Музейная педагогика в ДОУ.
материал
Представлены план работы ТГ, информация о создании мини-музея книги в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_raboty_tg.doc | 31 КБ |
mini-muzey_knigi_v_nashey_gruppe.doc | 89.5 КБ |
zanyatiya-ekskursii_po_mini-muzeyu_knigi.doc | 68.5 КБ |
anketa_dlya_pedagogov.doc | 77 КБ |
Предварительный просмотр:
Годовой план работы творческой группы «Музейная педагогика как средство
художественно-эстетического воспитания дошкольников».
Месяц | Содержание | Форма | Ответственные |
сентябрь | Знакомство с положением о ТГ, составом, планом работы. Анкета для педагогов «Художественно- эстетическое воспитание детей средствами музейной педагогики». | Круглый стол. Анкета. | Аксененко С.В. |
октябрь | Подбор методической литературы с целью повышения компетентности по данной теме (основные понятия, составляющие основу музейной педагогики). | Картотека. Обсуждение статей. | Смирнова В.М. |
ноябрь | Подведение итогов конкурса на лучший мини-музей. | Аксененко С.В. | |
декабрь | Разработка плана выставок в мини-музеях. Проведение экскурсий по мини-музеям ДОУ. | План. Экскурсии. | Рязанцева Л.В. |
январь | Подбор материала и разработка конспектов занятий, дидактических игр художественно-эстетической направленности, сценариев праздников и развлечений с использованием экспозиций мини-музеев. | Конспекты. | Сухомлинова О.В. |
февраль март | Составление плана и открытые мероприятия с использованием материала мини-музея. | План. Открытые просмотры. | Аксененко С.В. |
апрель | Разработка плана посещения воспитанниками ДОУ выставок и экспозиций музеев и учреждений культуры города. | План. | Сидоренко С.Ю. Потурнакова Е.И. |
май | Оформление накопительной папки, содержащей материал из опыта работы ДОУ по данной теме. Составление отчета о работе ТГ по данной теме. | Накопительная папка. Отчет. | Аксененко С.В. |
Предварительный просмотр:
Цель создания мини-музея:
Познание ребёнком окружающего мира через изучение с книгой.
Знакомство с историей возникновения книг.
Воспитание интереса к чтению
Рассказ о роли книги в жизни человека, о разных писателях, о том, как появилась и развивалась грамота.
Создание условий для развития творческого потенциала детей.
Формирование эстетического вкуса.
В современном мире огромную роль в развитии личностных качеств играет родной язык и, поэтому одним из важнейших направлений в работе с детьми является развитие речи: формирование фонетически чистой, лексически богатой и грамматически правильной речи, особенно это актуально с детьми, имеющими речевые нарушения.
Прекрасна речь, когда она как ручеёк
Бежит среди камней чиста, нетороплива.
И ты готов внимать её поток
И восклицать: О! Как же ты красива!
Е. Щукина
Создание данного мини-музея направлено на решение проблемы популяризации культурного наследия – книг. На сегодняшний день дети при наличии компьютерных игр с яркой анимацией, фильмов просто не проявляют интереса к книге, если она не очень хорошего качества — дурно оформлена, на хлипкой полиграфии. Не все дети ценят труд написания книг, её издания. Многим родителям просто не хватает при сегодняшнем ритме жизни времени на чтение своим детям книг. А в то же время книга развивает наш язык и увеличивает запас слов. Она учит нас выражать наши мысли и понимать, что говорят и пишут другие. Книга развивает наше мышление. Книга стимулирует фантазию и учит нас мыслить образами. Из книг мы учимся абстрактным понятиям, книги расширяют горизонты нашего мира. Детская книга уже более ста лет остается одним из главных средств воспитания детей. Даже самых маленьких. Корней Чуковский приравнивал хорошую литературу для детей к доброкачественному питанию детской души, столь же необходимому для становления человека, как обычная пища - для физиологического развития. В настоящее время перед образовательными учреждениями стоит задача приобщения детей к книге, воспитания интереса к чтению, формирования будущего читателя. Начинать такую работу необходимо с самого раннего возраста, в первом для ребенка "социальном институте" – детском саду.
Я к вам обращаюсь, товарищи, дети:
Полезнее книги нет вещи на свете!
Пусть книги друзьями заходят в дома,
Читайте всю жизнь, набирайтесь ума!
(С. Михалков)
Основная идея мини-музея — показать, какими разными бывают книги, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные издания, книжки-малютки, книжки-раскладушки, звучащие, музыкальные книги. Делятся они и по жанрам: сказки, стихи, повести. Отдельно выделены книжки-самоделки из бумаги, пластилина. Различаются книги и по размеру, назначению (обучающие, развивающие), по возрасту потенциальных читателей. Здесь же можно познакомиться с портретами известных писателей. Особый интерес у дошкольников вызывает часть экспозиции, в которой представлены «орудия труда» писателей: от пера до современной авторучки.
Также в нашем мини-музее можно увидеть любимых литературных героев, предметы из сказок.
Содержание работы с детьми и родителями
в рамках тематики мини-музея книги.
- торжественное открытие мини-музея в 1 младшей группе детского сада;
- тематические выставки («Моя любимая книга», «Любимые книги нашей семьи», «Книги наших родителей») ;
- экскурсии для родителей и детей детского сада;
- конкурс для родителей и детей «Прочитай и нарисуй сказку», «Книга своими руками»;
- акция «Книга на память»;
- изготовление закладок для книг, иллюстрирование книг (совместно с родителями);
- ремонт «заболевших» книг «Книжкина больница»;
- изготовление книжек «Крохотули - красотули» в подарок родителям (младший дошкольный возраст);
- знакомство с жизнью и творчеством детских писателей;
- тематические досуги «Откуда пришла книга», «Путешествие в историю книги» ( старший дошкольный возраст );
- инсценировки сказок;
- чтение художественной литературы;
- работа в книжных уголках;
- беседа «Нужны ли книжки девчонке и мальчишке?»;
- викторина «Путешествие по сказкам» (средний и старший дошкольный возраст);
- конкурс для воспитателей «Лучший книжный уголок»;
- НОД по ознакомлению с художественной литературой.
Характеристика мини-музея
Экспонаты мини-музея
№ | Название экспоната | Дата поступления | Год издания | Краткая информация | Ф.И. предоставившего экспонат |
1 | Книга. О.Крас «Наряжали звери елку». | 24.10.2014 | 2009 | Книга в форме елочной игрушки. Серия «Читаем детям», стихи. | Дергачева Полина |
2 | Книга «Усатый-полосатый» (коллектив авторов) | 10.10.2014 | 2001 | Для дошкольного возраста. Рассказ, сказки, стихи. | Кожевников Костя |
3 | Книга «Барбоскины. Подарок для Розы». | 20.10.2014 | 2012 | Музыкальная книжка. | Дорохина Лера |
4 | Книга «Какого цвета фламинго» | 5.10.2014 | 2006 | Развивающая книжка (сенсорное развитие) | Баранников Владик |
5 | Книга. О.Крас «Хорошо послушным быть» | 5.10.2014 | 2010 | Серия «Читаем детям», стихи. | Баранников Владик |
6 | Книга «Кошкин дом» | 6.10.2014 | 2008 | Серия «Читаем по слогам», лучшие песенки и потешки для самых маленьких. | Пустовалов Даниил |
7 | Книга. А. Королькова «Сказки. Ковер-самолет» | 20.10.2014 | 1964г. | Старинное издание. | Бутурлакин Ярослав |
8 | Книга «Русские сказки» | 20.10.2014 | 1963г. | Старинное издание. | Бутурлакин Ярослав |
9 | Книга «Круглый год» | 29.09.2014 | 1966г. | Старинное издание. Развивающая. | Гребенщиков Сережа |
10 | Книга «Малышкина книжка» | 8.10.2014 | 1964г. | Старинное издание. Для самых маленьких, стихи. | Гребенщиков Сережа |
11 | Книжка-самоделка «Василек» | 24.10.2014 | 2013 | Книжка из бумаги | Баранников Владик |
12 | Детская библия | 1.10.2014 | 1992 | Безрукова Н.А. | |
13 | «Орфографический словарь русского языка» под ред. С.И.Ожегова | 12.09.2014 | 2005 | Обучающая книга | Безрукова Н.А. |
14 | Книга В.Бианки «Синичкин календарь» | 12.09.2014 | 1973 | Книга о природе | Безрукова Н.А. |
15 | Книга. Ю.Бромлей, Р.Подольный «Создано человечеством» | 28.09.2014 | 1984 | Для широкого круга читателей | Безрукова Н.А. |
16 | Книга. Р.Киплинг «Сказки» | 27.10.2014 | 2007 | Серия «Читаем детям», большой формат. | Аксененко С.В. |
17 | Книга «Три поросенка» | 25.10.2014 | Книга из ткани | Крестьянинова И.А., Рязанцева Л.В. | |
18 | Книжка «Три медведя» | 15.09.2014 | 2007 | Книжка-малышка, сказки | Безрукова Н.А. |
19 | Журнал «Мурзилка» | 20.10.2014 | 1980, №11 | Периодическое издание для детей | Крячков Никита |
20 | Книжка Э.Мошковской «Какие бывают подарки» | 27.10.2014 | 2003 | Книжка-малышка, стихи | Аксененко С.В. |
21 | Н.С.Жукова. Букварь | 27.10.2014 | 2008 | Обучающая книга | Аксененко С.В. |
22 | Вышивка «Миша» | 5.10.2014 | Вышивка крестиком. По произведениям А.Барто | Тутаева Ксюша | |
23 | Вышивка «Лошадка» | 13.10.2014 | Вышивка крестиком. По произведениям А.Барто | Тутаева Ксюша | |
24 | Книжки-самоделки из пластилина | 27.10.2014 | Аксененко Даша | ||
25 | Вязаные пирожки | 30.09.2014 | По сказке «Маша и медведь» | Безрукова Н.А. | |
26 | Зонтик загадок Оле-Лукойе | 30.10.2014 | Безрукова Н.А. | ||
27 | «Орудия труда» писателей (гусиное перо, чертежные перья, авторучки) | 12-15.10.2014 | Показать эволюцию письменных принадлежностей | Безрукова Н.А. | |
28 | Портреты писателей (А.Барто, К.Чуковский, С.Маршак, Е.Благинина) | 2.10.2014 | Аксененко С.В., Безрукова Н.А., Школьная Л.Н. | ||
29 | Книжка-самоделка «Ее величество РОЗА» | 27.10.2014 | 2013 | Книжка из бумаги | Рязанцева Л.В. |
30 | Книга «Песня ладная, сказка складная» | 28.10.2014 | 1983 | Книжка-раскладушка. Р.н.с., песенки. | Скиданова Н.Е. |
31 | Книга «Один-много» | 28.10.2014 | 2007 | Обучающая, для занятий с детьми от 2 до 3 лет. Серия «Школа семи гномов». | Безрукова Н.А. |
32 | Книга «Рисуем пальчиками» | 28.10.2014 | 2007 | Обучающая, для занятий с детьми от 2 до 3 лет. Серия «Школа семи гномов». | Безрукова Н.А. |
33 | Книга Е.А.Янушко «Аппликация с детьми раннего возраста» | 28.10.2014 | 2012 | Обучающая, развивающая. Серия «Библиотека воспитателя». | Дорохина Лера |
34 | Книжка «Чаггингтон» | 30.10.2014 | 2011 | Книжка-мозаика. |
Предварительный просмотр:
Серия занятий - экскурсий для дошкольников
по мини-музею книги.
Экскурсия 1. Обзорная.
Цель. Познакомить с мини-музеем; разнообразием книг (по форме, объёму, переплёту, назначению); привлечь внимание к книгам; вызвать желание читать; развивать познавательно-речевые способности, умение отвечать и задавать вопросы, узнавать произведение по фрагменту; обогащать словарь (музей, экскурсия, энциклопедия).
Экспозиции. «Книги бабушек», «Книги родителей», «Современные книги».
Материал. Книги для подарков.
Ход экскурсии:
Лунтик.
Сегодня день у нас особый!
Я познакомлю вас, друзья,
С предметом, без которого
Прожить на свете нам никак нельзя!
Сейчас я загадаю загадку, а вы попробуете её отгадать. Она сделана из простой бумаги. На страницах есть значки: точки, крючки. А главное, есть таинственные знаки – буквы. Когда мы читаем, то есть складываем из них слоги и слова, перед нами оживают удивительные приключения. Люди, незнакомые вам, общаются с вами, что-то рассказывают, зовут туда, где вы ещё не бывали. Отгадали, что это?
Дети. Книга!
Лунтик. Правильно, это книга. Для чего нам нужны книги? (Ответы) Книги нам нужны, чтобы читать, узнавать новое, учиться в школе и быть умнее. Молодцы! Правильно ответили на мой вопрос. За это открою вам большой секрет. Сегодня мы отправимся в мини-музей книги, который открылся в нашей группе. Как вы думаете. Что значит «мини-музей»? (Ответы.) Правильно, это значит «маленький музей». В нашем городе есть большие музеи, в которых много различных экспонатов. Почему мы не можем открыть в группе большой музей?
Дети. Мало места. Большой музей не поместился бы!
Лунтик. Верно, а для мини-музея места хватит. В нём собрано не мало различных книг. Вот посмотрите (показывает энциклопедию). Что это за книга? Кто знает, как она называется? (Ответы.) Да, это большая энциклопедия для дошкольников, в которой можно прочитать информацию на разные темы. Существуют энциклопедии для взрослых, которые посвящены отдельным темам, например истории, биологии, медицине и тд., а в этой энциклопедии на каждой странице интересная информация для детей.
Знаете ли вы, что ваши бабушки, когда были маленькими, тоже любили смотреть и читать книги? Посмотрите, какие раньше были книги (показывает). Чем они отличаются от современных книг? (Ответы) Ваши мамы и папы, когда были маленькими, тоже с удовольствием читали детские книжки, и эти книги были такими (показывает). Чем они похожи на ваши любимые книжки? (Ответы.)
Сейчас каких только книг нет! Вот книги разной формы, из разных материалов: клеёнчатые, нервущиеся – для самых маленьких детей; из толстого картона – для детей постарше; красивые, яркие, в толстом переплёте – познавательные книги. Есть и «говорящие книги», хотите послушать? (Ответы.)
Устраивайтесь удобнее, слушайте внимательно! Сказка называется «Мама для мамонтёнка» (см.: Непомнящая Д. Мама для мамонтёнка. М.: Амфора, 2010). (Слушают сказку.) Вам понравилась сказка? Предлагаю поиграть.
Игра «Угадай, из какой книги эпизод!». Лунтик читает отрывки из разных произведений, с которыми дети ранее познакомились: Н. Носов «Фантазёры»; В. Осеева «Волшебное слово»; П. Воронько «Мальчик Помогай»; В. Маяковский «Кем быть?». Дети говорят название книги и её автора.
Лунтик. Вам понравилось в нашем мини-музее? Приходите в следующий раз, и вы узнаете много интересного о происхождении книги. Книга – это не просто текст, иллюстрации, это часть души того или иного народа. А сегодня в память о нашей экскурсии, я хочу подарить вам маленькие книжки.
Экскурсия 2. «Первые книги».
Цель. Познакомить с историей появления книги; развивать познавательно- речевые способности и умение отвечать и задавать вопросы; учить составлять предложение; совершенствовать мелкую моторику рук в процессе рисования углем и завязывания узелков на шнурах; обогащать словарь (узелковое письмо, рисунок, значки, пиктограмма, уголь, шкура).
Экспозиция. «Первые книги».
Материал. Камни и верёвочки на каждого ребёнка; слайды с изображением камней, узелков; угольки; пиктограмма; рисунок на камне.
Ход экскурсии
Лунтик. Здравствуйте, дорогие ребята! Отгадайте, что я вам принёс!
Говорит она беззвучно,
Но понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней-
Станешь вчетверо умней!
Дети. Книга!
Лунтик. Правильно! (Показывает). Предлагаю отправиться в небольшое путешествие по нашему мини-музею книги. Вспомним, для чего нужны книги. (Ответы). Верно, с помощью книг люди из поколения в поколение передают свои знания и различную нужную информацию. Давным-давно, когда люди не знали бумаги и не умели писать, вместо слов они использовали рисунки, затем стали рисовать значки на глиняных табличках. Это письмо называлось «клинопись», потому что для выдавливания знаков на глиняных табличках, служивших для письма, пользовались палочкой, заострённой на конце, а научились люди этому, наблюдая за обыкновенной кошкой, которая царапала глину когтями. Так появилась эта письменность. (Показ слайда).
Египетская письменность начиналась с простейших рисунков. Как вы думаете, каких? Верно, предметов, которые обозначали, например, солнце или цветок. Но рисунками довольно трудно было передать значение сложных понятий, поэтому египтяне стали обозначать их группой предметов. Сначала изображали рисунки, затем значки, каждый имел значение; потом появились пиктограммы. (Показ слайда «Пиктограммы»). А сейчас предлагаю поиграть.
Игра «Составь пиктограмму».
Детям предлагается фетр и картинки из него: фигурки животных, деревья, дом, человек. Они составляют из них пиктограмму и рассказывают, что она обозначает.
Лунтик. Каждый народ придумывал разные способы передачи информации: звук, цвет. Например, индейцы использовали шнуры разного цвета: белый обозначал мир, фиолетовый – войну; жёлтый – золото; красный – кровь. В узелковом письме вместо рисунков и значков использовали узелки. (Показ слайда «Узелковое письмо»). Каждый узелок имел своё значение. Давайте попробуем составить узелковое письмо!
Дети завязывают узелки, рассказывают о том, что они означают.
Экскурсия 3. «Древние книги»
Цель. Продолжать знакомить с историей создания книги; развивать познавательно-речевые способности и умения отвечать на вопросы, подбирать прилагательные к существительному, исследовать материалы, используемые для изготовления древних книг, развивать мелкую моторику рук через практические задания на фольге, глине и тд.; обогащать словарь (глиняные таблички, металлические пластины, береста, рисунок, клинопись).
Экспозиция. «Древние книги».
Материал. Глиняные таблички, береста, фольга, палочки (на каждого ребёнка); слайды.
Ход экскурсии.
Лунтик. Сегодня мы опять отправимся в наш мини-музей книги. Вспомните и назовите экспонаты, которые вы уже видели. (Ответы). Правильно, это книги. (Рассказ Лунтика сопровождается показом слайдов). Самая первая книга появилась пять тысяч лет назад. Это были глиняные таблички, которые обжигались на огне и были прочными как камень. Каждая книга состояла из десятков, сотен глиняных «страниц», уложенный в деревянный ящик – древнейший книжный переплёт. Представьте, что у вас дома вместо книжек лежат каменные плиты. Это удобно?
Дети. Конечно, нет!
Лунтик. Много места будут занимать, и читать их не удобно. На чём только не пробовал писать человек! Не обошёл он вниманием и металл. (Показ слайда «Письмо на металле»). В Древней Руси для изготовления грамот и книг использовали бересту. Кто знает, что такое береста?
Дети. Кора берёзы.
(Рассказ сопровождается показом слайда «Письмо на бересте»).
Лунтик. На ней писал простой народ. Бересту, как писчий материал, использовали довольно долго. В середине 12 века возникли мастерские, где изготовляли книги. На Руси первыми создателями берестяных книг были монахи. Предлагаю пройти в музейную мастерскую и самим попробовать написать письма на глиняных табличках и на фольге.
Работа в мастерской музея.
Лунтик. А теперь поиграем!
Игра «Расскажи какая!». Дети подбирают прилагательные к существительному «книга», например: книга из глины – глиняная книга, книга из металла - …. , из бересты - ….
Экскурсия 4. «Старинные рукописные книги».
Цель. Продолжать знакомить с историей появления книги; развивать познавательно-речевые способности, умение исследовать материалы, из которых создавались книги (пергамент, береста), находить сходства и различия; обогащать словарный запас (папирус, перо, рукописные книги).
Экспозиция. «Старинные рукописные книги».
Материал. Слайды, птичье перо, ноутбук, кусочки тонкой кожи (имитация пергамента) на каждого ребёнка; пергамент, папирус, береста.
Ход экскурсии.
Лунтик. Дорогие ребята, отгадайте мою загадку!
Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Много узнает.
Дети. Это книга!
(Рассказ Лунтика сопровождается показом слайдов).
Лунтик. Молодцы! Вспомните, как давно появились книги? Действительно, давным – давно люди начали сочинять песни, пословицы, загадки, сказки. Чтобы не забыть, их нужно было записать, и люди записывали всё, что придумывали. Куда они это записывали? Правильно, в книги. Книги пришли к нам из далёкой древности и живут уже несколько тысяч лет. Как вы думаете, они всегда были такими, какими мы привыкли их видеть?
В Древнем Египте в III тысячелетии до нашей эры нашли превосходный материал для письма – папирус. Так называлось растение, которое росло по берегам реки Нил. Папирус похож на бумагу, но очень тонкий и длинный. Его хранили свёрнутым в свиток. (Показ слайда «Письмо на папирусе»).
После прочтения свиток сворачивали в трубку и прятали в особый футляр. Папирусные свитки в длину достигали 40 метров. Книгу-свиток создавали писцы. Как вы думаете, удобно было хранить такие книги?
Дети. Конечно, неудобно!
Лунтик. Правильно, тем более что папирус – непрочный материал, он не переносит влаги, она его разрушает. Большинство известных свитков дошли до нас в виде обрывков. А вот такой, какой мы знаем книгу, она стала после того, как в Древней Греции, в городе Пергам, научились выделывать из кожи животных особый материал – пергамент. (Показ слайда «Пергамент»).
Лист пергамента сгибали пополам , и получалось четыре страницы. Писали на пергаменте птичьим пером, заострённым и расщипленным (показывает перо). Как вы думаете, пергамент – дешёвый материал?
Дети. Нет, дорогой!
Лунтик. Правильно, это очень дорогой материал! Для изготовления одной книги нужно было целое стадо животных. Поэтому для письма использовали и более дешёвые материалы, чаще растительного происхождения. В Китае применяли бамбук и шёлк, в Индии – пальмовые листья, а в Древней Руси использовали бересту. Кто помнит, что такое береста?
Сейчас приглашаю вас в музейную мастерскую, в которой вы сами попробуете написать письмо птичьим пером на пергаменте и папирусе.
Дети пишут пером в мастерской.
Лунтик. Молодцы! Замечательно у вас получилось! А теперь время для игры!
Игра «Хорошо – плохо». Нужно рассказать о том, что в старинных книгах хорошо, а что плохо. Например, дети рассказывают: старинные книги красивые, у них необычные переплёты. Это хорошо! Плохо то, что они стали ветхими, текст в них трудно прочесть.
Экскурсия 5. «На пути к новой книге».
Цель. Продолжать знакомить с историей появления книги; развивать познавательно-речевые способности, умение придумывать слова на заданную букву; знакомить с историей появления книг, печатных букв, бумаги; обогащать словарный запас (ксилография, бамбук, пальмовые листья, оттиск, камыш, водоросли, крапива, солома, рукописные книги); развивать мелкую моторику рук (закрашивание заглавных букв).
Экспозиция. «На пути к новой книге».
Материал. Слайды, карточки с изображением заглавных букв.
Ход экскурсии.
Лунтик. Давайте вспомним и расскажем, как люди раньше передавали нужную им информацию. (Рассказы детей). Сначала люди изображали всё в виде рисунков, затем различными значками, потом уже были изобретены пиктограммы. Но шло время, и люди стали использовать печатную форму, вырезая на деревянной доске рисунок и текст. Доску покрывали краской и с силой прижимали к пергаменту. Такой способ получения оттиска назывался «ксилография». (Показ слайда «Оттиски»). Для таких целей позже использовали бумагу. Бумагу изобрели в Китае. Рукописные книги были очень дорогие. (Показ слайдов «Рукописные книги»).
Печатные книги возникли не сразу,
Писец переписывал каждую фразу,
Глаза уставали, дрожала рука,
И так продолжалось века и века.
Как вы думаете, любой человек мог написать книгу? Верно, не каждый. Книги обычно писал тот, у кого разборчивый подчерк. Чтобы книга привлекала внимание, её красиво оформляли: рисовали картинки, выделяя заглавные буквы яркими красками – красными, золотистыми, серебряными. (Показ слайда «Старинная книга»). Нужно было много времени, чтобы написать одну книгу. Как вы думаете, сколько? Иногда на это уходили месяцы, иногда годы. Хотите отправиться в музейную мастерскую? Предлагаю побывать в роли мастеров и раскрасить заглавные буквы, которые я для вас приготовила. (Дети раскрашивают буквы). Молодцы! Какие красивые и яркие буквы у вас получились! А теперь, давайте поиграем!
Игра «Придумай слово по заглавной букве». Надо назвать заглавные буквы, которые дети раскрасили, а затем придумать слово на эту букву. Дети придумывают слова на заданную букву, затем с этими словами можно придумать предложение.
Экскурсия 6. «Печатная книга».
Цель. Продолжать знакомить с историей появления книги; развивать познавательно-речевые способности, умения отвечать на вопросы, узнавать произведение по отрывку; знакомить с историей появления первого печатного станка; развивать мелкую моторику рук (печатать буквы оттисками); обогащать словарный запас (переплёт, азбука, первый печатный станок, мастер-печатник).
Экспозиция. «Печатные книги».
Материал. Слайды, различные азбуки, репродукция портрета первопечатника Ивана Фёдорова; оттиски букв из поролона; гуашь, одноразовые тарелочки, влажные салфетки.
Ход экскурсии.
(Рассказ Лунтика сопровождается показом слайдов).
Чтобы написать одну книгу вручную, нужно много времени. Когда потребовалось создавать большое количество книг, человек придумал печатный станок. Шли годы, и в 16 веке такой станок появился в Москве. Изобретение было очень важным, так как это ускорило печатание книг. Неподалёку от Кремля появилось здание – Печатный двор. (Показ слайда «Первые печатные станки»). Нашлись и мастера печатного дела. Самый знаменитый из них – Иван Фёдоров. (Показ слайда – портрет И. Фёдорова). В 1574 году И. Фёдоров написал свою первую «Азбуку». (Показ слайда «Первая русская азбука»). Она была издана ради обучения малых детей, по ней учились читать и писать. Народ чтит память русского первопечатника: в Москве есть памятник Ивану Фёдорову.
Посмотрите, какие азбуки есть в нашем мини-музее. Как вы думаете, чем они все похожи? А кто скажет, чем отличаются? (Ответы).
Предлагаю вам пройти в музейную мастерскую и попробовать напечатать буквы оттисками. А потом мы с вами сделаем книжки-малышки по сказкам.
Дети печатают буквы оттисками в мастерской.
А теперь поиграем!
Игра «Назови книгу!» Детям читают любой отрывок из русских народных сказок («Сивка-Бурка», «Царевна-лягушка»), а также из литературных сказок («Мороз Иванович» В. Одоевского, «Конёк – горбунок» П. Ершова). Они должны отгадать название сказки.
Экскурсия 7. «Какие разные книги».
Цель. Познакомить со структурой книги (страницы, переплёт, обложка); развивать познавательно-речевые способности: умения отвечать на вопросы, определять лишний признак; воспитывать любовь и бережное отношение к книге; обогащать словарь (страницы, переплёт, обложка, бархат, золото, драгоценные камни).
Экспозиция. «Такие разные книги».
Материал. Слайды, книги с красивым переплётом, имитация драгоценных камней, позолоченная бумага, бархат, клей, кисточки, салфетки.
Ход экскурсии.
Лунтик. Отгадайте мою любимую загадку!
Не дерево, а с листочками,
Не рубашка, а сшита,
Не человек, а рассказывает.
Дети. Книга!
Лунтик. Молодцы! Кто делает книги? (Ответы).
Лунтик показывает слайды и рассказывает.
Книга – наш самый большой друг, и человек старается сделать её нарядной, красивой, прочной. Каждая книга имеет определённый набор «одежды». Переплёт скрепляет листы книги, защищает их от загрязнения и разрушения. Переплёты старинных книг украшены драгоценными камнями, орнаментом. Листы книги раньше скреплялись тонкой проволокой или другим способом и держались прочно в корешке книги. Кто из вас запомнил и назовёт, из чего состоит книга?
В старину люди очень ценили книги, так как они стоили дорого и создавались медленно. Некоторые из них одевали в дорогую кожу, парчу. А иногда и в серебро. Такие книги могли иметь только богатые люди. Нередко владельцы приковывали книги цепями к полкам, чтобы их не украли. Писали и переписывали книги в основном при монастырях. (Показ слайдов «Книги в дорогих переплётах»).
Теперь пройдём в музейную мастерскую и как настоящие умелые мастера будем украшать книгу.
Дети оформляют обложку к рукописной книге.
Молодцы! У вас замечательно получилось! А теперь поиграем!
Игра «Четвёртый лишний». Детям даётся карточка, на которой указаны составные части книги (страницы, переплёт, обложка, камень). Они читают и говорят, что лишнее, объясняя свой ответ.
Экскурсия 8. «Дом, в котором живут книги».
Цель. Познакомить с местами, где могут находиться книги (дома, в детском саду, музее, библиотеке), с разными видами библиотек, их назначением; развивать познавательно-речевые способности: умения отвечать на вопросы, читать слова на ощупь; обогащать словарный запас (библиотека, хранилища, запасники, тематические выставки).
Экспозиция. «Дом, в котором живут книги».
Материал. Слайды, книга для слепых, электронные и аудиокниги; карточки со словами, буквы которых вырезаны из наждачной бумаги; атрибуты сюжетно-ролевой игры «Библиотека».
Ход экскурсии.
Лунтик. Сегодня мы вновь отправимся в мини-музей книги. Кто знает, где хранятся книги? (Ответы). Да, книги хранятся дома на полках, в книжных шкафах и в библиотеках.
Лунтик показывает слайды и рассказывает.
Во все времена, во всех странах мира люди ценили книги и берегли их как самые драгоценные сокровища, создали библиотеки. Слово «библиотека» произошло от двух греческих слов: библио – «книга» и тека – «хранилище». В древности цари могущественных государств собирали и хранили книги в библиотеках. Знаете ли вы, сколько у нас в селе библиотек? (Ответы.) Правильно. Есть детские библиотеки, в которых много книг для детей; есть библиотеки для взрослых, в которых можно найти книги на разные темы. (Показ слайда «Библиотеки»).
Есть специальные технические библиотеки, в которых хранится техническая литература. Существуют и научные библиотеки, в которых собраны научные книги. А как нужно вести себя в библиотеке? (Ответы.) Правильно, тихо, чтобы не мешать другим людям. В библиотеке можно взять книгу на время домой, прочитать её и вернуть; можно поработать в читальном зале, просмотреть нужную вам литературу и вернуть книги библиотекарю. Кто из вас вспомнит, что делает библиотекарь? (Ответы.) Молодцы! Библиотекарь выдаёт читателям книги, записывая их названия, затем говорит дату, когда необходимо её возвратить. А вы знаете, как нужно обращаться с книгами?
Дети. Книги надо беречь.
Лунтик. Конечно. Их надо беречь! Нельзя их рвать, рисовать на них, загибать страницы. В наше время существует большое количество самых разных книг. Есть аудиокниги для слабовидящих, для малышей, которые ещё не умеют читать. Существуют специальные книги для незрячих людей. Хотите узнать, как их читают? (Показ слайда «Азбука для незрячих детей»). А теперь предлагаю поиграть.
Игра «Прочитай слово на ощупь». Детям раздают карточки, на которых написаны слова, причём буквы сделаны из наждачной бумаги. Дети закрывают глаза и «читают» слова на ощупь.
Лунтик. Молодцы! Хорошо справились с нелёгким заданием! Наша экскурсия подошла к концу. И я предлагаю ещё поиграть.
Сюжетно-ролевая игра «Библиотека». Дети распределяют роли библиотекаря, посетителей и сами организуют игру.
Экскурсия 9. «Что мы знаем о книге?».
Цель. Закреплять желание рассказывать об экспозициях мини-музея, истории появления книги, выступать в роли экскурсовода; развивать познавательно-речевые способности, умение составлять небольшие рассказы об экспозиции с помощью схем.
Материал. Эмблемы каждой экспозиции мини-музея; бейджики экскурсоводов, схемы описательных рассказов.
Ход экскурсии.
Лунтик. Склеена, сшита,
Без дверей, а закрыта.
Кто её открывает –
Много узнает.
Что это?
Дети. Книга.
Лунтик. Правильно! Конечно, это книга. А где мы с вами находимся?
Дети. В мини-музее книги.
Лунтик. Вспомните, для чего нужны книги? (Читать, узнавать новое, учиться в школе, становиться умнее). Кто делает книги? (Люди.)
Но прежде, чем начать создавать книгу, необходимо подготовить материал для неё. Предлагаю выбрать эмблему любой экспозиции мини-музея и составить рассказ по схеме о том, как появились и развивались книги.
Дети в соответствии с выбранной эмблемой становятся экскурсоводами определённой экспозиции, самостоятельно проводят экскурсию, в помощь детям даются схемы описательного рассказа.
Лунтик. Вы знаете, как нужно обращаться с книгами?
Дети. Бережно, аккуратно!
Лунтик. Молодцы! Вы много знаете о книгах. Заходите в мини-музей, когда захотите, и вы обязательно узнаете что-то новое, интересное, это может пригодиться вам в жизни. Своими знаниями вы можете поделиться с друзьями и родителями. До новых встреч!
Использованная литература
1. Воронович В.М. Управление учебно-воспитательным процессом средствами музейной педагогики // Управление ДОУ. 2007. №12.
2. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Программа: Учеб.-метод. Пособие. СПб: Детство-Пресс, 1998.
3. Лукина Л.И. Работа с родителями в дошкольном образовательном учреждении // Управление ДОУ. 2004. №1.
4. Форталева Н.П. Экскурсии – средство приобщения детей к истории родного края // Управление ДОУ. 2005. №1.
Предварительный просмотр:
Анкета для педагогов «Музейно-педагогическая программа
художественно-эстетического воспитания дошкольников».
Уважаемые педагоги!
С целью организации эффективной работы ДОУ по художественно-эстетическому воспитанию детей средствами музейной педагогики предлагаем ответить на вопросы данной анкеты.
1. Считаете ли вы работу по музейно-педагогической программе эффективным средством художественно-эстетического воспитания дошкольников?
- считаю;
- затрудняюсь ответить.
2. Как вы считаете, какую подготовительную работу должен проводить педагог с детьми младшего дошкольного возраста для освоения музейно-педагогической программы?
3. В чем, на ваш взгляд, заключается эффективность системы работы в рамках музейной педагогики?
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для эстетического воспитания детей;
- использование музейной педагогики как в НОД, так и в совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей;
- координация взаимодействия ДОУ с социумом (музеями и учреждениями культуры города);
- (другое)
4. Какова цель музейно-педагогической программы в работе с дошкольниками?
5. Какие задачи по музейной педагогике вы считаете наиболее значимыми в художественно-эстетическом воспитании дошкольников?
- воспитание интереса к посещению музеев;
- воспитание музейной культуры дошкольников;
- обогащение представлений о художественных ценностях культуры и искусства России;
- формирование интереса к культуре и искусству родного края;
- формирование опыта «насмотренности»;
- приобщение к мировой художественной культуре.
6.В чем, по-вашему, заключается необходимость создания музеев и мини-музеев в детском саду?
7. В чем, на ваш взгляд, заключается эффективность работы педагога по приобщению дошкольников к прекрасному средствами музейно-педагогической программы?
- заинтересованное отношение педагога;
- определенный уровень подготовленности по данной теме;
- совместное посещение музеев с детьми;
- привлечение родителей к сотрудничеству;
- (другое)
Благодарим за сотрудничество!
1. Азаров И. | 1. Азаров И. | 1. Азаров И. | 1. Азаров И. | |||
2. Багненко М. | 2. Багненко М. | 2. Багненко М. | 2. Багненко М. | |||
3. Баранников В. | 3. Баранников В. | 3. Баранников В. | 3. Баранников В. | |||
4. Богданов Д. | 4. Богданов Д. | 4. Богданов Д. | 4. Богданов Д. | |||
5. Бутурлакин Я. | 5. Бутурлакин Я. | 5. Бутурлакин Я. | 5. Бутурлакин Я. | |||
6. Войтин К. | 6. Войтин К. | 6. Войтин К. | 6. Войтин К. | |||
7. Глухов М. | 7. Глухов М. | 7. Глухов М. | 7. Глухов М. | |||
8. Голотина У. | 8. Голотина У. | 8. Голотина У. | 8. Голотина У. | |||
9. Гребенщиков С. | 9. Гребенщиков С. | 9. Гребенщиков С. | 9. Гребенщиков С. | |||
10. Дергачева П. | 10. Дергачева П. | 10. Дергачева П. | 10. Дергачева П. | |||
11. Дорохина Л. | 11. Дорохина Л. | 11. Дорохина Л. | 11. Дорохина Л. | |||
12. Жигульских Л. | 12. Жигульских Л. | 12. Жигульских Л. | 12. Жигульских Л. | |||
13. Калинина У. | 13. Калинина У. | 13. Калинина У. | 13. Калинина У. | |||
14. Кожевников К. | 14. Кожевников К. | 14. Кожевников К. | 14. Кожевников К. | |||
15. Крячков Н. | 15. Крячков Н. | 15. Крячков Н. | 15. Крячков Н. | |||
16. Лунев Д. | 16. Лунев Д. | 16. Лунев Д. | 16. Лунев Д. | |||
17. Лысак У. | 17. Лысак У. | 17. Лысак У. | 17. Лысак У. | |||
18. Любивая В. | 18. Любивая В. | 18. Любивая В. | 18. Любивая В. | |||
19. Морозов М. | 19. Морозов М. | 19. Морозов М. | 19. Морозов М. | |||
20. Петряев В. | 20. Петряев В. | 20. Петряев В. | 20. Петряев В. | |||
21. Поваляева В. | 21. Поваляева В. | 21. Поваляева В. | 21. Поваляева В. | |||
22. Пустовалов Д. | 22. Пустовалов Д. | 22. Пустовалов Д. | 22. Пустовалов Д. | |||
23. Ревякин В. | 23. Ревякин В. | 23. Ревякин В. | 23. Ревякин В. | |||
24. Романова С. | 24. Романова С. | 24. Романова С. | 24. Романова С. | |||
25. Тутаева К. | 25. Тутаева К. | 25. Тутаева К. | 25. Тутаева К. | |||
26. Черепнин М. | 26. Черепнин М. | 26. Черепнин М. | 26. Черепнин М. | |||
27. Шабалина Д. | 27. Шабалина Д. | 27. Шабалина Д. | 27. Шабалина Д. | |||
28. Шилов Д. | 28. Шилов Д. | 28. Шилов Д. | 28. Шилов Д. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы по музейной педагогике "Мини-музей Архитектуры"
План работы на год по мини-музею Архитектуры...
Использование элементов музейной педагогики в формировании экологической культуры дошкольников через работу мини- музея ДОУ
Прививать детям любовь к природе надо с самого раннего возраста. Данная технология раскрывает конкретный пример работы с детьми по формированию экологической культуры у воспитанников ДОУ ч...
Использование музейной педагогики в образовательном процессе ДОУ
Музейная педагогика –одно из направлений работы ДОУ. Приобщать детей к музейной культуре, развивать их эстетическое восприятие и...
Музейная педагогика как основа для создания условий для духовно – ценностного развития ребёнка.
Статья будет интересна для воспитателей, ищущих эффективные формы воспитания детей....
Из опыта работы" Система работы ДОУ по патриотическому воспитанию дошкольников средствами музейной педагогики"
Материал о системе создания мини - музеев в ДОУ....
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната".
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...
Семинар "Музейная педагогика как инновационная педагогическая технология ДОУ" плюс мастер - класс " Опись музейного экспоната" (2023)
С 13 по 17 февраля 2023 г. в МКДОУ детский сад «Солнышко» проходила в соответствии с годовым планом неделя педагогического мастерства. Целью недели педагогического мастерства стало выявлен...