Представление из опыта работы по взаимодействию с родителями
консультация (младшая группа)
Дошкольное детство крайне важный период формирования личности. Именно в эти годы закладываются основы, первичные представления об окружающем мире, о самом себе, о людях. У детей формируется определенное поведение, навыки и привычки, определенное отношение ко всему вокруг: к людям, к природе, к поступкам, к труду и так далее. Так формируется характер! И то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится в его будущей жизни, и, непременно отразится на нас в том числе, отразится в социуме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vzaimodeystvie_dou_i_roditeley.docx | 19.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие ДОУ и семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Представления из опыта работы.
Воспитатель МБДОУ № 39 Нефедова О.С.
Дошкольное детство крайне важный период формирования личности. Именно в эти годы закладываются основы, первичные представления об окружающем мире, о самом себе, о людях. У детей формируется определенное поведение, навыки и привычки, определенное отношение ко всему вокруг: к людям, к природе, к поступкам, к труду и так далее. Так формируется характер! И то, что мы вложим в душу ребенка сейчас, проявится в его будущей жизни, и, непременно отразится на нас в том числе, отразится в социуме.
Основа духовно-нравственного воспитания – культура семьи, образовательного учреждения, общества – то есть той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его развитие и становление.
Уже в дошкольном периоде, и даже ранее, необходимо прививать навыки вежливого поведения, бережного отношения к игрушкам, к вещам, к природе, ко всему. Все это прививается в процессе игр, труда по самообслуживанию, наблюдения и пр.
В России семья всегда была одной из жизненно важных ценностей, а для каждого человека семья – самая близкая и значимая среда, и именно она является основой в судьбе каждого из нас.
Детский сад – маленький мир в жизни малыша, ступень, новый этап, к которому важно подготовиться как ребенку, так и родителям. Придя в детский сад, первыми знакомятся с воспитателями именно родители. Они оценивают характер и стремление воспитателя работать с детьми. В дальнейшем залогом успешного посещения ребенком садика станет налаженный контакт родителей и воспитателей, умение и желание взаимно сотрудничать.
Цель моей работы: повышение родительской компетентности по вопросам духовно-нравственной культуры, установление единства в воспитании дошкольников.
Основная направленность современного взаимодействия ДОУ и семьи - поиск подходящих путей сотрудничества, использование разнообразных форм и методов взаимодействия.
Семья – как первичный институт воспитания главным образом влияет на формирование нравственности. В первую очередь именно родители – объект для подражания, и они, как никто другой, формируют у ребенка определенные ценностные ориентации, а затем уже влияет социальное окружение, в особенности детский сад и пр. Чем младше дети, тем больше можно повлиять на его чувства и поведение.
В своей работе я ориентирую родителей на совместную работу в данном направлении, на осознание того, как важно, чтобы после пребывания в детском саду, ребенок окунулся в тепло и уют семейного очага, а рядом были мама и папа, бабушка и дедушка, которые одарят его вниманием и любовью, а не отмахнутся в очередной раз. Кроме родительских собраний, групповых и индивидуальных консультаций я использую разнообразные формы работы, применяю следующие принципы: системность, учет опыта родителей, целенаправленность, учет специфики каждой семьи, доброжелательность, открытость.
Ежегодно в своей группе проводим мероприятия по приобщению воспитанников и их семей к традициям и быту русского народа, к уважительному отношению к её многовековой культуре.
Праздники в этом играют весомую роль, и их формы самые разнообразные. Фольклорные праздники: «Зимние святки», «Как на масленичной неделе…».
Помимо этого, просветительская и профилактическая деятельность осуществлялась путем оформления информационных стендов, папок-передвижек посвященным профилактике детско-родительских конфликтов и гармонизации внутрисемейного общения: «Наша Родина - Россия», «Приобщение к истории, традициям и культуре России», «Роль родителей в возрождении русских традиций», «Патриотическое воспитание дошкольников по ФГОС» и др.
Так же в своей группе регулярно проводим с воспитанниками и их семьями мероприятия, посвящённые Всероссийскому «Дню матери», «День пожилого человека». Среди этих мероприятий: беседы о семейных ценностях и традициях «Любовь, семья и верность», «История жизни и любви города Одинцово». Посредством мероприятий объясняем родителям, что в современном быстро меняющем мире семья остаётся величайшей ценностью. Будет крепкая семья, будет сильное государство.
Родители вместе с детишками регулярно участвуют в творческих конкурсах. Часто создание поделок, рисунков проходит в стенах детского сада.
Мощнейшее влияние на сознание, чувства и разум ребенка оказывает художественная литература. Мы в своей работе много читаем начиная с малых фольклорных форм. Детям необходимо регулярно читать сказки! И не просто читать, но и обсуждать прочитанное со взрослыми. Ежегодно проводятся вечера по приобщению детей к чтению через создание музея книги.
В практике духовно – нравственного воспитания детей использовались традиционные и нетрадиционные формы работы с семьями.
Родительские собрания на диалоговой основе - это одни из наиболее эффективных форм повышения педагогической культуры родителей. Темы собраний могут быть разнообразны: «Семья и здоровье», «Я и моя семья» и др.
Праздники, досуги, тематические семинары с использованием технических средств обучения, фольклорные праздники и развлечения – самые востребованные формы работы. Они знакомят с народными обычаями и обрядами, народной культурой, у дошкольников воспитывается любовь к родному краю, обычаям предков. Ежегодно проводятся разные праздники: «Широкая масленица», «Игры народов Мира», «Ярмарка».
Праздники для мам и бабушек воспитывают в детях благодарность, любовь и уважение к близким. Чувство национальной гордости, уважение к защитникам Отечества пробудили в детях спортивные праздники и развлечения для пап. Проследить связь поколений можно было на тематических занятиях и патриотических праздниках, посвященных 9 мая, Дню семьи. Проводились православные праздники «Рождество Христово», «Светлая Пасха».
Интересны и разнообразны нетрадиционные формы работы с родителями. Это коллективные (акции, совместные проекты и конкурсы, практикумы, круглые столы, индивидуальные и наглядно – информационные (фотовыставки, родительские уголки) формы работы.
В нашей группе мы проводим мастер классы на разные темы они очень нравятся родителям . Это неформальное объединение родителей с детьми и педагогами, а также интересная и результативная форма взаимодействия детского сада с семьей. Такая форма работы укрепляет связь дошкольного учреждения с семьёй, развивает творческие способности.
Для родителей эффективны наглядные формы работы. Это фотостенды, выставки творческих работ, дидактических игр, литературы, в которых родители активно принимают участие. («Наши далекие и близкие родственники», «Мой папа самый лучший», «Здоровая семья», «Праздники России», и др.). Этот вид деятельности пользуется популярностью, т. к. совместное изготовление работ не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах. В настоящее время эта работа актуальна и особенно трудна, требует большого такта и терпения.
В своей работе используем Консультации для родителей (индивидуальные и групповые) – «Пословица не мимо молвится», «Использование малых фольклорных форм в общении с детьми», «Как правильно знакомить детей с русскими народными сказками» и другие;
Папки-передвижки, буклеты, информационные стенды – «Приметы народного календаря», «Традиции русских праздников» и т.д.
В течение года организуем и проводим акции: «Сохраним елку- красавицу наших лесов», «Покормите птиц зимой», «Чистый двор, чистые улицы – чистый город».
Приобщая детей к труду, мы формируем ответственность за его результат. Особую значимость имеет труд детей в природе, их участие в разнообразных природоохранных акциях «Поможем птицам зимой», «Птичья столовая»; у нас в группе прошел конкурс кормушек. К работе обязательно привлекаем родителей, так как в нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей.
Вместе с родителями на семейной встрече «Сядем рядком, поговорим ладком» обсуждали проблемы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного возраста. На семейной встрече «Коль вся семья вместе, то и душа на месте» дети совместно с родителями создавали свои родословные, составляли генеалогическое древо. Мы в своей группе проводили для родителей круглый стол с чаепитием, на котором присутствовали и дети, обсуждалась тема «Традиции нашей семьи».
Воспитание семейной культуры способствует укреплению семейных уз, взаимопониманию между членами семьи, верности и чувства долга и ответственности друг за друга.
Родители вместе с детьми каждый год активно участвуют в организации выставки поделок из природного материала, Новогодней и Рождественской выставки, в создании Пасхальных композиций, которые мы размещаем в раздевалке группы. Родители с удовольствием приняли совместное участие в Пасхальной ярмарке. Участвуют в различных конкурсах «Семейный очаг». Приняли участие в муниципальном этапе международного конкурса детского творчества «Красота Божьего мира». Эта работа способствует обмену творческим опытом, единению родителей и детей, укрепляет связь детский сад – семья.
Я в своей работе еще использую программу “Добрый мир”. Цель моих занятий “Добрый мир”– заложить основу нравственной культуры ребенка, воспитать в них такие нравственные качества, которые помогут им в жизни не только отличать доброе от злого, но и противостоять злу.
На занятиях дети знакомятся также с христианскими праздниками, такими как Рождество, Пасха, День Ангела.
В своей работе привлекаем родителей для участия в разных проектах.
Анализ работы с родителями показал, что нетрадиционные формы организации, разнообразная тематика мероприятий вызывает у родителей интерес и желание сотрудничать. Цель этих мероприятий – обучение навыкам общения с детьми; воспитание семейной культуры; выработка позиции активного участника, а не пассивного наблюдателя в решении своих семейно–воспитательных проблем.
Меняется мир, меняемся мы. На смену одним воспитанникам приходят другие. Дети нуждаются в жизненных ориентирах, в выборе жизненных приоритетов. Образовательное учреждение может и должно указать им путь к истине, к добру и справедливости.
Хочется еще раз отметить - воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста - это многогранный и трудоёмкий процесс, который затрагивает все стороны жизнедеятельности. Участие в этом процессе должны принимать и семья, и образовательные учреждения. Только общими усилиями можно воспитать поколение людей, которые станут полноценными гражданами, патриотами своей страны.
В заключение хочется отметить, что раннее детство в области духовно-нравственного воспитания охарактеризовано как “золотое время” в эмоциональной жизни ребенка. В этом возрасте у детей проявляются такие положительные качества как душевная целостность, моральная чистота, непосредственность, простодушие, искренность. Эти качества являются главными сильными сторонами ребенка. Именно поэтому так важно вести работу по духовно-нравственному воспитанию в дошкольном возрасте и закладывать в чистые и светлые детские души основы нравственных ценностей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
обобщение опыта работы «Организация взаимодействия с родителями дошкольников»
В данном материале освещаются вопросы организации работы с родителями: цель, задачи, классификация форм взаимодействия, а также представлены тексты опроса воспитателей и родителей, моментальный тест д...
Из опыта работы по взаимодействию с родителями воспитанников посредством реализации проектов.
Образовательные проекты с семьей – обновленная форма взаимодействия с родителями воспитанников и содержания нравственно-патриотического воспитания...
Обобщение опыта работы по взаимодействию с родителями
Представленный материал рассказывает о системе работы детского сада по взаимодействию с родителями в современных условиях, раскрывает актуальные формы и методы взаимодействия, ...
«Мы зажигаем звезды». Представление опыта работы по взаимодействию с семьями воспитанников по средствам театрализованной деятельности
Театрализованная деятельность - это не просто игра, это прекрасное средство для интенсивного развития речи, обогащения словаря, развития мышления, воображения, внимания и памяти, а это именно то, что ...
Сообщение из опыта работы «Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»
Сообщение из опыта работы«Особенности взаимодействия с родителями по формированию звуковой культуры речи у дошкольников»...
Выступление на педсовете из опыта работы. Тема: «Взаимодействие с родителями по воспитанию личных качеств дошкольников с ОВЗ средствами патриотического воспитания».
Выступление на педсовете из опыта работы на тему: «Взаимодействие с родителями по воспитанию личных качеств дошкольников с ОВЗ средствами патриотического воспитания»....
"Формы работы и взаимодействие с родителями по вопросам ранней профориентации дошкольников" (из опыта работы ДОУ)
Профориентация дошкольников стала одним из направлений работы нашего коллектива. Благодаря совместной работе специалистов ДОУ, родителей воспитанников , создается и активно использ...