Педагогический проект «Музыка вместе с мамой»
проект (младшая группа) на тему

Кучер Зоя Анатольевна

 

 

Актуальность.

В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к младенческому периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для всестороннего развития, для формирования основ будущей взрослой личности.

Психическое развитие младенческого возраста формируется по мере роста ребёнка. Для того чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир, радоваться, говорить и думать, нужны специальные условия. Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Начинать обучение следует уже с первых дней жизни ребёнка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро и физически и умственно, поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии.

В педагогическом аспекте логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. В основе методики лежит сочетание музыкально-игровых упражнений с детьми от 6 месяцев до 1,5 лет. Занятия нацелены на всестороннее развитие малышей средствами музыки: внимания, памяти, моторики, коммуникативных способностей. Методика включает в себя систему занятий, основанную более чем на 600 авторских песенках-играх. Упражнения могут применяться как родителями в домашних условиях, так и педагогами в дошкольных учреждениях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_zoi_1.doc148 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение -

детский сад № 11 станицы Андреевской.

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ – д/с № 11 станицы Андреевской

__________  Л.А. Бондаренко

Педагогический проект

«Музыка вместе с мамой»

Автор проекта:

Музыкальный руководитель

Кучер Зоя Анатольевна

МБДОУ - д/с № 11

2016 год

Информационная характеристика педагогического проекта:

Автор проекта:

музыкальный руководитель Кучер Зоя Анатольевна.

Тема проекта:

логоритмика как средство развития речи, музыкальных способностей и творческого начала детей младенческого возраста

Проект-вид 

творческий, долгосрочный (на учебный год).

Участники

музыкальный руководитель, воспитатели, дети младенческого возраста (от рождения до 1,5 лет), родители.

При разработке и реализации проекта для меня было важно определить цель и задачи проекта:

Цель

развитие свободной, творческой личности ребенка, которая определятся задачами развития речи, музыкального воспитания и задачами исследовательской деятельности детей.

Задачи

Стимулировать эмоциональное, речевое и полисенсорное развитее детей младенческого возраста средствами логоритмических занятий через вариативную деятельность в ДОУ.

Создать условия для практической деятельности детей (дидактические и музыкальные игрушки, музыкальное сопровождение, атрибуты для театрализованной деятельности и др.);

Повышать собственную компетенцию в области использования логоритмики как средство стимуляции, развития  музыкального и творческого начала детей младенческого возраста;

Провести анализ качества вариативной деятельности использования в работе логоритмических игр и  упражнений в познавательно-речевом развитии детей младенческого возраста;

Обучать педагогов и родителей технологий и использования логоритмических упражнений в развитии детей, преемственности этой работы в ДОУ и семье.

Повышать собственную компетенцию в области использования логоритмики как средство стимуляции, развития творческого и эмоционального состояния детей младенческого  возраста.

Провести анализ использования логоритмических упражнений как средств стимуляции, формирования и укрепления эмоциональных качеств и творческого начала детей.

Актуальность

состоит в том, что он сочетает в себе средства и способы развития музыкальных, творческих и речевых способностей ребёнка.

Методическое обеспечение

  • А. Печерская «Праздники в детском саду» (сценарии, игры, викторины)
  • М.Б. Зацепина «Музыкальное воспитание в детском саду» (программа и методические рекомендации для занятий с детьми 2-7 лет)
  • М.Б. Зацепина «Праздники и развлечения в детском саду» (методическое пособие с детьми 3-7 лет)
  • Л. Гераскина «Ожидание чуда» (Книга №1, музыкальные занятия и праздники для младших групп.
  • З.В. Ходаковская «Музыкальные праздники для детей раннего возраста»
  • Н.Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких» (театральные занятия с детьми от 1 года до 3 лет)
  • В.А. Петрова музыкальные занятия с малышами
  • М.Ю. Картушина «Развлечения для самых маленьких» (сценарии досугов для детей 1 мл. группы)
  • М.Ю. Картушина «Забавы для малышей» (театрализованные развлечения для детей 2-3 лет).
  • М.Ю Картушина «Музыкальные сказки о зверятах» (развлечения для детей 2-3 лет).
  • В. Цвынтарный «Играем пальчиками и развиваем речь».
  • Музыкальные журналы «Палитра», «Музыкальный руководитель».

Методические пособия и полисенсорные  игры

  • библиотечка для малышей серия «Топотушки»
  • картотека загадок, прибауток, колыбельных и т.д.
  • наборы предметных и сюжетных картинок с подобранным текстом
  • игрушки-забавы
  • плоскостной, перчаточный театр, куклы БиБаБо
  • деревянные палочки
  • музыкальные инструменты: деревянные ложки, погремушки, металлофон, трещотки, бубны, колокольчики и т.д.

Краткая аннотация проекта «Музыка вместе с мамой»

Проект направлен на благоприятное развитие воспитательных, образовательных, корректирующих процессов посредством проведения с детьми младенческого  возраста логоритмических игр и упражнений.

Все мы знаем, что чем больше двигательная активность  малышей, тем лучше  развивается их речь, музыкальные и творческие способности. И всему этому помогают  логоритмические игры и упражнения. А в комплексе всё это логоритмическая ритмика -  логоритмика.

Логоритмика - это система двигательных упражнений, в сочетании с музыкой и  произнесением специального речевого материала.

С ней мы знакомим  своих малышей с детства. Каждая мама с рождения укачивает своего младенца под колыбельную песню с ритмичными покачиваниями. Бабушка, которая поет своему внуку  «Ладушки, ладушки», «Прилетели гули», «Топ, топ, топоток», при этом ребенок делает движения  руками и ногами.  

Логоритмика полезна детям, а особенно  имеющим проблемы  задержки речевого развития на раннем этапе. Благодаря  проведению логоритмических игр и упражнений создаёт положительный эмоциональный настрой к речи, к выполнению музыкально-ритмических движений. Большую роль играют логоритмические игры и упражнения в формировании устойчивого интереса малышей к музыкальной  деятельности. Именно в развитии музыкальности на данном этапе мы закладываем основу для развития  речи, моторики, а также  накапливаем музыкально - эстетический «багаж» наших детей.  

Актуальность.

В последние десятилетия во всём научном мире появился особый интерес к младенческому периоду жизни ребёнка. Слабость и несовершенство этого возраста, по сути, являются его силой и предоставляют безграничные возможности для всестороннего развития, для формирования основ будущей взрослой личности.

Психическое развитие младенческого возраста формируется по мере роста ребёнка. Для того чтобы малыш научился воспринимать окружающий мир, радоваться, говорить и думать, нужны специальные условия. Одного ухода недостаточно, чтобы вырастить полноценное человеческое дитя. Начинать обучение следует уже с первых дней жизни ребёнка, двигаясь целенаправленно и обдуманно. Ребёнок развивается очень быстро и физически и умственно, поэтому очень важно, чтобы его развитие правильно стимулировалось на каждой стадии.

В педагогическом аспекте логоритмика - одна из форм своеобразной активной терапии, основанная на связи движения, музыки и слова. В основе методики лежит сочетание музыкально-игровых упражнений с детьми от 6 месяцев до 1,5 лет. Занятия нацелены на всестороннее развитие малышей средствами музыки: внимания, памяти, моторики, коммуникативных способностей. Методика включает в себя систему занятий, основанную более чем на 600 авторских песенках-играх. Упражнения могут применяться как родителями в домашних условиях, так и педагогами в дошкольных учреждениях.

Основные принципы:

  • Музыкальное развитие должно быть не целью упражнений, а средством общего развития малышей.
  • Используется как традиционные, так и новые формы музыкально-ритмической деятельности, дополняется занятия игровыми упражнениями.
  • Чтобы обеспечить эмоциональный комфорт детей, родители принимают непосредственное участие в занятиях.
  • Выбор песенок-игр и их продолжительность зависят от настроения ребенка.
  • Во время занятий мы используем фонограммы, специально разработанные в рамках программы «Музыка вместе с мамой».  
  • Упражнения необходимо выполнять ежедневно, два занятия в день продолжительностью 7-10 минут.

Вся музыка доступна для понимания даже самым маленьким детям, поэтому диски используются  детьми  разного  возраста. Их методика охватывает:

  • Пальчиковые игры;
  • Демонстрацию игрушки и пение;
  • Поиск источника звука.
  • Узнавание картинки по звуку;
  • Подготовку к пению;
  • Звукоподражание;
  • Игру на детских музыкальных инструментах;

Методика легко вписывается в повседневную жизнь мамы и ребенка. Мама вместе с малышом делают упражнения под песенки, но не просто упражнения, а как бы разыгрывают небольшой сюжет.

Забавные двигательные движения, сочетающиеся с показом игрушек под простую мелодию, очень нравятся детям, они дарят им массу положительных эмоций. Занятия по системе всегда веселые, разнообразные и увлекательные. К тому же методика предусматривает выполнение многих видов движений, которые укрепляют физическое здоровье (наклонись, подпрыгни), развивают чувство ритма, музыкального слуха и памяти, активизируют речь (проговаривание, подпевание), развивают мелкую и крупную моторику (пальчиковые игры, игра на муз. инструментах), эмоциональную сферу, внимание, наблюдательность. Практически во всех альбомах после песенки идет караоке-версия, под которую ребенок с мамой поют самостоятельно.

  • Ходьба и бег под стихи или музыку

Этими занятиями развиваем чувство темпа.
Варианты упражнений:

  1. Включайте поочередно то быструю, то медленную музыку. Под быструю музыку побуждайте малыша бегать по кругу, под медленную – ходить.
  2. Расстелите массажную дорожку или широкий длинный шарфик.
    Медленно скажите: «Большие ноги идут по дороге» (руки на поясе, ребёнок поочерёдно высоко поднимает ноги, медленно идёт по дорожке).
    Быстро проговорите: «Маленькие ножки бежали по дорожке»
    (ребёнок бежит мелкими шажками по дорожке).
    Повторите несколько раз.
  • Музыкально-ритмические игры

Самый популярный среди мам, да и малышей, вариант - занятия по методике Железновых «Музыка с мамой». Авторами методики разработаны музыкальные диски и методические рекомендации к каждой песенке. Занятия проходят в игровой форме и достаточно разнообразны: это и пальчиковая гимнастика под музыку, и игры с предметами, и игры-потешки, и хороводы, и игры-шумелки, и даже знакомство с нотной грамотой. Методика рассчитана на детей младенческого возраста.

  • Стихи с движениями

Это один из самых любимых детьми видов логоритмики. «Ладушки» и «Мишку косолапого» знают большинство малышей. Стихи с движениями легко запоминаются, расширяют словарный запас ребёнка, развивают координацию и образное мышление. А ещё это прекрасный способ взаимодействия с мамой. Ведь стихи с движениями можно разучивать, когда малыш ещё даже не умеет говорить. Мама рассказывает стих, а ребёнок показывает движения.

  • Логопедические распевки

Это короткие песенки, которые направлены на улучшение произношения отдельных звуков. Их текст похож на чистоговорки, а пропевать их желательно, сопровождая определёнными движениями (хлопками, щелчками, притопами и проч.). Логопедические распевки есть и в программе Железновых. На видео пример одной из распевок.

  • Артикуляционная и мимическая гимнастика

Это неотъемлемая часть занятий логоритмикой. От развития мышечно-артикуляционного аппарата лица во многом зависит качество произношения звуков. С малышами чаще практикуйте обычные гримасничанья, надувания щёк, просите изображать разные эмоции.

В занятия логоритмики, мы обязательно включали танцевальные разминки. Большая их часть построена на жестах и движениях, выражающих дружелюбие, открытое отношение друг к другу, что давало детям положительные и радостные эмоции. В танцевальных разминках и играх мы не оценивали качество выполнения движений, что позволяло ребенку раскрепоститься. Для того чтобы дети быстрее и легче запомнили музыку и движения, мы включали их в утренние гимнастики, режимные моменты. Это помогает добиться успеха в формировании новых умений детей легко двигаться.

Немаловажной задачей стало для нас формирование у детей умения снижать излишнее напряжение, развивать мышечное чувство, воспитать способность управлять этими процессами. Благодаря специально подобранным упражнениям мы постепенно развивали умение регулировать мышечный тонус, а значит, осознанно управлять движениями своего тела. Общий принцип этих упражнений - сильное напряжение мышц с последующим их расслаблением.

Рекомендации по занятиям логоритмикой

  1. Занимайтесь не чаще 2-3 раз в неделю по 10-15 минут.
  2. Не принуждайте малыша к занятиям и по максимуму предлагайте упражнения в игровой форме. Используйте любимые ребёнком игрушки, песенки и картинки.
  3. Все логоритмические упражнения требуют многократного повторения. Только в этом случае можно добиться желаемого эффекта.

Для достижения поставленной  цели  были определены следующие задачи:

  1. Учить правильному речевому высказыванию, двигательным навыкам и умениям, способности произвольно передвигаться в пространстве, переключаемости и координации движений.
  2. Формировать навыки общения в детском коллективе.
  3. Развивать артикуляционную, мелкую и общую моторику, мышечный тонус, дыхание, внимание (зрительное, слуховое, двигательное), восприятие (зрительное, слуховое), память (двигательная, зрительная, слуховая).
  4. Воспитывать положительные личностные качества.
  5. Исходя из поставленных цели и задач определили основные направления работы по развитию речи детей раннего возраста: работа с детьми; обогащение развивающей предметно-пространственной среды; работа с родителями;

Логоритмика для малышей - это комплексные занятия, куда входят музыка, движение и ритм. Прежде чем заниматься по этой методике, необходимо изучить виды упражнений: Интонационное и коррекционное произношение. Фонетическое (слуховое) восприятие. Артикуляционное упражнение. Песни без музыкального сопровождения. Игры на музыкальном инструменте. Регулировка мышечного тонуса. Упражнения, формирующие ориентир в пространстве. На всех занятиях соблюдаются правила последовательности. Сначала изучаются слова или стишки. Затем постепенно усложняется занятие. После того как дети усвоили хорошо материал, необходимо его закрепить. Для этого следует уделять внимание логоритмике ежедневно, начиная с 10 минут. В логоритмических играх существует очень много занимательных и развивающих методик для детей.

Логоритмика  оказывает огромную пользу для развития ребенка, а именно:

  • вырабатывает чувство ритма и музыкальные способности;
  • развивает мелкую моторику;
  • благоприятно воздействует на формирование речевых навыков;
  • оказывает оздоравливающий эффект на состояние здоровья малыша;
  • укрепляет мышцы спины и шеи, позвоночник, способствует формированию красивой осанки;
  • прививает навык слушать и выполнять то, что говорят родители или воспитатель, концентрировать внимание;
  • учит контактировать со сверстниками и взрослыми;
  • сближает ребенка с родителями, поскольку занятия проводятся по системе «малыш + мама».

Общий проект на учебный год (сентябрь  - июнь)

Первый этап реализации проекта (сентябрь – ноябрь)

Основные мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки проведения

Анкетирование

родителей и педагогов

Выявить отношение к логоримическим занятиям и умение использовать их в работе и повседневной жизни

Музыкальный руководитель,

воспитатели

сентябрь

Выступление на родительском собрании и консультации для воспитателей

Обсудить цели и задачи проекта.

Сформировать интерес у педагогов и родителей по созданию условий реализации проекта

Музыкальный руководитель,

воспитатель, старший воспитатель

октябрь

«Круглый стол» для воспитателей «Логоритмика - это система двигательных упражнений, в которых различные движения сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Повысить профессиональную компетенцию педагогов по вопросу использования логоритмических упражнений в познавательно-речевом развитии детей.

Музыкальный руководитель,

воспитатели

ноябрь

Изучение литературы, изготовление и приобретение методических пособий, создание условий для реализации проекта

Повышать собственную компетенцию в области использования логоримики, как средства стимуляции и укрепление эмоционального развития детей; познавательно-речевого направления  через вариативную деятельность  ДОУ.

Музыкальный руководитель

сентябрь

Второй этап реализации проекта (сентябрь - октябрь)

(разработка, план деятельности по достижению цели)

Основные мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки проведения

Диагностика музыкального развития детей

Выявить стартовые возможности детей в музыкальном развитии

Музыкальный руководитель

сентябрь

Планирование работы с включение логоримического материала

( с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей)

Выстроить систему преподнесения музыкального материала в соответствии с принципами:

  • доступности
  • постепенности
  • систематичности
  • функциональности

Музыкальный руководитель

октябрь

Третий этап реализации проекта (октябрь - май)

(выполнение практической части)

Основные мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки проведения

Работа по плану.

Корректировка планов  в ходе воспитательно-образовательной деятельности (взаимодействие с родителями).

Консультации: устные, письменные, индивидуальные беседы, беседы по запросам, папки-передвижки, буклеты

Достижение максимальной результативности

Музыкальный руководитель

октябрь  - май

Изготовление дидактических пособий (привлечение родителей и воспитателей)

Совместная деятельность педагогов и родителей

Музыкальный руководитель,

воспитатели

В течении всего периода

Четвертый этап реализации проекта (апрель – июнь)

(подведение итогов, определение задач для новых проектов)

Основные мероприятия

Цели

Ответственные

Сроки проведения

Диагностика музыкального и эмоционального развития детей.

Собеседование с родителями по результатам диагностики

Определение динамики в развитии детей по результатам вариативной деятельности

Музыкальный руководитель,

апрель

Анализ результативности проектной деятельности.

Оценка качества развивающего и профилактического процесса (снятия психоэмоционального напряжения)

Музыкальный руководитель

май

Обработка и оформление документации и материалов проекта

Систематизация полученных результатов в ходе реализации проекта

Музыкальный руководитель

май

Представление творческого отчета о результатах проектной деятельности

Оценка эффективности проделанной работы, выявление необходимости и возможности распространения опыта

Музыкальный руководитель

июнь

Итоги проект:

Изучив литературу по данной проблеме, мы выделили наиболее значимые для нас идеи, которые определили следующие направления работы с детьми младенческого возраста: развитие восприятия, нормализация мышечного тонуса и работы органов артикуляционного аппарата, кистей и пальцев рук, развитие общих движений, нормализация дыхания, развитие активной речи. Теоретический анализ литературы позволил нам обозначить основную цель работы - развитие речи детей раннего возраста средствами логоритмики.

Самое важное - это координированная работа всех этих составляющих. Только тогда речь будет красивой, звучной и выразительной. Опыт введения логоритмики показывает, что такое построение работы позволяет добиться устойчивого внимания детей на протяжении всего занятия, повышает результативность усвоения речевого материала, позволяет развить детские эмоции и воображение.

Гипотеза и ожидаемые результаты:

      Решение задач, поставленных в ходе проекта, поможет  выработать стратегию интеграции музыкального руководителя с воспитателями, родителями:

  • у детей младенческого возраста повысится познавательный интерес, речевая активность, творческий потенциал, эмоциональная отзывчивость  через целенаправленное, систематизированное использование вариативной деятельности, с учетом личностно - ориентированного подхода и взаимодействия взрослых.
  • родители и педагоги повысят свою компетенцию в образовательной области «Музыка», овладеют технологией использования  логоритмических игр и упражнений.
  • улучшится микроклимат в детском коллективе, взаимопонимание между педагогами и детьми, участвующими в воспитательно-образовательном процессе, детско-родительские отношения.

Литература

  1. Картушина М.Ю. «Логоритмические занятия в детском саду» Издательство «Сфера», 2005. - 192 с.
  2. Картушина М.Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей 2-3 лет - Издательство «Сфера», 2008. - 192 с.
  3. Сорокина Н.Ф. Играем в кукольный театр: Программа "Театр-творчество - дети»: Пособие для воспитателей, педагогов дополнительного образования и музыкальных руководителей детских садов. Издательство: «Аркти», 2004. - 207 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Музыка и дети"

ОСНОВАН НА ЗНАКОМСТВЕ С РУССКОЙИ ЗАРУБЕЖНОЙ КЛАССИЧЕСКОЙ МУЗЫКОЙ...

Педагогический проект "Вместе с мамой, вместе с папой!"

Проблема написания проекта:пассивное участие родителей в жизни детского сада.Причины: загруженность родителей, потребительское отношение к детскому саду, нежелание родителей, недостаточная реклама про...

Педагогический проект "Музыка. Театр." (в соответствии с ФГОС)

Проект по музыкально - театрализованной деятельности для детей 2 младшей группы...

Педагогический проект "музыка и здоровье" для средней группы

Краткосрочный проект. Участники: дети, воспитатели, музыкальный руководитель....

Профилактическая педагогическая программа «Играем вместе с мамой»

Основной задачей педагогов образовательного учреждения становится привлечение и определение  места и роли родителей в компенсации речевого недоразвития воспитанников.  Достижение позитивных ...

Педагогический проект "Рисуем вместе с мамой"

Тип проекта: познавательно-творческий.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители воспитанников, педагоги.Сроки реализации проекта: одна неделя....