Картотека игр на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста
учебно-методический материал (старшая группа)

Ильина Екатерина Владимировна

Несколько игр на развитие зрительной и двигательной памяти, внимательности, звукого анализа и моторики детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_razvitie_pamyati.docx15.9 КБ

Предварительный просмотр:

Игры на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.

Игра «Что изменилось»

Задача: развить зрительную память и внимание, научить детей запоминать детали сюжетной картинки.

Оборудование: пары сюжетных картинок, одна из которых содержит несколько героев (3-4) и множество характеризующих их деталей, вторая - похожа на первую, но с отличиями в месторасположении, количестве, цвете мелких деталей картинки.

Описание. Ребенок внимательно рассматривает первую картинку, затем, когда она меняется на вторую, старается вспомнить и назвать изменения в деталях на ней. Например, на первой картинке были нарисованы две березы, а на второй стало два дуба. Или на первой гроздь винограда была повернута влево и находилась после яблока, а на второй она повернута вправо и стоит перед яблоком.

Игра «Найди, чем отличаются картинки»

Задача: развить зрительную память и внимание, научить детей внимательному рассматриванию похожих предметов и сравнению их по деталям, называть по памяти сходства и различия между ними.

Оборудование: ряд из 3-4 похожих предметных картинок или пары сюжетных картинок, одна из которых отличается от другой (других) мелкими деталями, фишки.

Описание. Детям предлагается рассмотреть ряд или пару картинок и найти между ними определенное количество отличий за ограниченное время.

За каждое найденное отличие ребенок получает фишку. Побеждает тот, кто наберет больше фишек.

Игра «Ответы на вопросы»

Задача: развить внимательность детей при рассмотрении сюжетной картинки, их связную речь.

Оборудование: сюжетная картинка, на которой изображено множество живых и неживых предметов.

Описание. Взрослый показывает ребенку сюжетную картинку и дает задание внимательно ее рассмотреть. Затем, перевернув ее, начинает задавать вопросы о ее содержании, на которые ребенок должен ответить правильно.

Например: «Что стояло на столе? Что было в руках у девочки? Что висело на стене? Мальчик сидел или стоял?» и т. д.

Игра «Сделай, как я»

Задача: научить детей последовательному выполнению действий по образцу, развить координацию их движений, выразительность речи, дикцию.

Описание. Дети стоят в кругу. Водящий произносит любое предложение с определенной интонацией, одновременно выполняя какое-либо движение, и просит одного из детей их повторить. Ребенок, допустивший ошибку, выбывает из игры.

Игра «Слушай и запоминай»

Задача: тренировать детей в звуковом анализе, научить их выделять заданные звуки в словах.

Оборудование: подготовленные взрослым ряды слов, большинство из которых содержит в своем составе заданный звук, а остальные нет.

Для игры используются слова с гласными (А, О, У, И, Ы) и согласными звуками, которые ребенок может правильно произнести ([М-Н], [Д-Т], [Г-К], [Б-П], [В-Ф], [X]). Для звонких согласных звуков [Д], [Б], [Г], [В] не допускается использование слов, в которых эти звуки стоят в конце и оглушаются. Отдельно друг от друга разбираются твердые и мягкие пары звуков. Гласный звук [О] может выделяться только в тех словах, в которых он находится под ударением, так как в других случаях он превращается в звук [А]. Гласный звук [Ы] выделяется только в середине и конце слова.

Описание. Взрослый произносит ряд сначала из 5-6, затем из 8-10 слов и дает ребенку задание запомнить и повторить только те слова, в которых есть определенный звук, например звук [М]. Дается такой ряд слов: мама, кот, мыло, дом, паук, мост, бант, муха, нога, лимон. Из них ребенок должен повторить следующие: мама, мыло, дом, мост, муха, лимон.

Игра «Делай, как я»

Задача: развить слуховое внимание и память детей, тренировать их в отстукивании заданного ритма по образцу взрослого.

Описание. Взрослый предлагает ребенку прослушать ритмический рисунок, который он отстучит, и попробовать повторить его за ним, сохраняя количество, частоту и силу ударов.

Например: III... II; II... II... Ill; III... I... III.

Игра «Запомни - нарисуй»

Задача: развить у детей зрительную и двигательную память, мелкую моторику.

Оборудование: карточка с 4-5 нарисованными на ней геометрическими фигурами. В отличие от игры для детей 3-5 лет фигуры становятся более сложными.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с фигурами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд и запомнить.

Затем карточка убирается, а ребенок должен нарисовать увиденные фигуры в том же порядке, как на образце.

Игра «Запомни и запиши цифры»

Задача: развить зрительную и двигательную память, мелкую моторику детей.

Оборудование: карточка с 4-5 написанными на ней цифрами.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с цифрами и предлагает внимательно их рассмотреть в течение 5-10 секунд, стараясь запомнить, как они идут по порядку. Затем карточка убирается.

В отличие от игры для детей 3-5 лет в данном случае ребенок должен не только написать, но и назвать увиденные цифры в заданном порядке.

Игра «Запомни - назови»

Задача: развить зрительную память детей, научить их запоминать количество заданных предметов или картинок. -

Оборудование. 1 вариант: детям предъявляются 8-10 картинок или хорошо знакомых предметов.

2 вариант: парные карточки, на одной из которых изображено 12-16 предметов, на другой - к количеству предметов с первой карточки добавляется несколько новых.

Описание. 1 вариант. Ребенок рассматривает ряд предметов или картинок, считает их, а затем по памяти называет те из них, которые он запомнил.

2 вариант. Сначала ребенку предъявляется первая карточка, ребенок рассматривает и называет изображенные на ней предметы, считает их. Затем эта карточка меняется на вторую, а ребенок должен вспомнить и назвать те предметы, которые были на первой карточке.

Игра «Вспомни и нарисуй схему»

Задача: развить зрительную память, ассоциативное мышление, мелкую моторику детей.

Оборудование: пары карточек, на одной из которых изображены ряды из 5 картинок и соответствующих им схем, на второй только ряды картинок с первой карточки.

Описание. Ребенку предлагается рассмотреть картинки с изображением предметов и соответствующие им схемы на первой карточке.

Затем эта карточка убирается и показывается вторая. Ребенок должен вспомнить и нарисовать схематические изображения, соответствующие данным картинкам, с первой карточки.

Игра «Выкладывание букв из палочек по памяти»

Задача: развить зрительную память, воображение, мелкую моторику детей, умение воспроизводить по памяти расположение элементов букв.

Оборудование: карточки с печатными буквами, счетные палочки.

Описание. Взрослый показывает ребенку карточку с какой-либо буквой и предлагает выложить ее из палочек. Круглые и овальные элементы изображаются в виде квадрата или прямоугольника. Затем карточка с буквой убирается, и ребенок пробует снова выложить ту же букву по памяти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательных рассказов

Опыт работы по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста. Технология развития памяти....

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыко...

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

Картотека игр по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Данная картотека позволяет вести работу по развитию речи детей....

Картотека игр и упражнений направленных на развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Развитие памяти у детей дошкольного возраста помогает получить ребенку необходимые умения, навыки и знания, которые пригодятся при подготовке к школе и в ходе всего учебного процесса. Занимаясь с деть...