Педагогический проект "Разноцветная музыка"
проект (подготовительная группа)
проект преподавателя творческой студии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_raznotsvetnaya_muzyka.docx | 468.15 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Комплекс средняя общеобразовательная школа – детский сад»
город Пыть-Ях
2020-2021 учебный год
Педагогический проект «Разноцветная музыка»
Тип проекта: долгосрочный.
Срок реализации: октябрь 2020 – май 2021.
Руководитель проекта: преподаватель Т.М. Таюнда.
Участники проекта: музыкальные руководители С.В. Шамина, Л.М. Есликовская; воспитатели, воспитанники, родители групп общеразвивающей направленности с 6 до 8 лет «Незабудки», «Светлячок», «Карамельки»: И.Г. Потапова, В.В. Яценко, Л.Г. Белоус, М.Л. Карпова, Т.Г. Чайникова, О.А. Савостьянова, инструктор по физическому воспитанию О.Н. Скоркина; педагог-психолог Е.В. Михалева; учитель-логопед Ю.Т. Барсегян.
Вид проекта: познавательный, практический.
Актуальность: тема «Ребенок и искусство» таит в себе много загадок и вопросов. В нашу эпоху кризиса односторонне-рационалистического направления образовательной системы взоры многих обратились в сторону искусства. Но, к сожалению, инерцию логического подхода к постижению окружающего мира пока удается преодолеть не многим. Это касается не только естественнонаучных областей знаний, но и области так называемого «приобщения» ребенка к искусству. Особенно «страдают» изобразительное искусство и музыка. Остается невостребованным основное, то, без чего искусства быть не может, что определяет искусство как чувственное отражение мира:
1) факт творчества, фантазийной игровой трансформации впечатлений реального мира;
2) личностность высказываемого, индивидуальность взгляда на мир.
Подводя итог, можно сформулировать проблему так: введение ребенка в мир искусства происходит неадекватными природе искусства средствами.
Постановка проблемы: проанализировав результаты работы с воспитанниками, их родителями и воспитателями, было выявлено, что у детей недостаточный багаж классической музыки и художественных произведений. Для решения этой задачи и будет продолжаться работа с ребятами, педагогами и родителями по «вплетению» художественных произведений изобразительного искусства и классической музыки в жизнь ребенка.
Предметом данной проектной деятельности является путь приобщения дошкольников к художественно-эстетическим ценностям.
Цель: Воспитание всесторонне развитой личности через восприятие произведений изобразительного искусства и их взаимосвязь с произведениями классической музыки.
Задачи:
1. Развитие воображения, ассоциативного мышления, чувствования.
2. Формирование отношения к звуку, цвету, линии, форме, как к игровому материалу.
3. Развитие способности к построению ассоциативных аналогий между образами действительности и звуковыми, пластическими, художественными образами, запечатленными в произведениях искусства.
4. Разработать и систематизировать работу по приобщению детей к музыкальной культуре и изобразительному искусству, через организацию совместной художественно-творческой деятельности.
5. Укреплять сотрудничество и взаимодействие ОУ с семьями воспитанников.
6. Оптимизировать предметно-пространственную развивающую среду.
Новизной и отличительной особенностью проекта являются принципы проекта:
- сочетание научной обоснованности и практической совместимости;
- соответствие критериям полноты, необходимости и достаточности;
- решение программных образовательных задач при проведении совместной
деятельности взрослого и детей, в самостоятельной деятельности детей, в рамках ОД и при взаимодействии с семьями детей;
- построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах работы с детьми.
Этапы реализации проекта
I. Организационно-подготовительный (октябрь 2020)
• Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора.
• Определение цели и задач проекта.
• Подбор литературы, пособий, атрибутов.
• Анкетирование участников проекта.
• Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с реализацией проекта.
II. Основной (ноябрь 2020 – май 2021)
• Непосредственно-образовательная деятельность с детьми.
• Совместная деятельность.
• Самостоятельная деятельность детей.
• Участие в творческих конкурсах.
III. Заключительный (май 2021)
• Обобщение результатов работы.
• Анализ деятельности.
Ожидаемые результаты:
В результате реализации проекта:
1. Дети овладеют умением распознавать общие и различные признаки в изобразительном искусстве и музыке, смогут свободно проводить аналогии между изобразительным и музыкальным пространством.
2. У детей разовьется ассоциативное восприятие произведений искусства, создающее возможность личного постижения опыта мировой культуры.
3. У детей будет сформирован словарный запас для адекватного вербального
выражения чувственно-эмоционального содержания произведений искусства.
Месяц | Работа по проекту с воспитанниками | Работа по проекту с педагогами | Работа по проекту с родителями воспитанников |
Октябрь | Анкетирование и диагностика по теме проекта | ||
Ноябрь Тема: «Осень в произведениях художников и композиторов». | Знакомство живописью классиков на тему «Золотая осень» - И.Левитана «Золотая осень», «Осенний день. Сокольники», «Осень дорога в деревне»; А.Герасимов «Дары осени», И.Бродский летний сад осенью»; С. Жуковского. Осень. Веранда», «В.Поленова. Золотая осень», «Осень в Абрамцеве», И.Остроухова, «Золотая осень»; И.Грабаря, Н.Ромадина. Слушание музыки: А.Вивальди «Осень». Обсуждение музыкальных образов, поиск ассоциаций с природой, просмотр видео фильма «Осень в картинах русских художников». Чтение, заучивание стихотворений А.Пушкина, Ф.Тютчева, А.Фета, А.Майкова, Н.Некрасова, И.Бунина. С.Есенина Участие в художественной выставке «Осень – чудная пора». | Консультация «Нетрадиционное рисование осени мятой бумагой и по мятой бумаге». Участие в художественной выставке «Осень – чудная пора». | Совместная экскурсия в осенний лес, наблюдение, беседа о приметах осени. Участие в художественной выставке «Осень – чудная пора». |
Декабрь Тема: «Новогодняя пора» | Беседа о предстоящем новогоднем празднике, о традициях празднования Нового года. Новогодние стихи, песни. Слушание музыки П. Чайковский «Декабрь», А. Вивальди «Зима». Участие в художественной выставке «Мастерская Деда Мороза». | Совместное творчество педагогов ОУ, детей и родителей - изготовление игрушек на ёлку. Акция «Украсим ёлочку своими руками». Участие в художественной выставке «Мастерская Деда Мороза»». | |
Январь Тема: Сказка «Щелкунчик» | Просмотр м/ф «Щелкунчик», обсуждение. Просмотр фрагментов видеозаписей балета «Щелкунчик». Оформление вернисажа творческой студии «Маленькие волшебники» по теме: «Щелкунчик». | Консультация «Мир балета для детей». | |
Февраль Тема: «День защитника Отечества» | Беседы, разучивание стихов, песен по текущей теме. Слушание музыки: М. Глинка «Славься», П. Чайковский «Славянский марш». Создание художественных работ для выставки «Наша армия родная». | Консультация «Патриотическое воспитание дошкольников». Участие в выставке «Наша армия родная». | |
Март Тема: «Мамина улыбка» | Разучивание стихов и песен о маме. Творческие портреты мам. Участие в оформлении выставки «Цветы для мамы». Слушание музыки Т. Хренников «Колыбельная» , П. Чайковский «Мама». | Участие в выставке «Золотые руки». | |
Апрель Тема: «Весна» | Рассматривание иллюстраций, репродукций картин «Голубая весна» В.Н. Бакшеева, К.Ф. Юона «Мартовское солнце», И. Левитан «Март», репродукций И. Левитана «Весна – большая вода», А. Саврасова «Грачи прилетели», И. Бродской «Апрель». Разучивание стихотворения «Подснежник» - Е. Серова, Организация наблюдений в природе. Проведение бесед, чтение загадок, пословиц и поговорок о весне. Наблюдения на прогулке, чтение стихов о весне, загадок, беседы о весне. Оформление вернисажа творческой студии «Маленькие волшебники» «Весна идет». | Выставка детских книг и иллюстраций на весеннюю тематику. | Консультация «Посмотри, какая красота». |
Май Оформление проекта. Подведение итогов. |
Отчеты о результатах работы по проекту регулярно публиковались в социальной сети «ВКонтакте».
Список литературы
1.Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. — М.: Прогресс, 1974.
2. Берхин Н.Б. Общие проблемы психологии искусства.: — М.: Знание, 1981.
3. Взаимодействие и синтез искусств. — Л.: Наука, 1978.
4. Вообрази себе. Поиграем, помечтаем. — М.: Эйдос, 1994.
5. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. — М.: Просвещение, 1991.
6. Злотников В. Родство искусств / / Искусство в школе, 1993.
7.Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М., 1976.
8.Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. — М.,1987.
Приложения
Приложение 1
Анкета для родителей и педагогов
по художественно-эстетическому развитию дошкольников
- Как вы считаете, что такое художественно-эстетическое развитие ребенка?___________________________________________________________________________________________________________________
- Как вы считаете, с какого возраста необходимо целенаправленное художественно-эстетическое развитие ребенка? _____________________________________________________________
- Чем больше Вашему ребёнку нравиться заниматься самостоятельно?
- рисовать;
- лепить;
- аппликацию;
- конструировать.
Часто ли Ваш ребенок рисует, лепит, конструирует, делает аппликацию?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
- Как Вы считаете, обязательно ли нужны занятия в дошкольном возрасте: рисования, лепки, аппликации, художественный труд, конструирование?
- да;
- нет;
- иногда.________________________________________________________
5. Назовите, трудности, возникающие в процессе (рисования, лепки, аппликации или конструирования) у Вашего ребенка?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
- Часто ли Ваш ребенок обращает внимание на «красоту» окружающего мира (природа, красивые мелочи быта и т.д.)?
__________________________________________________________________
- Задает ли Ваш ребенок вопросы об искусстве? Просит ли объяснить некоторые слова (например: что такое искусство, пейзаж, скульптура и т.д._______________________________________________________
- Уделяете ли вы внимание художественно-эстетическому развитию ребёнка?___________________________________________________
- Если да, то какому направлению:
- изобразительная деятельность (лепка, рисование, аппликация);
- занятия музыкой дома;
- театрализованная деятельность (кружковая деятельность);
- походы в музеи, театры, выставки (укажите, где побывали за последние полгода)___________________________________________________________
10. Какие из условий для творческого развития ребенка вы создаете дома и за его пределами:
- приобретаете книги, игрушки, игры, которые с вашей точки зрения полезны для развития ребенка;
- обеспечиваете материалом для творчества (бумагой, клеем, пластилином и др.);
- организуете место для творчества ребенка (стол, книжная полка, место для игрушек, игр на полу, место для творчества, соответствующее освещение);
- позволяете ребенку использовать старые, ненужные вещи для создания различных конструкций, поделок;
- даете ребенку время для работы, размышлений в одиночестве;
- организуете посещение ребенком кружков, студий;
_____________________________________________________________
_____________________________________________________________
11. Сформулируйте пожелания к педагогам ОУ в аспекте организации, проведения, содержания работы по художественно-эстетическому развитию детей?
_________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо!
Приложение 2
Консультация для родителей
«Посмотри вокруг, какая красота»
Мы до сих пор мало знаем и скорее всего, недооцениваем возможности индивидуального контакта человека с искусством, его влияние на отдельную личность. А ведь когда-то искусство было тесно связано со всеми сторонами жизни человека.
Удивительное явление искусства - рисование в детстве. Каждый ребенок в определенный период жизни с упоением рисует грандиозные композиции. Правда, как свидетельствует жизнь, увлечение это проходит и навсегда. Верными рисованию остаются только художественно одаренные дети. Но с 2-3 лет и до подросткового возраста дети в своих рисунках обязательно проходят стадии «каракулей», «головоногов». Рисунки детей разных народов, но одного возраста удивительно схожи между собой, что говорит о биологической, внесоциональной природе детского рисования.
Зачем и почему дети рисуют?
В начале жизни особенно важно развитие зрения и движения. Рисование на первых порах помогает координировать работу этих систем. Ребенок переходит от хаотического восприятия пространства к усвоению таких понятий, как вертикаль, горизонталь; отсюда и линейность первых детских рисунков. Рисование участвует в конструировании зрительных образов, помогает овладеть формами, развивает чувственно-двигательную координацию. Дети постигают свойства материалов, обучаются движениям, необходимым для создания тех или иных форм и линий. Все это приводит к постепенному осмыслению окружающего.
Рисование - большая и серьезная работа для ребенка. Даже каракули содержат для маленького художника вполне конкретную информацию и смысл. Взрослых удивляет то, что спустя продолжительное время ребенок всегда точно указывает, что и где именно изображено на листе, покрытом, казалось бы, случайным переплетением линий и закорючек. Что касается смешных неправильностей в рисунках Рисунки эти строго отражают этапы развития зрительно-пространственно-двигательного опыта ребенка, на который он опирается в процессе рисования. Так, примерно до 6 лет дети не признают пространственного изображения, рисуя только вид спереди или сверху, и совершенно не поддаются в этом отношении какому-либо обучению. Суть в том, что дети, как иногда кажется окружающим, вовсе не безразличны к своему творчеству. И эта эстетическая значимость собственной изобразительной деятельности проявляется рано: детям нравятся свои рисунки больше, чем образец, с которого они рисовали.
Известный педагог И. Дистервег считал: «Тот, кто рисует, получает в течение одного часа больше, чем тот, кто девять часов только смотрит». По мнению многих ученых, детское рисование участвует и в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования координируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария мозга. Координируется и абстрактно-логическое мышление, за которое отвечает левое полушарие. Здесь особенно важна связь рисования с мышлением и речью. Осознание окружающего происходит у ребенка быстрее, чем накопление слов и ассоциаций. И рисование предоставляет ему эту возможность наиболее легко в образной форме выразить то, что он знает, несмотря на нехватку слов.
Большинство специалистов - и психологов, и педагогов - сходятся во мнении: детское рисование - один из видов аналитико-синтетического мышления: рисуя, ребенок как бы формирует объект или мысль заново, оформляя при помощи рисунка свое знание, изучая закономерности, касающиеся предметов и людей вообще, «вне времени и пространства». Ведь дети, как правило, рисуют не конкретный образ, а обобщенное знание о нем, обозначая индивидуальные черты лишь символическими признаками (очки, борода), отражая и упорядочивая свои знания о мире, осознавая себя в нем. Вот почему, по мнению ученых, рисовать ребенку так же необходимо, как и разговаривать. Ведь неслучайно Л. С. Выготский называл рисование «графической речью».
Будучи на прямую связанным с важнейшими психическими функциями - зрением, двигательной координацией, речью и мышлением, рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой. Помогает ребенку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель все более усложняющегося представления о мире. Наконец, рисование - это важный информационный и коммуникативный канал.
Уважаемые родители, больше рисуйте с детьми. С натуры, по образцу, по замыслу.
Удачи Вам и Вашим детям!!!
Приложение 3
Консультация для родителей
«Патриотическое воспитание дошкольников»
«Только тот, кто любит, ценит и
уважает накопленное и сохранённое
предшествующим поколением,
может любить Родину, узнать её,
стать подлинным патриотом»
С.Михалков
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию, что не может быть определено несколькими словами. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, за его культуру, и ощущение своей неразрывности с окружающим, и желание сохранять и приумножать богатства своей страны.
Патриотизм проявляется не только в сложных тяжелых жизненных ситуациях, но и в каждодневной трудовой и духовной жизни народа.
Однако, если это чувство столь сложно, то правомерно говорить о нем применительно к детям дошкольного возраста? Внимательное наблюдение за детьми, изучение их возрастных особенностей, интересов позволяет сделать вывод, что старший дошкольник обладает большим количеством знаний, а его интересы связаны часто не только с настоящим, но и с будущим. В разговорах детей, их вопросах можно услышать суждения о добре и зле, о несправедливости. Всё это говорит о том, что воспитание патриотических чувств можно и нужно начинать с дошкольного возраста. Крылатая фраза: «Все начинается с детства»- как нельзя больше относиться к данному вопросу. Задумываясь об истоках патриотических чувств, мы всегда обращаемся к впечатлениям детства: это и дерево под окном, и родные напевы.
С младенчества ребенок слышит родную речь. Песни матери, сказки открывают ему глаза в мир, эмоционально окрашивают настоящее, вселяют надежду и веру в добро, которое несут нам сказочные герои: Василиса Прекрасная, Илья Муромец, Иван Царевич. Сказки волнуют, увлекают ребенка, заставляют его плакать и смеяться, показывают ему, что народ считает самым главным богатством – трудолюбие, дружбу, взаимопомощь. У каждого народа свои сказки, и все они по своему, со свойственным данному народу колориту передают от поколения к поколению эти нравственные ценности. Слушая сказку, ребенок начинает любить то, что любит его народ и ненавидеть то, что ненавидит народ. «Это первые блестящие попытки русской народной педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическими гениями народа».
Загадки, пословицы, поговорки – эти жемчужины народной мудрости воспринимаются ребенком легко и естественно. В них и юмор, и грусть и глубокая любовь к человеку, к отечеству. Сказки, пословицы, поговорки формируют начало любви к своему народу, к своей стране.
Очень рано в мир ребенка входит природа родного края. Река, лес, поле постепенно оживают для него: от первого общего восприятия ребенок переходит к конкретизации – у него появляются любимые уголки для игры, любимое дерево, тропинки в лесу, место для рыбалки у реки. Это делает лес, речку своими, родными, остающимися в памяти дошкольника на всю жизнь.
Так общественное и природное окружение выступает в роли первого педагога, знакомящего ребенка с Родиной. Но без помощи взрослого ребенку трудно выделить в окружающей жизни наиболее существенное характерное. Он может не увидеть главное, или принять за главное нетипичное, второстепенное.
«Как у маленького деревца, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и взрослый должен заботиться о воспитании у детей чувства безграничной любви к Родине». Без помощи взрослого детям трудно понять, что люди трудятся на благо всей страны, что город, село, лес, река, которые ребенок видит каждый день – это и есть его Родина.
Взрослый выступает посредником между ребенком и окружающим его миром, он направляет, регулирует его восприятие окружающего. У детей еще очень мал жизненный опыт, и в силу своей способности к подражанию и из доверия к взрослому дети перенимают у них оценки событий: что говорят дома родители о предстоящем субботнике, как готовятся к празднику и т. д. – во всем проявляется их отношение к жизни, которое постепенно воспитывает чувства ребенка.
При воспитании патриотических чувств очень важно поддерживать в детях интерес к событиям и явлениям общественной жизни, беседовать с ними о том, что их интересует. Принято считать, что воспитание у детей патриотических чувств происходит в следующей последовательности: сначала воспитывается любовь к родителям, родному дому, детскому саду, затем к городу, ко всей стране. Однако неверно полагать, что воспитывая любовь к родителям, мы уже тем самым воспитываем любовь к Родине. К сожалению известны случаи, когда преданность своему дому, своей семье уживается с безразличием к судьбе Родины и даже с предательством.
Мы учим ребенка с первых лет жизни любить родителей, помогать им. Благородное чувство преданности дорогому человеку, потребность в духовной и эмоциональной близости с ним – все это очень важно для становления личности ребенка, для чувства защищенности и благополучия. Но для того чтобы эти чувства стали началом любви к родине, очень важно, чтобы дети как можно раньше увидели гражданское лицо своих родителей, осознали их как тружеников, вносящим свой вклад в общее дело.
Важным средством патриотического воспитания является приобщение детей к традициям народа. Например, отмечать профессиональные праздники, праздники урожая, чтить память погибшим войнам, устраивать проводы новобранцев в армию, встречи ветеранов, участников воин. Неизменно живет в народе традиция чтить память погибших воинов. Много памятников и обелисков на нашей земле. Ребенок в старшем дошкольном возрасте уже способен переживать ненависть, обиду не только за себя лично. Пусть он поплачет, слушая рассказ о мальчике, которого фашисты повесили на глазах у матери, о солдате, который с последней гранатой бросился под фашистский танк. Не нужно ограждать детей от сильных эмоций. Такие эмоции не расстроят нервную систему ребенка, а являются началом патриотических чувств.
Одна из граней патриотизма – отношение к трудящемуся человеку. Мысль о том, что все создано трудом, руками человека, что труд приносит радость, счастье и богатство стране, должна как можно раньше зародиться в сознании ребенка. Показанный ему героизм труда воспитывает его нравственные чувства не менее чем героизм военного подвига. Педагог, может посоветовать родителям, рассказывать детям о своей работе, о том, что они делают, и для чего это нужно.
При ознакомлении детей с трудом взрослых, очень важно показать им общественную значимость этого труда, его необходимость не только лично к какому-то человеку, но и всей стране. Наиболее наглядно это можно сделать, рассказывая о труде хлебороба. Рассказы о героическом труде, о преданности делу, о самоотверженности и смелости помогает воспитывать гордость за человека – труженика.
В патриотическом воспитании детей велика роль книг о защитниках Родины. Героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию.
Прежде всего, ребенку нужно знать о сегодняшней жизни Родины. Примеры трудовых подвигов людей во имя благополучия и славы Родины, традиции, с которыми педагог знакомит детей, помогают им осознать патриотизм, как чувство проявляющееся каждодневно.
Очень важно для воспитания патриотических чувств и исторические знания. Обращение к литературе, искусству прошлого, так же как и к истории, - это обращение к прошлому своего народа. Только тот, кто любит, ценит и уважает накопленное, и сохраненное предыдущими поколениями, может стать подлинными патриотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Педагогический проект "Музыка и дети"
ОСНОВАН НА ЗНАКОМСТВЕ С РУССКОЙИ ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ...
Педагогический проект "Музыка. Театр." (в соответствии с ФГОС)
Проект по музыкально - театрализованной деятельности для детей 2 младшей группы...
Психолого-педагогический потенциал музыки в воспитании детей с проблемами в развитии.
От состояния здоровья во многом зависит благополучие любого общества. В последние десятилетия во всем этом наметилась тенденция к ухудшению здоровья детского населения. Являясь злободневной для всего ...
Методическая разработка в педагогической области музыка, " О чем молчат Пискаревские плиты"
О чем молчат пискаревские плиты?Молчат о былом, слезами залитомО городе, что оказался в блокадеО Ленинградцах, о Ленинграде! ...
Педагогический проект «Музыка вместе с мамой»
Актуальность.В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к младенческому периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его сил...
Педагогический проект "музыка и здоровье" для средней группы
Краткосрочный проект. Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель....
Педагогическая статья: Музыка и речь
Пение требует четкой работы артикуляционного аппарата (губ, языка), это, конечно, помогает развитию четкой дикции ребенка. Для этого на занятиях мы используем фонопедические и оздоровительные упражнен...