Метеоплощадка как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья
стоатья о возможностях метеоплощадки в экологическом воспитании дошкольников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
meteoploshchadka_kak_sredstvo_ekologicheskogo_vospitaniya.docx | 17.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Метеоплощадка как средство экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста
«Человек может развиваться только в контакте с природой,
а не вопреки ей».
В. Бианки
Последние десятилетия весь мир обеспокоен сложившейся напряженной экологической обстановкой. Ускорение технического прогресса вызвал большие экологические проблемы, которые не разрешимы и по сей день. Общество потребления также усложняет экологическую обстановку, хотя вклад каждого человека позволил бы не дать этологии ухудшаться так быстро. Именно с этим связана необходимость экологического воспитания уже на этапе дошкольного детства.
Экологическое воспитание – направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:
- устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
- бережного отношения к природе;
- правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
- моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
- эмоциональной отзывчивости к живой природе;
- положительных эстетических ощущений от любования природой;
- умений познавать особенности окружающего мира.
Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:
- наблюдения;
- опыты;
- исследования;
- игры;
- труд;
- художественно-эстетическая практика;
- знакомство с природоведческой литературой;
- занятия физкультурой и спортом.
В детском саду воспитателями ведется систематическая работа по экологическому воспитанию детей уже с младших групп. Однако дети растут и у них появляется потребность в более глубоких и обширных знаниях. К тому же наиболее самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В таком случае, большим и важным подспорьем может стать оборудованная метеоплощадка.
Метеоплощадка позволяет организовать различные виды образовательной деятельности в детском саду – познавательную (наблюдения, экспериментирование), коммуникативно-речевую (беседы), художественно-эстетическую (зарисовка, фиксация наблюдений).
Работа на метеоплощадке заключается в выполнении следующих заданий:
- наблюдение за небом и облачностью;
- наблюдение за ветром и его силой;
- определение сторон света и направления ветра с помощью флюгера;
- измерение количества осадков;
- определение времени по солнцу;
- определение температуры воздуха с помощью термометра;
- определение давления с помощью барометра;
- фиксация результатов наблюдения на стенде и в журнале наблюдения за погодой;
- проведение различных экспериментов и практических работ.
Все дети часто интересуются различными вопросами, связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями, происходящими в природе, климатическими условиями. Работа на метеоплощадке во время прогулки позволяет детям дошкольного возраста самостоятельно наблюдать и определять изменения, прогнозировать, что активизирует их познавательную активность и стимулирует к активной и разнообразной деятельности.
Оборудованная на территории ДОУ метеоплощадка позволяет создать условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов, что повышает уровень знаний дошкольников о погоде и как следствие на их экологическом воспитании.
Не стоит забывать также и о том, что можно реализовывать различные формы деятельности с детьми. Например, можно разделить детей на команды и устроить соревнование кто быстрее заполнит лист наблюдения, или организовать непосредственно на площадке экспериментальную деятельность с водой и снегом, к примеру. Метеоплощадку можно использовать и для проведения праздников, и для совместной с родителями деятельности, и для мастер-классов.
Таким образом, можно сделать вывод, что метеоплощадка имеет обширные возможности для организации работы по экологическому воспитанию дошкольников.
Источники литературы:
- Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г., № 273ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
- Гладко М. Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания. Режим доступа: https://pedsovet.su/fgos/6674_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov
- Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010. – 112 с.
- План образовательной программы «У природы нет плохой погоды» // под ред. Т.В. Семеновских. – Тюмень. – 136 с.
- Чижмакова В.И. Метеоплощадка в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников / В.И. Чижмакова, Н.А. Кудряшова, Н.Н. Меркурьева, Н.С. Федорова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 9.1 (247.1). – С. 140-144.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Игры природоведческого содержания как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»
Консультация для педагогов....
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».
Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....
Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"
Экологическое воспитание проходит через все образовательные области. И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...
СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"
Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...
« Дидактическая игра – как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста»
laquo; Дидактическая игра – как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста»...
«Использование метеоплощадки в формировании экологической безопасности детей дошкольного возраста».
Формирование у детей работать с морфологической таблицей при наблюдениях за природными явлениями....