конспект игрового занятия в средней группе "Волшебный сундук"
план-конспект занятия (средняя группа)

шушкова

занятие с использованием фольклора

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnyy_sunduk_-_konspekt.doc53.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад общеразвивающего вида № 58» НМР РТ

Конспект

Фольклорно-игрового занятия  в средней группе

Тема: «Волшебный сундук»

                                                                                                 Составил и провёл

                                                                                                 воспитатель Шушкова Е.Н                        

Татарстан

г. Нижнекамск

Конспект

Фольклорно-игрового занятия  в средней группе

Тема: «Волшебный сундук»

ТЕМА: «Волшебный сундук»

Дата: 10 марта 2020 года

Время: 9.15-9.45

Количество детей: 20

ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:

  1. Продолжать учить детей различать занятия (какое занятие по оформлению, по содержанию).
  2. Продолжать учить детей употреблять в речи слова из народного русского фольклора.
  3. Учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста русской народной сказки и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, при помощи которых озвучивается сказка: темп, динамику, регистр и тембр звучания.
  4. Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.
  5. Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов (зайчик, медведь, дударь).
  6. Развивать у детей фантазию, воображение, инициативность.
  7. Воспитывать у детей культуру поведения, умение вести себя «в гостях».
  8. Воспитывать аккуратность в самостоятельной деятельности детей, желание порадовать своей работой гостей.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Активный словарь: Марья-искусница, деревянные, глиняные, поделки, чудеса, волшебные, лакомства, сундук, барышни, медвежонок, заинька.

Пассивный словарь: мастеровая, изба, ярмарка, рукоделие, дымковские, филимоновские, семеновские, богородские игрушки, пословица, поговорка, загадка, берестяной туесок, старинные, хоровод, дудка-самогудка, частушки, балаганщики, занятие-игровое, фольклорное, музыкальное, комплексное.

ОБОРУДОВАНИЕ:

Столик с самоваром, скатерть, печь, скамейки, изделия народно-прикладного искусства: расписные глиняные игрушки, деревянные игрушки и посуда, русские платки, ширма, куклы- Бибабо: дед, бабка, курочка, мышка, музыкальные инструменты, костюм зайца, медведя, Феди, сундук с мягкими игрушками: заяц, медвежонок, туесок, пяльцы с вышитыми салфетками, «спицы» с клубками ниток, деревянные доски для изготовления поделок, корзинки для плетения.

МАТЕРИАЛ:

 раздаточный: русские народные костюмы на каждого ребенка, силуэты барышень, готовые вырезанные геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, кисточки на подставках, клеенки, салфетки, клейстер, столы для аппликации.

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

влажная уборка и проветривание музыкального зала, подготовка оборудования и материала к занятию.

ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:

 составление конспекта, подготовка участников: роль Феди, воспитателя, детские роли Зайца и Медведя, детей за ширмой с куклами, игре на музыкальных инструментах, разучивание пословиц, поговорок, частушек, хороводных и подвижных игр, изготовление с детьми геометрических фигур для аппликации, силуэтов барышень.

СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:

1 часть – вводная – дети пришли в гости к Марье-искуснице.

11 часть – основная: совместная работа и отдых с Марьей-искусницей.

111 часть – заключительная: изготовление аппликации для Марьи-искусницы.

1У часть – оценка Марьей-искусницей аппликаций и угощение детей.

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:

1 часть – Элла, Настя, Ангелина, Давид, Алия.

2 часть – Ксения,  Амир, Ясмина Х, Асель, Айдар, Тамирлан, Эмир, Арсений, Мирон.

3 часть – Артем, Тимур, Вова, Райана.

4 часть – Камиль, Ясмина Н.

ХОД ЗАНЯТИЯ: (изба-мастерская. Зал оформлен в стиле интерьера русской избы: печь, стол, накрытый вышитой скатертью, деревянная посуда, самовар, скамьи).

На фоне звучания русской народной мелодии гостей встречает хозяйка избы-мастерской.

Марья-искусница: - Здравствуйте, люди добрые, гости званные, гости  

желанные!  Проходите, садитесь, друг дружке улыбнитесь. Небось хотите знать, кто я такая?

Зовусь Марьей-искусницей, а изба моя – мастерская.

Ярмарка у ворот, а дел еще невпроворот. Одними руками мне не поспеть. Позову-ка я соседей на подмогу.

(Под русскую народную мелодию входят дети в русских костюмах).

Дети (по очереди): - Принимайте гостей из всех сел, волостей!

                          - Двери шире распахните, да гостей к себе впустите!

                  - Мы пришли к вам не с помехою, а с весельем да с

                     потехою!

Дети (вместе):           - Здравствуй, хозяюшка!

Марья –искусница: - Здравствуйте, детушки-малолетушки, красные девицы  

                                добры молодцы!

Дети (по очереди):  - Уж дай Бог тому, кто в этом дому!

                            - Сколько в лесу пеньков, столько вам светлых деньков!

                            - Сколько в лемму осинок – столько вам и свинок!

                            - Сто бы вам коров, полторасто быков!

                            - По ведру бы вам доили, да все сметаною.

Марья-искусница:   - Вот спасибо! Низкий поклон вам, соседи дорогие,         

люди мастеровые. Да вы присаживайтесь, добрым гостям я всегда рада!

Марья-искусница:    - Ой, ой! Как много вас. Да все румяны, улыбчивы!

А вот звать-то вас как? И не знаю? А ну-ка, представтесь!

(Все дети называют свое имя)  

Воспитатель:         - Марья-искусница! Пришли мы к тебе не от дела лытать, а дело пытать! Прослышали мы о том, что изба у

        тебя большая, да не простая. И правда, красиво тут, дети? (обратить внимание на поделки, изделия народно-прикладного искусства, глиняные игрушки, расшитые скатерть и салфетки, деревянную посуду и сладкие лакомства).

Марья-искусница:    -Да уж! Изба у меня не простая. Блинами оббита  да пирогами покрыта.

Воспитатель:        - То-то мы глядим, мимо твоей избы никто не пройдет, всяк на огонек завернет.

Марья-искусница:        - А позвала я вас, соседи дорогие, чтобы вы мне помогли к сроку управиться с поделками, которые мы на ярмарку повезем. Да заодно и поучиться у Марьи-искусницы рукоделию. Не даром говорится: «Оживает все вокруг от тепла искусных рук!»

        Ну, что? Готовы работать с огоньком?

Дети:        -Готовы!

Марья –искусница:        - За работу добрый люд! Никто в стороне не останется, каждому дело достанется!

Марья-искусница разводит детей по «рабочим местам». Дети «вышивают»,

«мастерят» корзины, деревянные дощечки, поделки, «вяжут» спицами.

В народе говорят: «Бойся-перебойся пустого времени».

-А еще что говорят о труде.

Дети (по очереди):        - Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.

        - Труд человека кормит, а лень портит.

        -Мала пчела, да и та работает.

        - Поскорей подрастай, да к работе поспевай.

Воспитатель:        - А правда ли Марья-искусница, что у тебя в доме всякие чудеса происходят и волшебные вещи имеются?

Марья –искусница:        - Как им не быть! Вон в углу сундук стоит, много он добра хранит. Этот сундук оставила мне на память моя бабушка. Там лежат старинные вещи, они имеют волшебную силу.

Воспитатель:        - Ну так покажи их нам.

Марья –искусница:        - Есть у меня дудка, дудка-самогудка. Сама поет, играет, плясать всех заставляет. (Достает из сундука дудку).

        - Эту дудочку мою, вам ребята, я даю. Если даже плясать не хотите – ноги сами в пляс пойдут. Не верите? Проверьте!

ХОРОВОД «Дудочка-дуда».

Марья –искусница:        - Заглянем еще в сундук? (Достает туесок.)

        - Там где в травах ветер сладкий, где за полем лес стеной, собираю я загадки в туесок берестяной.

- Загадаю вам загадки из туеска.

ЗАГАДКИ:

- Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (курица)

- Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода. (самовар)

- Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна его не съем, подарю ребятам всем. (бублик)

Марья-искусница:        - Еще у меня в бабушкином сундуке живут старинные

                                игрушки. Стоит мне открыть сундук, как игрушки

                                оживают. (открывает сундук и загадывает загадку).

                                - Комочек пуха, два длинных уха, прыгает ловко,

                                любит морковку. (заяц)

                                - Зайка-зайка, покружись, в нашем доме появись.

                                (Появляется ребенок в костюме зайца).

                                - Вот и ожил мой зайчик. Ай да зайка – серый         

                        горностайка, с тобой кругом пойдем, хоровод

                        заведем.

ХОРОВОД «Заинька, походи»

Марья-искусница:        - Давайте посмотрим, что еще есть в сундуке?

(достает игрушечного медвежонка и отдает его ребенку, который читает про него стихотворение)

Ребенок:                        - Медвежонок плюшевый

                                Ничего не кушает

                                Ни конфет, ни шоколада,

                                Ничего ему не надо

                                Целый день в углу сидит-

                                У него живот болит.

Марья-искусница:        - Посмотрите, а вот и Федя ведет медведя.

(Медведь-ребенок в костюме. Федя – ребенок из подготовительной группы).

Федя:                                -А ну, народ подходи! На диковинку погляди!

                                - Я по улицам гуляю, больших и малых забавляю!

                                -А покажи-ка нам, Мишенька, как летом маленькие

                        детки горошек воровали: где сухо – там брюхом

                        (ползет), где мокро – там не коленочках (на коленках)

                        - Ну-ка, Мишенька, покажи нам, как красны девки на                         работу идут?

 (медведь идет медленно, согнувшись, покряхтывая)

- А как с работы на гулянье спешат?

(медведь распрямляется, идет бодро)

Медведь:                        - Если б не было воды – не было бы кружки

                                Если б не было девчат, кто бы пел частушки?

Марья-искусница:        - Как известно всем, девчушки-мастерицы петь частушки.

        - А вы, парнишки, не зевайте – девчатам тоже помогайте.

ЧАСТУШКИ (поют 3 девочки и 3 мальчика)

Марья-искусница:        - Ну-ка, Мишенька, не гнись дугой, как мешок тугой.

        Повесели- ка нас игрой вместе с заинькой.

ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Чей кружок быстрее соберется?»

(Дети образуют два круга: в середине Медведь и Заяц. Дети хороводным шагом идут вокруг них. Дети хлопают – ведущие пляшут. Дети разбегаются по залу, приседают и закрывают глаза. Ведущие перебегают в другое место. Дети бегут к своему ведущему, становятся вокруг него, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который собрался первым.)

Марья-искусница:        - Ребятушки, а есть ли среди вас артисты-

                                балаганщики?

Балаганщики (дети):        - Мы артисты-балаганщики. Ходим по свету,

 рассказываем сказки.

Марья-искусница:        - Ой, как я люблю, когда сказки рассказывают,

                                спектакли разыгрывают. Покажите скорее что-нибудь

                                мне и моим гостям.

КУКОЛЬНЫЙ СПКТАКЛЬ «Курочка Ряба». (с музыкальным сопровождением оркестром).

Марья-искусница:        - Спасибо вам, артисты-балаганщики, очень уж нам всем понравилась ваша сказка. В народе говорят у нас: «Делу время, потехе час». Довольно развлекаться, пора за дело браться. (заглядывает в сундук и достает плоскостные силуэты разных барышень).

Марья-искусница:        - До ярмарки осталось совсем немного. Надо скорее нарядить этих барышень в нарядную одежду, украсить их платья. Поможете мне?

Воспитатель:        - Наши дети уже научились вырезать разные геометрические фигуры и конечно же они без труда нарядят барышень в красивые платья.

АППЛИКАЦИЯ (дети приклеивают на силуэты уже готовые и вырезанные ими геометрические фигуры. По окончании работы все дети держат перед собой своих барышень, показывая гостям.)

Воспитатель:        - Смотри, хозяюшка, какие красивые барышни у нас с ребятами получились.

Марья-искусница:        - Вот здорово! Будет, что на ярмарке показать.

        (Дети отдают силуэты барышень Марье-искуснице).

Воспитатель:        - Спасибо тебе, Марья-искусница за доброту, за ласку, за веселье. Надолго мы запомним волшебный сундук и его обитателей.

Марья-искусница:        - Да и вам спасибо, что на огонек зашли. Вот и подошло наше занятие к концу. Как вы думаете, какое оно было, как его можно назвать? (игровое, фольклорное, музыкальное, комплексное).

        - Не красна изба углами, а красна пирогами. А вот вам от меня и угощение – всем на удивление!

(Марья- искусница дарит пирог, дети уходят в группу на чаепитие.)

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...

Конспект игрового занятия в средней группе «Медведица и медвежонок»

Игра – занятие для детей 3-5 лет. Мама-медведица и медвежата...

Конспект открытого занятия в средней группе по развитию познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Образовательная область «Познание»

Конспект открытого занятия " Куклы бабушкино сундука" разработан для детей средней группы в соответствии с ФГОС  с целью  развития познавательно-исследовательской деятельности восп...

Конспект игрового занятия в средней группе "Сказочный лес"

Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим миром В средней группе " Сказочный лес"...

Конспект игрового занятия в средней группе с использованием развивающих игр Воскобовича: «Гусеница Фифа оставляет следы»

Конспект игрового занятия в средней группе с использованием развивающих игр Воскобовича: «Гусеница Фифа оставляет следы»...