Конспект игрового занятия в средней группе «Медведица и медвежонок»
план-конспект занятия (средняя группа)

Игра – занятие для детей 3-5 лет. Мама-медведица и медвежата

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_igrovogo_zanyatiya_v_sredney_gruppe.docx29.08 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект игрового занятия в средней группе «Медведица и медвежонок»

Игра – занятие для детей 3-5 лет. Мама-медведица и медвежата

Программное содержание: создать условия для обогащения представлений детей о жизни бурой медведицы в зимний и весенний периоды года: рождение медвежат, кормление и уход за ними, обучение первым навыкам различения и добычи пищи; формировать у детей умение слушать и понимать обращённую к ним речь, участвовать в коллективном разговоре; содействовать овладению игровыми навыками; демонстрировать собственным примером искреннее и доброжелательное отношение друг к другу.

Активизация словаря: чаща, берлога, детёныши, медвежата, чмокают, урчат.

Материал: игровая среда «Зимний и весенний лес» (описание дано в тексте)-костюмы для мамы-медведицы и двух медвежат, мягкая игрушка бурого медведя и двух маленьких медвежат серо-жёлтого цвета; несколько крупных корешков растений (можно использовать для наглядности натуральные корешки корневой петрушки, пастернака ши сельдерея)-, тарелка с натуральными ягодами брусники, клюквы; объёмная игрушка мышки из бумаги или другого материала, прикреплённая к длинной верёвочке; натуральный мёд в деревянной посуде небольшого размера, чайные ложки для подгруппы детей; магнитная запись со звуками зимнего и весеннего леса.

Ход игры

В утреннее или предварительно в вечернее время воспитатель вместе с детьми создаёт предметно-игровую среду «Зимний лес»: расставляются объёмные заснеженные деревья, развешиваются крест-накрест две длинных верёвки с висящими на нитках снежинками. Висящие снежинки должны быть расположены на высоте поднятой руки ребёнка. Предметы разной высоты, накрытые белой тканью, изображают сугробы. Самый высокий предмет, накрытый светлой тканью (стол воспитателя или высокая ширма) выступает в качестве берлоги, в которой сначала находятся мягкие игрушки медведицы и двух медвежат, а затем «мама-медведица» (сменный воспитатель) и два ребёнка - «два родившихся медвежонка».

Педагог предлагает детям отправиться на прогулку в зимний лес. Во время медленного передвижения по «лесу» (пешком или на лыжах) привлекается внимание детей на красоту заснеженного леса. Затем воспитатель предлагает всем прислушаться к «голосу» зимнего леса: включается магнитная запись с голосами зимующих птиц, с завыванием ветра и потрескиванием деревьев. Дети отгадывают названия птиц, словесно определяют услышанные звуки: вой, треск, чириканье, стрекотанье. Воспитатель останавливает детей у «полянки», на которой «растёт» густой еловый лес.

- Посмотрите, дети, в какую же чащу мы с вами попали! А что такое чаща? Какой лес можно назвать чащей? (Густой, тёмный, труднопроходимый.) Давайте превратимся в такую чащу!

Проводится пластический этюд «Чаща».

Дети становятся близко друг к другу, переплетаются руками- «веточками», ногами-«корнями». Педагог осуществляет безуспешную попытку пройти через возникшую «чащу леса». Обращается внимание детей па «сугробы», уточняется, на что они похожи. Поощряются любые сравнения детей. Затем дети вместе с воспитателем подходят к самому высокому «сугробу» с узкой глубокой дырой.

- Посмотрите, дети, - говорит воспитатель, - какая-то странная дыра в снегу, из неё даже идёт лёгкий пар. Давайте осторожно опустим руки в «снег» и потрогаем его. Что чувствуют ваши руки? (Дети ощущают твёрдую поверхность.) Что это может быть? (Ответы детей.) Это, наверно, вывернутый из земли корень дерева. Снег накрыл его пушистой шапкой. А почему же вот из этой дыры идёт пар? (В «берлоге» может стоять небольшая ёмкость с горячей водой, которая прикрыта белой тканью.) Вспомните, когда у вас изо рта идёт пар? Значит, здесь тоже кто-то дышит?

Педагог может предложить детям отгадать загадку о хозяине этого снежного дома. Для детей младшей группы предлагается облегченный вариант загадки. Например: «В берлоге живёт и лапу сосёт». Для детей средней группы можно предложить следующий вариант загадки:

Летом ягоды жуёт,

Копит жир - не тужит.

Жир от холода спасёт,

Защитит от стужи.

Ю. Могутин

- Под этим большим корнем дерева, прикрытого снегом, живет бурая медведица, - говорит воспитатель. - Как называется её дом? (Слово «берлога» повторить хором.) Еще осенью медведица вырыла под стволом упавшего дерева углубление, прикрыла его мягким мхом и мягкими еловыми веточками. А потом легла мордочкой к выходу, и снежный буран замел и её, и берлогу. Только узенькая щель в сугробе осталась (показывает её), через которую в берлогу свежий воздух поступает. Зима. Холод. Стужа. А в медвежьей берлоге тепло и уютно.

С таинственным видом воспитатель произносит:

Много странного на земле.

Чудеса как из ушата.

Ты подумай: в феврале

Рождаются медвежата.

Ни травы, ни ягод нет,

А они пришли на свет!

Л. М. Моравская

Воспитатель уточняет у детей название текущего месяца.

- Вот видите, на улице февраль, значит, в этой берлоге у мамы-медведицы уже родились... Кто? (Медвежата.) Давайте потихоньку заглянем в щелочку берлоги, а потом расскажем друг другу о том, что там увидим.

В импровизированной берлоге дети видят маму-медведицу с двумя медвежатами (мягкие игрушки). Затем они обмениваются впечатлениями о количестве и величине зверей, цвете их шерсти. Воспитатель обобщает высказывания детей.

— Чаще всего у бурой медведицы рождаются два или четыре медвежонка. Медвежата родятся с серо-жёлтой шерсткой, а потом она становится бурой (коричневой). Детёныши рождаются слепыми, беспомощными, размером с рукавичку. (Показывает детскую пуховую варежку.) Мама-медведица согревает на груди родившихся медвежат своим горячим дыханием. Покажите, как она это делает. (Дети сжимают обе ладони в кулачок, превращая его в малютку-медвежонка, подносят ко рту и дышат на него.) В настоящей медвежьей берлоге совсем темно. Мама- медведица даже не видит своих детёнышей. Она их чувствует с помощью... Чего? (Показывает пальцем на свой нос.) Верно, с помощью запаха. Медвежата зимой почти не растут. И весной, когда они выйдут с мамой из берлоги, медвежата будут почти такими же маленькими. Уйдёт медведица с медвежатами из берлоги, и вот тут-то начнут малыши-медвежата пить мамино молочко и расти как в сказке: не по дням, а по часам. Медведица - очень заботливая, любящая мама. Она кормит родившихся медвежат молочком из своей груди. Кормит точно так же, как когда-то ваши мамы кормили и вас. Когда медвежата сосут молочко, они так же, как все маленькие дети, чмокают и даже мурлыкают от удовольствия. Давайте покажем, как это они делают.

В ответ на чмоканье и мурлыканье детей воспитатель как «мама-медведица», тоже урчит, объясняя, что она как бы поет им, «медвежатам», колыбельную песенку на своем «медвежьем» языке. Затем предлагает детям шёпотом пожелать бурой медведице и её медвежатам спокойного сна до весны и потихоньку отойти от берлоги. Педагог высказывает опасение: если мама- медведица проснётся зимой в берлоге от шума, то она может уйти из берлоги навсегда.

- Что может случиться тогда с родившимися медвежатами? - спрашивает воспитатель. - Правильно, они могут погибнуть.

Воспитатель с детьми проходят в другую комнату. В это время в «большую берлогу» - за ширму или под высокий стол прячутся «мама-медведица» (сменный воспитатель) и два ребёнка- «медвежонка».

В другом помещении воспитатель продолжает разговор с детьми:

- Вам хочется увидеть, какими станут весной медвежата? Тогда давайте представим, что у нас в групповой комнате уже наступила весна. И наш зимний лес превратился... в какой? Правильно, в весенний лес.

Дети возвращаются в группу, где сменный воспитатель и помощник воспитателя или другие взрослые уже убрали верёвки со снежинками, «снег» с деревьев и разложили несколько листов голубой и чёрной бумаги, изображающих ручьи и проталины, создали с помощью цветных плоскостных моделей подснежников весеннюю полянку. «Пища» для «медведей» заранее расставлена в скрытых от глаз детей уголках группы. При входе детей в группу включается магнитная запись со звуками весеннего леса: пение птиц, журчанье ручья. Воспитатель предлагает прислушаться к голосу весеннего леса. Во время паузы педагог читает радостным, бодрым голосом четверостишие из стихотворения М. А. Пожаровой «Пришла весна».

Шумят леса, цветёт земля,

Поёт, звенит ручей:

«Пришла весна, пришла весна –

В одежде из лучей!».

Из «берлоги» неожиданно для детей выходит взрослый - «мама-медведица», которая потягивается и зевает.

Медведица. Ох, и долго же я спала! Очень проголодалась, даже похудела. (Осматривает себя.) Пойду-ка я в лес да поищу чего-нибудь съедобного.

Сделав шаг, «медведица» оглядывается и видит, как из берлоги за нею ползут «медвежата». Они падают, катятся пушистыми клубочками.

Медведица. А вы куда?

Медвежата. Мыс тобой, мамочка!

Медведица. Да вы ещё ходить и бегать как следует не умеете. Сидите в берлоге и ждите меня.

«Медвежата» неуклюже ползут в «берлогу».

«Медведица» медленно бредёт по лесу, наклоняется к земле, принюхивается, приговаривая:

- Мы, медведи, видим плохо, но зато запахи чувствуем хорошо. О! Вкусненьким запахло! (Подходит к зелёному листу.) Да это же прошлогодняя травка! Съем её! (Сминает бумагу, прячет её в карман, а затем втягивает носом воздух.) Запах какой приятный чувствую... Вспомнила! Где-то здесь, в лесу, должна быть полянка с вкусными сочными корешками растений. Да вот же она!

Подходит к определённому месту, где лежат корешки пряных растений: корень петрушки, сельдерея или пастернака. Откусывает их, причмокивая и урча от удовольствия. Затем идет дальше.

- Что я вижу! - восклицает радостным голосом «медведица». - Это же подснежники! Ох, как я люблю полакомиться ими весною! («Ест» подснежники, урча и причмокивая. Идет дальше, принюхиваясь, по направлению к «полянке» с ягодами.) А вот и ягодка лесная, прошлогодняя: клюква, брусника. Вкусная! (Съедает несколько ягод.) Наконец-то я наелась! («Медведица» поглаживает себя по животу.) - Что-то в сон меня клонит. Посижу у этого дерева, отдохну, а потом пойду в берлогу, кормить своих малышей.

Под тихое музыкальное сопровождение садится, закрывает глаза и начинает изображать дремлющую медведицу, покачивающую головой из стороны в сторону. Тем временем из «берлоги» выглядывают два «медвежонка» и пытаются из нее выползти.

Воспитатель. Хотите, дети, тоже стать такими медвежатами? Один! Два! Три! Вы все теперь - бурые медвежата: маленькие, веселые, неуклюжие, не умеющие быстро бегать и правильно ходить.

Дети изображают таких медвежат, а затем по подсказке воспитателя уползают в берлогу.

Можно посадить детей па ковёр и прикрыть их сверху тканью, но таким образом, чтобы они могли видеть происходящие события.

В «берлоге» «медвежата» начинают обиженно урчать, звать к себе «маму-медведицу».

Воспитатель и дети (обращаются к спящей «медведице»).

Медведица! Просыпайся!

Твой дети плачут,

По берлоге скачут.

Ищут маму - не найдут.

Медведица (просыпается, всплескивает лапами и восклицает).

Медвежата, ведь я тут!

Голодные бедняжки

В берлоге маму ждут.

Бегите ко мне, крошки,

Еду вам здесь дадут!

Все дети-«медвежата» подбегают к «маме-медведице», которая обнимает их, приговаривая:

Для начала вас почищу,

Оближу всех язычком (гладит детей рукой),

Научу искать вам пищу,

Следуйте за мной рядком!

Дети-«медвежата» идут по следу «мамы-медведицы», которая подводит их к «полянке» с вкусными кореньями.

Разгребите лапкой землю,

Отыщите корешок

От съедобного растенья.

Нам, медведям, это впрок.

Дети имитируют поиск корешков. Дать возможность детям-«медвежатам» пожевать кусочки корневой петрушки, сельдерея, пастернака и почувствовать их настоящий вкус.

А теперь пойдём к полянке,

Прошлогодней самобранке,

И обнюхаем её.

Подводит «медвежат» к блюду с натуральными лесными ягодами: клюквой, брусникой и предлагает понюхать пищу.

Что подсказывает запах? (Ответы детей.)

Ешьте вволю, только лапой.

Для подгруппы детей на подносе могут стоять маленькие стаканчики с ягодами. Сделать паузу для пережевывания детьми ягод.

Хорошо, что весна настала,

Еда сама к нам прибежала!

«Медведица» показывает на «мышку», которую передвигает по полу взрослый или ребёнок.

Как мышку серую поймать,

Сначала вас научит мать.

Ловит движущуюся «мышку», а затем «медвежата» самостоятельно ловят бегающую «еду».

«Мама-медведица» подводит «медвежат» к лежащим на полу дощечкам и веткам, имитирующим лесные пни, упавшие деревья, валежник.

- Вот под такими пнями, бревнышками, камнями тоже прячется наша еда, - говорит «медведица». - Осторожно переверните лапами эти предметы. Кого вы видите под ними? (Предлагаются модели или картинки с изображением муравьев.) Это - муравьи. Накройте их лапой, медвежата, чтобы они не разбежались. А теперь поднесите лапу поближе к себе, понюхайте, а затем слизните муравьев.

Дети выполняют действия под словесное комментирование «мамы-медведицы».

- Скажите, медвежата, нужны ли нам, медведям, лужицы? Вон их сколько появилось весной, а летом ещё больше будет. (Ответы детей.) Когда наступит лечо, в лесу появится много комаров, мошек, оводов. Как от них защищаются люди? А как вы, медвежата, будете от них спасаться? (Ответы.) У нас, медведей, есть верное средство от насекомых. Это - грязевые ванны! Кто из вас догадался, что это значит? (Ответы детей.) А сейчас мы с вами примем грязевую ванну. Представьте, что перед вами лужица. (Указывает на определённое место на ковре.) Ложитесь в неё, барахтайтесь, перекатывайтесь с боку на бок и через голову. А теперь, медвежата, намажьте свою шёрстку грязью (дети имитируют действие) и урчите от удовольствия. Настоящие медведи так и делают. На сегодня, медвежата, мамины уроки для вас закончились. Чему же я вас сегодня научила? (Ответы детей.) В следующий раз я научу вас точить свои коготки и чесать спинку об удобный пенёк, ловить рыбу в реке, находить мёд диких пчёл. А теперь, медвежата, пора отправляться дальше в лес. В свой дом мы теперь уже не вернёмся. А как назывался наш дом? Правильно, берлога. Не разбегайтесь, идите по моим следам.

Дети с «мамой-медведицей» отправляются в путь. Навстречу им выходит воспитатель.

Воспитатель. Здравствуй, бурая медведица! Здравствуйте, медвежата-малыши!

Медведица. (Резко останавливается, разводит «лапы» в стороны, как бы защищая «медвежат».) Стойте, медвежата! Опасность! Человек, лучше не подходи к моим детям, а не то я рассержусь!

Воспитатель. Хорошо, медведица, я не буду близко подходить. Только зря ты опасаешься меня. Я видела, как ты учила своих медвежат добывать себе пищу. Какие они у тебя умненькие, послушные да весёлые. Я решила угостить вас вашей самой любимой едой. Может быть, медвежата знают, как она называется?

Для детей среднего дошкольного возраста можно задать следующий вопрос: «Когда вы, медвежата, вырастите, то как вас будут называть? (Медведями.) Произнесите это слово по слогам: мед - ведь - мёд ведающий, то есть знающий, где можно найти мед. Голодно ещё весной в лесу. А твои, медведица, дети совсем маленькие. Пусть полакомятся мёдом».

Воспитатель ставит на «пенек» - стол ёмкость небольшого размера с настоящим мёдом и уходит.

Медведица. Спасибо тебе, добрый человек! (Кланяется в сторону ушедшего педагога.) И вы, мои крошки, поблагодарите этого человека за доброту. Дети - «медвежата» благодарят воспитателя, а затем вместе со взрослыми чайными ложечками пробуют угощение.

Примечание: объём познавательной информации для младших дошкольников может быть творчески пересмотрен воспитателями с учетом особенностей детей их групп. Для завершения данной игры-занятия педагоги могут использовать разнообразные приёмы, учитывая возраст детей. «Мама- медведица» может предложить детям - «медвежатам» на длинной полоске бумаги нарисовать свои следы. Рисование следов выполняется боковыми сторонами сжатых в кулачки рук. Интерес у детей вызывает окрашивание красками моделей «медвежьей семьи или оклеивание их кусочками меха. Педагог может приготовить для каждого ребёнка подарок - жетон с изображением медвежонка. На обратной стороне круга печатными буквами должны быть написаны слова: «Я люблю тебя, малыш!».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...

Конспект интегрированного занятия в средней группе «Как медвежонок Федя сильным стал»

В ходе итегрированного занятия решаются следующие задачи:-формировать у детей представление о здоровье, как одной из главных ценностей жизни, закреплять умения заботиться о своем здоровье,-повыс...

Конспект игрового занятия в средней группе "Сказочный лес"

Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим миром В средней группе " Сказочный лес"...

Конспект игрового занятия в средней группе с использованием развивающих игр Воскобовича: «Гусеница Фифа оставляет следы»

Конспект игрового занятия в средней группе с использованием развивающих игр Воскобовича: «Гусеница Фифа оставляет следы»...