Сообщение на тему "Развитие связной и образной речи в процессе восприятия произведений искусства"
учебно-методический материал (подготовительная группа)
Рекомендации для воспитателей по составлению рассказа на основе произведений живописи или репродукций
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
soobshchenie_na_temu_razvitie_svyaznoy_rechi.docx | 14.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение на тему «Развитие связной и образной речи в процессе восприятия произведений искусства»
На занятиях по ознакомлению с репродукциями мастеров искусства педагог большое внимание уделяет развитию связной речи. При отборе картин для рассказывания предъявляются ряд требований:
-картина должна быть высокохудожественной,
-изображение персонажей, животных и других объектов должны быть реалистическими,
-доступность изображения (т.е. картина не должна быть с чрезмерным нагромождением деталей, иначе дети отвлекаются от главного)
На таких занятиях расширяется и углубляется детское представление об общественной жизни, природных явлениях, воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.
Рассматривание картины упражняет в наблюдательности, развития мышления, воображения, логического суждения и развития речи ребенка.
В старшем дошкольном возрасте в беседе по репродукциям особое внимание обращают на более детальной рассматривание в силу большей сложности содержания. Может рассматриваться по частям. Вначале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Важно, чтобы ребенок образными словами выразил свое личное отношение к воспринимаемому пейзажу, реке, лесу.
Воспринимая пейзаж, дети должны увидеть красоту изображаемого, найти слова для передачи прекрасного, эмоционально откликнуться, взволноваться тем, чем взволнован художник, осознать свое отношение к воспринимаемому.
Рассматривание пейзажных картин необходимо сочетать с наблюдениями природы (осенний и зимний лес, небо, оттенки зелени при различном солнечном освещении и тд.)
И восприятием поэтических произведений, описывающих природу.
Повышает эмоциональное восприятие картины рассматривание ее в сопровождении музыки.
Сама форма занятия вызывает у детей радость, удовлетворение.
Одновременное рассматривание двух картин разных художников на одну и ту же тему («Березовая роща» И.Левитана и А.Куиджи) помогает детям увидеть различные композиционные приемы, которыми пользуются художники для выражения своего замысла. Предложение мысленно войти в картину, осмотреться вокруг, прислушаться стимулируют творчество и дает полноту ощущения образа.
Так, при рассмотрении репродукции на зимнюю тему ( Грабарь «Февральская лазурь») детям рассказывается об истории создания этой картины, обращается внимание на настроение, переданное художником. Затем дети вместе с воспитателем рассматривают репродукцию. Наблюдая за зимним пейзажем, дети с помощью воспитателя дают разнообразные определения качеств и состояния снега: белый, как вата, чуть голубоватый под деревом, искрится, переливается, искрится, сверкает, блестит, пушистый, падает хлопьями.
- используются пословицы и поговорки о зиме: Мороз невелик, да стоять не велит. Спасибо мороз, что снегу нанес. Береги нос в большой мороз.
-загадки: Я как песчинка мала, а землю покрываю. Скатерть бела, весь свет одела. Не зверь, а воет.
-эпитеты и сравнения: матушка – зима
-подбираются антонимы: светлый – темный, белый- черный, веселый-грустный.
- при детальном рассматривании, образуют существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами: береза – березка – березонька
-на таких занятиях необходимо использовать художественное слово (С Есенин «Белая береза», Суриков «Зима», А.С.Пушкин «Идет волшебница зима» и др.
-детям предлагается прослушивание записи произведений П.И.Чайковского «Времена года» («Декабрь», «Январь», «Февраль»).
Можно предложить детям самим стать на некоторое время художниками изобразить в рисунке радостные зимние впечатления.
Таким образом, изобразительное искусство используется в интересах речевого развития детей. Эмоциональное воздействие произведений искусства стимулирует усвоению языка, вызывает желание делиться впечатлениями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"
Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...
статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"
Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...
Методы и технологии по развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства
Наше структурное подразделение имеет инновационный статус – «Территориальная апробационная площадка». Мы задействованы в сетевом проекте «Система работы по развитию у дошкольников предпосылок ценностн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».
В конспекте раскрывается значение работы по ознакомлению дошкольников с традициями чувашского народа, с особенностями культуры; закреплению знаний орнаментальных узоров чувашского народа дошкольниками...
Восприятие произведений искусства
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно ...
Презентация "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства посредством ознакомления с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова"
Презентация выступления на педагогическом совете "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства через ознакомление с творчеством Ю.А. Васнецова"...