« Дидактическая игра – как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста»
материал (старшая группа) по теме
« Дидактическая игра – как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 21.52 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ «Ельниковский детский сад №2»
« Дидактическая игра – как средство экологического воспитания старшего дошкольного возраста»
Воспитатель: Суханова Л.И.
2017
На современном этапе развития цивилизации наиболее актуальными становятся проблемы взаимоотношения человека с окружающей средой. Еще двадцать лет назад об экологии и экологическом образовании дошкольников речь не шла. В настоящее же время оно стало одним из важных направлений дошкольной педагогики. Опыт работы с дошкольниками показывает, что легче сформировать экологические знания, но значительно труднее воспитать отношение. Следовательно, нужны такие методы обучения и воспитания, которые бы в единстве решали познавательные, нравственные и эстетические задачи Таким образом, в период дошкольного детства необходимо формировать и развивать экологическую культуру детей, и при условии успешного формирования этой задачи в настоящий момент, ребенок будет любить, ценить и беречь окружающую природу всю жизнь, передавая свои знания и умения следующим поколениям.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает воспитание гуманного отношения к природе (нравственное воспитание, формирование системы экологических знаний и представлений (интеллектуальное развитие, развитие эстетических чувств (умение видеть и прочувствовать красоту природы, участие детей в посильной для них деятельности по уходу за растениями, по охране и защите природы. Одним из эффективных и наиболее интересных для детей средством экологического воспитания является игры: дидактические, настольно-печатные, игры с предметами. Игры доставляют детям много радости, и содействует их всестороннему развитию. В процессе игр формируются знания об окружающем мире, воспитываются познавательные интересы, любовь к природе, бережное и заботливое отношение к ней, а так же эколого-целесообразное поведение в природе. Они расширяют кругозор детей, создают благоприятные условия для решения задач сенсорного воспитания. Играя в игры с природоведческим материалом, дети знакомятся со свойствами и качествами, состояниями объектов природы, усваивают способы установления этих свойств.
Игры способствуют развитию у детей наблюдательности и любознательности, пытливости, вызывают у них интерес к объектам природы. В экологических играх развиваются интеллектуальные умения: планировать действия, распределять их по времени и между участниками игры, оценивать результаты и т. д. В процессе экологического воспитания дети получают массу удивления, радости. Дошкольники восхищаются миром окружающей их природы. Играя, дети учатся: любить, познавать, беречь и множить.
В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника. И более подробно остановимся на дидактических играх.
В дошкольной педагогике все многообразие дидактических игр объединяется в три основных вида: игры с предметами (игрушками), здесь, игры с природным материалом, настольно-печатные и словесные игры.
Игры с природным материалом. Этот вид игр наиболее эффективен при ознакомлении детей с природой; выделяют сюжетные и бессюжетные игры с природным материалом, которые максимально приближают детей к природе, т. к. их желательно проводить в естественных условиях. Подобные игры всегда вызывают у детей живой интерес и активное желание играть. Семена растений, листья, камушки, разнообразные цветы, шишки, веточки, овощи, фрукты и др. - все это используется в качестве природного материала при организации и проведении дидактических игр этого вида.
Настольно - печатные игры - интересное занятие для детей при ознакомлении с миром животных и растений, явлениями живой и неживой природы. Они разнообразны по видам: «лото», «домино», парные картинки».
Словесные игры. Построены на словах и действиях играющих, дети самостоятельно решают разнообразные мыслительные задачи: описывают предметы, выделяя характерные их признаки, отгадывают их по описанию, находят сходства и различия этих предметов и явлений природы.
Специфика, своеобразие и принципы, на которых строятся дидактические игры, это сочетание обучения и игровых действий в процессе игры, обучающей направленности - всё это выделяет дидактические игры. Имеется её явное эффективное воздействие на интеллект, на формирование экологической культуры подрастающего ребенка.
Своеобразие дидактической игры:
1. определяется сочетанием двух задач дидактической и игровой. Если преобладает обучающая задача, то игра превращается в упражнение, а если игровая, то деятельность теряет свое обучающее значение. Обучение в форме дидактической игры основано на стремление ребенка, входить в воображаемую ситуацию и действовать по ее законам, то есть отвечает возрастным особенностям дошкольника. Старшие дошкольники начинают осознавать познавательную задачу таких игр, которая опосредуется игровым мотивом, придающий ей смысл.
2. определяется вид игровой деятельности и форма организации взаимодействия взрослого с ребенком. Дидактические игры социальны по своему происхождению, сама дидактическая задача, предполагает формирование средств и способов познания.
Так, дидактическая игра способствует:
1. Развитию познавательных способностей; получению новых знаний их обобщению и закреплению; в процессе игры, усваивают общественно выработанные средства и способы умственной деятельности; в процессе дидактических игр многие сложные явления (в том числе, явления природы) расчленятся на простые и наоборот, единичные обобщаются; следовательно, осуществляется аналитическая деятельность; некоторые дидактические игры как будто не вносят ничего нового в знания детей, однако они приносят большую пользу тем, что учат детей применять имеющиеся знания в новых условиях. В процессе таких игр дети уточняют, закрепляют, расширяют имеющиеся у них представления о предметах и явлениях природы, растениях, животных. При этом игры способствуют развитию памяти, внимания, наблюдательности; дают возможность детям оперировать самими предметами природы, сравнивать их, отмечать изменение отдельных внешних признаков.
2. Обогащению чувственного опыта ребенка, вызывают определенное эмоциональное отношение к природе, развивая при этом его умственные способности (умения обобщать, вычленять отдельные признаки предметов, явлений, сравнивать их, группировать, классифицировать предметы и явления окружающего мира по определенным общим признакам, высказывать свои суждения, делать умозаключения).
3.Развитию речи детей: пополняется и активизируется словарь, развивается связная речь; ряд игр с успехом используется для развития фонематической стороны языка: так, увлекательное игровое действие побуждает детей к многократному повторению одного и того же звукосочетания, такое повторение звуков не утомляет детей, потому что они заинтересованы самой игрой, то они выполняют роль птицы, то роль движущего автомобиля, и чем больше увлечен ребенок, тем активнее он воспроизводит нужные звуки, тем полнее педагогический эффект.
4. Социально-нравственному развитию ребенка-дошкольника: в такой игре происходит познание взаимоотношений между детьми, взрослыми, объектами живой и неживой природы, в ней ребенок проявляет чуткое отношение к товариществу, учится быть справедливым, уступать в случае необходимости, помогать в беде, учится сочувствовать и т.д.
5.Художественно-эстетическому воспитанию - совершая действие, ребенок думает, насколько оно красиво, элегантно, насколько правильно оно и вообще уместно ли оно в конкретной ситуации, следит за выразительностью своей речи и речи окружающих речи, происходит развитие творческой фантазии при яркой проникновенной передаче художественного образа.
Рассмотрев роль дидактической игры, следует остановиться на структуре этих игр, обозначить своеобразие и особенностей руководства ими.
Главная цель любой дидактической игры -обучающая, именно поэтому основным компонентом в ней является дидактическая задача, которая скрыта от дошкольника игровой. Ребенок просто играет, но по внутреннему психологическому значению - это процесс непосредственного обучения.
Дидактическая задача - определяется целью обучения и воспитания детей в соответствии с образовательной программой, где для каждой возрастной группе определен объем знаний, умений, и навыков, которыми должны овладеть дети.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех направлениях: подготовка дидактических игр, ее проведение и анализ
В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения; установление соответствия отобранной игры программным требованиям воспитания и обучения детей; определение удобного времени проведения дидактической игры; выбор места для игры; определение качества играющих; подготовка необходимого дидактического материала для выбранной игры; подготовка к игре самого воспитателя; подготовка к игре детей: обогащение их знаниями о предметах и явлениях окружающей жизни, необходимыми для решения игровой задачи.
Проведение дидактических игры включает: ознакомление детей с содержанием игры, с дидактическим материалом, который будет использован в игре (показ предметов, картин, краткая беседа, в ходе которой уточняются знания и представления детей о них); объяснения хода игры и правил игры.
q Анализ проведенной игры направлен на выявление приемов ее подготовки и проведения: какие приемы оказались эффективными в достижении поставленной цели - это поможет совершенствовать как подготовку, так и сам процесс проведения игры. Анализ позволит выявить индивидуальные особенности в поведении и характере детей.
Методические рекомендации : 1 .Дидактические игры проводить систематически и последовательно. 2.Подбирать игры с учётом возрастных и индивидуальных особенностей. 3 .Дидактические игры необходимо включать: как часть образовательной деятельности, на прогулках ,во время организации игр для самостоятельной деятельности детей. 4 .Дидактические игры должны быть эстетически оформлены и находиться в доступном для детей месте. 5 .Эффективнее использовать словесные и настольно-печатные игры в режимных моментах, чаще использовать игры с природным материалом.
Таким образом, дидактическая игра рассмотрена как эффективное средство экологического воспитания, потенциал игры позволяет максимально реализовать поставленные задачи экологического воспитания и использовать её в любом из направлений воспитательно-образовательной работы с детьми.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2012/10/20/picture-80372-1350718228.jpg)
Презентация «Роль дидактической игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
по этой теме я работаю с детьми...
![](/sites/default/files/pictures/2013/03/28/picture-230798-1364497209.jpg)
Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Дидактические игры по сенсорному воспитанию дают возможность проследить процесс сенсорного развития детей дошкольного возраста, оценить эффективность применяемых средств сенсорного ...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/29/picture-489215-1412003764.jpg)
Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста
Влияние дидактической игры на сенсорное воспитание детей дошкольного возраста Воспитатель: Танатарова Э.И. В настоящее время...
![](/sites/default/files/pictures/2014/11/16/picture-514726-1416160795.jpg)
Опыт работы воспитателя на тему: «Дидактические игры в экологическом воспитании детей дошкольного возраста»
1 ВведениеЭкологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требует от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения.В последнее время всё чаще загр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/11/03/picture-701673-1446568288.jpg)
«Дидактическая игра как средство воспитания детей дошкольного возраста» (Из опыта работы)
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности, представляет собой игру познавательную, расширяющую и систематизирующую представления об окружающем мире, влияющую на разви...
методическая разработка "Дидактические игры по патриотическому воспитанию детей дошкольного возраста на тему "Защитники Родины"
Долг перед Отечеством - святыня человека....