Картотека игр на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)
Несколько игр на развитие зрительной и двигательной памяти, внимательности, звукого анализа и моторики детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igry_razvitie_pamyati.docx | 15.9 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.
Игра «Что изменилось»
Задача: развить зрительную память и внимание, научить детей запоминать детали сюжетной картинки.
Оборудование: пары сюжетных картинок, одна из которых содержит несколько героев (3-4) и множество характеризующих их деталей, вторая - похожа на первую, но с отличиями в месторасположении, количестве, цвете мелких деталей картинки.
Описание. Ребенок внимательно рассматривает первую картинку, затем, когда она меняется на вторую, старается вспомнить и назвать изменения в деталях на ней. Например, на первой картинке были нарисованы две березы, а на второй стало два дуба. Или на первой гроздь винограда была повернута влево и находилась после яблока, а на второй она повернута вправо и стоит перед яблоком.
Игра «Найди, чем отличаются картинки»
Задача: развить зрительную память и внимание, научить детей внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.
Оборудование: ряд из 3-4 похожих предметных картинок или пары сюжетных картинок, одна из которых отличается от другой (других) мелкими деталями, фишки.
Описание. Детям предлагается рассмотреть ряд или пару картинок и найти между ними определенное количество отличий за ограниченное время.
За каждое найденное отличие ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.
Игра «Ответы на вопросы»
Задача: развить внимательность детей при рассмотрении сюжетной картинки, их связную речь.
Оборудование: сюжетная картинка, на которой изображено множество живых и неживых предметов.
Описание. Взрослый показывает ребенку сюжетную картинку и дает задание внимательно ее рассмотреть. Затем, перевернув ее, начинает задавать вопросы о ее содержании, на которые ребенок должен ответить правильно.
Например: «Что стояло на столе? Что было в руках у девочки? Что висело на стене? Мальчик сидел или стоял?» и т. д.
Игра «Сделай, как я»
Задача: научить детей последовательному выполнению действий по образцу, развить координацию их движений, выразительность речи, дикцию.
Описание. Дети стоят в кругу. Водящий произносит любое предложение с определенной интонацией, одновременно выполняя какое-либо движение, и просит одного из детей их повторить. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.
Игра «Слушай и запоминай»
Задача: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные звуки в словах.
Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов, большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные нет.
Для игры используются слова с гласными (А, О, У, И, Ы) и согласными звуками, которые ребенок может правильно произнести ([М-Н], [Д-Т], [Г-К], [Б-П], [В-Ф], [X]). Для звонких согласных звуков [Д], [Б], [Г], [В] не допускается использование слов, в которых эти звуки стоят в конце и оглушаются. Отдельно друг от друга разбираются твердые и мягкие пары звуков. Гласный звук [О] может выделяться только в тех словах, в которых он находится под ударением, так как в других случаях он превращается в звук [А]. Гласный звук [Ы] выделяется только в середине и конце слова.
Описание. Взрослый произносит ряд сначала из 5-6, затем из 8-10 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.
Игра «Делай, как я»
Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.
Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать ритмический рисунок, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.
Например: III... II; II... II... Ill; III... I... III.
Игра «Запомни - нарисуй»
Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.
Оборудование: карточка с 4-5 нарисованными на ней геометрическими фигурами. В отличие от игры для детей 3-5 лет фигуры становятся более сложными.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить.
Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.
Игра «Запомни и запиши цифры»
Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.
Оборудование: карточка с 4-5 написанными на ней цифрами.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается.
В отличие от игры для детей 3-5 лет в данном случае ребенок должен не только написать, но и назвать увиденные цифры в заданном порядке.
Игра «Запомни - назови»
Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок. -
Оборудование. 1 вариант: детям предъявляются 8-10 картинок или хорошо знакомых предметов.
2 вариант: парные карточки, на одной из которых изображено 12-16 предметов, на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.
Описание. 1 вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.
2 вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен вспомнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.
Игра «Вспомни и нарисуй схему»
Задача: развить зрительную память, ассоциативное мышление, мелкую моторику детей.
Оборудование: пары карточек, на одной из которых изображены ряды из 5 картинок и соответствующих им схем, на второй только ряды картинок с первой карточки.
Описание. Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов и соответствующие им схемы на первой карточке.
Затем эта карточка убирается и показывается вторая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие данным картинкам, с первой карточки.
Игра «Выкладывание букв из палочек по памяти»
Задача: развить зрительную память, воображение, мелкую моторику детей, умение воспроизводить по памяти расположение элементов букв.
Оборудование: карточки с печатными буквами, счетные палочки.
Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с какой-либо буквой и предлагает выложить ее из палочек. Круглые и овальные элементы изображаются в виде квадрата или прямоугольника. Затем карточка с буквой убирается, и ребенок пробует снова выложить ту же букву по памяти.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательных рассказов
Опыт работы по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста. Технология развития памяти....
Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста
Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыко...
Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта
Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...
картотека игр на развитие памяти детей младшего дошкольного возраста
Игры на развитие памяти детей 3- 5 лет....
Картотека игр для развития памяти детей среднего дошкольного возраста
Игры на развитие памяти....
Картотека игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Данная картотека позволяет вести работу по развитию речи детей....
Картотека игр и упражнений направленных на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста
Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с деть...