Проект "Птицы нашего края" в подготовительной к школе группе
проект (подготовительная группа)
Проект "Птицы нашего края"
Актуальность проекта.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить интерес детей к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Экологическое воспитание дошкольников средствами ознакомления с птицами родного края выбрано не случайно. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными.
Взрослые должны воспитывать у детей бережное отношение к птицам, нашим верным друзьям, и привлекать их к созданию хороших условий жизни для пернатых. Природа, которую наблюдает ребёнок, оставляет в нём неизгладимое впечатление, формирует эстетические чувства. Очень важно учить ребёнка понимать красоту живой природы: любоваться пёстрым оперением птиц, радоваться их пению. В общении с живой природой воспитывается у детей любовь к родному краю.
Изучению этой темы способствуют:
-возможность наблюдать птиц в любое время года, устанавливать взаимосвязь особенностей их поведения с сезонными изменениями в природе;
- большой выбор и доступность детской литературы о птицах;
- широко представленное в иллюстрациях разнообразие видов птиц, что позволяет на богатом наглядном материале формировать у детей познавательную деятельность и речь;
- возможность воспитания у детей бережного отношения к природе через проявление заботы о птицах: кормление птиц зимой.
Тип проекта: информационно-творческий.
Участники проекта: дети подготовительной группы, родители воспитанников, воспитатели группы.
Срок реализации проекта: .
Цель проекта: расширение и углубление представлений детей о птицах нашего края и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Образовательные задачи:
- Уточнять представления детей о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
- Расширять и систематизировать знания детей об особенностях внешнего строения.
- Расширять представления о том, чем питаются птицы зимой.
- Закреплять представления о птицах посредством рисования, лепки.
- Развивать наблюдательность, зрительное и слуховое внимание, память.
- Формировать фразовую речь.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Совершенствовать навыки словообразования.
- Обучать детей составлению описательных рассказов о зимующих птицах
Воспитательные задачи:
- воспитывать интерес к нашим соседям по планете – птицам, желание узнавать новые факты из их жизни;
- формировать экологическое сознание детей.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный.
На подготовительном этапе, мы с детьми обсудили вопросы, связанные с проектной деятельностью. - Птицы, какие они? - Что ты знаешь о птицах? - Как узнать птицу? - Как разделить птиц на перелетных и зимующих? - Какое значение имеют птицы в жизни человека?
Чтобы найти ответы на эти вопросы:
- определили цель и задачи проекта с детьми и родителями,
- разработали схему описательного рассказа,
-изучили познавательную, художественную и методическую литературу,
- сделали подборку игр для детей подготовительной группы
- сделали иллюстрации, рисунки с изображением птиц;
- разработали цикл наблюдений за птицами нашего края.
2 этап - Основной этап.
Дети совместно с родителями подбирали материал по теме «Птицы нашего края», которая, прежде всего, будет интересна ребенку. Это и загадки, стихотворения, рассказы. Далее дети готовили картинку (рисунок, фото, лепка, аппликация) и дело за малым – ребенок представлял свой проект в группе. Из сообщений мы узнали чем каждая птица питается, как себя ведёт в то или иное время года, где и когда гнездится, о её оперении и т.д.
Дети рассматривали иллюстрации с изображением птиц нашего края, читали стихотворение, отгадывали загадки, делились новой информацией.
Затем на прогулке дети внимательно наблюдали за птицами в осеннее время года. Наблюдая, мы выяснили, какие птицы прилетают на территорию детского сада (это голуби, воробьи, вороны, сороки). Чтобы поднять эмоциональный и мышечный тонус, создать бодрое, радостное настроение, закрепить знания о птиц, проводились развивающие, дидактические, подвижные: «Раздели птиц на перелетных и зимующих»; «Лишняя картинка»; «Угадай по описанию»; «Воробышки и автомобиль»; «Лиса и куры». Мы узнали, что многие птицы питаются насекомыми, червяками, ягодами, остальная часть питается ягодами рябины. Изучая птиц нашего края и наблюдая за птицами, помогая им, у детей расширились знания о друзьях наших меньших, сформировалось эмоциональное отношение к миру природы. Они научились радоваться, огорчаться, удивляться природным объектам.
Схема осуществления проекта «Птицы - нашего края»
Подбор бесед о птицах.
- Птицы, какие они? - Зимующие и перелетные птицы - Учитесь жалеть и беречь природу. - Птицы нашего края.
Чтение художественной литературы.
1. Чтение рассказа К.Д. Ушинского «Ласточка».
2. Чтение сказки В. Даля «Ворона».
3. Стихи: Александрова А. «Скворцы»;
4. А.Яшин «Покормите птиц зимой»,
5. В. Берестов «Птицы»
6. Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится», «У каждой пташки свои замашки».
Дидактические игры.
- «Что за птица?»;
- «Раздели птиц на перелетных и зимующих»;
- «Лишняя картинка»; - «Угадай по описанию»;
- «Составь картинку из частей».
Подвижные игры.
- «Гуси-лебеди»; - «Воробышки и автомобиль»; - «Лиса и куры»;
Работа с родителями.
- консультации «Верные друзья – зимующие птицы»,
- оформление альбома «Птицы нашего края»
НОД Окружающий мир «Как птицы летают» Е.В. Гончарова «Технология экологического образования детей подготовительной к школе группы».
Конструирование «Скворечник» (бумага)
Наблюдение за птицами (снегирём, синичкой, воробьём, вороной, голубем) на кормушке, подкормка зимующих птиц.
3 этап - Заключительный этап.
Оформление результата проекта в виде презентации.
Викторина «Птицы нашего края»
Организация выставки детских работ (по рисованию, лепке, аппликации).
В реализации проектной деятельности:
1. Знания детей о птицах расширились;
2. Дети научились отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта у детей развивалась связная, фразовая речь. 4. Совершенствовался грамматический строй речи.
5. Совершенствовались навыки словообразования.
6. Дети научились составлению описательных рассказов о зимующих птицах.
Используемая литература.
1. Тематический словарь в картинках «Дикие птицы средней полосы» Васильева С. И.
2. « Познаем окружающий мир – птицы» Т. Куликовская
3. Комарова Т. С. «Занятие по изодеятельности».
4.Пензулаева Л. И. «Подвижные игры».
5. «Наши птицы» В. Бианки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по экологическому воспитанию "Птицы нашего края" (подготовительная к школе группа)
Конспект занятия в помощь воспитателям...
Перспективный план работы по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с родным краем ( подготовительная к школе группа).
Мною разработан перспективный план, в который вошел цикл познавательных занятий по кубановедению, а также занятия продуктивными видами деятельности ( рисование, аппликация, лепка, ручной труд) и развл...
Интегрированное занятие по теме «Животные родного края» подготовительная к школе группа (проведение занятия с использованием интерактивной доски).
Интегрированное занятие разработано для детей дошкольного возраста и рекомендовано для реализации воспитателям ДОУ. В данном занятии интегрируется исследовательская, коммуникативная, двигательная, про...
Викторина «Знатоки родного края" (подготовительная к школе группа)
Викторина "Знатоки родного края" является итоговым мероприятием для детей подготовительной к школе группы. Позволяет ребятам продемонстрировать знания, полученные в результате совместной деятельности ...
Методическая разработка. Календарно-тематический план на тему "Растения нашего края". Подготовительная к школе группа.
Методическая разработка. Календарно-тематический план на тему "Растения нашего края". Подготовительная к школе группа....
Конспект по ознакомлению с родным краем Подготовительная к школе группа Тамбов. Подземные богатства земли Тамбовской
продолжать знакомить детей с Тамбовом; пополнять сведения о родном городе; развивать речь, мышление, воображение; воспитывать экологическую культуру, любовь к родному городу, желание помоч...
Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамках Дня открытых дверей для будущих воспитателей на базе МБДОУ № 6
Семейная гостиная «Сохраняя традиции родного края» подготовительная к школе группа интегрированная образовательная деятельность для студентов Нижнекамского педагогического колледжа в рамка...