"Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"
опыты и эксперименты (средняя группа)

Зубко Наталья Викторовна

формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения

Мышление - это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.

Этапы развития мышления вы видите на слайдах

Мышление развивается в три этапа:

  • Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) - это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.

  • Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) - является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.

  • Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) - этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.

У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.

Поэтому главной целью моей работы стало: формирование и развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста.

Перед собой поставила следующие задачи: которые вы видите на слайдах

  • Всесторонне развивать: мышление, восприятие, память, внимание, воображение, речь
  • Развивать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление
  • Способствовать развитию умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение
  • Учить детей устанавливать причинно-следственные связи, закономерности, на их основе классифицировать, группировать и т.д.
  • Подводить к умению задавать вопросы, рассуждать, доказывать свой ответ

На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.

Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.

Всем известно, что дети любят играть, и только от нас зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость.

В своей работе, я использую различные игры и упражнения на развитие логического мышления:  

  • Математические игры.   
  • Пособия из серии «Путешествие в мир природы и развитие речи». Дети получают сведения о растительном, животном мире. Внешний вид, место в природе, полезные свойства, почувствовать красоту родной природы. Учатся классифицировать, сравнивать. Помогают закреплению материала, игры: «Четвертый лишний», «Игра слов», «Учись сравнивать». 
  • Наблюдения, экскурсии,  где также используется упражнения на развитие логического мышления. Отвечая на вопрос, ребенок учится находить и доказывать, обсуждать, закрепляя пройденный материал, обогащая новыми сведениями. «Угадай по кусочку. (Все и его части)», «Что общего у цветка и дерева», «Изучение паутины». 
  • Экспериментирование.  Дети с удовольствием проводят исследования, эксперименты. «Что такое величина и форма», «Что такое вес? (Что тяжелее?)», «Догадайся», «Можно ли носить воду в решете?», «Волшебный мешочек» и другие. 
  • Конструирование -  по картинкам и схемам из конструкторов и строительных материалов по расчлененным и нерасчлененным образцам. Такая работа дает больше возможности для умственной активности детей. Они соотносят плоскостное изображение с объемными формами. Работают с плоскостными мозаиками, играми типа «Танграм», «Монгольская игра», «Колумбово яйцо».  
  • Загадки -  развивают умения выделять существенные признаки предметов или явлений, доказывать правильность своего решения.  
  • Лабиринты. Развивается настойчивость и умение сосредотачиваться, логически мыслить. 
  • Логические  задачи. Развивает способность выделять существенное, самостоятельно подходить к обобщениям. 
  • Занимательные задачи.  Способствуют развитию у ребенка умения быстро воспринимать познавательные задачи и находить для них верные решения 
  • Игры на развития логического мышления. Например игры: «Найди-ка», «Сравни», «Составь фигуру», «Продолжи ряд», «Магазин», «Как исправить ошибку?» 
  • Дидактические игры. Развиваются умственные действия – сравнение, анализ, синтез, классификация, обобщение. Например д\и «Разгадай правило, по которому расположены фигуры в каждом ряду». «Что изменилось». «Чем отличаются». «По какому признаку можно разбить фигуры на группы». «Найди и назови».  
  • Кубики «Сложи узор», головоломки («Танграм», «Пифагор», «Листик», «Волшебный круг»), логические фигуры и настольно – печатные игры математического содержания («Уголки», «Форма и цвет», «Считай-ка» и другие), конструкторы и мозаики. 
  • Задачи-шутки, задачи – ловушки, занимательные вопросы.  

Один из основных залогов успешного обучения детей - это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделяю картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.

Развитие логического мышления ребёнка среднего дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.

Работая над темой «Развитие логического мышления у детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения», я постаралась показать значимость развития логического мышления.

Результат проделанной работы показал положительную реакцию и эмоциональный отклик детей на знакомство с различными играми  и упражнениями  по математике и т.д. Выросли   умение анализировать предметы, используя зрительное, тактильное и слуховое восприятие, умение рассуждать, делать умозаключения, проводить аналогию между разными предметами. Большинство детей научились работать в парах, подгруппах,  проявлять доброжелательное отношения к  сверстнику, выслушать, помогать по необходимости. Дети свободно играют в дидактические игры.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста через развивающие игры»

На современном этапе модернизации дошкольного образования особое внимание уделяется обеспечению качества образования в дошкольном возрасте, что вызывает необходимость поиска способов и средств развити...

«Формирование логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через развивающие игры и упражнения»

«Без игры нет и не может бытьполноценного умственного развития.Игра – это огромное светлое окно,через которое в духовный мир ребёнкавливается живительный потокпредставлений, понятий.Игра – это искра, ...

План работы по самообразованию в средней группе по теме: "Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения"

Цель: Создать условия для развития речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры, упражнения и чтение художественной литературы...

Консультация для родителей на тему. «Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

laquo;Развитие логического мышления у детей  младшего дошкольного возраста  через дидактические игры»...

«Развитие логического мышления у детей младшего дошкольного возраста через дидактические игры»

Развитие логического мышления – это очень важный и необходимый процесс для всех!Очень важно начать развивать логическое мышление с детства. Все родители мечтают, чтобы их дети росли развит...

ПЛАН РАБОТЫ по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

Актуальность темыВ настоящее время особую актуальность приобретает проблема развития речи детей дошкольного возраста.Развитие связной речи ребенка является важнейшим условием его полноценного речевого...

ПЛАН по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

ПЛАН  по самообразованию по познавательно – речевому развитию в средней группе Тема: «Формирование речи детей среднего дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения...