Проблемы теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения детей дошкольного возраста
материал по рисованию

Шабунина Алена Николаевна

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_hudozh-estetika.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

В последнее время возросло внимание к проблемам теории и практики художественно-эстетического развития как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, то есть как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности.

Наряду с физическим, умственным и нравственным развитием значительное место в работе детского сада занимает художественно-эстетическое развитие. Педагоги дошкольных учреждений уделяют большое внимание разным сторонам эстетического развития - оформлению помещения и участка, внешнему виду детей и взрослых, использованию художественных произведений. Среди занятий, проводимых с детьми, немалая доля принадлежит занятиям, на которых дети рисуют, лепят, слушают художественную литературу, сами учатся выразительно читать, поют и пляшут под музыку. Эстетическое развитие осуществляется под влиянием действительности (природы, быта, труда и общественной жизни) и искусства (музыки, литературы, театра, произведений художественно-декоративного творчества). Формы организации эстетической деятельности детей разнообразны. Это игры, занятия, экскурсии, праздники, развлечения. Очень важно, чтобы работа воспитателя в этом направлении строилась на научной основе и проводилась по определённой программе, учитывающей современный уровень развития различных видов искусства, с соблюдением принципа постепенности, последовательного усложнения требований, дифференцированного подхода к знаниям и умениям детей различных возрастов.

Современные дети дошкольного возраста имеют качественно другой эстетический опыт, в отличии от предыдущих поколений, сформированный в условиях влияния неранжированных информационных ресурсов, нанотехнологий, медиасредств и культурно-эстетических клише современного общества, что позволяет рассматривать художественно-эстетическое развитие как специально организованный образовательный процесс, направленный на формирование ценностного эстетического отношения ребёнка к действительности через художественное восприятие окружающего мира как реализацию способности видеть, ценить и создавать его красоту, ориентированный на развитие творческого потенциала каждого ребёнка и приобретение им опыта творческой деятельности в условиях обогащения детского развития.

доказано, что в дошкольном возрасте формируются ценности: − удовлетворяющие потребности ребёнка-дошкольника в межкультурном общении с другими детьми в процессе совместной художественно-творческой деятельности.

ориентирующие ребёнка-дошкольника на саморазвитие его творческой индивидуальности (приобщение к культуре и искусству; возможность развития творческих способностей, занятие любимым делом); − позволяющие осуществлять самореализацию ребёнкадошкольника в продуктах художественно-эстетической практики, качественно изменяющей результаты приобретения нового опыта (увлекательность и творческий характер детской деятельности).

Художественно-эстетическое развитие личности обеспечивает становление ценностей и смыслов, активизирующих потребность ребёнка к творческой самореализации, создавая свою траекторию жизни с ориентацией на эстетические, художественные и эмоционально воспринятые эталонные ценности и установки взрослых.

В образовательном пространстве ДОО появилась возможность решать проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста через интеграцию, которую мы рассматриваем как способ приобщения детей к культуре и искусству в разных видах детской деятельности для формирования целостной картины мира. Интеграция является инновационным направлением деятельности дошкольных образовательных организаций и обязывает педагогов коренным образом перестроить педагогическую деятельность на основе синтеза образовательных областей, разных видов детской деятельности, ресурсов, средств, форм и методов работы с детьми дошкольного возраста

Приобщение ребёнка к миру художественно-эстетической культуры во все времена являлось традиционным приоритетом дошкольного образования. Становление, формирование и развитие художественноэстетической культуры личности в современном обществе происходят в принципиально изменившихся условиях, связанных с изменением содержания и целей образования, с эстетическими устоями личности, с пониманием норм и ценностей красоты в обществе и в педагогическом сообществе.

Через культуру осуществляется связь с поколениями, происходит социальное и художественно-эстетическое развитие ребёнка, обуславливая его становление как личности во взаимодействии с социальными отношениями и миром предметов. Реализуемые в деятельности человека знания, умения, навыки, уровень его развития, мировоззрения, способы и формы общения людей образуют личностную форму существования культуры, которая, по мнению Р.А. Куренковой, «кроется в уяснении характера сцепления и связи индивидуально-неповторимого и родового всеобщного».

Приобщение ребёнка к ценностям культуры и искусства. Современное образование в полной мере не обеспечивает освоение детьми содержания культуры, необходимого для проживаемого социокультурного момента и личностного развития, не отвечает требованиям общекультурного и поликультурного образования. Решение этой проблемы должно стать задачей отечественной педагогической науки, направленной на культуросообразность образования, ориентированного на создание условий, сообразных культуре и природе человека.

способность к художественному восприятию формируется и развивается у детей дошкольного возраста на основе синтеза чувств, эмоций и ощущений в процессе художественно-творческой деятельности, активного общения с искусством и его художественными образами.

В период дошкольного детства эстетическое освоение мира ребёнком осуществляется на основе формирования у него художественного вкуса, определяемого эстетически значимым свойством личности, которое развивается в процессе общения с искусством в совокупности эмоциональноположительного отношения к художественным произведениям и способности адекватно оценивать их.

Эффективность воздействия искусства на ребёнка определяется богатством и глубиной художественных образов, их способностью вызывать у него эмоции, мысли и ассоциации по собственному опыту. Дети дошкольного возраста более чувствительны к эмоциональной образности искусства.

развитие эстетического интереса в дошкольном возрасте рассматривается нами как особая потребность ребёнка осваивать красивые предметы, выступающие источниками положительноэмоциональных ощущений и переживаний, которая реализуется в стремлении создавать полезные эстетические продукты творческой деятельности, используемые в процессе игровых действий ребёнка и его повседневной жизни.

Исследуя творческую индивидуальность ребёнка в художественноэстетической деятельности, отметим, что она выражается в уникальном сочетании всех его свойств как индивида и личности.

выявленные компоненты художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста позволили сформулировать основное понятие исследования «становление эстетически развитой творчески активной личности» – это эстетическое преобразование ребёнка как культурного человека, которое происходит в процессе активного освоения им доступных видов культуры и искусства в собственной художественнотворческой практике при обязательном индивидуально-ориентированном партнёрском сопровождении взрослым, создающим условия для свободной творческой деятельности ребёнка и активизирующим его внутренние ресурсы.

Актуальность настоящего исследования определяется: 1) выполнением требований Закона «Об образовании» и Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования; 2) необходимостью конструирования новой модели образовательного процесса с учётом ценностных ориентиров общества и развитие любознательности, инициативности, самостоятельности, саморазвития ребёнка как субъекта деятельности в разных сферах жизни; 3) эволюционными тенденциями в дошкольном образовании, связанными с необходимостью художественноэстетического развития детей дошкольного возраста на инновационной основе: интеграции обучения и индивидуализации детского развития; 4) неразработанностью теоретико-методологических и методикотехнологических оснований художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста, отражающих диалектическое единство теоретической, технологической и практической сторон данного процесса; 5) повышением требований к качеству художественно-эстетического образования детей дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС дошкольного образования; 6) необходимостью создания обновлённой инфраструктуры художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста и накопления банка данных в этом аспекте.

Сущность художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста состоит в понимании этого процесса как специально организованного и направленного на формирование ценностного отношения ребёнка к действительности как особого ресурса художественного восприятия окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать красоту. Особенности художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста определяются педагогическими возможностями организации образовательного процесса ДОО, направленного на последовательное приобщение детей к культуре и искусству, формирование эмоционально-эстетического отношения к окружающему миру и вовлечение детей во все виды художественно-эстетической творческой деятельности. Уточнён понятийный аппарат исследования: ∙ художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста понимается как специально организованный процесс воспитания и обучения, направленный на формирование ценностного эстетического отношения ребёнка к действительности как особого ресурса художественного восприятия окружающего мира, как реализацию способности видеть, ценить и создавать его красоту; ∙ становление эстетически развитой творчески активной личности – это эстетическое преобразование ребёнка как культурного человека, которое происходит в процессе активного освоения им доступных видов культуры и искусства в собственной художественно-творческой практике при обязательном индивидуально-ориентированном партнёрском сопровождении взрослым, создающим условия для свободной творческой деятельности ребёнка и активизирующим его внутренние ресурсы.

Переориентация современного образования России со знаниевого подхода на выбор стратегии поддержки целостного, личностного становления каждого ребёнка сегодня ставит педагогические коллективы дошкольных образовательных организаций перед необходимостью пересмотра устоявшихся подходов к обновлению организации и содержания образовательного процесса – проектировать педагогический процесс, отвечающий условиям и требованиям ФГОС дошкольного образования. На современном этапе модернизации дошкольного образования решение задач художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста с учётом детального анализа работы ДОО и анкетирования педагогов тормозится недостаточным уровнем: − развития современной культуры как ведущего института общественного сознания и системы ценностей, формирующего духовнокультурный потенциал народов России и идентичность нации; − сформированности инфраструктуры, синтезирующей единое культурное и информационное пространство; − развития информационно-коммуникационных технологий в сфере культуры и искусства; − взаимодействия ДОО с субъектами культурной деятельности – культурными центрами (музеи, театры, библиотеки, выставочные залы, национально-культурные центры и т.п.); − отсутствия механизмов осуществления инновационной деятельности педагогов по художественно-эстетическому развитию дошкольников в ДОО; − должного ресурсного обеспечения и методико-технологического сопровождения образовательного процесса; − участия родителей в художественно-эстетическом становлении ребёнка. Выявленные проблемы определили необходимость теоретикометодической разработки оптимальных условий художественноэстетического развития личности, когда от родителей и педагогов зависит насколько будет раскрыт личностно-творческий потенциал каждого ребёнка, определяющий его индивидуальную уникальность и возможность её реализации в дальнейшей жизни. Для изучения проблемы художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста первостепенное значение имеет вопрос о том, что понимается под понятием «создание условий». Исходя из философского определения, условия процесса рассматриваются как «совокупность обстоятельств, способствующих успешности и эффективности процесса, в которых развивается личность».

Творческое проектирование образовательного процесса в ДОО осуществляется сегодня на интегративной и комплексно-тематической основах, имеющих ряд преимуществ: − происходит смещение акцента с непосредственно образовательной деятельности на деятельность детей в режимных моментах; − усиливается степень мотивации, активности и самостоятельности детей в деятельности, углубляющие представления об окружающем мире; − партнёрское взаимодействие участников образовательного процесса делает его целостным в выработке единого взгляда на разностороннее развитие ребёнка дошкольного возраста.

Дошкольное детство – уникальное время, когда закладываются основы художественно-эстетического развития и духовности личности благодаря непосредственности, живости, эмоциональности восприятия ребёнком окружающего мира. Перед педагогами стоят важные социальнопедагогические и художественно-эстетические задачи: формирование грамотного «пользователя» информации музея (привитие у ребёнка вкуса к общению с музеем и его эскспозициям), «реанимация» культуры музейного просвещения, почти утраченной современниками. Исходными теоретическими положениями использования образовательного пространства музея искусств в художественно-эстетическом развитии детей дошкольного возраста явилась реализация взаимосвязи направлений: образование – культура – искусство – личность.

Совместная деятельность педагога и детей рассматривается как детсковзрослая событийная общность (бытие не рядом, а вместе) на основе партнёрской позиции взрослого, способствующей развитию сотворчества. В процессе совместной и индивидуальной творческой деятельности дети создают художественные образы в разных содержательных контекстах с помощью способа проблематизации содержания образования, который предполагает разные варианты презентации проблемы ребёнком (сюжет, тема, художественный образ, эстетический объект и пр.).

Дошкольник – эстетически воспитанный, эмоционально отзывчивый, креативный, знающий виды и жанры искусства, обладающий сформированной музыкальной культурой и социально-художественным опытом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому направлению «Испечем мы колобки» для детей младшего дошкольного возраста

Цель: познакомить детей с тестом как с художественным материалом.Задачи:- создать условия для экспериментального узнавания пластичности, как...

Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»

Самообразование Тема: «Игра как важное средство воспитания детей дошкольного возраста»...

Рабочая программа кружковой работы художественно-эстетического направления «Оч-умелые ручки» для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет)

Дошкольный возраст характеризуется возрастающей познавательной активностью, интересом к окружающему миру, стремлением к наблюдению, сравнению, способностью детей осознавать поставленные перед ним цели...

Трудовая деятельность как важное средство воспитания в дошкольном возрасте

В статье приводятся определения терминов «труд», трудовая деятельность», рассматриваются основные виды труда, в которые включается дошкольник, характеризуется влияние трудовой деятел...

Семинар «Формирование художественно-эстетических способностей дошкольников в условиях продуктивной деятельности детей дошкольного возраста.

Формирование творческой личности - одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее должно начаться уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективным средством дост...

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художественно – эстетического развития»

Доклад на тему: «Проблемы инклюзивного и коррекционного образования в развитии мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста через рисование, лепку, аппликацию и конструирование, в процессе художес...