ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ «ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
методическая разработка (младшая группа)
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
samoobrazovanie_2.docx | 24.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
№ 12 «Сказка»»
ПЛАН ПО ТЕМЕ САМООБРАЗОВАНИЯ
«ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЕ, КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
младшая группа «Пчелки»
Выполнила: воспитатель Жеребкова Алла Николаевна
2020 – 2021 учебный год
Актуальность
«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»
Лев Семёнович Выготский
Ребёнок дошкольного возраста – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.
Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Экспериментирование становится для ребёнка одним из ведущих видов деятельности: «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все виды детской деятельности, в том числе и игровую». Игра в исследовании часто перерастает в реальное творчество. И потом, вовсе неважно, открыл ли ребёнок что-то принципиально новое или сделал то, что всем известно давно. У учёного, решающего проблемы на переднем крае науки, и у малыша, открывающего для себя еще мало известный ему мир, задействованы одни и те же механизмы творческого мышления. Познавательно-исследовательская деятельность в дошкольном учреждении позволяет не только поддерживать имеющийся интерес, но и возбуждать, по какой-то причине угасший, что является залогом успешного обучения в дальнейшем.
Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуально в современном мире, так как благодаря развитию познавательно-исследовательской деятельности развиваются и детская любознательность, пытливость ума и на их основе формируются устойчивые познавательные интересы.
Сегодня в обществе идет становление новой системы дошкольного образования. Роль современного воспитателя не сводится к тому, чтобы донести до ребенка информацию в готовом виде. Педагог призван подвести ребенка и помочь развитию творческой активности ребенка, его воображения. Именно в познавательно-исследовательской деятельности дошкольник получает возможность напрямую удовлетворить присущую ему любознательность, упорядочить свои представления о мире.
Цель: изучение научной литературы по данной теме и создание оптимальных условий для развития познавательно-исследовательской деятельности дошкольников, как основы интеллектуально-личностного, творческого развития; объединение усилий педагогов и родителей для развития познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.
Задачи:
- изучить научную литературу, методики, технологии по познавательно-исследовательской деятельности и внедрить в образовательную деятельность;
- создать условия для поддержания исследовательской активности детей;
- поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру;
- развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования;
- развивать наблюдательность, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, установление причинно-следственной зависимости, умение делать выводы.
Предполагаемый результат: повышение профессионального уровня педагога и создание условий для поддержания и развития познавательной активности детей дошкольного возраста; желание улучшить образовательный процесс.
Форма самообразования: индивидуальная.
Форма отчета о проделанной работе: выступления на педагогических советах, участие в методических объединениях.
Методы и приёмы:
- работа небольшими группами;
- создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу;
- включение игровых упражнений;
- активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми;
- выполнение нетрадиционных заданий;
- решение проблемных ситуаций;
- показ или демонстрация способа действия в сочетании с объяснением, выполняется с привлечением разнообразных дидактических средств;
- инструкция для выполнения самостоятельных упражнений;
- пояснение, разъяснение, указание с целью предупреждения ошибок;
- вопросы к детям.
Ожидаемые результаты:
В ходе реализации задач по экспериментированию предполагается, что дети приобретут:
- представления о свойствах веществ;
- умения устанавливать причинно-следственные связи между свойствами материалов и способами их использования;
- навыки исследовательской деятельности самостоятельно делать выводы, выдвигать гипотезы, анализировать;
- расширять знания об объектах и их свойствах.
План по теме самообразования на 2020 - 2021 учебный год
Раздел плана | Содержание деятельности | Сроки исполнения |
Самореализация | Изучение литературы по данной теме. | Сентябрь |
Повышение собственной профессиональной компетентности. | Октябрь | |
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом. | Ноябрь | |
Обогащение предметно-развивающей среды. | В течение года | |
| ||
Самоанализ и самооценка проделанной работы. | Май | |
Работа с детьми | 1. «Какая бывает вода». Цель: узнать о свойствах воды (прозрачная, без запаха, растворяются вещества). 2. «Холодный – горячий». Цель: учить определять температуру воды. 3. «Чудесный мешочек». Цель: развивать умение на ощупь определять твердый предмет. 4. «Водичка – водичка». Цель: закрепить свойства воды. 5. «Откуда сосулька». Цель: познакомить детей об образовании льда. 6. «Игры с султанчиками». Цель: познакомить со свойством воздуха – движение. 7. «Мутная водица». Цель: развивать представление о том, что прозрачная вода может быть мутной. 8. «Сладкая водичка». Цель: формировать представление о том, что в воде растворяются. | Октябрь Декабрь Январь Февраль Апрель |
Работа с родителями | 1. Консультация для родителей «Воспитание познавательного интереса через опыты». | Октябрь |
2. Привлечение родителей к созданию «Центра экспериментирования» оборудовать уголок полочками, собрать природный материал. Создание «Центра экспериментирования». | Ноябрь | |
3. Проведение конкурса сказок, рассказов о воздухе. | Ноябрь | |
4. Родители вместе с детьми показывают опыты с водой. | Декабрь | |
5. Подготовка фотографий детей во время экспериментирования, познавательно-исследовательской деятельности. Фотовыставка «Юные исследователи». | Май | |
Работа с педагогами |
| Октябрь |
| Апрель- май | |
| Май |
Список литературы:
1. Г.П. Тугушева, А.Е. Чистякова «Экспериментальная деятельность» изд. «Детство-пресс», 2007г.
2. О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, В.В. Щетинина «Неизведанное рядом» - издательство ТЦ Сфера, 2010г.
3. Л. Н. Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников». Методические рекомендации – издательство Арки 2005г.
4. Л. Н. Менщикова «Экспериментальная деятельность детей» изд.- 2009г.
5. Журнал «Дошкольное воспитание» №11/2004г.
6. Программа «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, А. А. Москва 2012 г.
7. Перспективное планирование по программе «От рождения до школы» изд. – «учитель», 2011г.
8. Соломенникова О. А. «Экологическое воспитание в детском саду» Программа и методические рекомендации 2-е изд. – М: Мозаика – синтез. 2006г.
9. Прохорова Л.Н., Балакшина Т.А. «Детское экспериментирование - путь познания окружающего мира. Формирование начал экологической культуры дошкольников» под ред. Л.Н. Прохоровой. - Владимир, ВОИУУ, 2001.
10. Сайты интернета для воспитателей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
«Методика организации экспериментальной деятельности в детском саду» Современные дети живут в эпоху информатизации и компьютеризации. В условиях быстро меняющейся жизни от чело...
План по самообразованию на тему: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста» Будайчиевой Р.Д.
План по самообразованию воспитателя второй младшей группы "Лучик"...
План по самообразованию «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Повышение своего теоретического, научно-методического уровня и профессионального мастерства и общекультурного уровня путем внедрения инноваций в образовательный процесс....
План по самообразованию "«Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста в условиях введения ФГОС ДО».
Предлагаю вниманию коллег план работы по самообразованию по организации проектной деятельности с детьми подготовительной группы....
План работы по самообразованию. Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....
Отчет по самообразованию Тема: «Проектная деятельность как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста».
Цель: Создание условий для развития познавательной активности ребенка через совместную деятельность педагога, родителей....
План по самообразованию по теме «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»
План по самообразованию по теме: «Проектная деятельность, как средство развития познавательной активности детей дошкольного возраста»...