статья. Характеристика речевой культуры педагога и методы ее совершенствования.
статья

Галинова Наталья Анатольевна

В профессиональной педагогической деятельности педагога речевая культура занимает важное место.Владение речевой культурой для педагога является показателем его профессиональной подготовленности. Как показывает практика, в речи педагога дошкольной организации преобладают штампы, речь недостаточно образна и выразительна, большое количество простых предложений, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. У педагога должна быть правильная артикуляции звуков речи и их сочетаний, а также педагог должен уметь модулировать своим голосом.

В речи педагогов ДОО довольно часто отмечаются следующие недостатки:нарушения точности речи, нарушения понятности и содержательности речи, нарушение чистоты речи, нарушение выразительности речи.  Существуют различные методы совершенствования речевой культуры педагога: упражнения для развития дикции, интонации, голоса; чтение литературы, регулярная работа с разными видами словарей; составление словаря трудных слов; произношение скороговорок; решение тестов по культуре речи.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx24.72 КБ

Предварительный просмотр:

Характеристика речевой культуры педагога и методы ее совершенствования

Н.А. Галинова

В профессиональной педагогической деятельности педагога речевая культура занимает важное место. Владение речевой культурой для педагога является показателем его профессиональной подготовленности. Речь педагога является образцом для детей дошкольного возраста. Поэтому забота о совершенствовании речевой культуры – нравственный и общественный долг каждого педагога [1].

Как показывает практика, в речи педагога дошкольной организации преобладают штампы, речь недостаточно образна и выразительна, большое количество простых предложений, встречаются грамматические ошибки, диалектизмы. У педагога должна быть правильная артикуляции звуков речи и их сочетаний, а также педагог должен уметь модулировать своим голосом.

В речи педагогов ДОО довольно часто отмечаются следующие недостатки:

– нарушения точности речи.  В речи педагогов отмечается неточное называние предметов, которые окружают ребенка и которыми он пользуется: «Возьми штаны (брюки)», «Шапку (кепку) не забудь взять»

Для того, чтобы речь педагога была точной необходимо выбрать единственно нужное размещение слов в предложении, иначе смысл предложения становится непонятным. Из этого следует, что для точного обозначения словом информации для дошкольников, педагогу ДОО следует всегда контролировать свою речь [4].

– Нарушения понятности и содержательности речи: использование в речи слов не понятных детям без уточнения их значения; многословие, наслоение лишних фраз, деталей или излишняя краткость речи; насыщение речи сложными грамматическими конструкциями и оборотами; ускоренный темп речи и др. Например, на занятии по пересказу воспитатель говорит: "Дети, послушайте, теперь я вам задам вопрос, вы подумайте хорошенько и отвечайте мне правильно, что такое метель? Подобное многословие затемняет смысл вопроса, утомляет внимание и слух, и дети молчат или отвечают неправильно. Словесное нагромождение содержит и такой вопрос: "Кто мне скажет, откуда видно и почему вы думаете, что наступила весна?" Стремясь к точности и краткости, некоторые воспитатели впадают в другую крайность: чрезмерная краткость тоже делает вопрос непонятным. Например, на занятии по пересказу воспитатель спрашивает: "Куда шёл Женя? «Нина. Женя шёл в школу. Воспитатель. Ну и что?" Девочка молчит, не понимая, о чём спрашивает педагог.

– Нарушение чистоты речи: произнесение слов с акцентом или  с характерными особенностями местного говора; использование просторечий и диалектизмов, устаревших слов; засоренность речи словами-паразитами (ну, вот, так сказать и т.д.). Например: «Я, значит, буду читать, а вы значит запоминайте», «Катя, я вообще-то тебя попросила сходить вообще!», «Вот, вот так вот, ну вот теперь правильно!» [2].

Наиболее часто педагоги употребляют следующие слова – паразиты: «как бы», «по ходу»,, «типа», «это», «это самое», «вот», «ну вот», «ну», «да не вопрос», «без проблем».

Также в речи педагогов встречаются обращения-паразиты: «Киса», «Зайчик», «Малыш», «Да ты мой хороший» и подобные ласковые прозвища.

Отметим, что довольно часто в речи педагогов встречаются грубые просторечные и жаргонные слова, которые противопоставляются литературному языку: дрыхнуть, шарахнуть, слинять, клёво, отпад, тачка,  прикол, хохма, халява;  а также слова-сокращения: телик, видик, комп.

Говоря о засорении речи, о вкраплении в нее нелитературных элементов, следует заметить, что в этом проявляются неумение ясно мыслить, подбирать нужные слова и бедность его словарного запаса.

– Нарушение выразительности речи: например, «Ну что ты перебираешь из пустого в порожнее!», «Твое поведение оставляет желать много лучшего».

Одно из средств выразительности речи педагога, которое наиболее эффективно используется в коммуникации с детьми, – это сравнение. Снижает выразительность речи следующие распространенные выражения педагогов: «храбрый, как лев», «трусливый, как заяц», «проходит красной нитью».  

Главное условие выразительности речи педагога — это самостоятельность, творческий характер мышления. Важна также  психологическая установка педагога: неравнодушие, интерес к тому, о чем он говорит, и к тем, для кого он говорит.

        Отметим, что речевая культура педагога на занятиях наиболее приближена к нормативной, тогда как в других режимных моментах воспитатель чаще употребляет жаргонные слова: «Куда Петя шмыганул?, «Как шарахнет током» и др.; слова-сокращения: «По телеку смотрели» и др.

Анализ научной литературы позволил выделить наиболее существенные методы, позволяющие педагогам совершенствовать речевую культуру.  

 Прежде всего — это чтение литературы, т. к. в профессиональной деятельности педагога именно этот вид речевой деятельности играет огромную роль (Л.В. Ассуирова, Н.Д. Десяева, Н.А. Ипполитова и др.).  Вдумчивое чтение - незаменимый урок языка.

Педагог должен читать классическую мировую и отечественную литературу (Л.Н. Толстого, И.С. Тургенева, А.П. Чехова и др.), которые являются образцом правильной речи. При чтении необходимо стараться запомнить незнакомые слова, находить оригинальные выражения, обращать внимание на синтаксические конструкции. Чтение может быть изучающим (на этапе отбора и осмысления информации) или ознакомительным (на этапе отбора литературы).  

Педагогу необходимо общаться с носителями культурной речи через средства массовой информации (телепередачи «ACADEMIA», «Вслух», «Культурная революция» на телеканале «Культура» и т.д.). Можно попробовать подражать своему любимому телеведущему: повторять его фразы, копировать интонации.

Также педагогу необходимо выполнять упражнения для развития речевого дыхания, дикции, голоса, интонации. Мы считаем полезными упражнения, предложенные С.Т. Никольской [5].

Педагог должен упражняться в решении тестов по культуре речи. Преимущество тестовых заданий заключается в удобстве, простоте и значительной экономии временных затрат. Решение тестов по культуре речи способствует формированию таких коммуникативных качеств профессиональной речи педагога, как правильность, точность, уместность. Рекомендуется хотя бы один раз в месяц решать тестовые задания по культуре речи, причем тест может быть, как с ключом, так и без него.  

Педагогу необходимо вести словарь трудностей русского языка. Русский язык очень сложен, в нем много правил, исключений, что затрудняет правильное написание слов (капюшОн, безветреННый, цЫплёнок и др.). В лексическом составе большое количество заимствований, значения которых делают нашу речь не всегда точной (Андрей почти идентичен с отцом по характеру; непрезентабельные черты характера и др.), не всегда грамматически правильной, что связано с определением рода существительных и согласования с другими частями речи (ажурнАЯ тюль, кенгуру поскакалА и др.). Русское ударение является подвижным, разноместным, в связи с чем возникают трудности в правильном употреблении слов (мУка – мукА; вИна – винА; остротА (лезвия) – острОта (остроумное выражение); трУсить (бояться) – трусИть (бежать),  призывнОй (возраст) – призЫвный (зовущий) и т. п.).

Практический опыт по формированию профессиональной речи педагога показывает, что записи в «Словарь трудностей русского языка», сложных в произношении, постановке ударения, определении рода слов и т. д. и регулярное возвращение к нему способствуют увеличению словарного запаса, грамотному использованию правил употребления и т. д.

Также действенным методом является нахождение ошибок в рекламных проспектах, объявлениях в общественных местах, газетах, с целью исправления недостатков и объяснения с точки зрения законов русского языка. В первую очередь в «Словарь» должны войти слова, наиболее часто используемые в профессиональной речи педагога (обеспЕчение, звонИт, бАнты и др.).

 Также педагог должен внимательно изучать нужные разделы в грамматическом (словарь указывает грамматические свойства, правописания, место ударения и деление для переноса каждого слова в начальной и производных формах), орфоэпическом (для правильного произношения слов), орфографическом (для правильного написания слов) и др. словарях.

Таким образом, существуют различные методы совершенствования речевой культуры педагога: упражнения для развития дикции, интонации, голоса; чтение литературы, регулярная работа с разными видами словарей; составление словаря трудных слов; произношение скороговорок; решение тестов по культуре речи.

Литература

  1. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст]: учебное пособие для вузов / Л.А. Введенская, Л.Г. Павлова, Е.Ю. Кашаева. – Ростов н/Д.: Феникс, 2009. – 539с.
  2. Вьюшкова, Л. Н. Практикум по русскому языку и культуре речи [Электронный ресурс] / Л. Н. Вьюшкова ; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск : НГПУ, 2011. - 64 с.
  3. Голуб, И. Б.    Русский язык и культура речи [Текст] : учебное пособие для вузов : [16+] / И. Б. Голуб. - Москва : Логос, 2010. - 431 с.
  4. Десяева, Н.Д. и др. Культура речи педагога [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведения / Н.Д. Десяева, Т.А. Лебедева, Л.В. Ассуирова. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192с. – с. 37.
  5. Никольская, С. Т. Техника речи. – Изд-во «ЗНАНИЕ» М. : 1998. – 139 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация практикум Речевая культура педагога

Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...

Педагогический совет "Речевая культура педагога"

Сценарий педагогического совета "Речевая культура педагога"Презентация по теме, практический материал....

Речевая культура педагога

Консультация для педагогического коллектива...

статья "Формирование речевой культуры дошкольника средствами музыки"

В статье рассматриваются некоторые вопросы формирования речи детей в детском саду, в частности на музыкальных занятиях....

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Речевая культура педагога»

Цель:    Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблю...