памятка "Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста"
консультация по психологии

Нехожина Елена Вячеславовна

Для развития внимания и памяти детям необходима помощь взрослых (педагогов, родителей). Данная помощь должна быть целенаправленной, и включать в себя разнообразные формы и методы для развития данных психических процессов, в том числе и игры. Примеры игр и упражнений для развития внимания и памяти представлены в памятках. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста.

 Picture background

Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение того, что мы раньше воспринимали, переживали или делали. Иными словами, память - это отражение опыта человека путем его запоминания, сохранения и воспроизведения.

Основные виды памяти

Память человека принято классифицировать по видам. В современной психологии наибольшее распространение и применение получило классифицирование по нескольким основаниям.

Особенности психической активности подразделяет память на:

Двигательную. Этот вид запоминания выражается запоминанием и последующим воспроизведением различных движений, начиная от самых простых и заканчивая сложнейшими. Именно эта память помогает малышу учиться переворачиваться, сидеть, ходить, а в последующем писать, заниматься определенными видами спорта, водить велосипед и автомобиль.

Эмоциональную. При задействовании этого вида запоминания человек сохраняет переживания и все, что с ними связано.

Образную память называют еще зрительной. То есть предложенная информация запоминается в виде определенных образов, запахов, то есть при формировании образной памяти участвуют органы чувств. Образное запоминание у некоторых людей имеет определенные особенности, к ним часто относят проявления эйдетизма. При этом человек может описать воспринимаемые им ранее образы в самых мельчайших деталях, такая память часто бывает и у детей дошкольного и школьного возраста.

Словесно-логическую. При этом виде запоминания продукты человеческой культуры усваиваются благодаря общению и словам.

Причины того, что отмечается плохая память у дошкольника, составляют целый список.

1. Изменение памяти

В период с 4 до 6 лет у ребенка изменяется процесс запоминания. Появляется возможность управлять памятью, запоминание уже опирается не столько на восприятие, сколько становится более смысловым. А успешность этих перемен будет зависеть от знания приемов запоминания. Но для их освоения у ребенка должна быть возможность и необходимость. Конечно, имеются в виду специальные развивающие занятия, домашние игры на развитие памяти и т.п. И важно, чтобы они были интересны ребенку.

2. Отсутствие мотивации

Вы можете замечать, что ребенок запоминает то, что «не надо». Всякие «бесполезные» события, информацию дети могут запоминать только потому, что у них был сильный мотив или стимул. Например, фразы, шутки или стихи были связаны с радостной эмоцией окружающих, и ребенок решил запомнить их, чтобы пересказать еще кому-то. Поэтому в случае «неинтересной» ребенку информации, найти мотив для запоминания или стимул должны педагоги, родители. Отрицательный мотив, мотив с сильным страхом сделать не так, как сказали, не способствуют эффективному развитию памяти. Мотивация должна быть только положительной.

3. Чрезмерные нагрузки

Не только отсутствие, но и чрезмерное введение в жизнь дошкольника всевозможным развивающих и обучающий занятий – это тоже плохо для памяти. Плохая память у дошкольника может быть вызвана синдромом хронической усталости. Способность к запоминанию снижается, и теряется интерес.

4. Психологическая травма

В прошлом могли произойти какие-либо травмирующие психику события. Согласно исследованиям, это также снижает память ребёнка.

5. Стрессы

Перемена места жительства, семейные конфликты, развод родителей и др. причины стресса негативно сказываются на качестве памяти.

6. Заболевания

Плохая память у дошкольника может быть следствием заболеваний. Это боли любого происхождения, неврологические заболевания. Лечение этих заболеваний позитивно скажется и на памяти ребенка. Если вы понимаете, что у ребенка плохая память, не озвучивайте ему свои выводы и страхи. Старайтесь не напоминать ему об этой проблеме. Предлагайте ему различные упражнения и игры на развитие памяти.

7. Наследственность

Следующей причиной, причем весьма распространенной, является не самая лучшая наследственность. Ни для кого не секрет, что интеллектуальные возможности передаются от родителей к детям. И поэтому, если у мамы или папы в детстве или уже во взрослом возрасте были проблемы с памятью, то и у малыша тоже они могут проявляться. Исправить ситуацию можно, хоть и не всегда. Довольно часто, если у ребенка плохая память и внимание, приходится просто тренировать мозг разнообразными логическими играми.

8. Недосып

Иногда причина плохой памяти заключается в обычном недосыпании. С биологической точки зрения, организму на отдых требуется около 10 часов сна. Именно поэтому важно соблюдать режим. Если ребенок мало спит (неважно, по каким причинам), со временем у него появится расстройство памяти. Минимальное время сна должно составлять 8 часов.

9. Питание

Как показывает практика, причиной рассеянного внимания и проблем памяти становится неправильно составленный рацион. Не так часто, но подобный вариант развития событий имеет место. Лечение простое - достаточно наладить рацион питания ребёнка. И добавить прием витаминов. Как только питание будет налажено, проблемы с памятью исчезнут.

Для тренировки памяти отлично подходят следующие упражнения:

- часто повторять фразы и слова, писать их с ребенком на бумажке;

- использовать прописи для совершенствования письма;

- много читать ребенку, акцентировать внимание на ключевых моментах рассказа;

- говорить нужно короткими фразами;

- больше рассматривать с малышом картинки, обсуждать их.

Упражнение на развитие памяти

«Группировка слов»

Ребенку выдается карточка с иллюстрациями. Его задача запомнить изображенные предметы и назвать их. На выполнение дается 30 сек.

Упражнение «Эстафета слов»

Занятие проводится по аналогии с известной игрой «Снежный ком». Вы называете одно слово, ребенок называет то слово, которое сказали вы, и добавляет свое слово. Вы повторяете свое слово, слово, которое сказал ребенок, и добавляете третье. Потом эстафета переходит опять к ребенку, он должен повторить 3 названных слова и добавить еще одно и т. д. Для «Эстафеты слов» лучше выбрать какую-нибудь тему, например: «Природа», «Погода», «На улице», «Спорт», «Фрукты». Можно договориться называть слова на какую-нибудь одну букву или только одушевленные существительные и т. д. Вот пример такой эстафеты на тему «Природа». Первый играющий говорит: «Деревья». Второй говорит: «Деревья, трава». Первый добавляет: «Деревья, трава, река». Второй: «Деревья, трава, река, лес». Проигрывает тот, кто ошибется в повторе или не сможет добавить еще одно слово. На первых порах можно играть в медленном темпе, постепенно доводя его до быстрого. Игру можно проводить и в группе, по кругу.

Итог: Для развития внимания и памяти детям необходима помощь взрослых (педагогов, родителей). Данная помощь должна быть целенаправленной, и включать в себя разнообразные формы и методы для развития данных психических процессов, в том числе и игры. Примеры игр и упражнений для развития внимания и памяти представлены в памятках. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Моя курсовая работа на тему "Диагностика памяти детей старшего дошкольного возраста"

Ранний и дошкольный возраст – это возраст, в котором начинает складываться личность ребенка. Именно поэтому так важно изучать особенности памяти у детей старшего дошкольного возраста. Более того диагн...

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста в процессе составления описательных рассказов

Опыт работы по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста. Технология развития памяти....

Развитие памяти детей старшего дошкольного возраста

Память – это один из самых востребованных психических процессов человека. Память лежит в основе способностей человека и является условием учения, приобретения знаний, формирования умений и навыко...

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта

Методические рекомендации по развитию памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением интеллекта Предлагаемый комплекс занятий рассчитан на детей 5-7 лет с нарушением интеллекта. Каждое з...

Комплекс дидактических игр на развитие зрительной памяти детей старшего дошкольного возраста

1. «Кому что нужно для работы» 2. «Создай образ» 3. «Не забудь картинку» 4. «Нарисуй правильно схему»...

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе

Развитие внимания и памяти детей старшего дошкольного возраста как условие успешной подготовки к обучению в школе Внимание Переход ребѐнка от дошкольного этапа к школьному период...

Особенности памяти детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения

Общие подходы к проблеме изучения памяти. Развитие памяти у детей старшего дошкольного возраста с нормальным развитием. Особенности развития памяти у детей старшего дошкольного возраста с нарушением з...