Взаимодействие педагогов и родителей в организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
методическая разработка (старшая группа)

Сапрыкина Ирина Леонидовна

Совместная деятельность педагогов и родителей по организации эксперементальной деятельности дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл eks.docx20.16 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей в организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Актуальность

Одним их эффективных приемов в работе по развитию познавательной активности дошкольников является детское экспериментирование, которое дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта или предмета окружающего мира.

Практика показывает, что дети с удовольствием проводят разнообразные исследования, педагогу необходимо лишь создать условия для экспериментальной деятельности

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. Взаимодействие ДОУ с семьей – это объединение общих целей, интересов и деятельности в плане развития гармоничного и здорового ребенка.

Выработанные педагогами навыки и сформированные в детском саду понятия закрепляются в семье в обыденной жизни. Для этого родители должны быть хорошо осведомлены о содержании работы, проводимой педагогами, знать программу работы с детьми в группе, понимать и принимать активное участие в её реализации.

Вовлечение родителей    в совместную с детьми  исследовательскую и опытно-экспериментальную деятельность   является частью образовательной деятельности в нашей группе. Происходит непосредственное взаимодействие между родителями и детьми, совместная деятельность основывается на поддержании детской инициативы и самостоятельности, поисковой активности.

 Хочется выделить следующие преимущества по совместной с родителями опытно экспериментальной деятельности:

 − возможность использовать материалы, которые не используются при работе в группе с большим количеством детей,

− возможность не ограничивать ребенка в деятельности из гигиенических соображений («испачкаешься», «прольешь»…),

− развитие интереса к совместной деятельности,

− развитие понимания родителями возможностей, способностей своего ребенка.

Таким образом, мы пришли к выводу, что вовлечение родителей в процесс развития познавательной активности детей через экспериментальную деятельность будет  являться эффективным средством развития важных качеств личности дошкольника, таких как творческая активность, самостоятельность, самореализация, умение работать в коллективе.

Цель: расширение знаний родителей о развитии познавательного интереса и познавательной активности детей дошкольного возраста средствами экспериментальной деятельности

Цель реализую посредством ряда задач:

  1. Углубить знания родителей в вопросах экспериментальной деятельности дошкольника, через информирование о деятельности детей в ДОУ в рамках основной образовательной программы дошкольного образования.
  2.  Привлечь родителей к активному сотрудничеству с педагогами ДОУ через внедрение активных форм взаимодействия.
  3. Развивать интерес родителей к практическому экспериментированию совместно с детьми.

Для большей заинтересованности родителей и вовлечения их в воспитательно-образовательный процесс я использовала различные формы работы:

1.Одной из форм работы с родителями является анкетирование.

Анкетирование родителей на тему: «Организация поисково-исследовательской деятельности дошкольников дома»

Цель: выявить степень участия родителей в экспериментальной деятельности ребенка и в поддержании его познавательного интереса. По результатам анкетирования будет видно –  заинтересованы ли родители в развитии познавательного интереса детей, способствуют ли постоянному совершенствованию их познавательно-исследовательских  умений и навыков. Дети очень любят задавать разные вопросы. Родители могут ответить на них, либо предложить ребенку подумать и постараться самому найти ответ, развивая самостоятельность.

Чтобы выявить отношение родителей к поисково-исследовательской активности детей провела анкетирование родителей. По результатам запросов родителей организовала консультационный день на тему: «Экспериментальная деятельность дома».

  1. Оформление наглядной информации в родительском уголке

– Консультация на тему: «Организация детского экспериментирования в домашних условиях»

– Памятка «Познавательные опыты для детей»

– Рекомендации: «Проведите с детьми дома»

3. Привлечение к созданию познавательно-развивающей среды в группе. Родители помогают в оборудовании уголка экспериментирования, пополнении необходимыми материалами, способствуют удовлетворению познавательных интересов экспериментированием в домашних условиях.

  1. Родительское собрание на тему: «Роль семьи в развитии познавательной активности  дошкольника»          

Также для родителей проводятся консультации о том, как организовать условия для исследовательской деятельности дошкольников

  1. Экспериментирование родителей с детьми в домашних условиях.
  2. Совместное детско-взрослое творчество. Родители с большим интересом организуют  изготовление книжек-малышек, оформление альбомов, плакатов, организуют фотосессии и многое другое.
  3. Оформление папки «Наши открытия». Создаются тематические ширмы-передвижки, выставки, мини-библиотечки и др.
  4. Совместная детско-взрослая познавательно-исследовательская деятельность. В условиях тесного взаимодействия с семьей в группе могут быть подготовлены и проведены следующие исследования: «Дом, в котором я живу»; «Портрет весны», «Осень – вкусное время года», «Лето, ах лето», «Что я знаю о воздухе?» и многие другие. Хорошо, когда родители ищут ответ на поставленный вопрос вместе с детьми в различных сферах деятельности (чтении, наблюдении, экскурсиях, экспериментах).

Таким образом, результаты показали, что моя работа велась не зря. Дети с интересом продолжают экспериментирование дома, родители принимают в этом активное участие. Они поддерживают познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснять непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности. В тоже время есть повод продолжать деятельность в данном направлении, оптимизировать общение с родителями с помощью новых нетрадиционных форм взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сотрудничество педагогов и родителей в развитии изобразительной деятельности детей дошкольного возраста.

В настоящее время в обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов воспитания. Это объясняется объективными процессами, развивающимися в обществе: гуманизацией...

Организация экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста. Игры -экспериментирования с водой.

Выступление на семинаре-практикуме для воспитателей образовательной организации...

Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа детей дошкольного возраста

Сегодня тревожит реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния детей, поэтому проблема сохранения здоровья воспитанников считается одной из самых актуальных....

Консультация для педагогов "ВИДЫ И ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА"

Труд детей в детском саду многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее образование и воспитание....

Консультация для педагогов по теме самообразования "Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"

Консультация для педагогов "Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста"...

Проект «Взаимодействие педагогов и родителей по теме развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР"

Включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого образовательного пространства....

Совет педагогов: "Современные подходы к организации игровой деятельности детей дошкольного возраста в ДОО"

Данный материал совершенствует педагогическое мастерство воспитателей, повышает методический уровень педагогов по организации различных видов игры....