Программа дополнительного образования по продуктивной деятельности "Изонить"
методическая разработка

Вавулина Татьяна Михайловна

Программа дополнительного образования "Изонить" для детей старшего дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma1_dop._obrazovaniya_izonit.docx890.01 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ИЗОНИТЬ»

ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

  1. ВВЕДЕНИЕ.

     Изонить – это техника создания картин из ниток. Её также называют вышивкой на картоне. Особое переплетение нитей даёт эффект объёмности изображения. При этом техника проста. Достоинство этой техники в том, что изображения выполняются довольно быстро, отличается доступностью и волшебной для ребёнка «возвратностью» - возможностью исправить работу на любой стадии, не повредив её!

    Этот вид искусства расширяет представления детей об окружающем мире, учит внимательно вглядываться в окружающие предметы, выделять характерные и выразительные детали. Через освоение данной техники происходит гармоничное развитие личности дошкольника. Верхний практический пласт освоения техники – это умение владеть иглой и нитью, умение работать с трафаретом, различать лицевую и изнаночную сторону изделия.  Под этим пластом скрывается много других. Это, во-первых, и сенсорное развитие: развитие цветового восприятия, формирование понятия о холодных и теплых тонах, умение подбирать по цветовой гамме цвет изделия к фону, сочетающиеся или контрастирующие цвета самого изделия. Во-вторых, это умственное развитие, формирование и закрепление ряда математических представлений: величина, окружность, угол, длина стороны, хорда. Это закрепление пространственных представлений: верх-низ, справа-слева, середина. Технику «изонить» можно назвать разновидностью плоскостного моделирования. А моделирование прекрасно развивает абстрактное мышление. В-третьих, это развитие зрительно-пространственной координации: умения выполнить координированные движения рук под контролем зрения. В-четвертых, это речевое развитие. Обогащается как пассивный, так и активный речевой словарь ребенка. В-пятых, это духовно-нравственное развитие ребенка. Развиваются такие личностные качества, как усидчивость, терпение, старание. Ребенок учиться гордиться результатами своего труда, а также ценить труд других людей, учиться приносить радость другим людям, делая и даря им подарки.  

  1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

 Основная цель:

  • Обеспечение благоприятных условий для удовлетворения потребности детей в самовыражении,  в творческой активности через прикладные виды деятельности.

 Задачи:

  •  раскрытие и развитие художественных, творческих способностей и эстетического вкуса детей средством нетрадиционной техники прикладного творчества - изонить
  • комплексное развитие индивидуальности ребенка, всех сфер его личности (интеллектуальной, мотивационной, эмоционально-волевой.).
  • создание условий для эмоционального благополучия ребёнка в процессе совместной деятельности и общения: ребёнок – ребенок, ребёнок – педагог, ребёнок – родители.
  • развитие конструктивного взаимодействия с семьей на основе результатов продуктивной деятельности ребенка.

  1.  ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ.

Работа по формированию гармонично развитой  личности посредством кружковой работы построена на основе следующих принципов:

  • Принцип доступности и индивидуализации, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка и определение посильных для него заданий. Содержание программы обеспечивает преемственность и постепенность усложнения заданий. Предлагаемые задания доступны для дошкольников и предполагают успешное преодоление трудностей путем физических и психических усилий занимающихся. Индивидуализация обучения заключается в учете индивидуальных особенностей ребенка.
  • Принцип постепенного повышения требований, заключается в постановке перед ребенком и выполнении им все более трудных новых заданий, в постепенном увеличении объема и интенсивности нагрузок.
  • Принцип систематичности – непрерывность и регулярность занятий. Систематические занятия способствуют не только достижению эффективности обучения, но и дисциплинируют детей, приучают их к методичной регулярной работе и доведению до конца начатого дела.
  • Принцип сознательности и активности, предполагает обучение, опирающееся на сознательное и заинтересованное отношение воспитанника к своим действиям. Для этого необходимо четко объяснять ребенку, что и как нужно выполнить, и почему именно так, а не иначе.
  • Принцип повторяемости материала, заключается в многократном повторении вырабатываемых навыков. Для поддержания интереса и привлечения внимания детей к занятиям необходимо вносить в повторяющиеся упражнения некоторые изменения, или предлагать разнообразные методы и приемы их выполнения.
  • Принцип гуманности выражается в безусловной вере в доброе начало, заложенное в природе каждого ребенка, отсутствие давления на волю ребенка; глубокое знание и понимание физических, эмоциональных и интеллектуальных потребностей детей; создание условий для максимального раскрытия индивидуальности каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения.
  • Принцип наглядности. В прикладном творчестве важную роль играет зрительный анализатор, поэтому очень важен показ педагогом выполненного образца работы,  показ практических движений в сочетании с образным словом. После того, как разученное движение переросло в навык, образное слово будет вызывать необходимые двигательные представления.
  • Принцип взаимного сотрудничества и доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.
  • Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности ребёнка дошкольного возраста: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

Данные принципы удачно реализуются и способствуют эффективности образовательного процесса только во взаимосвязи.

  1.  СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Ведущая образовательная область – художественно-эстетическая.

Возраст обучающихся – 5-7 лет (старшая и подготовительная группы).

Срок обучения – 2 года.

План занятий в старшей группе.

Сентябрь.

1.Вводное занятие. Знакомство с техникой «изонить». Показать лицевую и изнаночную стороны ткани, изделий, научить находить отличия. Выполнение работы «Кулон» с использованием техники - обматывание по диагонали

2.Знакомство с историей иглы, ножниц, с техникой безопасности при работе с колюще-режущими предметами. «Закладка 1» - стежки нитью без иглы.

3.Повторить наименования используемых в работе материалов и инструментов, их свойства, условия хранения. Овладевать навыками организации рабочего места. Научить детей правильно измерять длину нити для работы, вдевать в иглу. «Закладка 2» - стежки с использованием иглы.

4. Научить подбирать цвета ниток, ориентироваться на плоскости (вверху, внизу, слева, справа, посередине, внутри, по краю). Научить располагать фигуры относительно центра изделия, познакомить со способом закрепления нитки на картоне. «Закладка 3» - стежки с использованием иглы.

Октябрь

1.Познакомить детей с понятиями: угол, вершина угла. Создать условия для совершенствования и использования детьми навыков количественного и порядкового счета в прикладном творчестве. Продолжить обучение детей технике изонити, научить выполнять тупой угол. «Кулон».

2.Учить выполнять узор острого угла, показать, что нити пересекаются на лицевой стороне, а на изнаночной видны только стежки. Закрепить понятия: угол, вершина угла, левая и правая сторона угла. Упражнять детей в навыке вдевать нитку. «Цветок»

3.Упражнять детей в выполнении изонитью острого угла. Научить детей закреплять нить после окончания работы. Вспомнить названия овощей и их внешний вид. Повторить правила работы. «Морковка»

4. Повторить технику изонити, приемы заполнения угла, треугольника. «Бабочка»

Учить оценивать качество изготовленного изделия по заданным критериям.

Ноябрь

1. Продолжить обучение детей технике изонити: научить выполнять прямой угол.

Закреплять знание последовательности работы в соответствии с правилами , учить самостоятельно выбирать цвет ниток для работы. «Снежинка 1»

2.Путем анализа предмета показать, что он может состоять из нескольких треугольников. Предложить детям сравнить треугольники в работе. «Снежинка 2»

3. Совершенствовать навыки детей в работе изонитью. Познакомить детей с техникой выполнения круга. Развивать глазомер детей, мелкую моторику руки. «Снеговик».

4. Повторить правила работы с колюще-режущими инструментами и правила организации своего рабочего места. Закреплять владение техникой заполнения круга. Продолжение работы «Снеговик»

Декабрь

1.Учить анализировать образец. Повторить техники заполнения углов. Учить детей создавать рисунок по опорным точкам на изнаночной стороне картона.

«Рамка для Новогодней открытки».

2. Продолжение работы  «Рамка для Новогодней открытки».

3. Продолжение работы «Рамка для Новогодней открытки». Оценить качество изготовленного изделия по заданным критериям.

4. Продолжать дальнейшее совершенствование навыков в работе изонитью; развивать глазомер. «Новогодняя открытка»

Январь.

1.Продолжать учить детей анализировать образец, определять направление углов. «Новогодняя звезда»

2.Продолжение работы «Новогодняя звезда»

3. Учить правилам заполнения окружности. Закреплять умение ориентироваться на плоскости (вверху, внизу, слева, справа, посередине, внутри, по краю). «Новогодние шары»

Февраль

1.Повторить технику изонити, приемы заполнения угла, треугольника « Маленькая ёлка» 2. Продолжать осваивать правила работы с иглой, ножницами. Закреплять знания и умения  последовательного заполнения угла. Продолжение работы.

3. Продолжать обучение умению анализировать образец. Закреплять знания последовательности работы в соответствии с правилами выполнения угла. «Подарок папе - кораблик»

4.Продолжение работы «Кораблик»

Март

1. Развивать пространственную ориентацию, умение композиционного построения работы;

воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. «Подарок маме – бабочка»

2.Продолжение работы

3. Закреплять умение выполнять окружности в технике «изонить». Закреплять умение самостоятельно выбирать цвет ниток. «Цветок»

4.Продолжение работы. Оценить качество изготовленного изделия по заданным критериям.

 

Апрель

1.Обучать детей плоскостному моделированию. Повторить технику изонити.

«Первоцветы. Мать и мачеха»

2. Продолжение работы.

3. Продолжать развивать чувство пространственного и композиционного представления. Самостоятельный подбор цвета. «Ветка сирени»

4. Продолжение работы.

Май

1.Продолжать дальнейшее совершенствование навыков в работе изонитью. Воспитывать у детей желания выполнять работы своими руками, побуждать к самостоятельному выбору цветовой гаммы, воспитывать усидчивость. «Аквариумные рыбки»

2. Продолжение работы.

3.Совершенствовать умение выполнения в технике «изонить» окружностей и углов «Цыплёнок»

4. Продолжение работы.

План занятий в подготовительной группе.

Сентябрь

1.   Повторить правила работы с колюще-режущими инструментами и организация рабочего места. «Воспоминание о лете-солнышко»

2. Повторить технику изонити, приемы заполнения окружности, угла. Обучение составления композиции. «Красивая клумба»

3. Продолжение работы «Красивая клумба».

Октябрь

1. Применять правила работы с иглой, ножницами. Определять необходимые материалы и инструменты. Знать, как заполнять окружность, полукруг и овал. «Дары осени»

2. «Яблоки и груши»

3. «Ветка винограда»

4. «Грибы» Оформить мини выставку «Дары осени»

Ноябрь

1.Продолжать развивать чувство пространственного и композиционного представления;

воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость своей работой. «Подарок к дню матери - сердечко» с использованием техники -  заполнение через центр.

2. Продолжение работы.

3. Подбирать цвета ниток. Уметь располагать фигуры относительно центра изделия «Пасхальное яйцо»

4. Продолжение работы.

Декабрь 

1.Выполнять различные узоры на основе окружности. Применять полученные знания на практике. «Ёлочная ветка, украшенная шарами»

2. Продолжение работы.

3. Познакомиться с разнообразными способами заполнения окружности:  хордовые, из центра, в центр, из одной точки «Новогодние игрушки»

4. Продолжение работы.

Январь 

1.Продолжать развивать чувство пространственного и композиционного представления. Уметь ориентироваться на плоскости, побуждать к самостоятельному выбору цвета нити и фона. «Весёлые снеговики» с использованием техники – заполнение круга.

2.  Продолжение работы.

3. Оформить мини выставку «Здравствуй, здравствуй Новый год»

Февраль

1.Воспитывать у детей желание доставить радость своей работой.   «Подарок папе – рамка для фото» с использованием техники – стежки.

2. Продолжение работы. «Подарок папе – рамка для фото»

3. Повторить технику изонити, приемы заполнения окружности, углов. Обучение составления композиции «Корабли»

4. Продолжение работы. Оценить качество работы по заданным критериям.

Март

1. Воспитывать любовь и уважение к близким людям, желание доставить радость

 Использование техники- заполнение дуги в работе  «Цветы любимой маме»

 2.  Продолжение работы.

3. Оформить мини выставку «Цветы любимой маме»

Апрель

1.Продолжать дальнейшее совершенствование навыков в работе изонитью. Воспитывать у детей желания выполнять работы своими руками. Использование техники- заполнение прямоугольника, угла в работе «На космических просторах»

2.  Продолжение работы.

3. Уметь оценивать и находить ошибки работы. Контролировать и корректировать свою работу. Итоговые работы.

Май

 Работы по желанию – подготовка к выставке.

С детьми старшей группы обучение нацелено на формирование интереса к избранному виду деятельности, на побуждение к творчеству, развитие трудовых и художественных навыков. Внимание уделяется точности и аккуратности в работе, умению экономно использовать материалы, правильно работать инструментами, активно применять полученные знания и приобретать новые. В ходе занятий дети знакомятся с историей техники «изонить», с инструментами и материалами, используемые в работе. Осваивают основные элементы изонити: заполнения угла, окружности, дуги, правила чтения условных обозначений, понятие о композиции и цвете. Изучают технологию изготовления узоров.

В подготовительной группе обучение нацелено  на дальнейшее поддержание интереса к  данному виду деятельности, а также на дальнейшее развитие трудовых и художественных навыков. Дети изучают и осваивают новые элементы техники: работа с углами и окружностями, разделёнными на несколько секторов. Дети знакомятся с новыми способами заполнения углов, дуги и окружностей, изготавливают сюжетные композиции.

Все темы занятий кружка, входящие в Программу, подобраны по принципу нарастания сложности практических приемов и творческих заданий, что дает возможность ребенку, используя имеющиеся способности, накапливать опыт, равномерно развивать свой потенциал и получать желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть программы на последующие годы реализации, с учетом интересов детей, их возможностей, пожеланий родителей.

  1.  УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ.

         Занятия могут проводиться в групповой комнате или в специально оборудованном помещении детского сада.

         Учебный год начинается с 1 сентября. Окончание учебного года – 31 мая. Занятия  проводятся 1 раз в неделю, во второй половине дня. Длительность занятий в соответствии с требованиями СанПиН устанавливается в пределах: старший возраст 5-6 лет -  25 минут, старший возраст 6-7 лет – 30 минут.  

          Основная форма организации образовательного процесса – занятия. Форма работы – групповая, при необходимости – индивидуальная. Индивидуальная форма работы используется для работы с детьми, которые в достаточной мере не овладели навыками шитья, либо которые пропустили предыдущие занятия по болезни.

         Педагог применяет на занятиях следующие методы обучения: - словесный (беседа с использованием художественного слова, объяснение способа работы),  - наглядный (демонстрация образца, демонстрация способа работы), - игровой,  -  метод практической работы. Во время занятий для создания непринужденной и творческой атмосферы используется музыкальное сопровождение: записи звуков живой природы и др. музыки. В занятия включены здоровьесберегающие технологии: упражнения для расслабления глаз, пальчиковая гимнастика, физкультминутки.

Примеры пословиц и поговорок, используемых на занятиях.

1.Без терпенья — нет уменья.

2.Торопливый дважды одно дело делает.

3.Была бы охота — будет ладиться работа.

4.Каков мастер, такова и работа.

5.Делано наспех — и сделано насмех.

6.Душу вложишь — все сможешь.

7.Не учись безделью, а учись рукоделью.

8.Маленькое дело лучше большого безделья.

9.У ленивой пряхи и для себя нет рубахи.

10.Без труда не выловишь рыбку из пруда.

11. Не диво дело начать — диво закончить.

12.Глазам страшно, а руки сделают.

13. Умелец да рукодельник и себе и людям радость приносит.

14. Мастерство везде в почете.

15.Ремесло - не коромысло, плеч не оттянет.

16. Без топора не плотник, без иглы не портной.

Структура занятия включает в себя 3 части: вводная, основная и заключительная.

  1. Каждое занятие начинается с организационного момента.

Именно здесь создается эмоциональный настрой у детей, объясняется новый материал. В этой части занятия проводится также  инструктаж безопасности, на котором делается акцент на правильное применение, приёмы работы с инструментами и приспособлениями.

  1. В основной (практической) части  дети выполняют задание. При необходимости педагог помогает советом и проводит индивидуальную работу.
  2. Подводится итог занятия и анализируется работа. Это позволяет ребёнку полнее осмыслить результат своей деятельности, учит его задуматься над тем, что у него получилось, а что – нет, как его поделка выглядит среди работ других детей и как оценивается.

 В ходе занятия перед ребенком не ставится задача точно повторить образец. Демонстрация образца работы имеет целью вызвать у детей желание творить самому, изменять, усовершенствовать увиденное. В ходе занятия поощряется творчество, самобытность, индивидуальность.

Методическое обеспечение Программы.

1. Наличие утвержденной программы дополнительного образования.

2. Перспективное планирование.

3. Наглядные пособия, образцы изделий.

4. Расходные материалы

5.Специальная литература (журналы, книги, методические пособия, справочная литература).

5. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

В конце обучения воспитанники знают:

- историю создания техники «изонить»;

- правила безопасности труда;

-  направление линий, используемых в технике;

-  понятие « точка отсчёта», «направление счета»;

-  направления действий на плоскости;

-  тёплые и холодные тона;

Умеют:

-  составлять из прямых линий изображения предметов;

- владеть иголкой, ниткой, ножницами;

-  подбирать сочетающиеся и контрастные цвета, оттеняющие друг друга,

- пользоваться трафаретами;

- использовать знания, полученные на других видах изобразительной деятельности                 (навык рисования, навык аппликации);

- изготовлять простую работу в технике «Изонить»;

- оформлять свою вышивку в панно;

- достигать результат при полной самостоятельности;

- принимать участие в коллективной работе;

Основными критериями оценки достигнутых результатов считается:

-самостоятельность работы;

-осмысленность действий.

Практический результат освоения Программы - поделки к праздникам, к тематическим выставкам, поздравительные открытки с днём рождения друзей и родных.

Образцы работ.

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0387.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0383.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0379.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0377.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0373.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0357.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0359.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0360.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0353.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0339.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0333.JPG

E:\104SSCAM\изонить\DSC_0358.JPG


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет Программа дополнительного образования по художественно - ручному труду «Волшебный сундучок» для детей 4- 5 лет

      Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениеКиселевского городского округа «Детский сад № 46 компенсирующего вида» УТВЕРЖДАЮЗаведующий МАДОУ де...

Выступление на «Ярмарке дополнительного образования» для родителей на тему «Радуга». Программа дополнительного образования познавательной направленности для детей 3-5 лет»

Программа дополнительного образования детей «Радуга» разработана в соответствии с общей образовательной программой МБДОУ Детский сад 3 в соответствии с введением в действие ФГОС ДО. Заняти...

Рабочая программа педагога дополнительного образования по реализации программы дополнительного образования МБДОУ "ЦРР - детский сад №54"

Ребёнок - природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний!...

Формирование нравственно-патриотического воспитания младших дошкольников посредством дополнительного образования на примере программы дополнительного образования « Растим патриотов»

Программа дополнительного образования «Растим патриотов» по формированию у детей 4-5 лет начальных нравственно- патриотиче...