыков» | Ноябрь 2020 | | Консультация « Рисование в жизни вашего ребенка» | Декабрь 2020 | « Рисование – линейная графика» «Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет» | Беседа «Виды линий» как легко и интересно запомнить их название | Январь 2021 | | Беседа «Как заниматься с ребенком дома». Основные правила сотрудничества. | Февраль 2021 |
| Консультация «От рисунка к букве» подготовка ребенка к письму, или «Что можно нарисовать с помощью линий» | Март 2021 | Открытое занятие для педагогического коллектива «Домики трех поросенка » | Консультация«Графические диктанты – увлекательное развитие ребенка». | Апрель 2021 |
| Консультация«Развитие графических навыков у детей 5-7 лет» | Май 2021 | | Анкетирование «Формирование графомоторных навыков» | Октябрь 2021 |
| Беседа «Кризисы дошкольного детства и их преодоление» | Ноябрь 2021 | Упражнения по развитию графических навыков ребенка. | Изготовление познавательных дидактических пособий из бросовых материалов. (дети совместно с родителями) | Декабрь 2021 |
| Буклет - Роль художественно – творческой деятельности «Рисование линейная графика» В подготовке детей к школьному обучению. | Январь 2022 |
| Семинар – практикум для родителей «Развитие мелкой моторики и координации движений пальцев рук у детей старшего дошкольного возраста». | Февраль 2022 | «Рисование – линейная графика» как средство развитие мелкой моторики кисти руки детей старшего дошкольного возраста (из опыта работы) | Игры и упражнения для отработки графических навыков
| Март 2022 |
| Мастер-класс «Рисование обеими руками» Знакомство с понятием «амбидекстр» | Апрель 2022 |
| Беседа « Интуитивное рисование» | Май 2022 |
| Анкетирование |
Перспективное годовое планирование занятий с детьми Номер занятая и название | Содержание занятия | Виды линий, графические приемы | Занятие 1
Занятие 2 «Волшебный карандаш»
|
|
| Знакомство с различными видами линий
Лексическая, тема: «До свидания, лето!» Диагностика. Линейное рисование графическими материалами различных видов линий (прямых, пунктирных, ломаных, волнистых, дугообразных, спиралевидных) Диагностика графических навыков. Деление листа бумаги формата А4 на восемь частей складыванием (сложение листа по короткой стороне (3 раза) для получения опорных линий сгиба). Обведение линий сгиба, линейная зарисовка природного ландшафта прямыми, пунктирными, ломаными, дугообразными, волнистыми, спиралевидными линиями |
Прямые, пунктирные, ломаные, дугообразные, волнистые, спиралевидные | Занятие 3 «Пейзаж из линий, или То, что увидел карандаш»
Занятие 4 «Разноцветные дожди» Н.В. Квач (стр.23) | Лексическая тема: «До свидания, лето!» Диагностика. Линейное рисование графическими материалами различных видов линий (прямых, пунктирных, ломаных, волнистых, дугообразных, спиралевидных) Диагностика графических навыков. Линейная и зарисовка природного ландшафта прямыми, пунктирными, ломаными, дугообразными, волнистыми, спиралевидными линиями. | Прямые, пунктирные, ломаные, дугообразные, волнистые, спиралевидные | Занятие 5 «Чудо-грядки, или Вершки и корешки»
Занятие 6 «Чудо-грядки, или Вершки и корешки» (с усложнением) | Лексическая тема: « Урожай» Линейное рисование графическими материалами Деление листа бумаги формата А4 на 4 части складыванием (сложение листа по длинной стороне (2 раза) для получения опорных линии сгиба). Обведение линий сгиба, линейная зарисовка грядок прямыми горизонтальными линиями. Линейное 'изображение осенних корнеплодов (моркови, лука, свеклы). Закрашивание точками грядок — имитация земли | Прямые горизонтальные, рисование точкой | Занятие 7 «Чудо-радуга- Дуга»
Занятие 8 «Чудо-радуга- Дуга» (с усложнением) | Лексическая тема: «У природы нет плохой погоды» Линейное рисование графическими материалами Рисование осеннего пейзажа (радуги, облаков, дождя, травы) прямыми (горизонтальными и вертикальными), дугообразными линиями Сложение листа цветной бумаги (формата А8) пополам, вырезание силуэта зонта. Приклеивание вырезанного силуэта, дорисовывание ручки у зонта и спиц, вставленных в него | Прямые (горизонтальные, вертикальные, наклонные, исходящие из одной точки), дугообразные, спиралевидные. |
Занятие 9 «Грибное лукошко»
Занятие 10 «Грибное лукошко» (с усложнением) | Лексическая тема: «Дары леса» Линейное рисование графическими материалами Обведение силуэта корзинки-лукошка по шаблону. Рисование имитации плетения наклонными линиями. Рисование ручки лукошка. Линейное изображение грибов в лукошке (волнушек, белых, сыроежек и т. д.) | Прямые наклонные и спиралевидные. Рисование по шаблону | Занятие 11 «Лоскутное одеяло»
Занятие 12 «Лоскутное одеяло» (с усложнением)
| Лексическая тема: «Подготовка к зиме» Линейное рисование графическими материалами с элементами аппликации Деление белого листа бумаги формата А4 на 16 частей складыванием (сложение листа по короткой стороне (3 раза) и по длинной стороне (3 раза) для получения опорных линий сгиба). Обведение линий сгиба. Деление цветных листов бумаги (4 разноцветных листа) формата А16 (1/4 часть листа формата А4) на 4 части складыванием. Разрезание цветных листов бумаги по линиям сгиба. Композиционное размещение аппликативных заготовок (наклеивание цветных прямоугольников) на белый лист бумаги. Линейное рисование прямых (горизонтальных и вертикальных) линий на цветных прямоугольниках-лоскутках | Прямые (горизонтальные и вертикальные) | Занятие 13 «Мастер -паучок»
Занятие 14 « Паучок- домовичок»Н.В. Квач (стр.62) | Лексическая тема: «Насекомые» Линейное рисование графическими материалами с элементами аппликации и бумагопластики Сложение листа бумаги формата А4 для получения квадрата (сложение наискосок). Отрезание полосы. Сложение листа для получения двух наклонных линий (буквой «х») и выделения центра листа. Деление квадрата на 4 части горизонтальным и вертикальным сложением. Обведение линий сгиба. Рисование паутины спиралевидной линией с опорой на полученные линии сгиба. Линейное рисование паучка. Изготовление объемной поделки «паучок» (бумагопластики) | Прямые (горизонтальные, вертикальные, наклонные), спиралевидные
| Занятие 15 «Прощальное письмо осени»
Занятие 16 «Прощальное письмо осени» (с усложнением) | Лексическая тема: «Осенние изменения в природе» Линейное рисование графическими материалами с элементами монотипии Выполнение оттиска осеннего листа гуашью в технике «монотипия». Обведение силуэта кленового листа по шаблону, рисование прожилок восковыми карандашами, заливка фона гуашью | Прямые (горизонтальные, вертикальные, наклонные, исходящие из одной точки) | Занятие 17 «Золотая рыбка»
Занятие 18 «Золотая рыбка» Н.В. Квач(стр.51) | Лексическая тема: «Живой уголок. Домашние питомцы» Линейное рисование графическими материалами Сложение листа формата А 4 для получения центральной симметрии (сложение по короткой стороне листа (1 раз)). Симметричное вырезание заготовки «Аквариум». Линейное изображение флоры и фауны аквариума волнистыми, дугообразными лилиями | Волнистые, дугообразные. Рисование точкой | Занятие 19 «Домики Ниф-Нифа, Нуф-Нуфа и Наф-Нафа»
Занятие 20 «Всем на свете нужен дом» Н.В. Квач(стр.57) | Лексическая тема: «Подготовка к зиме» Линейное рисование графическими материалами Рисование домиков трех поросят прямыми (вертикальными, горизонтальными, исходящими из одной точки), волнистыми, дугообразными линиями | Прямые (горизонтальные, вертикальные, наклонные, исходящие из одной точки), волнистые, дугообразные | Занятие 21 «Осенний пейзаж»
Занятие 22 «Осенний пейзаж» (с усложнением) | Лексическая тема: «Изменения в природе» Линейное рисование графическими материалами Линейная зарисовка осеннего пейзажа прямыми, ломаными, дугообразными, волнистыми, спиралевидными линиями | Прямые (горизонтальные, вертикальные, наклонные), ломаные, дугообразные, волнистые, спиралевидные. Рисование точкой | Занятие 23 Дополнительное занятие «Взвесим урожай»
Занятие 24 «3 приятеля больших – точка, линия и штрих» Н.В. Квач (стр.71) | Лексическая тема: «Урожай» Линейное рисование обеими руками с элементами аппликации Обведение силуэта весов по шаблону. Вырезание чаш для весов, наклеивание их на лист бумаги с силуэтом весов. Рисование силуэтов фруктов одновременно обеими руками | Рисование сложных форм одновременно обеими руками |
|
| Занятие 25 «Елочка и пальма»
Занятие 26 «Елочка и пальма» (с усложнением) | Лексическая тема: «Скоро-скоро Новый год» Линейное рисование графическими материалами по клеткам Деление листа бумаги формата А 4 на 32 части. Линейное изображение елочки или пальмы (по выбору) прямыми (горизонтальными, вертикальными, исходящими из одной точки) линиями | Прямые (горизонтальные, вертикальные, исходящие из одной точки) | Занятие 27 «Чудо-мельница» Занятие 28 «Чудо-мельница» (с усложнением) | Лексическая тема: «Труд людей осенью» Линейное рисование графическими материалами по клеткам Деление листа бумаги формата А 4 на 32 части складыванием (сложение листа по короткой 3 раза) и длинной стороне (2 раза) для получены опорных линии сгиба). Рисование силуэта мельницы прямыми (горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями, линиями, исходящими из одной точки) | Прямые (горизонтальные, вертикальные, наклонные, исходящие из одной точки) | Занятие 29 «Зимовье зверей»
Занятие 30 «Матушка – зима. пейзаж» Н.В. Квач(стр.75 ) | Лексическая тема: «Животные в дикой природе» Линейное рисование графическими материалами. Линейное изображение зимнего пейзажа (сугробов, деревьев, кустарников) дугообразными, волнистыми линиями. Линейное изображение разных животных на основе круглых и овальных форм (медведя, зайчика) | Прямые, волнистые, вписанные в геометрическую форму. Рисование животных на основе круглых и овальных форм | Занятие 31 «Снегурочка и Дед Мороз»
Занятие 32 «Снегурочка и Дед Мороз» (с усложнением) | Лексическая тема: «Скоро-скоро Новый год» Линейное рисование графическими материалами с огаорой на линии сгиба Деление листа бумаги формата А4 на 8 частей ^ (сложение листа по длинной (1 раз)) и короткой стороне (2 раза). Симметричное линейное изображение Снегурочки или Деда Мороза (по выбору ребенка) | Прямые, волнистые, дугообразные, ломаные | Занятие 33 «Зимний пейзаж»
Занятие 34 «Зимний пейзаж» (с усложнением) | Лексическая тема: «Воспоминание о Новом годе» Линейное рисование графическими материалами Линейное изображение зимнего пейзажа обеими руками. Вписывание сложных форм | Рисование одновременно обеими руками. Вписывание форм «одна в другую» | Занятие 35 «Чудо-рукавички»
Занятие 36 «Портрет солнышка» Н.В. Квач(стр.84) | Лексическая тема: «Зимушка-зима» Линейное рисование графическими материалами с элементами аппликации Сложение листа формата А4 пополам, обведение рукавичек по шаблону, вырезание заготовок. Приклеивание к заготовкам ленточек-резинок. Изображение на варежке орнаментальных композиций с использованием различных видов линий | Прямые, ломаные, дугообразные, волнистые, спиралевидные. Рисование орнаментальных композиций | Занятие 37 «Каток»
| Лексическая тема: «Зимние забавы» Линейное рисование графическими материалами Линейное изображение траектории, которую оставляет фигурист на катке. | Спиралевидные линии- меандры (прямоугольные, круглые) | Занятие 38 «Рождественская Елка» Н.В. Квач (стр.92)
Занятие 39 «Фруктовый Натюрмотр | Лексическая тема: Зима в жарких странах» Линейное рисование графическими матера Сложение листа формата А4 для получения центральной симметрии (сложение по коротко (1 раз) Длинной стороне (1 раз)). Симметрия- вырезание заготовки блюда. Линейное изображение силуэтов фруктов с использование
| Рисование обеими руками. Вписывание форм одна в другую
| Занятие 40 «Змея»
Занятие 41 «Змея» (с усложнением)
| Лексическая тема: «Наш живой уголок» Линейное рисование графическими материалами с элементами бумагопластики. Линейное изображение змеи, свернувшейся R клубок спиралевидной линией, украшение туловища змеи орнаментом из волнистой линии И точек. Вырезание змеи ножницами | Волнистые, спиралевидные. Рисование точкой
| Занятие 43 «Пекарня»
Занятие 44 «Пекарня» (с усложнением)
| Лексическая тема: «Хлеб – всему голова» Линейно, рисование графическими материалами Рисование блюда с хлебобулочными изделиями (пирогами, плюшками, сдобными булочками) | Дугообразные, волнистые, спиралевидные, спиралевидные со смещенным центром витков. Рисование точкой
| Занятие 45 «Гжельский поднос»
Занятие 46 «Гжельский поднос» (с усложнением) | Лексическая тема: «Народные промыслы. Зимние мотивы» Линейное рисование графическими материалами Сложение листа формата А4 для получения центральной симметрии (сложение по короткой (1 раз) и длинной стороне (1 раз)). Симметричное вырезание заготовки подноса. Изображение центрально-симметричного узора, стилизованного под гжель спиралевидными линиями со смещенным центром витков спирали | Спиралевидные со смещенным центром витков спирали | Занятие 47 «Морозное окно» Занятие 48 «Морозное окно» (с усложнением) | Лексическая тема: «Красавица-зима» Линейное рисование графическими материалами с элементами изобразительной деятельности Линейное рисование восковыми карандашами зимнего узора на окне спиралевидными линиями. Тонирование фона акварелью | Спиралевидные | Занятие 49 «Заварной чайник»
Занятие 50 «Лиса и заяц» Н.В. Квач (стр.97)
| Лексическая тема: «Гостеприимные хозяева. Домашний досуг» Линейное рисование графическими материалами по клеткам Деление листа бумаги формата А4 на 32 части складыванием (сложение листа по короткой (3 раза) и длинной стороне (2 раза) для получения опорных линий сгиба). Линейное изображение чайника прямыми, дугообразными и волнистыми линиями с опорой на линии сгиба | Прямые, дугообразные, волнистые | Занятие 51 «Дымковская барышня»
Занятие 52 «Дымковская барышня» (с усложнением) | Лексическая тема: «Народные промыслы» Линейное рисование графическими материалами Обведение силуэта барышни по шаблону. Линейное рисование одежды и головного убора барышни, стилизованной под работу дымковских мастеров, различными видами линий | Прямые, ломаные, дугообразные, волнистые, спиралевидные. Рисование орнаментальных композиций | Занятие 53 «Городецкая досочка» Занятие 54 «Городецкая досочка» (с усложнением) | Лексическая тема: «Народные промыслы» Линейное рисование графическими материалам. Обведение силуэта декоративной разделочной доски по шаблону. Линейное изображение элементов городецкой росписи различными видами линий. Вырезание силуэта ножницами | Прямые, спиралевидные линии, вписывание в форму | Занятие 55 «Кораблик»
Занятие 56 «Космически путешествия» Н.В. Квач (стр.135 ) | Лексическая тема: «Весенние прогулки. Водный транспорт» Линейное рисование графическими материалами по клеткам Деление листа бумаги формата А4 на 32 части складыванием (сложение листа по короткой (3 раза) и длинной стороне (2 раза) для получения опорных линий сгиба). Изображение силуэта катера прямыми (горизонтальными, вертикальными, наклонными линиями), линейное изображение волн волнистыми линиями | Прямые (горизонтальные, вертикальные, наклонные), волнистые | Занятие 57 «Городской пейзаж, или. Наш двор»
Занятие 58 «Городской пейзаж, или. Наш двор» (с усложнением) | Лексическая тема: «Город весной» Линейное рисование графическими материалами но клеткам Деление листа бумаги формата А4 на 32 части складыванием (сложение листа по короткой (3 раза) и по длинной стороне (2 раза) для получения опорных линий сгиба). Линейное изображение городского многоэтажного дома по клеткам и двора вокруг него (ажурная ограда, деревья) прямыми и дугообразными линиями
| Прямые (вертикальные, горизонтальные), дугообразные | Занятие 59 «Вертолет»
Занятие 60 «Нарисуй целую семью мактрешек»
| Лексическая тема: «Воздушный транспорт» Линейное рисование графическими материалами но клеткам Деление листа бумаги формата а4 на 32 части складыванием (сложение листа по короткой (3 раза) и длинной стороне (2 раза) для получения опорных линий сгиба). Линейное изображение вертолета дугообразными линиями линиями, вписанными в форму.
| Дугообразные, линии вписанные в форму
Прямые (вертикальные, горизонтальные), дугообразные, окружность | Занятие 61 «Ракета»
Занятие 62 «Нарисуй сказочную скатерть – самобранку» | Лексическая тема: «Космос» Линейное рисование графическими материалами но клеткам Деление листа бумаги формата А4 на 64 части складыванием(сложение листа по короткой (3 раза) для получения опорных линий сгиба). Линейное изображение ракеты по клеткам прямыми и дугообразными линиями | Занятие 63 «Пещерные рассказы»
Занятие 64 «Нарисуй ажурную ограду около городского парка» | Лексическая тема: «Доисторический мир» Линейное рисование графическими материалами с элементами аппликации Сложение листа цветной бумаги формата А4 пополам, симметричное вырезание полукруга в центре заготовки-пещеры. Наклеивание полученной заготовки на лист белой бумаги формата А4 методом наложения. Линейное изображение в центре пещеры пиктограмм, символизирующих людей, камни, огонь. Дополнение работы симметричным линейным изображением пиктограмм в углах листа | Пиктографическое письмо, спиралевидные | Занятие 65 «Мезенская роспись»
Занятие 66 «Мезенская роспись» (с усложнением) | Лексическая тема: «Народные промыслы» Линейное рисование графическими материалами Деление листа бумаги формата А4 на 4 части складыванием (сложение листа по длинной сгиба) Линейное изображение пиктографического письма орнаментами, стилизованными под мезенскую роспись | Пиктографическое письмо | Занятие 67 «Московский Кремль» (диагностическое занятие)
Занятие 68 «Надуй шарик с помощью линий»
| Лексическая тема: «День Победы» Симметричное линейное рисование графическими материалами по клеткам Деление листа бумаги формата А4 на 64 части складыванием (сложение листа по короткой (3 раза) и длинной стороне (3 раза) для получения опорных линий сгиба). Дорисовывание по клеткам второй части Кремля (симметричное изображение) прямыми линиями | Прямые (вертикальные, горизонтальные, наклонные, исходящие [ из одной точки), дугообразные
| Занятие 69 «Зашифрованные слова»
Занятие 70 «Зашифрованные слова» (с усложнением) | Лексическая тема: «Как хорошо уметь читать» Линейное рисование графическими материалами Деление листа бумаги формата А4 на 16 частей складыванием (сложение листа по короткой (2 раза) и длинной стороне (2 раза) для получения опорных линий сгиба). Написание слов из одного и двух слогов и их последующее изображение абстрактными символами | Сопоставление бук- венных изображений и абстрактных символов
| Занятие 71 «Письмо другу»
Занятие 72 «Письмо другу» (с усложнением) | Лексическая тема: «Я и мои друзья» Линейное рисование графическими материалами Обозначение слов из одного и двух слогов с помощью абстрактных символов (замещение буквы абстрактным символом) | Замещение буквенных изображений абстрактными символами |
Перспективный план самообразования педагога:
Учебный год | Тема самообразования | Форма и срок отчёта | 2019-2020 | Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста. | | 2020-2021 | Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста. | | 2021-2022 | Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста. | |
Содержание
1. | Паспорт Программы | 3 | 2. | Пояснительная записка | 5 | 3. | Цель и задачи Программы | 7 | 4. | Предполагаемые результаты | 7 | 5. | Этапы реализации Программы | 8 | 6. | План деятельности по теме самообразования | 10 | 6.1. | Модуль «Научно-методическое обеспечение» | 10 | 6.2. | Модуль «Психолого-педагогическое обеспечение» | 12 | 6.3. | Модуль «Условия реализации темы по самообразованию» | 13 | 7. | Литература | 14 |
- Паспорт Программы
Название программы | Технология развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста. | Автор-разработчик | Воспитатель: Маштакова Татьяна Витальевна | Нормативный срок освоения программы | сентябрь 2019г.- май 2022г | Основания для разработки программы | - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. № 30384);
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013года №26 «Об утверждении СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (зарегистрировано в Минюсте России 29 мая 2013 г., № 28564)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 30 августа 2013г. №1014 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования» (зарегистрирован в Минюсте России 26.09.2013г., №30038);
- Устав МБДОУ детского сада № 5 «Теремок» комбинированного вида от 12 августа 2015г.
- Изменения в Устав от 3 июня 2019 года.
- Лицензия на право осуществления образовательной деятельности №0001160 от 10.04. 2013г. бессрочная.
- Приложения к лицензии на осуществление образовательной деятельности от 10 апреля 2013года №217
- Программа разработана в соответствии с ФГОС Дошкольного Образования, с учетом основной образовательной Программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой (издательство МОЗАИКА-СИНТЕЗ, Москва, 2017г.)
| Цель | формирование у детей старшего возраста широких образных представлений и эстетического восприятия окружающей действительности через разнообразную художественную деятельность. | Задачи | 1.Изучить психолого-педагогические особенности и специфику художественно-творческому развитию детей старшего возраста. 2.Изучить методики использования технологии «Рисование – линейная графика» в подготовке детей к письму детей старшего возраста. 3.Разработать перспективный план, иллюстративный и информационный материал по данной теме. 4.Организовать и провести мониторинг похудожественно-творческому развитию детей старшего возраста. 5.Создать условия для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на подготовка руки к письму через разнообразную изобразительную деятельность 7.Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников. 8.Повысить уровень взаимодействия ДОУ и семьи по теме саморазвития; 9.Применить новую технологию «линейная графика» в образовательный процесс. 10.Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
| Предполагаемые результаты | Для педагога: 1.Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста; 2.Разработан перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников. 3.Разработан учебно-методический комплект: картотека упражнений; консультации для родителей и воспитателей, презентация. 4.Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме саморазвития. 5.Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников: - подготовка руки к письму через разнообразную изобразительную деятельность;
- развитие навыков графических движений;
- формируются образные представления об объектах и явлениях окружающего мира;
- формируются предпосылки для развития коммуникативных и социальных навыков,
- развивается умение последовательно планировать свою деятельность.
|
| Для родителей: 1.повышение компетентности родителей по вопросам развития у детейлинейно –графических навыков через разнообразную изобразительную деятельность; 2.вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников. |
2.Пояснительная записка Изменения в сфере образования в связи с введением ФГОС предъявляют к школе жесткие требования. А так как детский сад является первым звеном в непрерывном образовании, то соответственно, изменяются, возрастают требования к качеству подготовки дошкольника к обучению в школе. Подготовка к школе – очень важный период, и от того, как он пройдет, зависит дальнейшая судьба ребенка в начальных классах. Вопрос готовности дошкольников к обучению в школе в настоящее время продолжает оставаться одной из наиболее значимых проблем, привлекающих внимание ученых-исследователей и ориентированных на практику специалистов: психологов, педагогов, физиологов. В связи с этим изучаются и обосновываются критерии готовности к школьному обучению. (Они отражены в Целевых ориентирах во ФГОС). Новые требования к подготовке к новым условиям диктуют воспитателю введение новых форм, подходов, технологий.
3.Цель программы: формирование у детей старшего возраста широких образных представлений и эстетического восприятия окружающей действительности через разнообразную художественную деятельность. Задачи: 1.Изучить психолого-педагогические особенности и специфику художественно-творческому развитию детей старшего возраста. 2.Изучить методики использования технологии «Рисование – линейная графика» в подготовке детей к письму детей старшего возраста. 3.Разработать перспективный план, иллюстративный и информационный материал по данной теме. 4.Организовать и провести мониторинг по художественно-творческому развитию детей старшего возраста. 5.Создать условия для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на подготовка руки к письму через разнообразную изобразительную деятельность 7.Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников. 8.Повысить уровень взаимодействия ДОУ и семьи по теме саморазвития; 9.Применить новую технологию «линейная графика» в образовательный процесс. 10.Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
4.Предполагаемые результаты Для педагога: 1.Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач развития линейно-графических навыков у детей старшего возраста; 2.Разработан перспективный план по взаимодействию с семьями воспитанников. 3.Разработан учебно-методический комплект: картотека упражнений; консультации для родителей и воспитателей, презентация. 4.Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме саморазвития. 5.Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребенка с учетом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
- подготовка руки к письму через разнообразную изобразительную деятельность;
- развитие навыков графических движений;
- формируются образные представления об объектах и явлениях окружающего мира;
- формируются предпосылки для развития коммуникативных и социальных навыков,
- развивается умение последовательно планировать свою деятельность.
Для родителей: 1.повышение компетентности родителей по вопросам развития у детей линейно –графических навыков через разнообразную изобразительную деятельность; 2.вовлечение родителей в жизнедеятельность ДОУ и установление партнерских отношений с семьями воспитанников
5.Этапы реализации программы Программа по саморазвитию состоит из нескольких этапов, каждый из которых посвящен решению определенных задач развития профессиональной компетентности:
I этап – подготовительный Сроки: сентябрь 2019-май 2020у.г. На первом этапе анализируется собственная профессиональная деятельность, выявляются профессиональные затруднения (дефициты) Задачи этапа: - изучить научно-методическую литературу по проблеме;
- определить теоретико-методологические современныеподходы к проблеме;
- изучить психолого-педагогические условия реализации темы и средства эффективного формирования профессиональной компетентности.
II этап – основной Сроки: октябрь 2020-май 2021уч.г, сентябрь 2021-апрель 2022уч.г Задачи этапа: - Организовать и провести мониторинг по художественно-творческому развитию детей старшего возраста.
- Разработка перспективного плана с детьми и по взаимодействию с родителями.
- Обеспечение условий для реализации программы.
- Ознакомление, апробация и внедрение в профессиональную деятельность необходимых умений, знаний.
На втором этапе разрабатывается план деятельности по теме саморазвития. План включает комплекс различных форм саморазвития: обучение на семинарских занятиях, изучение методической литературы, показ открытых образовательных мероприятий для педагогов и родителей, презентация педагогического опыта и др. Реализация системы работы по использованию упражнений с применением технологии «Рисование – линейная графика» Формирование практических умений осуществляется на различных мероприятиях, включенных в программу. Главная цель этих мероприятий - обеспечить возможность использовать теоретические знания применительно к особенностям изучаемой проблемы, а также овладеть необходимыми навыками и умениями. III этап – заключительный Сроки: апрель –май 2022уч.г. Задачи этапа: - Соотношение результатов реализации программы с поставленными целью и задачами.
- Обобщение опыта работы по теме саморазвития.
- Определение перспективы и дальнейшего развития своей профессиональной деятельности.
На третьем этапе проводится качественная и количественная обработка полученных результатов, их теоретическая интерпретация. Анализируются и обобщаются результаты деятельности, внедряется в практику полученный опыт работы. 6. План деятельности по теме саморазвития
Планирование педагогической деятельности разработано на основании модулей и включает основные направления профессионального саморазвития.
- Модуль «Научно-методическое обеспечение»
№ | Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки | 1. | Обучение по теме саморазвития
| - изучение опыта других педагогов по вопросам технологии «Рисование – линейная графика»
| Сентябрь-октябрь 2019уч.г. | 2. | Ознакомление с научной и методической литературой по теме
| - изучить методические пособия:
- изучить и проанализировать современные подходы из книг:
- изучить и осуществить выбор педагогических технологий и методик с учетом специфики ДОУ, возрастных и психофизиологических особенностей воспитанников группы.
|
Ноябрь 2019-февраль 2020уч.г.
| 3. | Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
| Разработать учебно-методический комплект, включающий:
- картотека игр и упражнений линейно-графических навыков у детей старшего возраста. - рекомендации и консультации для родителей и педагогов Анкетирование Консультации «Рисование в жизни вашего ребенка», «Графические диктанты – увлекательное развитие ребенка» и др.
| Март-май 2020уч.г. | 4. | Проектирование деятельности | - разработка перспективного и тематического планов по теме саморазвития.
| Октябрь 2020уч.г. | 5. | Мониторинг деятельности | - проведение диагностических наблюдений;
- обработка полученных данных;
- соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами
| Октябрь 2020уч.г.
Октябрь 2020уч.г. Май 2021уч.г. |
- «Психолого-педагогическое обеспечение»
№/№ | Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки | 1. | Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды
| - проведение ситуаций позитивного общения в различные режимные моменты; - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников; - поддерживание доброжелательных отношений воспитанников друг к другу; - поддерживание взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности; - ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка; - поддерживание инициативы и самостоятельности воспитанников; - применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей | В течение года | 2. | Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования | -проведение совместно с родителями и детьми конкурсов, мероприятий; Информация для родителей в вайбере.
|
в течении года
|
6.3. Модуль «Условия реализации темы по самообразованию»
№/№ | Направления деятельности по теме
| Содержание деятельности | Сроки | 1.
| Создание развивающей предметно-пространственной среды
| - пополнение атрибутами, играми, пособиями игровые центры; - оснащение пространства группы оборудованием, пособиями и атрибутами к различным играм;
- создание объектов и предметов, обеспечивающих разнообразную деятельность детей по методической теме: подбор специальных книг, альбомов; подбор демонстрационного материала по теме; | В течении года
|
- Литература:
Нормативно-правовые документы: - Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
- Приказ Минтруда России от 18.10.2013 N 544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».
- Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049 – 13).
Научная и методическая литература:
1. Основная образовательная программа От рождения до школы под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой; Мозаика-Синтез, 2017г. • Ананьев Б.Г., Рыбалко Е.Ф. Особенности восприятия пространства у детей. – М., 1964. • Антуганова Н.П. Необыкновенные композиции //Школа и производство. – 1998. • Бабак О.М. О возрастном развитии мышц кисти // Труды IV научной конференции по возрастной морфологии, физиологии и биомеханике. – М.: АПН, 1955. • Вайнерман С.М., Большев А.С., Силкин Ю.Р. Сенсомоторное развитие дошкольников на занятиях по изобразительному искусству: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Владос, 2002. • Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет. – М.: Владос, 2001. • Максимова М.В., Кузьмина М. А.. Вышивка. Первые шаги.– М.: Эксмо, 1996. • Савина Л.П. Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999. • Н.Ю. Шуваева «Рисование – линейная графика» Технология развития линейно-графических наавыков у детей старшего дошкольного возраста. – Нижний Новгород НИРО, 1-2 часть, 2017.
|
|