Методическая разработка в педагогической области музыка, " О чем молчат Пискаревские плиты"
методическая разработка по музыке (подготовительная группа) по теме
О чем молчат пискаревские плиты?
Молчат о былом, слезами залитом
О городе, что оказался в блокаде
О Ленинградцах, о Ленинграде!
Т. Родионова
Материал, представленный мною направлен на нравственно-патриотическое развитие старших дошкольников,на воспитание настоящих петербуржцев,В основе собственные рассказы, стихи и песни.На занятиях звучат стихи О.Берггольц, С.Орлова, Ю.Воронова, " Ленинградская симфония Д.Шостаковича ( кульминация).Песни военных лет-"Землянка" ," Синий платочек" и др.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
" О чем молчат Пискаревские плиты?" | 22.77 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка в образовательной области музыка ( художественно-эстетическое развитие) для старших дошкольников по проблеме нравственного и патриотического воспитания юного петербуржца в соответствии с ФГОС
Пояснительная записка.
Этот материал считаю эксклюзивным." Рассказы для дошкольников о блокаде " на которые я ссылаюсь, впервые были изданы в 2000 году, в сборнике " Этих дней не смолкнет слава" серии тематических конкурсных работ школьников "Моя Петроградская сторона." С тех пор не потеряли своей актуальности. Рассказы легли в основу данного цикла занятий, а также Клуба знатоков города, который входит в сценарий праздника " День снятия блокады".
Цикл занятий, посвященный подготовке праздника "День снятия блокады"
Цель: Сохранять культурно- исторические традиции нашего народа, приобщая детей к его героической истории, прививая любовь к нашему городу и навыки уважительного отношения к пожилым горожанам- ветеранам войны, блокадникам.
Задачи: Заинтересовать детей, воздействуюя на эмоциональную сферу ребенка посредством выразительной музыки, ярких иллюстраций стихов , песен, рассказов.
1 занятие-"Расскажи мне о блокаде"
Цель: Заинтересовать детей серьезным разговором. Дать первичные знания о войне и блокаде.
Задачи: Развивать эмоциональную отзывчивость.
Ход занятия.
Мы с вами уже знакомы с сказками, которые рассказала нам колокольня Петропавловского собора что на Заячьем острове. Сегодня мы послушаем последнюю сказочку еще раз ( в записи звучит сказка, которая завершается колокольным перезвоном)
Давайте сейчас тоже устроим колокольный перезвон.( используем пластины металлофонов и Волдайские колокольчики)
Знаете ребята, колокольный перезвон бывает разный - праздничный, радостный, а может быть тревожный, призывный.
Таким он бывает если случается беда.(ставлю запись колокольного перезвона)
Однажды беда случилась с нашим городом, со всей нашей страной. Началась война с немецкими фашистами.
Фашистами называют тех, кто творит зло на земле. Наш город был окружен со всех сторон фашистами- началась блокада. Ни приехать, ни уехать, ничего не привезти в город.Не стало тепла, света.Не стало даже хлеба.
Город в кольце.Блокада!
Нет хлеба, тепла и света
Бомбы рвутся, снаряды -
Фашисты у стен Ленинграда! Т.Родионова)
Во время блокады, в Ленинграде, так назывался наш город в то время, погибло очень много взрослых и детей. Люди погибали на каждом шагу- в очередях за хлебом, просто падали на улице.Несколько школ работали тогда в Ленинграде.И даже в школе на уроке...
Девчонка руки протянула
И головой на край стола-
Сначала думали- уснула,
А оказалось - умерла... Ю.Воронов)
Мужчин тоже не осталось в городе - все ушли на фронт. С оружием в руках защищать город. Мальчишки -школьники встали к станкам на заводах, дежурили на крышах домов- гасили зажигательные бомбы.
... И встали мальчишки со взрослыми в ряд!
И отстояли родной Ленинград!
... И мы никогда не забудем с тобой
Мальчишек, что насмерть стояли
За то, что наш северный город родной
Фашистам они не отдали! (Т.Родионова)
( исполняю песню Шварца "Ленинградские мальчишки")
Мы будем помнить о людях, которые воевали за то, чтобы мы с вами могли потом родиться и жить в мирной стране. Нам еще многое предстоит узнать о блокаде. Будем читать стихи и рассказы об этом времени.Будем разглядывать рисунки,которые были нарисованы художниками в дни блокады.Они помогут нам понять и почувствовать как это было. Мы будем слушать песни военных лет и разучивать песни о нашем городе Петербурге.
(дети слушают песнюТ.Родионовой"О городе нашем")
1.Мы в Санкт-Петербурге с тобою живем,
О городе нашем мы песни поем,
Мосты и ограды и шпиль золотой
И строгий Исаакий над вольной Невой.
2.Ты многое видел и пережил
Здесь Пушкин когда то любил и творил
Здесь рвались снаряды,но ты устоял
И славный твой подвиг легендою стал.
(песня нуждается в коментариях по тексту)
В заключении каждой встречи зажигаем "Свечу Памяти", садимся вокруг и слушаем песни военных лет., предварительно оговаривая содержание песни.
2 занятие- "О чем молчат Пискаревские плиты"
Цель: Развивать в детях чувство сострадания, бережного отношения к исторической памяти.
Задачи: С помощью иллюстраций, музыки, стихов и песен помочь детям учавствовать в серьезном разговоре.
Ход занятия.
О чем можно молчать?- Правильно, о том, о чем трудно говорить. О чем невозможно говорить без слез! Мы сейчас с вами будем вести очень серьезный разговор. Этот разговор о блокаде! Когда на город обрушиваются бомбы и разрушают его. Когда от голода, бомбежек и холода гибнут старики, женщины, дети! В нашем городе есть мемориальное Пискаревское кладбище.Там захоронены люди,которые погибли во время Блокады( показываю фоторгафию) Дети нашего детского сада в январе бывают на экскурсии по городу и посещают Пискаревское кладбище. Кладут цветы. Вы тоже скоро поедете на такую экскурсию, а сейчас послушаем рассказ "О чем молчат Пискаревские плиты" (звучат "Рассказы для дошкольников о блокаде"Т.Родионовой в записиси и песня)
1.О чем молчат Пискаревские плиты? -
Молчат о былом, слезами залитом,
О городе, что оказался в блокаде -
О ленинградцах, о Ленинграде....
2.Пусть в памяти сердца все сохранится,
И никогда больше не повторится,
Дети без страха пусть смотрят в небо
Хватает тепла, и заботы и хлеба!.. ( слова и музыка Т.Родионовой)
Заключительная часть "Свеча Памяти"
3 занятие. Самый ленинградский поэт.
Цель: Обогатить новыми поэтическими впечатлениями и знаниями.
Задачи: познакомить с творчеством О.Берггольц. Развивать у детей интерес к поэзии военных лет. Учить правильно воспринимать поэтическое творчество.
Ход занятия
О ком мы говорим- это поэт! Да, конечно, о человеке, который пишет стихи, которые помогают нам расти и узнавать мир вокруг нас. Это стихи для детей. Бывают стихи, которые воспитывают наше отношение к миру, к тому что в нем происходит, которые помогают жить в трудное время, не отчаиваться, учат верить в добро. Ольга Берггольц самый ленинградский поэт. Это она прожила в блокадном городе все 900 ночей и дней! По радио в каждом доме звучали ее стихи, которых ждали, которыми вдохновлялись горожане. Эти стихи о них, о ленинградцах. Послушайте!
( звучит рассказ "Самый ленинградский поэт" и стихи О. Берггольц)
В заключении"Свеча Памяти"
4 занятие. Самый ленинградский композитор.
Цель: Обогатить новыми музыкальными впечатлениями и знаниями.
Задачи: Познакомить детей с творчеством Д.Шостаковича,"Ленинградской симфонией"( фрагменты)
Ход занятия
Кого мы называем композитором? Правильно.Это человек,который сочиняет музыку для того,чтобы другие люди ее слушали и становились лучше, добрее, внимательнее друг к другу. Композитор хочет передать в музыке свою любовь к родине, свое чувство красоты. А еще он может своей музыкой поднять людей на подвиг! В Петроградском районе, на Кронверской улице во дворике есть памятник самому ленинградскому композитору Дмитрию Дмитриевичу Шостаковичу. Это его музыка звучала в филармонии в блокадном Ленинграде. Это "Ленинградская симфония"- она помогала ленинградцам воспрять духом, помогала выжить и победить! Давайте послушаем.(Звучит рассказ"Самый ленинградский композитор" и фрагменты 7 симфонини Д.Д. Шостаковича)
В заключении "Свеча Памяти"
5 занятие. Художники в блокадном городе.
Цель: Обогатить новыми художественными впечатлениями и знаниями.
Задачи: Познакомить с творчеством художника Непринцева, на примере иллюстраций "Ленинградцы"
Ход занятия
О ком мы говорим- это художник! Да, правильно.Мы так говорим про человека, который умеет в своем рисунке передать картину жизни.Свои наблюдения, впечатленияи и поделится с нами. Художник Непринцев во время блокады рисовал то, что видел вокруг себя.А видел он людей, которые, из последних старались выжить в нечеловеческих условиях. Как стойко они переживали свое горе. Он рисовал, детей, похожих на маленьких старичков. Детей, которые разучились и смеяться, и плакать!
(слушаем рассказы о блокаде, в сопровождении рисунков Непринцева)
В заключении занятия - "Свеча Памяти"
Автор-Т. Родионова, музыкальный руководитель ГБДОУ №62 Петроградского района г.Санкт- Петербурга
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка занятия по теме "Музыка дождя"
Методическая разработка занятия на основе интеграции различных видов музыкальной деятельности в старшей группе по ТЕМЕ: «Музыка дождя»...
Презентация "Методическая разработка интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе".
Представлен конспект интегрированного занятия по музыке и рисованию в первой младшей группе в форме презентации. В презентацию включены: используемые музыкальные композиции на занятии в виде гиперссыл...
Методическая разработка НОД образовательная область художественно-эстетическое развитие "Музыка"
Методическая разработка по проведению открвтого мероприятия по развитию певческих навыков детей старшего дошкольного возраста....
Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с) Путешествие по произведениям Н.Носова
Методическая разработка в образовательной области: чтение художественной литературы (старшая группа д/с)ВекторинаПутешествие по произведениям Н.НосоваОбразовательной области: Познание (чтение художест...
Методическая разработка НОД образовательная область художественно-эстетическое развитие "Музыка"
Внсенний праздник для группы раннего возраста...
Методическая разработка в образовательной области музыка" Бессмертный полк" по проблеме нравственно- патриотического воспитания. Конспект занятия для старшей группы
Сколько их, солдат ПобедыНа полях войны осталось-Наши прадеды и деды,Лихая доля вам досталась!Бессмертный полк старшей группы ДОУ№62 Петроградского района г. С. Петербурга прошел 6 мая 2015 года...
М.о. на тему: "ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ. Методическая разработка -показатель педагогического мастерства педагогов.Презентация методических разработок педагогов.
1-Презентация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ ПЕДАГОГА КАК ЦЕЛЬ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ.2- доклад к презентации ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-МЕТОДИЧЕСКИХ...
Комментарии
Очень актуально. Спасибо.
Очень актуально. Спасибо.