конспект игрового занятия в средней группе "Волшебный сундук"
план-конспект занятия (средняя группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 58» НМР РТ
Конспект
Фольклорно-игрового занятия в средней группе
Тема: «Волшебный сундук»
Составил и провёл
воспитатель Шушкова Е.Н
Татарстан
г. Нижнекамск
Конспект
Фольклорно-игрового занятия в средней группе
Тема: «Волшебный сундук»
ТЕМА: «Волшебный сундук»
Дата: 10 марта 2020 года
Время: 9.15-9.45
Количество детей: 20
ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ:
- Продолжать учить детей различать занятия (какое занятие по оформлению, по содержанию).
- Продолжать учить детей употреблять в речи слова из народного русского фольклора.
- Учить детей тонко чувствовать и понимать смысл текста русской народной сказки и адекватно подбирать звуковые средства выразительности, при помощи которых озвучивается сказка: темп, динамику, регистр и тембр звучания.
- Приобщать детей к народным традициям, русскому фольклору.
- Активизировать творческие проявления детей в передаче различных игровых образов (зайчик, медведь, дударь).
- Развивать у детей фантазию, воображение, инициативность.
- Воспитывать у детей культуру поведения, умение вести себя «в гостях».
- Воспитывать аккуратность в самостоятельной деятельности детей, желание порадовать своей работой гостей.
СЛОВАРНАЯ РАБОТА:
Активный словарь: Марья-искусница, деревянные, глиняные, поделки, чудеса, волшебные, лакомства, сундук, барышни, медвежонок, заинька.
Пассивный словарь: мастеровая, изба, ярмарка, рукоделие, дымковские, филимоновские, семеновские, богородские игрушки, пословица, поговорка, загадка, берестяной туесок, старинные, хоровод, дудка-самогудка, частушки, балаганщики, занятие-игровое, фольклорное, музыкальное, комплексное.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Столик с самоваром, скатерть, печь, скамейки, изделия народно-прикладного искусства: расписные глиняные игрушки, деревянные игрушки и посуда, русские платки, ширма, куклы- Бибабо: дед, бабка, курочка, мышка, музыкальные инструменты, костюм зайца, медведя, Феди, сундук с мягкими игрушками: заяц, медвежонок, туесок, пяльцы с вышитыми салфетками, «спицы» с клубками ниток, деревянные доски для изготовления поделок, корзинки для плетения.
МАТЕРИАЛ:
раздаточный: русские народные костюмы на каждого ребенка, силуэты барышень, готовые вырезанные геометрические фигуры: квадраты, треугольники, круги, кисточки на подставках, клеенки, салфетки, клейстер, столы для аппликации.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
влажная уборка и проветривание музыкального зала, подготовка оборудования и материала к занятию.
ПРЕДШЕСТВУЮЩАЯ РАБОТА:
составление конспекта, подготовка участников: роль Феди, воспитателя, детские роли Зайца и Медведя, детей за ширмой с куклами, игре на музыкальных инструментах, разучивание пословиц, поговорок, частушек, хороводных и подвижных игр, изготовление с детьми геометрических фигур для аппликации, силуэтов барышень.
СТРУКТУРА ЗАНЯТИЯ:
1 часть – вводная – дети пришли в гости к Марье-искуснице.
11 часть – основная: совместная работа и отдых с Марьей-искусницей.
111 часть – заключительная: изготовление аппликации для Марьи-искусницы.
1У часть – оценка Марьей-искусницей аппликаций и угощение детей.
ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА:
1 часть – Элла, Настя, Ангелина, Давид, Алия.
2 часть – Ксения, Амир, Ясмина Х, Асель, Айдар, Тамирлан, Эмир, Арсений, Мирон.
3 часть – Артем, Тимур, Вова, Райана.
4 часть – Камиль, Ясмина Н.
ХОД ЗАНЯТИЯ: (изба-мастерская. Зал оформлен в стиле интерьера русской избы: печь, стол, накрытый вышитой скатертью, деревянная посуда, самовар, скамьи).
На фоне звучания русской народной мелодии гостей встречает хозяйка избы-мастерской.
Марья-искусница: - Здравствуйте, люди добрые, гости званные, гости
желанные! Проходите, садитесь, друг дружке улыбнитесь. Небось хотите знать, кто я такая?
Зовусь Марьей-искусницей, а изба моя – мастерская.
Ярмарка у ворот, а дел еще невпроворот. Одними руками мне не поспеть. Позову-ка я соседей на подмогу.
(Под русскую народную мелодию входят дети в русских костюмах).
Дети (по очереди): - Принимайте гостей из всех сел, волостей!
- Двери шире распахните, да гостей к себе впустите!
- Мы пришли к вам не с помехою, а с весельем да с
потехою!
Дети (вместе): - Здравствуй, хозяюшка!
Марья –искусница: - Здравствуйте, детушки-малолетушки, красные девицы
добры молодцы!
Дети (по очереди): - Уж дай Бог тому, кто в этом дому!
- Сколько в лесу пеньков, столько вам светлых деньков!
- Сколько в лемму осинок – столько вам и свинок!
- Сто бы вам коров, полторасто быков!
- По ведру бы вам доили, да все сметаною.
Марья-искусница: - Вот спасибо! Низкий поклон вам, соседи дорогие,
люди мастеровые. Да вы присаживайтесь, добрым гостям я всегда рада!
Марья-искусница: - Ой, ой! Как много вас. Да все румяны, улыбчивы!
А вот звать-то вас как? И не знаю? А ну-ка, представтесь!
(Все дети называют свое имя)
Воспитатель: - Марья-искусница! Пришли мы к тебе не от дела лытать, а дело пытать! Прослышали мы о том, что изба у
тебя большая, да не простая. И правда, красиво тут, дети? (обратить внимание на поделки, изделия народно-прикладного искусства, глиняные игрушки, расшитые скатерть и салфетки, деревянную посуду и сладкие лакомства).
Марья-искусница: -Да уж! Изба у меня не простая. Блинами оббита да пирогами покрыта.
Воспитатель: - То-то мы глядим, мимо твоей избы никто не пройдет, всяк на огонек завернет.
Марья-искусница: - А позвала я вас, соседи дорогие, чтобы вы мне помогли к сроку управиться с поделками, которые мы на ярмарку повезем. Да заодно и поучиться у Марьи-искусницы рукоделию. Не даром говорится: «Оживает все вокруг от тепла искусных рук!»
Ну, что? Готовы работать с огоньком?
Дети: -Готовы!
Марья –искусница: - За работу добрый люд! Никто в стороне не останется, каждому дело достанется!
Марья-искусница разводит детей по «рабочим местам». Дети «вышивают»,
«мастерят» корзины, деревянные дощечки, поделки, «вяжут» спицами.
В народе говорят: «Бойся-перебойся пустого времени».
-А еще что говорят о труде.
Дети (по очереди): - Кто любит трудиться, тому без дела не сидится.
- Труд человека кормит, а лень портит.
-Мала пчела, да и та работает.
- Поскорей подрастай, да к работе поспевай.
Воспитатель: - А правда ли Марья-искусница, что у тебя в доме всякие чудеса происходят и волшебные вещи имеются?
Марья –искусница: - Как им не быть! Вон в углу сундук стоит, много он добра хранит. Этот сундук оставила мне на память моя бабушка. Там лежат старинные вещи, они имеют волшебную силу.
Воспитатель: - Ну так покажи их нам.
Марья –искусница: - Есть у меня дудка, дудка-самогудка. Сама поет, играет, плясать всех заставляет. (Достает из сундука дудку).
- Эту дудочку мою, вам ребята, я даю. Если даже плясать не хотите – ноги сами в пляс пойдут. Не верите? Проверьте!
ХОРОВОД «Дудочка-дуда».
Марья –искусница: - Заглянем еще в сундук? (Достает туесок.)
- Там где в травах ветер сладкий, где за полем лес стеной, собираю я загадки в туесок берестяной.
- Загадаю вам загадки из туеска.
ЗАГАДКИ:
- Шапочка алая, жилеточка нетканая, кафтанчик рябенький. (курица)
- Сверху дыра, снизу дыра, а посередине – огонь да вода. (самовар)
- Маленькое, сдобное, колесо съедобное. Я одна его не съем, подарю ребятам всем. (бублик)
Марья-искусница: - Еще у меня в бабушкином сундуке живут старинные
игрушки. Стоит мне открыть сундук, как игрушки
оживают. (открывает сундук и загадывает загадку).
- Комочек пуха, два длинных уха, прыгает ловко,
любит морковку. (заяц)
- Зайка-зайка, покружись, в нашем доме появись.
(Появляется ребенок в костюме зайца).
- Вот и ожил мой зайчик. Ай да зайка – серый
горностайка, с тобой кругом пойдем, хоровод
заведем.
ХОРОВОД «Заинька, походи»
Марья-искусница: - Давайте посмотрим, что еще есть в сундуке?
(достает игрушечного медвежонка и отдает его ребенку, который читает про него стихотворение)
Ребенок: - Медвежонок плюшевый
Ничего не кушает
Ни конфет, ни шоколада,
Ничего ему не надо
Целый день в углу сидит-
У него живот болит.
Марья-искусница: - Посмотрите, а вот и Федя ведет медведя.
(Медведь-ребенок в костюме. Федя – ребенок из подготовительной группы).
Федя: -А ну, народ подходи! На диковинку погляди!
- Я по улицам гуляю, больших и малых забавляю!
-А покажи-ка нам, Мишенька, как летом маленькие
детки горошек воровали: где сухо – там брюхом
(ползет), где мокро – там не коленочках (на коленках)
- Ну-ка, Мишенька, покажи нам, как красны девки на работу идут?
(медведь идет медленно, согнувшись, покряхтывая)
- А как с работы на гулянье спешат?
(медведь распрямляется, идет бодро)
Медведь: - Если б не было воды – не было бы кружки
Если б не было девчат, кто бы пел частушки?
Марья-искусница: - Как известно всем, девчушки-мастерицы петь частушки.
- А вы, парнишки, не зевайте – девчатам тоже помогайте.
ЧАСТУШКИ (поют 3 девочки и 3 мальчика)
Марья-искусница: - Ну-ка, Мишенька, не гнись дугой, как мешок тугой.
Повесели- ка нас игрой вместе с заинькой.
ПОДВИЖНАЯ ИГРА «Чей кружок быстрее соберется?»
(Дети образуют два круга: в середине Медведь и Заяц. Дети хороводным шагом идут вокруг них. Дети хлопают – ведущие пляшут. Дети разбегаются по залу, приседают и закрывают глаза. Ведущие перебегают в другое место. Дети бегут к своему ведущему, становятся вокруг него, взявшись за руки. Выигрывает тот кружок, который собрался первым.)
Марья-искусница: - Ребятушки, а есть ли среди вас артисты-
балаганщики?
Балаганщики (дети): - Мы артисты-балаганщики. Ходим по свету,
рассказываем сказки.
Марья-искусница: - Ой, как я люблю, когда сказки рассказывают,
спектакли разыгрывают. Покажите скорее что-нибудь
мне и моим гостям.
КУКОЛЬНЫЙ СПКТАКЛЬ «Курочка Ряба». (с музыкальным сопровождением оркестром).
Марья-искусница: - Спасибо вам, артисты-балаганщики, очень уж нам всем понравилась ваша сказка. В народе говорят у нас: «Делу время, потехе час». Довольно развлекаться, пора за дело браться. (заглядывает в сундук и достает плоскостные силуэты разных барышень).
Марья-искусница: - До ярмарки осталось совсем немного. Надо скорее нарядить этих барышень в нарядную одежду, украсить их платья. Поможете мне?
Воспитатель: - Наши дети уже научились вырезать разные геометрические фигуры и конечно же они без труда нарядят барышень в красивые платья.
АППЛИКАЦИЯ (дети приклеивают на силуэты уже готовые и вырезанные ими геометрические фигуры. По окончании работы все дети держат перед собой своих барышень, показывая гостям.)
Воспитатель: - Смотри, хозяюшка, какие красивые барышни у нас с ребятами получились.
Марья-искусница: - Вот здорово! Будет, что на ярмарке показать.
(Дети отдают силуэты барышень Марье-искуснице).
Воспитатель: - Спасибо тебе, Марья-искусница за доброту, за ласку, за веселье. Надолго мы запомним волшебный сундук и его обитателей.
Марья-искусница: - Да и вам спасибо, что на огонек зашли. Вот и подошло наше занятие к концу. Как вы думаете, какое оно было, как его можно назвать? (игровое, фольклорное, музыкальное, комплексное).
- Не красна изба углами, а красна пирогами. А вот вам от меня и угощение – всем на удивление!
(Марья- искусница дарит пирог, дети уходят в группу на чаепитие.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге» Конспект игрового занятия в средней группе. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»
Сюжетно-ролевая игра «Путешествие по дороге»Конспект игрового занятия в средней группе.Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ ПО ДОРОГЕ»Цель: Уточнить и расширить знания детей об элементах дороги, дорожных знаков, о движ...
Конспект игрового занятия в средней группе "Путешествие на лесную полянку"
Музыкальное занятие для детей 4-5 лет....
Конспект игрового занятия в средней группе «Медведица и медвежонок»
Игра – занятие для детей 3-5 лет. Мама-медведица и медвежата...
Конспект открытого занятия в средней группе по развитию познавательно-исследовательской деятельности Тема: «Куклы бабушкиного сундука» Образовательная область «Познание»
Конспект открытого занятия " Куклы бабушкино сундука" разработан для детей средней группы в соответствии с ФГОС с целью развития познавательно-исследовательской деятельности восп...
Конспект игрового занятия в средней группе "Сказочный лес"
Конспект игрового занятия по ознакомлению с окружающим миром В средней группе " Сказочный лес"...
Конспект игрового занятия в средней группе с использованием развивающих игр Воскобовича: «Гусеница Фифа оставляет следы»
Конспект игрового занятия в средней группе с использованием развивающих игр Воскобовича: «Гусеница Фифа оставляет следы»...