Игровая образовательная ситуация для детей средней группы "Забытые обряды встречи весны"
материал (средняя группа)
Познакомить детей с народными обрядами, обычаеми связанными со встречей весны.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Воспитывать уважение и интерес к традициям русского народа. | 619.02 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение№6 «Гнездышко».
Игровая образовательная ситуация для детей средней группы
«Забытые обряды встречи Весны»
Воспитатель: Егорова Л.В.
Забытые обряды встречи Весны
На Руси всегда очень серьёзно относились ко времени, предшествующему лету - красавице Весне. Весну всегда ждали, встречали, закликали, гукали, чтобы пришла она с теплом, с доброй погодой, с хлебом, с богатым урожаем.
Весну закликали несколько раз. Зачастую закличку Весны в первый раз начинали тогда, когда это показывала сама природа: снега тают, с крыш капает, птицы прилетают и начинают петь по-весеннему. Но, тем не менее, существуют даты, которые считаются для заклички наиболее подходящими. Одна из таких дат – 22 марта. Второй раз Весну звали-закликали именно в этот день.
22 марта - этот день совпадает с астрономическим днем весеннего равноденствия - днем, когда наступает Весна, днем, когда длина светлого времени суток равна длине темного времени суток. Считалось, что с этого момента свет и тепло начинают прибывать, а тьма и холод уходить… В этот день на Руси праздновали праздник Жаворонки.
В русском народе говорят, что птицы приносят на своих крылья настоящую, теплую весну. У русских повсюду существовала вера в то, что 22 марта из теплых стран прилетают сорок разных птиц, и первая из них – жаворонок или кулик.
Обрядовое дерево
Праздник встречи Весны проводили у обрядового деревца, которое украшали лентами, бумажными цветами, колокольчиками. Обрядовое дерево носили по селу, чтобы украсить его мог каждый, а потом украшенное дерево приносили туда, где весну кликают.
Выпекание жаворонков
Чтобы приблизить приход весны, хозяйки в этот день пекли из пресного или кислого теста птичек - "жаворонков", которых называли детьми или братьями перелетных птиц, их рассаживали на проталинах, крышах, деревьях и стогах.
Печеных птах посылали родным и близким, чтобы весна, свет и тепло пришли и к ним.
Птичек раздавали детям, и те с криком и смехом бежали закликать жаворонков, а с ними и весну. Для этого печеных жаворонков насаживали на длинные палки и выбегали с ними на пригорки или насаживали птичек на шесты, на плетень, подбрасывали кверху и выкрикивали песенки-заклички.
Хоровод «Ручеек»
Хоровод-игра «Ручеёк» - это старинная игра-обряд, которая символизировала таяние снега. Солнышко согрело землю, растаял снег, всюду побежали журчащие ручейки.
Нужно встать парами, взяться за руки и поднять их вверх, чтобы получился ручеёк. Под пение (музыку) ведущий входит в ручеёк и берёт себе пару. Кто остался один, тот и водит, выбирая себе кого захочет.
Так и бежит ручеёк вперёд и вперёд. И вместе с этим бегом приближается Весна…
Обряд отпускания птиц на волю
Ещё один праздник, связанный с птицами приходится на 7 апреля, когда Весну звали в третий (последний) раз. На Руси весну ждали с большим нетерпением и верили, что ускорить приход её могут птицы.
Поэтому издревле существовал такой красивый обычай в этот праздник отпускать птиц на волю, чтобы вместе с птицами полную свободу от зимы обретала и природа, чтобы вместе с вольной жизнью и звонким пением птиц в свои права полностью вступала весна.
«Исстари на Руси заведено, чтобы в этот день освобождать птиц на волю. В Москве этот обряд [совершался] ... против Охотного ряда. Сюда с утра приходит народ, покупает птиц и своими руками выпускает их из клетки на волю. Прежде на исполнение этого обычая стекались со всех сторон и только одна темная ночь прекращала сборище».
Выпуская птиц приговаривали:
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Краснозобые снегирюшки,
Щеглята-молодцы,
Воры воробьи!
Вы по воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по мнемотаблице»
План - конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста «Составление описательного рассказа по мнемотаблице» ...
План - конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста «Пересказ сказки по мнемотаблице»
План - конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста «Пересказ сказки по мнемотаблице» ...
План - конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста «Заучивание стихотворения по мнемотаблице»
План - конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста «Заучивание стихотворения по мнемотаблице» ...
ПОИГРАЕМ - ПОСЧИТАЕМ Игровая образовательная ситуация для детей среднего дошкольного возраста
ПОИГРАЕМ - ПОСЧИТАЕМИгровая образовательная ситуация для детей среднего дошкольного возраста.Программные задачи:Познакомить детей с прямоугольником, учить различать прямоугольник и квадрат.Формировать...
игровая образовательная ситуация для детей старшей группы "Аромат кубанской весны"
Развивать у дошкольников эмоционально-эстетическое отношение к окружающиму миру; воспитывать любовь к природе родного края....
игровая образовательная ситуация для детей средней группы "Пасхальные яйца"
Развивать у детей духовно-нравственных качеств через художественно-творческую деятельность....
Конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Сравнение 5-и предметов по длине»
Конспект игровой образовательной ситуации для детей среднего дошкольного возраста по теме: «Сравнение 5-и предметов по длине»Цель: Формирование умения сравнивать предметы по длине и о...