Занятие с элементами тренинга для детей 6-7 лет "Как управлять тревожностью?"
план-конспект занятия (подготовительная группа)
Перед поступлением в школу многие дети в подготовительной группе проявляют тревожность. Проведите с ними занятие, которое поможет им справиться с тревогой. В семье ребенок видит, как родители волнуются о том, чтобы выбрать для него хорошую школу, учителя. Беспокойство взрослых, дополнительные занятия по подготовке к школе могут вызвать переутомление и тревогу у ребенка. Чтобы помочь детям справиться с тревогой, повышайте их самооценку и учите владеть собой. Расскажите воспитателям и родителям, как это сделать, какие упражнения выполнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_upravlyat_trevozhnostyu.docx | 21.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Сценарий занятия с элементами тренинга для детей 6-7 лет
«Как управлять тревожностью?»
Цель тренинга: формирование навыков преодоления тревожности и адекватного поведения в ситуациях, вызывающих тревогу.
Задачи: снизить тревожность, эмоциональное напряжение детей, формировать адекватную самооценку, развивать представление о собственной уникальности, учить способам преодоления тревожности, развивать уверенность в себе, формировать навыки саморегуляции.
Материалы: изображение символа «инь-ян», листы бумаги и простые карандаши по количеству детей, карточки «да», «нет», «иногда» по количеству детей.
Участники: дети 6–7 лет.
Приветствие (2-3мин)
Цель: эмоциональная разрядка, развитие умения понимать свое эмоциональное состояние и выражать его вербально и невербально.
Давайте начнем нашу встречу с приветствия. Пусть каждый из вас по очереди назовет себя по имени и скажет: «Здравствуйте. Я сегодня вот такой» при этом выполнит, какое ни будь движение или действие. Остальные дети говорят: «Здравствуй, Ваня! Ваня сегодня вот такой» и копируют его жесты, мимику, позу. В игре должен принять участие каждый ребенок. В заключение дети берутся за руки и хором говорят: «Здравствуйте все!»
Беседа «Мое настроение».
Время проведения: 7 мин.
Цель: снятие внутреннего напряжения, рефлексия настроения.
Педагог-психолог: Ребята, человек по-разному может ощущать и выражать свои эмоциональные состояния. Существуют разные виды переживаний: эмоции, чувства, настроение. Какие эмоции вы знаете? (Радость, удивление, горе, гнев, отвращение, страх, стыд, вина, тревога.)
Основная часть
Упражнение «Раз, два, три эмоция замри!»
Педагог-психолог: Сейчас мы с вами поиграем. Помните игру «Море волнуется раз»? Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три, морская фигура на месте замри! (Дети выполняют задание.) Молодцы! А теперь будем играть чуть по-другому. Окончание фразы в этой игре будет немного другое: «Вместо слов «морская фигура» я назову эмоцию и чувство, например: «фигура страха», «фигура (грусти, печали, удивления, гнева, злости, испуга, удовольствия) замри!» Вы должны замереть, изображая названную эмоцию. Выбираю самую удачную фигуру.
Педагог-психолог: Вижу, в эмоциях и чувствах вы разбираетесь! А вы знаете, что такое тревога? Что испытывает человек, когда тревожится? (Дети отвечают.) Правильно, тревога – это когда ты беспокоишься, испытываешь напряжение, так как ждешь опасности или чего-то неизвестного. Как выглядит тревожный человек? (Красное или бледное лицо, дрожащий голос, холодные потные руки, напряжение.) Как вы думаете, какие физиологические изменения происходят в его организме? (Учащение сердцебиения, и дыхания, сухость во рту, дрожащие руки и ноги, неприятные ощущения в животе и т.п.)
Упражнение «Чего я боюсь?» Упражнение поможет детям осознать, что у сверстников есть такие же проблемы, как у них, и расположить их к совместной беседе.
Педагог-психолог: Ребята, я буду говорить утверждения, а вы жестами показывайте, если испытываете то же самое: поднятая рука – «да», скрещенные руки – «нет». Свое мнение можно высказать и с помощью карточек «да», «нет», «иногда».
Утверждения:
У меня часто болит голова или живот.
Мне трудно сосредоточиться.
Мне трудно принимать решения.
Иногда мне немного страшно знакомиться с новыми людьми.
Я чувствую, что другие люди заставляют меня что-то делать.
Ночью я не всегда отдыхаю хорошо.
Думаю, я слишком много волнуюсь.
Взрослые слишком многого от меня ждут.
Я боюсь ошибаться.
Педагог-психолог: На что вы обратили внимание? Да, у многих из вас проблемы похожи. Такие ситуации заставляют нас тревожиться.
Беседа «Мой внутренний враг – тревожность»
Педагог-психолог: Человеку свойственно тревожиться в ситуациях, когда он не знает, что будет дальше или что происходит сейчас. Вы можете начать переживать неудачу заранее, еще, когда не понимаете, что же вас беспокоит. Бывает ли у вас так, что вы выучили стихотворение, но боитесь, что не сможете рассказать его без ошибки? Расскажите про такие случаи, когда вы тревожились. (Дети рассказывают о своих страхах и проблемах).
Педагог-психолог: Волноваться – это нормально. Волнение помогает нам собраться, лучше вспомнить что-то, но только в том случае, если оно не очень сильное. Если же мы слишком тревожимся, то, наоборот, иногда забываем даже то, что знаем хорошо. Можно справиться со своим страхом – стоит только захотеть. Для этого надо научиться верить в свои силы и не бояться делать ошибки.
Упражнение «На ошибках учатся»
Педагог-психолог: Каждый из нас совершает ошибки. Только так мы можем чему-то научиться. Вспомните какой-нибудь ошибочный поступок, который вы сделали. (Дети отвечают.) Некоторые люди строго судят себя за ошибки. Другие же просто еще раз пытаются сделать то, что у них не получилось. Каждый раз они учатся на своих ошибках и не делают больших проблем из неудач. А как вы реагируете на свои ошибки? (Дети отвечают.) Предлагаю нарисовать небольшие иллюстрации к рассказу о своих ошибках. Обсудите рисунки. Вопросы для обсуждения:
Переживаете ли вы, когда совершаете ошибку?
Пытаетесь ли вы снова и снова совершать какое-то действие до тех пор, пока не научитесь его делать правильно?
Кто радуется вместе с вами, когда у вас что-то получается?
Упражнение «Рисуем слово»
Это упражнение поможет ослабить негативные эмоции и тревогу. Нужно определить проблему, которая тревожит детей, и составить список слов, которые относятся к этой проблеме.
Педагог-психолог: Какое слово заставляет вас волноваться сильнее всего? Каждый из вас будет работать со своим словом. Пожалуйста, закройте глаза и представьте это слово. Какие ощущения, воспоминания оно вызывает? Если вы хотите научиться спокойно и уверенно реагировать на мысли о каком-то событии, то уже само слово, обозначающее это событие, должно вызывать у вас чувство уверенности и спокойствия. Сейчас я подойду к каждому, вы скажете мне слово, можно шепотом на ушко, и я помогу вам его написать, а вы его разукрасите так, чтобы оно стало приятным, привлекательным.
Дети выполняют задание. После окончания работы показывают рисунки, делятся впечатлениями.
Упражнение «Ты веришь в себя?»
Предложите детям оценить утверждения.
Утверждения:
Обычно и утром, и вечером я в хорошем
настроении.
Мне нравится мое отражение в зеркале.
Я очень люблю детский сад.
В моей жизни много хорошего.
Я думаю, все будет хорошо.
Я могу посмеяться над своими ошибками.
Мне нравятся те перемены, которые произошли со мной.
Я добрый.
Мои друзья любят со мной играть.
Я доволен собой.
Я не боюсь выражать свои чувства.
У меня интересная и веселая жизнь.
Чем больше раз вы согласились с утверждением, тем больше вы верите в свои силы. Хороший настрой помогает вам справляться с трудностями.
Упражнение «Инь и ян» Упражнение помогает осознать и принять свои достоинства и недостатки.
Педагог-психолог: Посмотрите, это древний китайский символ «инь-ян». Он обозначает противоположности: черное и белое, плохое и хорошее, опасность и удачу. В каждой ситуации, в каждом событии, в каждом человеке есть свои достоинства и недостатки. Подумайте о двух-трех своих положительных и отрицательных качествах. Пусть каждый нарисует символ «инь-ян» на листе бумаги и запишет или нарисует свои достоинства и недостатки у белой и черной части символа. (Дети выполняют задание.) Как видите, и достоинства, и недостатки есть у всех. Достоинства можно развивать, а недостатки исправлять. Как хорошо, что все разные и нам есть, к чему стремиться.
Подведение итогов. Рефлексия Педагог-психолог: Закончите, пожалуйста, предложения: «Я понял, что тревожность…» «Теперь я могу…» «Я почувствовал, что…» «Я приобрел…»
Упражнение «Комплименты» Цель: повышение самооценки, создание положительного образа себя, развитие коммуникативных навыков.
Педагог-психолог: Наше занятие заканчивается (сидя в кругу, все берутся за руки). Скажите, пожалуйста, несколько добрых слов друг другу, похвалите за что-нибудь. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно!» Затем он дарит комплимент своему соседу, упражнение проводится по кругу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия с элементами тренинга для детей второй младшей группы "Давайте познакомимся!"
Данное занятие педназначено для создания доброжелательной атмосферы в группе, проводится в начале года, когда дети ещё не успели поближе познакомиться друг с другом....
Занятие с элементами тренинга для детей средней группы.
Занятие с элементами тренинга для детей средней группы....
Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Большое сердце»
Занятие подготовлено для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, проводится в форме психологического тренинга, с элементами телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, т...
Занятие с элементами тренинга для педагогов ДОО "Управляй собой"
Результатом занятия с педагогами ДОО стало снятие психологического напряжения, получение эмоциональной поддержки, определение различных недостатков в распределении психической энергии, и как следствие...
Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста и их родителей «Доброе сердце»
Занятие подготовлено для детей старшего дошкольного возраста и их родителей, проводится в форме психологического тренинга, с элементами телесно-ориентированной терапии, дыхательной гимнастики, творчес...
Занятие с элементами тренинга для детей старшего дошкольного возраста "Управляем настроением"
Краткое содержание: Занятие-путешествие по страницам Лэпбука «Управляем настроением».Актуальность: Для современного общества эмоциональное р...
Конспект тренинга для детей подготовительной группы «Учимся управлять своими эмоциями в конфликтной ситуации».
Цель: формирование навыков конструктивного поведения в конфликтных ситуациях.Задачи:- побуждать детей к осознанию негативных последствий неконструктивного разрешения конфликтов;- развивать навыки...