Метеоплощадка как средство экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
статья

стоатья о возможностях метеоплощадки в экологическом воспитании дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Метеоплощадка как средство экологического воспитания
детей старшего дошкольного возраста

«Человек может развиваться только в контакте с природой,

а не вопреки ей».

В. Бианки

Последние десятилетия весь мир обеспокоен сложившейся напряженной экологической обстановкой. Ускорение технического прогресса вызвал большие экологические проблемы, которые не разрешимы и по сей день. Общество потребления также усложняет экологическую обстановку, хотя вклад каждого человека позволил бы не дать этологии ухудшаться так быстро. Именно с этим связана необходимость экологического воспитания уже на этапе дошкольного детства.

Экологическое воспитание – направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью человека в мире природы. Экологическое воспитание дошкольников по ФГОС – это непрерывный процесс развития детей, направленный на формирование у них экологической культуры, которая выражается в наличии:

  • устойчивых знаний о природе и существующих в ней взаимосвязей;
  • бережного отношения к природе;
  • правильного понимания понятия «здоровый образ жизни»;
  • моральных и экологически ценных установок, поведенческих умений;
  • эмоциональной отзывчивости к живой природе;
  • положительных эстетических ощущений от любования природой;
  • умений познавать особенности окружающего мира.

Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС может быть реализовано через такие виды деятельности:

  • наблюдения;
  • опыты;
  • исследования;
  • игры;
  • труд;
  • художественно-эстетическая практика;
  • знакомство с природоведческой литературой;
  • занятия физкультурой и спортом.

В детском саду воспитателями ведется систематическая работа по экологическому воспитанию детей уже с младших групп. Однако дети растут и у них появляется потребность в более глубоких и обширных знаниях. К тому же наиболее самые ценные и прочные знания – не те, что усвоены путем выучивания, а те, что добыты самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий. В таком случае, большим и важным подспорьем может стать оборудованная метеоплощадка.

Метеоплощадка позволяет организовать различные виды образовательной деятельности в детском саду – познавательную (наблюдения, экспериментирование), коммуникативно-речевую (беседы), художественно-эстетическую (зарисовка, фиксация наблюдений).

Работа на метеоплощадке заключается в выполнении следующих заданий:

  • наблюдение за небом и облачностью;
  • наблюдение за ветром и его силой;
  • определение сторон света и направления ветра с помощью флюгера;
  • измерение количества осадков;
  • определение времени по солнцу;
  • определение температуры воздуха с помощью термометра;
  • определение давления с помощью барометра;
  • фиксация результатов наблюдения на стенде и в журнале наблюдения за погодой;
  • проведение различных экспериментов и практических работ.

Все дети часто интересуются различными вопросами, связанными с определением характера погоды, с сезонными изменениями, происходящими в природе, климатическими условиями. Работа на метеоплощадке во время прогулки позволяет детям дошкольного возраста самостоятельно наблюдать и определять изменения, прогнозировать, что активизирует их познавательную активность и стимулирует к активной и разнообразной деятельности.

Оборудованная на территории ДОУ метеоплощадка позволяет создать условий для практики организации наблюдений за явлениями погоды с использованием измерительных приборов, что повышает уровень знаний дошкольников о погоде и как следствие на их экологическом воспитании.

Не стоит забывать также и о том, что можно реализовывать различные формы деятельности с детьми. Например, можно разделить детей на команды и устроить соревнование кто быстрее заполнит лист наблюдения, или организовать непосредственно на площадке экспериментальную деятельность с водой и снегом, к примеру. Метеоплощадку можно использовать и для проведения праздников, и для совместной с родителями деятельности, и для мастер-классов.

Таким образом, можно сделать вывод, что метеоплощадка имеет обширные возможности для организации работы по экологическому воспитанию дошкольников.

Источники литературы:

  1. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г., № 273ФЗ «Об образовании в РФ» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.consultant.ru
  2. Гладко М. Экологическое воспитание дошкольников с учетом ФГОС. Формы и методы экологического воспитания. Режим доступа: https://pedsovet.su/fgos/6674_ekologicheskoe_vospitanie_doshkolnikov
  3. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010. – 112 с.
  4. План образовательной программы «У природы нет плохой погоды» // под ред. Т.В. Семеновских. – Тюмень. – 136 с.
  5. Чижмакова В.И. Метеоплощадка в ДОУ как эффективное средство экологического воспитания дошкольников / В.И. Чижмакова, Н.А. Кудряшова, Н.Н. Меркурьева, Н.С. Федорова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 9.1 (247.1). – С. 140-144.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста».

Опыт работы по теме «Дидактическая игра как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста»....

Статья "Предетно-пространственная развивающая среда, как средство экологического воспитания детей дошкольного возраста"

Экологическое воспитание проходит через все образовательные области.  И предусматривает построение соответствующей предметно-пространственной среды, реализованной во всех центрах активности детей...

СТАТЬЯ по экологическому воспитанию( старший дошкольный возраст) по теме "Здоровьесберегающие технологии в экологическом воспитании дошкольников"

Здоровьесберегающие технологии в дошкольном образовании – это технологии, направленные на решение приоритетной задачи современного образования – задачи сохранения, поддержания и обогащения здоровья.Це...

« Дидактическая игра – как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста»

laquo; Дидактическая игра – как средство  экологического воспитания старшего дошкольного возраста»...

«Использование метеоплощадки в формировании экологической безопасности детей дошкольного возраста».

Формирование у детей работать с морфологической таблицей при наблюдениях за природными явлениями....