"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
опыты и эксперименты (средняя группа)
формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения
Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Этапы развития мышления вы видите на слайдах
Мышление развивается в три этапа:
- Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
- Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
- Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
Поэтому главной целью моей работы стало: формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.
Перед собой поставила следующие задачи: которые вы видите на слайдах
- Всесторонне развивать: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь
- Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление
- Способствовать развитию умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение
- Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т.д.
- Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.
Всем известно, что дети любят играть, и только от нас зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость.
В своей работе, я использую различные игры и упражнения на развитие логического мышления:
- Математические игры.
- Пособия из серии «Путешествие в мир природы и развитие речи». Дети получают сведения о растительном, животном мире. Внешний вид, место в природе, полезные свойства, почувствовать красоту родной природы. Учатся классифицировать, сравнивать. Помогают закреплению материала, игры: «Четвертый лишний», «Игра слов», «Учись сравнивать».
- Наблюдения, экскурсии, где также используется упражнения на развитие логического мышления. Отвечая на вопрос, ребенок учится находить и доказывать, обсуждать, закрепляя пройденный материал, обогащая новыми сведениями. «Угадай по кусочку. (Все и его части)», «Что общего у цветка и дерева», «Изучение паутины».
- Экспериментирование. Дети с удовольствием проводят исследования, эксперименты. «Что такое величина и форма», «Что такое вес? (Что тяжелее?)», «Догадайся», «Можно ли носить воду в решете?», «Волшебный мешочек» и другие.
- Конструирование - по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам. Такая работа дает больше возможности для умственной активности детей. Они соотносят плоскостное изображение с объемными формами. Работают с плоскостными мозаиками, играми типа «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо».
- Загадки - развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения.
- Лабиринты. Развивается настойчивость и умение сосредотачиваться, логически мыслить.
- Логические задачи. Развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям.
- Занимательные задачи. Способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения
- Игры на развития логического мышления. Например игры: «Найди-ка», «Сравни», «Составь фигуру», «Продолжи ряд», «Магазин», «Как исправить ошибку?»
- Дидактические игры. Развиваются умственные действия – сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. Например д\и «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду». «Что изменилось». «Чем отличаются». «По какому признаку можно разбить фигуры на группы». «Найди и назови».
- Кубики «Сложи узор», головоломки («Танграм», «Пифагор», «Листик», «Волшебный круг»), логические фигуры и настольно – печатные игры математического содержания («Уголки», «Форма и цвет», «Считай-ка» и другие), конструкторы и мозаики.
- Задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы.
Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделяю картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Развитие логического мышления ребёнка среднего дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.
Работая над темой «Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения», я постаралась показать значимость развития логического мышления.
Результат проделанной работы показал положительную реакцию и эмоциональный отклик детей на знакомство с различными играми и упражнениями по математике и т.д. Выросли умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие, умение рассуждать, делать умозаключения, проводить аналогию между разными предметами. Большинство детей научились работать в парах, подгруппах, проявлять доброжелательное отношения к сверстнику, выслушать, помогать по необходимости. Дети свободно играют в дидактические игры.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры»
На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...
«Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры и упражнения»
«Без игры нет и не может бытьполноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – это искра, ...
План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...
Консультация для родителей на тему. «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
laquo;Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»...
«Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»
Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!Очень важно начать развивать логическое мышление с детства. Все родители мечтают, чтобы их дети росли развит...
ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...
ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»
ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения...