Семинар для педагогов ДОУ Тема: «Речевая культура педагога»
материал

Цель:    Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.  Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.  Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей.  Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка.  Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с воспитанниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

 План проведения:

1. Понятие речи. Культура речи педагога.

2. Требования и компоненты профессиональной речи педагога.

3. Значение культуры речи воспитателя.

4. Самые распространённые ошибки речи воспитателя

5. Анкетирование  «Как мы говорим».

6. Рефлексия.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Речь воспитателя»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_kultura_rechi.docx43.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение

Светлинский детский  сад «Светлячок»

Семинар для педагогов ДОУ

Тема: «Речевая культура педагога»

                                                                                                                              Подготовила                                                                                                                                                                                              

                                                                                                      Воспитатель Арбузова Е.В.

2019

Цель:    Повышение общей культуры педагогов.  Повышение педагогической компетентности воспитателей в вопросах профессиональной речевой культуры.  Расширение знаний о значении соблюдения педагогами норм литературного языка.  Повышение компетентности в области культуры речевого общения в целом.

Задачи: Расширить представление о речевой культуре педагога, как основного инструмента культуры в целом. Осветить содержание деятельности педагога, компоненты и требования к его профессиональной речи.  Раскрыть значение культуры речи воспитателя на формирование речи детей.  Помочь совершенствовать владение нормами литературного языка.  Убедить в необходимости регулировать свое речевое поведение в общении с воспитанниками и другими людьми. Вызвать чувственный отклик и активное участие педагогов в обсуждении вопросов по рассматриваемой теме.

 План проведения:

1. Понятие речи. Культура речи педагога.

2. Требования и компоненты профессиональной речи педагога.

3. Значение культуры речи воспитателя.

4. Самые распространённые ошибки речи воспитателя

5. Анкетирование  «Как мы говорим».

6. Рефлексия.

Оборудование: мультимедийное оборудование, презентация «Речь воспитателя»

Ход семинара:

Здравствуйте ! В начале нашей встречи я предлагаю поприветствовать друг друга открытой, доброй улыбкой. Улыбнулись? Значит, вы готовы к общению.

«Речь – удивительно сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им».                                                                                                                                                         Г.Гегель

     Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речевого общения, опирающееся на владение родным литературным языком.

Одним из основных механизмов овладения детьми родным языком является подражание.

М.М. Алексеева отмечает, что, подражая взрослым, ребенок перенимает "не только все тонкости произношения, словоупотребления, построения фраз, но также и те несовершенства и ошибки, которые встречаются в их речи".

Именно поэтому к речи педагога дошкольного образовательного учреждения сегодня предъявляются высокие требования, и проблема повышения культуры речи воспитателя рассматривается в контексте повышения качества дошкольного образования.

Качество речевого развития дошкольника зависит от качества речи педагогов и от речевой среды, которую они создают в дошкольном образовательном учреждении.

Такие исследователи, как А.И. Максаков, Е.И. Тихеева, Е.А. Флерина, уделяли особое внимание созданию развивающей речевой среды в детском саду как фактору развития речи детей. По их мнению, дошкольным работникам должно быть вменено в обязанность создать такую обстановку, внутри которой "речь детей могла бы развиваться правильно и беспрепятственно".

1. Понятие речи. Культура речи.

Речь – это форма существования языка, его воплощение, реализация. Под речью понимают использование человеком языковых богатств  в жизненных ситуациях, результат процесса формулирования и передачи мысли средствами языка. Речь отдельного говорящего обладает особенностями произношения, лексики, структуры предложений. Таким образом, речь конкретна и индивидуальна.

 Речь, как средство общения, одновременно выступает и как источник информации, и как способ взаимодействия собеседников.

Культуре речи человека всегда уделяли много внимания. Это не случайно. Так как она свидетельствует об его эрудиции, интеллекте, этике, воспитании. Владение культурой речи – это успех в обществе, авторитет, перспектива, продвижение по работе. И кто как не педагог обязан владеть культурой речи.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Что же такое «Культура речи»?

Однозначного понимания термина не существует.

Профессор Л.И. Скворцов  дает определение, согласно которому:

 “Культура речи – владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, грамматики, словоупотребления и т.д.), а также умение использовать выразительные языковые средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи”.

Простейшая формула культуры  речи:

- Думай, кому говоришь;

- Что говоришь;

- Где говоришь;

- Зачем говоришь;

- Какие из этого будут последствия.

Культура речи, как наука о языке, может и должна:

- помочь детям овладеть нормами литературного языка,

 - привить любовь к родному языку,

-  научить отличать литературную речь от примитивной, разговорной,

-  помочь освободиться от «сорных» слов.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Специфика педагогической деятельности заключается в постоянном деятельном контакте с другими людьми. Работа педагога направлена на формирование личности подрастающего человека, выработку определенных правил поведения, интеллектуальное развитие. Педагог должен обладать не только психологическими, специальными знаниями, но также и навыками профессионального общения.

Речь педагога – основное орудие педагогического воздействия и одновременно образец для воспитанников.

Успешное овладение педагогической профессией невозможно без овладения культурой речи и культурой общения. Коммуникативная культура, основанная на речевой культуре, определяет потенциал всей системы образования, меру ее воздействия на развитие личности детей.

Культура речи педагога – важнейшее качество его профессиональной педагогической деятельности.

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

2. Требования и компоненты профессиональной речи педагога.

   Культура речи детей неразрывно связана с культурой речи воспитателя и всех окружающих. Членораздельная речь является главным атрибутом социальной сущности человека и развивается исключительно в социальном окружении. Развитие ее зависит от того, каково это окружение и в какой мере оно этому, развитию способствует. Плодотворно работать над речью детей может только воспитатель, владеющий собственной речью и неустанно заботящийся об ее усовершенствовании. Его речи должны быть присущи абсолютная грамотность, четкость, выразительность, точность и правильность словесных обозначений. Исходя из знания интересов детей, особенностей детской психики и возрастных проявлений их развития, он должен владеть основными методическими приемами по развитию речи, мастерством их применения Культура его собственной речи должна влиять на культуру речи окружающих. Он должен стремиться поднимать речь детей и всех, с кем он имеет общение, до уровня своей речи. К сожалению, многие ошибки и неправильности речи, представленные в общераспространенном языке, часто заимствуются людьми, уровень образования и культура которых должны были бы исключать возможность такого явления.

Зависимость речи детей от форм и особенностей речи людей, с которыми они живут и общаются, очень велика. Поэтому работа воспитателя по развитию речи детей должна идти рука об руку с работой с родителями и со всеми взрослыми, окружающими детей.

Но учить речи следует не столько путем методических приемов и указаний, сколько путем примера, образца. Поэтому нельзя в достаточной степени не подчеркнуть значение того, что и как говорят окружающие. Ведь от них дети заимствуют и выговор, и ту или другую манеру речи, и запас слов и речевых оборотов. Педагог, являющийся часто если не единственным, то основным лицом, от которого дети могут слышать правильную литературную речь, должен во всем объеме понять лежащую на нем ответственность и предъявить к своей собственной речи наивысшие требования.

Помня о том, что дети — великие мастера в подражании, и проявления и особенности речи взрослых быстро становятся особенностями детской речи, каждому педагогу следует Жизнь требует, чтобы мы говорили правильно, доступно, выразительно. 

В современных исследованиях проблем повышения культуры речи педагога выделяются компоненты его профессиональной речи и требования к ней.

Среди требований к речи педагога  выделяют:

Правильность - соответствие речи языковым нормам (нормы образования и изменения слов).

Точность - соответствие смыслового содержания речи и информации, которая лежит в ее основе,обращать особое внимание на смысловую сторону речи, т.к. это способствует формированию у детей навыков точности словоупотребления.

Логичность - выражение в смысловых связях компонентов речи и отношений между частями и компонентами мысли. Воспитатель в общении с детьми учитывает, что в дошкольном возрасте закладываются представления о структурных компонентах связного высказывания, формируются навыки использования различных способов внутритекстовой связи.

Чистота - отсутствие в речи элементов, чуждых литературному языку. Принимая во внимание ведущий механизм речевого развития дошкольников (подражание), воспитатель заботится о чистоте собственной речи: недопустимо использование слов-паразитов, диалектных и жаргонных слов.

Выразительность - особенность речи, захватывающая внимание и создающая атмосферу эмоционального сопереживания. Владеющий различными средствами выразительности речи воспитатель (интонация, темп речи, сила, высота голоса и др.), способствует формированию произвольности выразительности речи ребенка.

Богатство - умение использовать все языковые единицы с целью оптимального выражения информации. Богатый лексикон воспитателя способствует расширению словарного запаса ребенка.

Уместность - употребление в речи единиц, соответствующих ситуации и условиям общения.

Компоненты профессиональной речи педагога.

- качество языкового оформления речи;

- ценностно-личностные установки педагога;

- коммуникативная компетентность;

- четкий отбор информации для создания высказывания;

- ориентация на процесс непосредственной коммуникации.

К речи педагогов со времен еще Е.И. Тихеевой предъявляются следующие требования:

1. Речь педагогов должна быть абсолютно грамотной, литературной. Многие ли не делают таких недопустимых ошибок, как одеть или раздеть пальто одеть вместо надеть и снять, сколько время? вместо который час?, хужее вместо хуже, я занял ему рубль вместо одолжил, и обратно, он одолжил у него рубль вместо занял? Следует, прежде всего, разбираться в особенностях своей речи, учитывать ее ошибки и погрешности, бороться с ними путем постоянного самоконтроля и совершенствования своего языка. Этому способствует общение с людьми, владеющими совершенной речью, слушание художественного чтения в исполнении мастеров художественного слова и самостоятельное внимательное чтение художественной литературы.

2. Особого внимания к себе требует культура речи, ее этика. Речь воспитателя по форме и тону должна всегда быть культурной, безупречно вежливой.

3. Форма и содержание речи необходимо согласовать с возрастом детей. Чем моложе ребенок, тем проще должна быть синтаксическая структура обращенной к нему речи: предложения должны быть короткие, простые. При длинных сложных предложениях дети не улавливают основного смысла.

4. Содержание речи должно строго соответствовать развитию, запасу представлений и интересам детей, опираться на их опыт. «Все слова рождены деянием, трудом, поэтому язык является костью, мускулом, нервом, кожей фактов, и поэтому точность, ясность, простота языка совершенно необходимы для того, чтобы правильно и ярко изображать процессы создания фактов человеком и процессы влияния фактов на человека» (Горький М. Литературные забавы). В своем словесном общении с детьми педагог должен следовать этому правилу.

5. Особого внимания к себе требуют точность, ясность, простота речи. От точности речи зависит точность восприятия, отчетливость понимания, а стало быть, и мышления. В этом смысле язык людей изобилует погрешностями. Мы часто употребляем слова не по назначению; называем детское кресло стульчиком, форточку окном, кирпичик кубиком, предлагаем детям «одевать» туфли или шапки, а их надо надевать (!) и т. п. Это вредит пониманию детей, точности и ясности их восприятий, обедняет словарь и извращает язык.

Включать в свою речь детские словечки, подчас столь милые и забавные, недопустимо. Этим замедляется процесс овладения ребенком правильной речью.

6. Необходимо регулировать темп своей речи. Следить за содержанием слишком быстрой речи трудно даже взрослому, а ребенок на это совершенно не способен. Не понимая смысла льющихся потоков слов, он просто перестает слушать. Недопустима, конечно, и слишком медленная, растянутая речь, она надоедает, нервирует.

7. Следует регулировать силу своего голоса, говорить настолько громко или тихо, насколько этого требуют условия момента и содержание речи. Тихую, переходящую в шепот речь дети не слышат, не улавливают ее содержания. Прислушиваться они не способны. Громкую же речь, переходящую в крик, дети перенимают как манеру речи необыкновенно быстро. Что же получается? Кричат дети, их перекрикивают взрослые, и в устанавливающемся гаме тонут слова и их содержание.

8. Мы не можем предъявлять к речи педагога требования художественности, но его речь должна быть эмоциональна, по возможности образна, выразительна и отражать тот интерес, внимание, ту любовь к ребенку, наличие которой необходимо каждому педагогу.

9. Педагоги должны владеть методическим мастерством, знанием приемов, необходимых для оказания соответствующего влияния на речь детей, и умением их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми.

10. Лица с ярко выраженными и неисправимыми недостатками речи не должны руководить развитием речи детей.

3. Значение культуры речи воспитателя.

Безусловно, знание названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование своей речи – это залог успешности работы воспитателя по речевому развитию детей.

Мы уже говорили о том, что интересы развивающейся социальной личности требуют расширения социальных связей. Ребенок скоро перестает удовлетворяться обществом матери и других взрослых лиц. Развитие речи ребенка обусловлено определенной закономерностью.

Условия жизни и воспитания ребенка могут благоприятствовать этому развитию и, напротив, могут его тормозить.

Осознание педагогами потребности в развитии собственных речевых умений и неприятие к речевой безграмотности на личностном уровне – это первый шаг по пути воспитания речевой культуры детей. А эмоционально-ценностная атмосфера, в которой дети будут получать радость от грамотно построенной речи, от умений излагать мысли точно и правильно, от творчества на материале речевых заданий, будет способствовать развитию не только их речевой воспитанности, но и развитию личности будущих носителей родного языка.

Безусловно, знание педагогом дошкольного образовательного учреждения названных требований, их соблюдение и постоянное совершенствование качеств своей речи – это залог успешности работы по речевому развитию детей в ДОУ.

К вышеперечисленным требованиям необходимо отнести правильное использование педагогом невербальных средств общения, его умение  не только говорить с ребенком, но и слышать его. Педагог обязан владеть методическим мастерством, знать приемы, необходимые для оказания соответствующего влияния на речь детей, и уметь их применять во всех случаях общения с дошкольниками и другими людьми. Давайте выполним несколько упражнений:

Упражнение «Актёры и зрители»

Цель: развитие чувствительности педагогов к невербальным средствам коммуникации.

Я предлагаю вам инсценировать несколько явлений. Один из вас подходит к столу и берёт листочек с обозначенными в них заданиями. Время на подготовку 30 секунд. Затем команды показывают друг другу инсценировки и пытаются отгадать смысл показанного задания.

1 команда

-проспал на работу; 
-на ковре у заведующей; 
-укладывает детей спать, а дети не слушаются; 
-неожиданно во время прогулки пошел сильный дождь; 
-во время прогулки, вы заметили на участке злую собаку; 
2 команда

-вы уговариваете ребенка покушать; 
-вы переходите дорогу с воспитанниками; 
-в детском саду сработала пожарная тревога; 
-конец рабочего дня, за ребенком никто не приходит; 
- вы узнали, что вам существенно повысили зарплату. 

4. Самые распространённые ошибки в речи воспитателя:

1. Употребление слов-паразитов:

Часто употребляемые слова – паразиты:

«Как бы», «по ходу», «блин», «типа», «это»,

«это самое», «вот», «ну вот», «ну», «ну ваще», «короче», «то есть», «практически»,

«по-любому», «жесть», «вобщем», «пипец»,

 «да не вопрос» «без проблем».

2. Частое употребление слов с уменьши-

тельно-ласкательными суффиксами:

Машенька,вымой ручки. Катенька, убери

чашечку со стола.

3. Неточное называние предметов,

которые окружают ребенка и

которыми он пользуется.

Необходимо не говорить безликое «штаны»,

а называть конкретно: «брюки», «шорты», «джинсы».

4. Использование в речи грубых просто-

речийи жаргонных слов, которые противопоставляются литературному языку: 

дрыхнуть, клёво, отпад, тачка, бабки, прикол, хохма, а также слов-сокращений:

телик, видик, комп.

5. Нелитературное произношение слов:

хочут –хотят, пошлите – пойдёмте,

ляжь – ляг, сижа – сидя, езжай – поезжай,

заплотит – заплатит, ложить – класть.

5. Анкетирование «Как мы говорим»

Сейчас я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя.

Педагоги получают бланки со словами, в произношении которых наиболее часто встречаются ошибки в речи русскоязычного населения в целом и педагогов, в частности. Это ошибки, которые в своем большинстве признаются грубыми и в силу это недопустимы в речи педагогов, т. к. на его речь ориентируются воспитанники, их родители и просто окружающие.

Задание: Вам предлагаются пары слов. В каждой паре только один вариант правильный (1 или 2).  Нужно выбрать правильный ответ и отметить его в соответствующей графе.

     1. Опросный лист № 1

асиммЕтрия – асимметрИя

бАнты – бантЫ

вклЮчит – включИт

газопрОвод – газопровОд

диспАнсер – диспансЕр

ломОта – ломотА

дремОта - дремотА

зАдать – задАть

зАнять – занЯть

звОнит – звонИт

катАлог – каталОг

красИвее – красивЕе

кУхонный – кухОнный

меньшИнства – меньшинствА

мусоропрОвод – мусоропровОд

никчЕмный – никчЁмный

обеспЕчение – обеспечЕние

обОдрить – ободрИть

осУжденный – осуждЁнный

плЕсневеть – плесневЕть

полигрАфия – полиграфИя

пОнял – понЯл

премИровать – премировАть

принУдить – принудИть

слИвовый – сливОвый

тУфля – туфлЯ

углУбленное изучение – углублЁнное

хАос – хаОс

     

 Опросный лист № 2

бАловаться – баловАться

вероисповЕдание – вероисповедАние

врУчит – вручИт

грУшевый – грушЁвый

дОбыча -добЫча

дОсуг – досУг

жАлюзи – жалюзИ

закУпоривать – закупОривать

запломбИровать – запломбировАть

исчЕрпать – исчерпАть

кладОвая – кладовАя

крЕмень – кремЕнь

лОмоть – ломОть

мотивИрованный – мотивирОванный

нАчать – начАть

новорОжденный – новорождЁнный

облЕгчить – облегчИть

Оптовый - оптОвый

откУпорить – откупОрить

повтОришь – повторИшь

страховой пОлис – полЮс

предпрИнять – предпринЯть

прИбыл – прибЫл

прИданое – придАное

тОрты – тортЫ

увЕдомить – уведомИть

фенОмен - феномЕн

ходАтайствовать – ходатАйствовать

                                   

    «Говорите правильно!»

Опросный лист № 1 (ключ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

1

2

2

2

1

1

2

2

2

2

1

1

1

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

2

2

1

2

2

1

2

1

2

1

1

1

2

1

Опросный лист № 2 (ключ)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

2

2

1

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

2

2

2

2

1

2

1

2

1

2

1

1

1

1

Шкала оценки уровня культуры речи педагога:

0 – 2 ошибки – высокий уровень культуры речи;

3 – 6 ошибок – удовлетворительный;

7 – 10 ошибок – низкий;

6. Рефлексия

Одной из важных задач нашего семинара была – проверка своей грамотности.

Воспитатель должен помнить, что непрерывное совершенствование своей речи – наш профессиональный долг, наша должностная обязанность. Наша задача – не останавливаться на достигнутом уровне, избавлятьтся от ошибок в речи, самообразовываться и самосовершенствоваться.

Методика «Неоконченное предложение».

Ф.И.О.________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________

Выполнять задания мне помогало…________________________________

В ходе семинара мне было…_____________________________________

______________________________________________________________

Я оцениваю семинар …__________

 Литература

1. Философская энциклопедия. Т.3 М.,1964. С. 118.

2. Ермаков С.А. Культура и человек// Очерки по философии/ Под ред. Э.Ф. Звездкиной. Новгород, 1993. С. 40.

3. Ильяш М.И. Основы культуры речи. Киев-Одесса, 1984.

4. Л. И. Скворцов «Культура русской речи»; Москва «Знание» 1995.

 5. Миловидова И. Проверьте свою грамотность. М., Изд-во «Фамилия», 1995.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

Ф.И.О.________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________

______________________________________________________________

Выполнять задания мне помогало…________________________________

______________________________________________________________

В ходе семинара мне было…_____________________________________

______________________________________________________________

Я оцениваю семинар …__________

Ф.И.О.________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________

______________________________________________________________

Выполнять задания мне помогало…________________________________

______________________________________________________________

В ходе семинара мне было…_____________________________________

______________________________________________________________

Я оцениваю семинар …__________

Ф.И.О.________________________________________________________

Сегодняшний семинар помог мне убедиться…_______________________

______________________________________________________________

Выполнять задания мне помогало…________________________________

______________________________________________________________

В ходе семинара мне было…_____________________________________

______________________________________________________________

Я оцениваю семинар …__________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация практикум Речевая культура педагога

Консультация-практикумТема: «Речевая культура педагога»Цель: Расширить представления об этикетных нормах и правилах поведения в диалоге с родителями воспитанниковЗадачи: Активизировать словарный...

Педагогический совет "Речевая культура педагога"

Сценарий педагогического совета "Речевая культура педагога"Презентация по теме, практический материал....

Речевая культура педагога

Консультация для педагогического коллектива...

Консультация для педагогов "Воспитание речевой культуры младших дошкольников с помощью театрализованной деятельности"

Педагогом представлен теоритический материал по воспитанию речевой культуры младших дошкольниковс помощью театрализованной деятельности....

Буклет для педагогов "Речевая культура педагога"

Дошкольный возраст является сензитивным периодом речевого развития ребенка, поэтому одно из ведущих направлений деятельности воспитателя детского сада – формирование устной речи и навыков речево...

Семинар-практикум "Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования"

Семинар-практикум«Развитие профессиональной речевой компетентности педагогов ДОО как условие повышения качества дошкольного образования»...