Консультация «Возможности, которые даёт использование дидактических средств на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»
учебно-методический материал (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Лукина Елена Владимировна

Материал может быть полезен педагогам ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lukina-konult-vozmozhnosti.docx23.24 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребёнка-детский сад №14»

Консультация

«Возможности, которые даёт использование дидактических средств на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»

Материал подготовил: музыкальный руководитель

Лукина Е.В., 1 кв.категория

Саранск, 2021г.

Влияние музыки в развитии детей велико. Музыка способствует всестороннему развитию ребенка, побуждает к нравственно – эстетическим переживаниям, к активному мышлению.

Борис Михайлович Теплов советский психолог, заслуженный деятель науки РСФСР дал определение что такое «Способности».

Способности-это индивидуально- психологические особенности, определяющие успешность выполнения деятельности или ряда деятельности, не сводимые к знаниям умения или навыкам, но обуславливающие легкость и быстроту обучения новым способам и приемам деятельности

Под музыкальной способностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью, в отличие от всякой другой. Комплекс музыкальных способностей объединяются в понятие музыкальность, которая формируется и развивается в процессе музыкальной деятельности. Ребенок не рождается способным к той или иной деятельности, его способности складываются, формируются, развиваются в правильно организованной соответствующей деятельности. Они развиваются в течение всей его жизни, под влиянием обучения и воспитания. Иными словами, способности – это образовательные навыки, полученные при жизни, а не при рождении.

Самый благоприятный период для развития музыкальных способностей – это детство. Развитие музыкального вкуса, эмоциональной отзывчивости в детском возрасте создает фундамент музыкальной культуры человека, как части его общей духовной культуры в будущем. Наличие определенного фонда знаний, умений и навыков не дает возможности достаточно полно характеризовать музыкальные способности. Решающее значение имеет быстрота и качество их приобретения.

Профессор Б. М. Теплов выделил три основных вида музыкальных способностей: ладовое чувствомузыкально - слуховые представления; чувство ритма.

У детей дошкольного возраста высоким показателем ладового чувства являются любовь и интерес к музыке.

Музыкально - слуховые представления - способность в воспроизведении мелодии по слуху, в первую очередь в пении, а также в подборе мелодии по слуху на музыкальном инструменте. Чтобы воспроизвести мелодию голосом или на музыкальном инструменте, необходимо иметь слуховые представления того, как движутся звуки мелодии - вверх, вниз, плавно, скачками, то есть иметь музыкально-слуховые представления звуковысотного движения. Эти музыкально-слуховые представления включают в себя память и воображение.

Чувство ритма развивается, прежде всего, в музыкально-ритмических движениях. Занятия ритмикой позволяют прочувствовать и выразить в движениях смену настроений в музыкальном произведении, совершенствовать чувство ритма с помощью координации движений и музыки. Ритм - неотъемлемая часть выразительности музыки, и поэтому именно его выразительное значение, например, с помощью образных сравнений, музыкально-дидактических игр дает хорошие результаты в обучении дошкольников.

Итак, музыкальные способности - комплекс индивидуально психологических свойств человека, обуславливающие восприятие музыки, обучаемость в области музыки. В той или иной степени, музыкальные способности проявляются почти у всех людей. Ярко выраженные, индивидуально проявляющиеся музыкальные способности называются музыкальной одаренностью.

Дошкольное детство – пора наиболее оптимального приобщения ребенка к миру прекрасного. Музыкальное развитие оказывает, ничем не заменимое, воздействие на общее развитие: формируется эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, развиваются музыкальные способности.

Развитие у детей музыкальных способностей должно быть постоянно в поле зрения педагога и осуществляться различными методами и средствами. Использование дидактических средств на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста создаёт оптимально-благоприятные возможности в формировании и развитии музыкальных способностей детей.

Музыкально – дидактические игры являются одним из эффективных средств развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста.

«Игра — это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра — это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности». Так о игре сказал Сухомлинский В. А.

В игровой форме музыкальные способности у детей развиваются намного интереснее и эффективнее. Музыкально - дидактические игры всегда интересны детям, всегда вызывают желания участвовать в них. Это универсальный метод в музыкальном воспитании, который позволяет в доступной форме привить детям интерес и любовь к музыке, дать им понятия основу музыкальной грамоты. Музыкально - дидактические игры развивают у детей чувство ритма, координацию движений, творческих способностей, а также является хорошим средством для раскрепощения стеснительных детей.

Педагогическая ценность музыкально-дидактических игр в том, что они открывают перед ребенком путь применения полученных знаний в жизненной практике.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в качестве одной из основных компетенций современного педагога предусматривает умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.

Внедрение ИКТ и цифровых образовательных ресурсов не только меняет традиционный взгляд на образование, но и помогает в реализации идей развивающего обучения, совершенствования форм и методов организации образовательного процесса в ДОУ.

Актуальность использования информационно компьютерных технологий обусловлена социальной потребностью в повышении качества образования, воспитания детей дошкольного возраста, практической потребностью в использовании в дошкольных образовательных организациях современных компьютерных программ.

Наравне с традиционными методами обучения, такими как использование дидактических игр - мультимедийные интерактивные игры позволяют детям с особым интересом знакомиться с новым материалом, а также закреплять ранее изученный материал.

Яркие, познавательные и развивающие презентациимузыкально-дидактические игры, видеофрагменты помогают разнообразить процесс знакомства детей с музыкальным искусством, сделать встречу с музыкой более интересной и увлекательной.

Музыкально-игровая деятельность оказывает влияние на развитие всех сторон личности ребенка и сферу его познавательного развития, поэтому, важно создать комфортные условия для творческого самовыражения и развития дошкольников. Одним из средств повышения качества воспитательно-образовательного процесса является применение информационно-компьютерных технологий. Красочные мультимедийные картинки, анимация увлекают детей, поддерживают эмоциональный интерес к играм и желание участвовать в них.

В своей работе я использую готовые интерактивные игры, видеофрагменты, а также, игры, разработанные самостоятельно: «Угадай инструмент», «Птицы разные бывают», «Песня Танец Марш», «Дыхательные упражнения на развитие дыхания», «Кого встретил Колобок?», «Кто в домике живёт?», «Птица и птенчики», «Звукоряд», «Тихо-громко», «Народные музыкальные инструменты» и другие.

Музыкально-дидактические игры (в т.ч. интерактивные музыкально-дидактические игры) предоставляют большие возможности в развитии музыкальных способностей детей дошкольного возраста:

  •  развивают звуковысотный слух;
  • развивают чувства ритма;
  • развивают тембровый слух;
  • развивают динамический слух;
  • развивают память.

Игры для развития звуковысотного слуха

Пение – наиболее доступный исполнительский вид музыкальной деятельности дошкольного возраста. Дети любят петь. Поют охотно, с удовольствием, что способствует развитию у них активного восприятия музыки, умения искренне, глубоко выразить свои чувства, переживания.

Для улучшения качества пения большое значение имеет развитие музыкального слуха. У многих дошкольников недостаточно развит звуковысотный слух или совершенно отсутствует правильное воспроизведение звука. Поэтому необходимо использовать специальные упражнения и дидактические игры: «Птица и птенчики», «Звукоряд», «Птицы разные бывают», «Дыхательные упражнения», «Весёлое путешествие язычка», «Кто в теремочке живёт?»

Игра может иметь сразу несколько задач, где мы можем развивать, например, не только звуковысотный слух, а и тембровый, можем поговорить и о характере музыки и т. д.

Игры на определение характера музыки

«Давайте поиграем!» - как часто мы слышим эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы уделяем им хоть несколько минут. Однако игра-это не только удовольствие и радость для ребёнка, что само по себе очень важно. С её помощью можно развивать внимание, память, мышление, воображение ребёнка, т. е. те качества, которые необходимы для дальнейшей жизни.

Играя, ребёнок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности, подчас не догадываясь об этом.

Игры для развития ладового чувства способствуют узнаванию знакомых мелодий, определению характера музыки, смены настроений в отдельных частях произведения, различению жанра, оценке правильности звучания мелодии: «Песня Танец Марш», «Три цветка», «Угадай мелодию из мультфильма»

Игры на развитие чувства ритма

Чувство ритма — неотъемлемая часть не только творческого развития, но и всей жизни человека. Его, как и слух, можно отнести к врожденным чувствам, которые нужно развивать.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.

Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Поскольку игра - это основной вид деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Целесообразно развивать чувство ритма в дидактических и интерактивных играх: «Угадай инструмент», «Ноги и ладошки», «Осенние чудеса», «Зимние чудеса», «Летние чудеса»

Игры на развитие тембрового и динамического слуха

Музыкальный слух в широком понимании - это способность различать музыкальные звуки, воспринимать, переживать и понимать содержание музыкальных произведенийМузыкальный слух имеет множество качественных проявлений, и отсюда, много его разновидностей, что говорит о сложности этой способности.

Тембровый и динамический слух – это разновидности музыкального слуха, которые позволяют слышать музыку во всей полноте ее выразительных, красочных средств. Основное качество музыкального слуха – различение звуков по высоте. Тембровый и динамический слух формируются на основе звуковысотного. Развитие тембрового и динамического слуха способствует выразительности детского исполнительства, полноте восприятия музыки. Дети узнают тембры музыкальных инструментов, различают динамику, как выразительное средство музыки. С помощью музыкально-дидактических и интерактивных игр моделируются звуковысотные, тембровые и динамические свойства музыкальных звуков: «Птицы разные бывают», «Кого встретил Колобок?», «Кто в домике живёт?», «Народные музыкальные инструменты», «Тихо-громко», «Музыкальный домик».

Игры на развитие памяти и слуха

Одной из важных проблем музыкального воспитания является развитие музыкальной памяти. Наряду с музыкальным слухом и ритмом музыкальная память – значимое звено в структуре музыкальных способностей, необходимое для любого вида музыкальной деятельности. И опять нас выручат игры: «Угадай мелодию из мультфильма», «В гости песенка пришла.», «Угадай сколько?», «Волшебный сундучок».

Игра — это лакомство, позволяющее всесторонне развивать, обучать и воспитывать детей в любом возрасте. В игре у детей возникает три цели. Первая цель — удовольствие от игры “ХОЧУ”. Вторая цель — выполнять правила игры “НАДО”. Третья цель — творческое выполнение игровой задачи “МОГУ”».

Т.о., применение разнообразных дидактических средств в образовательном процессе позволяет погрузить дошкольников в определенную игровую ситуацию, сделать образовательную деятельность более содержательной, интересной, привлекательной и по-настоящему современной. Мне как педагогу-музыканту применение дидактических средств в работе позволяет в ненавязчивой форме осуществлять работу по художественно-эстетическому развитию детей и развивать музыкальные способности дошкольников.

Вывод. Использование различных дидактических средств на музыкальных занятиях в работе с детьми дошкольного возраста позволяет мне повысить качество организации воспитательно-образовательного процесса, сделать процесс обучения интересным, а развитие ребенка эффективным, открывает новые возможности образования не только для детей, но и для меня, как для педагога.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эффективность использования ИКТ на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Информатизация общества существенно изменила практику повседневной жизни. Невозможно себе представить мир в условиях современного развития общества без информационных ресурсов, не менее  значимых...

Методическая разработка "Использование логоритмики на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Логоритмические занятия основаны на тесной связи слова, движения и музыки. Они включают в себя пальчиковые, речевые, двигательные и коммуникативные игры, упражнения для развития крупной и мелкой мотор...

Использование дидактических игр в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста по развитию внимания и произвольности (Арцишевская И.Л., Колесникова Е.В.)

Данная игровая технология позволяет повысить уровень развития внимания и произвольности у детей дошкольного возраста...

«Использование дыхательных упражнений на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста»

Данная статья поможет музыкальным работникам, воспитателям дошкольных учреждений, родителям организовать оздоровительную работу с воспитанниками. Упражнения могут быть использованы во время музыкальны...

Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми дошкольного возраста

Эффективность использования компьютерных технологий на музыкальных занятиях с детьми  дошкольного возраста...