"Развитие навыков социального взаимодействия у детей раннего возраста"
статья (младшая группа)

Ефремова Светлана Ростиславовна

Современное представление о педагогическом процессе, как о целостном явлении, предполагает ориентированность на всестороннее развитие личности ребенка через системный подход к образованию. В частности, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», образование понимается как «… совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл no_1statya_v_na_konferentsii_nikolskogo.docx38.25 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие навыков социального взаимодействия у детей раннего возраста

Аннотация. Современное представление о педагогическом процессе, как о целостном явлении, предполагает ориентированность на всестороннее развитие личности ребенка через системный подход к образованию. В частности, в федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации», образование понимается как «… совокупность приобретаемых знаний, умений, навыков, ценностных установок, опыта деятельности и компетенции, определенных объема и сложности в целях интеллектуального, духовно-нравственного, творческого, физического и (или) профессионального развития человека, удовлетворения его образовательных потребностей и интересов».

Ключевые слова: разномодальная сенсорная среда, познавательно-исследовательская деятельность.

В своей педагогической практике мы довольно часто сталкиваемся с мнением родителей, что целенаправленным и систематичным обучением и воспитанием детей нужно заниматься лишь, когда ребенок начинает посещать группу дошкольного возраста,  группа раннего возраста нужна лишь для того, чтобы малыш привык к режиму, незнакомым людям, другим детям. Мы прилагаем максимум усилий для того, чтобы донести до родителей значимость организованного образовательного процесса в возрасте до 3 лет.

Формирование психических  новообразований в раннем возрасте взаимообусловлено. Так, например, форма идентификации – подражательность, характерная для детей раннего возраста, является основой для формирования чувства доверия к людям и готовности к присвоению материальной, психической и духовной культуры ребенком.

Детям раннего возраста характерна чувствительность к любому педагогическому воздействию и быстрое усвоение знаний, умений и навыков. При этом необходимо принимать во внимание, что основу умственного развития с года до трех лет составляют формирующиеся у ребенка новые виды действий восприятия и мыслительных действий. Одним из важных факторов, способствующих  полноценному психическому развитию и полноценному образовательному процессу, является создание разномодальной сенсорной среды.

Говоря о действия восприятия, необходимо уточнить, что мы подразумеваем работу по развитию всех видов восприятия: визуального, аудиального, осязательного, тактильного, вкусового и обонятельного.

Развитие восприятия напрямую зависит от выполняемых ребенком предметных действий, продуктивной, конструктивной и художественной деятельности. Четкие представления о свойствах предметов формируются только в результате многократного выполнения действий с предметами, обладающими этими свойствами. В раннем возрасте основной деятельностью ребенка, которая связана с восприятием - это речевое общение, поэтому активное использование гаджетов для отвлечения и успокоения ребенка не способствует развитию сенсорного восприятия и даже препятствует развитию речи.

Очень важно в раннем возрасте развивать звуковысотный слух. Осуществляется такое развитие через включение в привлекающие ребенка задания звуков, звукоподражаний разной высоты и обязательное «связывание» воспринимаемых  ребенком звуков со зрительным образом.

Сложность, но в тоже время и привлекательность работы педагогических специалистов в раннем возрасте состоит в том, что внимание малышей непроизвольно. Ребенок будет сосредоточен только до тех пор, пока ему интересно. Внимание ребенка можно вызвать внешне привлекательными предметами, событиями и людьми. Деятельность, которую выполняет ребенок, должна быть привлекательной.

При организации процесса образования с детьми раннего возраста необходимо помнить, что ребенок запоминает лишь то, на что он обратил внимание, что произвело на него впечатление, было ему интересно, поскольку в этом возрасте преобладает зрительно-эмоциональная память.

Развитие памяти тесно связано с развитием интеллекта у детей. Малыши лучше запоминают информацию при активной умственной работе.

В нашем образовательном учреждении на протяжении двух лет реализуется дополнительная программа образования «Развивалочка» для детей раннего возраста, которая и призвана обеспечить широкомасштабное сенсорное развитие в контексте целостного психолого-педагогического процесса образования.

Так, каждое занятие построено таким образом, что в нем интегрированы несколько видов детской активности, решающие целый комплекс задач: развитие сенсорной сферы, развитие речи и мышления, мелкой и общей моторики, развитие воображения, формирование и развитие навыков позитивного общения и взаимодействия с детьми и взрослыми. Занятия проводятся в игровой форме, когда малыши осуществляют не только познавательно-исследовательскую деятельность (определить свойство предмета через манипуляцию с ним), но и двигательную (выполнение движений под слова песни), коммуникативную и  изобразительную (лепка, аппликация, рисование). Причем, в изобразительной деятельности используются нетрадиционные материалы с сенсорными характеристиками.

Занятия организованы так, что овладение основными предметными действиями и действия восприятия осуществляются  в совместной  деятельности с взрослым и под его руководством. Занятия должны проводиться только в игровой форме, причем, игры должны быть увлекательными и веселыми. В силу возрастных особенностей только в этом случае ребенок захочет многократно повторить одно и то же действие или слово. Чем живее игра и ярче образ, тем больше будет увлечен ребенок, следовательно, и процесс образования будет успешнее.

Во время организации образовательного процесса мы учитываем, что детям этого возраста свойственна ситуативность поведения. Занятия проводятся по подгруппам, по которых не более 4-5 малышей. Причем, подгруппы выделены с учетом уровня развития детей и зоны ближайшего развития.

Мы отметили особенности формирования действий зрительного восприятия. Наиболее легко и быстро дети осваивают выбор по форме, несколько сложнее дается освоение восприятия величины и цвета.

В данной дополнительной образовательной программе мы формируем представления детей о 5 геометрических фигурах: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал, и обо всех основных цветах.

Педагоги и детские психологи единодушны во мнении, что период дошкольного возраста чрезвычайно важен для дальнейшего психического развития и формирования  личности ребенка. При этом детские психологи отмечают, что качественные преобразования, которые претерпевает ребенок за первые три года жизни, настолько значительны, что относят середину пути развития человека именно к трем годам.

Следовательно, именно для раннего возраста реализация целостного подхода к образовательному процессу наиболее актуальна.

Литература:

1) Ушинский, К.Д. Три элемента школы // Пед. соч. – 1989. – Т. 1. - М.: - 171 с.

2) ФЗ «Об образовании в РФ» (№ 273-ФЗ от 29.12.2012 г.).

3) Галаганова, Т.В. Развивающие игры с малышами до трех лет. – М.: Академия развития, 2005. – 240 с.

4) Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. -  М.: Академия, 2000. – 456 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальное развитие в формировании образа "Я" детей раннего возраста

Социальное развитие дошкольника,  его представления о себе и формирование  образа «Я» выстраивается с помощью взрослого, через знания и оценки, приобретаемые им на ранних этапах развит...

Методическая разработка по теме: «Значение эмоционального благополучия развития социально-эмоциональной сферы детей раннего возраста в процессе взаимодействия ДОУ и семьи»

Эмоции играют важную роль в жизни детей, помогая воспринимать действительность и реагировать на неё. Чувства способствуют над всеми сторонами жизни ребёнка, придавая им особую окраску и выразительност...

Программа социального партнерства с семьей в условиях реализации ФГОСС ДОО по теме «Формирование навыков изобразительной деятельности у детей раннего возраста»

Формирование сотрудничества между семьей и педагогами дошкольного учреждения, создание атмосферы доверия и личностного успеха в совместной деятельности по формированию художественно – эстетического ра...

Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по развитию навыков связного высказывания у детей дошкольного возраста

Презентация "Взаимодействие учителя-логопеда и родителей по развитию навыков связного высказывания у детей дошкольного возраста"...

Консультация для педагогов «Театрализованная деятельность как средство развития социально-коммуникативных способностей детей раннего возраста»

Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования коммуникативных навыков ребенка, интеллектуального и художественно-эстетического воспитания.Участву...

Тема: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи.

Технологическая карта по темам: «Развитие навыков самостоятельности в самообслуживании детей раннего возраста раздевания и одевания, умывания и мытья рук, навыков приёма пищи"....

Мастер - класс для педагогов по развитию навыков социального взаимодействия у детей подготовительных групп на примере игры "Лепешка" .

Игра Лепешка для подготовительных групп,учит социально взаимодействовать, развивает воображение, мышление, желание и умение коммуницировать друг с другом. В игре "Лепешка" принимала участие, провела и...