Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа детей дошкольного возраста
консультация на тему

Николаева Галина Викторовна

Сегодня тревожит реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния детей, поэтому проблема сохранения здоровья воспитанников считается одной из самых актуальных. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_nikolaeva.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Взаимодействие педагогов и родителей в формировании здорового образа детей дошкольного возраста

Г.В.Николаева, воспитатель

МБДОУ № 5, г. Мценск, Орловская обл.

Большая часть болезней наших - это дело наших собственных рук; мы могли бы почти всех их избежать, если бы сохранили образ жизни простой, однообразный и уединенный, который предписан нам был природою.

                                                                                               Руссо Жан-Жак

Сегодня тревожит реальное ухудшение физического, психического, нравственного и духовного состояния детей, поэтому проблема сохранения здоровья воспитанников считается одной из самых актуальных. Мы, педагоги, несем историческую ответственность за здоровье будущих поколений, и только все вместе можем изменить ситуацию.

Забота о развитии и здоровье ребёнка начинается по существу с организации здорового образа жизни в семье. Здоровый образ жизни - это и благоприятный эмоциональный климат в семье, дружеское, доброжелательное отношение родителей друг к другу и к ребёнку; это и правильно организованное рациональное питание, и использование движений, физических упражнений на воздухе, и достаточная трудовая активность, и, конечно, образцовое поведение взрослых, их отрицательное отношение к алкоголю и курению.

Известны случаи, когда ребёнок, родивший у курящей женщины, отстаёт в физическом, да и умственном развитии.  Пагубно складывается на потомстве пьянство не только матери, но и также отца. Алкоголизм не передаётся по наследству, но врождённая неполноценность нервной системы у детей, рождённых алкоголиками, создаёт предпосылки как для нервно-психической неполноценности, так и для предрасположенности к пьянству [3].

Эмоциональный климат семьи имеет очень большое значение для ребёнка. Установлено, что дети в разведённых семьях часто развиваются хуже, чем дети у матери-одиночки. Это во многом объясняется нервозностью обстановки. В этот период взрослые не уделяют детям достаточного внимания, поэтому условия их развития ухудшаются. Для более старших ребят такая обстановка в семье является крайне тяжёлой. Ведь дети горячо любят и отца и мать. Понятно, как тяжело переживает такой ребёнок ссоры между родителями.

Ведь быт уклад семьи имеет большое значение для нормального развития ребёнка. Отрицательно действует на нервную систему и на личность детей разногласия в подходе к ним взрослых, например, отец слишком строг, а мать слишком мягка или когда родители проводят одну линию в воспитании, а бабушка другую и т.д.

Ребёнок достаточно рано начинает выделять себя как личность: доброжелательное, внимательное и уважительное к нему отношение взрослых помогает ему с детьми, ходят в парк, в лес, на каток, на лыжах. Когда ребёнок подрастает, можно брать его с собой и в туристические походы.

Вовлечение ребёнка в трудовую деятельность семьи, предоставление ему с раннего детства возможности оказывать взрослым посильную помощь, помогает формировать у него потребность к трудолюбию.

Чтобы  родителям легче было формировать здоровый образ детей,  чтобы ребенок рос всесторонне развитым и здоровым, необходимо взаимодействие ДОУ и семьи. Как показывает практика, ни одна, даже самая лучшая оздоровительная программа не сможет дать положительных результатов, если ее задачи не решаются совместно с семьей. Именно детский сад является местом педагогического просвещения родителей. И поэтому первой нашей задачей было объяснить родителям то, что они несут всю полноту ответственности за развитие, обучение и сохранение здоровья своего ребенка, а задача воспитателя - помочь им в этом.

Для того чтобы родители стали проявлять больший интерес к воспитанию своих детей в детском саду, нужно, чтобы они видели результаты работы воспитателей по сохранению здоровья детей, слышали о своем ребенке позитивное, встречали доброе отношение воспитателей.

Осознавая важность привлечения родителей к созданию благоприятных условий для решения оздоровительных задач, мы решили воспользоваться такой формой взаимодействия, как система заданий родителям на выходные дни.

Мы анализируем вместе с родителями, почему дети заболели, что послужило причиной. Рекомендуем родителям создавать благоприятные условия для организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми дома.

Один из способов воздействия на детей в семье - любимая игрушка, которая становится главным действующим лицом. Следуя правилам игры, ребенок должен помочь игрушке выполнять нужные действия: делать зарядку, умываться, одеваться на прогулку, убирать со стола, ложиться спать и т. д. Подобный прием можно использовать при проведении неприятных процедур: инъекций, прививок, приема таблеток и др.[2]

Для родителей были составлены следующие рекомендации:

1. Формируйте у детей положительное отношение к своему здоровью.

Задание. Попробуйте каждый новый день начинать с утренней зарядки, использовать различные средства закаливания, выполнять правила личной гигиены.

2. Используйте опосредованное воздействие на ребенка, проводите игры, рассказывайте стихи, читайте книги.

Задание. Попробуйте провести игры: «Утро Маши», «У Мишки день рождения», «В гостях у Доктора Айболита».

3. Формируйте у детей навыки безопасного поведения.

Задание. Напишите «Сигналы тревоги» и проведите беседу «Домашние опасности».

4. Используйте формулы приветствия, прощания, благодарности в соответствии с нормами этикета.

Задание. Вспомните, как вы разговариваете, друг с другом в семье, как обращаетесь друг к другу. Понаблюдайте за ребенком, какие формы обращения он использует в своей речи.

5. Воспитывайте у детей чувство долга, ответственности, человечности.

 6. Соблюдайте принцип равенства и сотрудничества с детьми [1].

Таким образом, процесс воспитания и обучения в детском саду, а также семейное воспитание должны оказать существенное опосредованное и непосредственное влияние на формирование здорового образа жизни у дошкольников.

Список литературы:

1.Андреева Н.А. Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Автореф. дис. …канд. пед. наук - Екатеринбург, 2005.

2.Веневцева Ю.Л., Мельников А.Х. Валеология: новое или забытое старое? //Взаимодействие ДОУ и семьи в интересах развития личности ребенка: Программа и практическое руководство/Сост. Л.И.Пономарева, В.А.Нетаева, Г.В.Заостровных, Н.А.Андреева: ШГПИ,ИПКиПРО Шадринск-Курган,2004.

3.Диагностика и профилактика ранних отклонений в состоянии здоровья детей / Под ред. В.А. Доскина и М.Н. Рахмановой. - М.: 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни дошкольного возраста...

Особенности формирования здорового образа в дошкольном возрасте.

Дошкольный возраст относится к так назы­ваемым критическим периодам в жизни ребенка. На протяжении всего дошкольного детства происходит нарастание силы и подвижности нервных про­цессов, формир...

Взаимодействие педагогов и родителей в организации экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.

Совместная деятельность педагогов и родителей по организации эксперементальной деятельности дошкольников...

Проект «Взаимодействие педагогов и родителей по теме развитии речи детей дошкольного возраста с ОНР"

Включение родителей в совместный коррекционный процесс и создание единого речевого образовательного пространства....

«Формирование здорового образа детей дошкольного возраста»

Все родители хотят, чтобы их ребенок был здоровым. Поэтому уже с самого детства надо формировать у детей знания о здоровом образе жизни, правильном питании. Основная задача детского сада и семьи,...

Взаимодействие с родителями по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.

Ответ на вопрос из личного опыта:Как в современных условиях организовать  педагогический образовательный процесс, способствующий формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста?...