Педагогические проблемные ситуации . Добро и зло.
материал (подготовительная группа)
Целью ППС является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pps.docx | 15.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Проблемные педагогические ситуации.
Целью ППС является самоопределение детей в эмоционально напряженной ситуации, в которой необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения. Ситуации следует начинать прорабатывать с самых простых (менее эмоционально напряженных), затем переходить к сложным.
Ситуация проводится без присутствия взрослых. Воспитатель наблюдает из укромного места за детьми и фиксирует их поведение по специальной схеме. Желательна видеозапись ППС с дальнейшим просмотром и обсуждением с педагогами. Человек, проводящий ППС, должен быть незнаком детям (особенно это относится к старшим дошкольникам). Однако он должен быть знаком с психологией возраста и понимать эмоциональное состояние детей, уметь завершать ситуацию на позитивном моменте. Степень эмоционального напряжения в ППС необходимо тщательно продумать. Важно разработать запасные ходы для ведущего, предусмотреть различные подходы к индивидуальности каждого ребенка. Каждая ППС может быть организована в различные дни месяца, это зависит от педагогических целей. Целесообразная периодичность –два раза в месяц, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию, затем один раз в полгода и контрольная через год. Ситуация должна быть эмоционально напряженной, но посильной для определенной возрастной группы. Предварительно педагог делает предположение о возможном поведении всех детей, затем анализирует для самоконтроля степень совпадения.
Если учесть, что ППС проводится в начале и в конце месяца, а также спустя три-четыре месяца и даже через год после проведения первой ППС, то можно представить, сколько пищи для размышлений она даѐт педагогу и для дальнейших рекомендаций родителям. Сразу после проведения проблемной педагогической ситуации обязательное условие -организация рефлексивного круга, в котором дети обсуждают то, что произошло, делают определенные выводы, свободно высказываются и отвечают на вопросы: Что сейчас произошло? Что ты делал? Что чувствовал? Что ты будешь делать в следующий раз? Можно в рефлексивном кругу использовать такой метод как «родителям через детей», когда детям предлагается, спросить у родителей, что бы они сделали, если бы были детьми, и с ними произошла бы точно такая же ситуация. После каждой проблемной педагогической ситуации воспитатель вывешивает в групповой раздевалке табличку: «Ситуация». Это сигнал для родителей. Они должны обязательно в этот день расспросить ребенка о происшедшем, вместе сделать соответствующие выводы.
Технологическая карта проведения технологии «Проблемно-педагогическая ситуация»
Цели и задачи:
∙учить детей самоопределению в эмоционально напряженной ситуации, когда необходимо принять собственное решение без участия взрослого, дать оценку своим действиям, извлечь уроки из собственного поведения;
∙формировать у детей нормы и правила поведения;
∙учить детей ориентироваться в пространстве;
∙воспитывать дружеское отношение между детьми различного возраста, уважительное отношение к окружающим и способность чувствовать себя членом группы;
∙формировать умение проявлять инициативу в заботе об окружающих, благодарить за помощь и знаки внимания;
∙формировать умение планировать свои действия и оценивать результаты.
Этапы подготовки и проведения проблемно-педагогической ситуации:
1.Выбор педагога, отвечающего за организацию внедрения технологии ППС.
2.Планирование ситуации.
3.Разработка сценария ППС и подготовка вопросов для круга рефлексии.
4.Подготовительные беседы с детьми по проблематике ППС.
5.Создание ситуации, максимально приближенной к жизни.
6.Рефлексивный круг для детей.
7.Обсуждение проведенной ППС воспитателями и планирование дальнейшей работы по данному направлению.
Условия проведения технологии ППС:
∙Ситуация проводится в отсутствие взрослых;
∙желательна съемка на видеокамеру для последующей рефлексии с педагогами;
∙сначала прорабатываются самые простые ситуации, затем переходят к более сложным;
∙обязательно проведение круга рефлексии после ППС;
∙каждая ситуация повторяется 2-3 раза с интервалом в 2-3 недели, пока дети не самоопределятся, не выработают позитивную позицию;
∙через полгода проводится контрольная ППС на эту же тему;
∙родителям не сообщается напрямую о поведении детей в рамках ППС, им предлагается спросить у своих детей, как они себя вели. В помощь даются несколько вопросов от родителя к ребенку. По тематике ППС могут быть направлены на развитие:
-духовно-нравственных качеств;
-трудовых навыков;
-навыков безопасной жизнедеятельности;
-учебных навыков;
-коммуникативных навыков;
-экологического сознания;
-патриотизма.
ППС могут быть проведены в режимные моменты:
-перед завтраком;
-во время приема пищи;
-перед сном или после сна;
-во время одевания;
-во время прогулки.
ППС могут быть спонтанно возникшими, с информированием родителей, с длительной подготовкой и без подготовки.
Темы проблемных педагогических ситуаций:
«Буратино, который не знает добрых слов»
«Воспитатель заболел»
«Как правильно попросить»
«Мама устала»
«Старенькая бабушка»
«Помогаем другу в беде»
«Ребёнок нарушает правила группы»
«Ребенок говорит плохие слова и обзывает детей»
«Мальчик обидел девочку»
«Ребенок соврал, наговорил на другого»
«В группу пришла новенькая девочка»
«Дети не дружат с ребенком( из-за национальности)»
«Дети не общаются с ребенком из-за его физических нарушений»
«Отверженный.»
«Ребенок украл игрушку»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Педагогическая симфония" Амонашвили как технология создания проблемных ситуаций
В статье представлена авторская точка зрения на педагогические взгляды Амонашвили с точки зрения технологического аспекта. Раскрыта сущность ситуационного подхода к воспитанию в аспекте социальн...
НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...
Консультация для молодых педагогов по написанию целей, задач, проблемных ситуаций. Конструктор задач для ОД. Примеры: Цели и задачи для ОД. Примерные проблемные ситуации для младшего, среднего и старшего возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24450358","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)
quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...
"Страна добра" - сборник игровых и проблемных ситуаций по этике
Цель: усвоение дошкольниками элементарных этических понятий, развитие способностей оценивать свое отношение к позитивным и негативным поступкам, способности самостоятельно выражать свои мысли, чувства...
Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»
Выступление на педагогическом совете «Технология проблемного обучения. Игровые проблемные ситуации, напровленные на усвоение детьми общественных норм и ценностей, принятых в обществе»...