Восприятие произведений искусства
план-конспект занятия (старшая группа) на тему
Художественно-эстетическое воспитание детей дошкольного возраста реализуется в процессе ознакомления с природой, разными видами искусства и художественно-эстетической деятельности. Оно направлено на развитие у ребенка любви к прекрасному, обогащение его духовного мира, развитие воображения, эстетических чувств, эстетического отношения к окружающей действительности, приобщение к искусству как неотъемлемой части духовной и материальной культуры, эстетического средства формирования и развития личности ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie.docx | 23.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Восприятие произведений искусства
«Как художники и писатели описывают березу» для старшей группы
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня гости, давайте поздороваемся с нашими гостями! Здравствуйте!
Воспитатель: Наша беседа совсем не случайно началась с этого слова. Говоря по обычаю «здравствуйте», мы желаем друг другу здоровья, добра, благополучия.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Давайте подарим друг другу наши с вами улыбки.
Воспитатель: Ребята, сегодня я принесла вам, репродукции картин известных художников. Вглядитесь в эти пейзажи, почувствуйте, какое настроение они у вас вызывают.
Воспитатель: Эту картину написал Константин Юон (картина называется «Мартовское солнце»). В его произведениях природа всегда яркая, радостная. Такая она и на представленной картине.
Что изображено на этой картине? Скажите, какое время года изобразил здесь художник? Как можно догадаться, что это конец зимы?
Дети: весну, или конец зимы. Снег подтаивает, тает.
Воспитатель: Верно, под лучами солнца снег подтаивает, наполняется влагой. Какие краски использовал художник, чтобы показать, что день теплый, солнечный?
Дети: Светло-коричневую для стволов деревьев. Белую – березы как будто светятся. От коричневой краски как будто теплее становится. Дома тоже желтовато-коричневые.
Воспитатель: От этих красок веет теплом, они теплые. Что еще подсказывает нам, что зима кончилась, скоро будет тепло?
Дети: Ярко-голубое небо. Зимой оно бледное, белое. Плывут кучевые облака, зимой таких не бывает.
Воспитатель: Закончилась зима, унесла с собой метели и морозы. Природа ожила. Это чувствуется во всем. Мы видим окраину деревни. Большую часть картины занимает ярко-голубое небо. День стоит солнечный, яркий, настолько светлый, что и снег, потемневший от воды, приобретает голубой оттенок. Здесь преобладает голубой цвет и его оттенки. Хотя голубой цвет и холодный, во всей картине преобладает радостное настроение. И теплые тона красок, которыми написаны деревья, помогают почувствовать тепло. По небу плывут легкие облака, совсем как весенние.
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно на следующую картину (Алексей Саврасов, «Грачи прилетели»), что интересного увидел и изобразил художник на своей картине?
Дети: Он изобразил церковь, деревья ,березы, птиц, грачей.
Воспитатель: Что делают грачи?
Дети: строят, ремонтируют гнёзда на березе, летают, кричат, галдят, хлопочут, внизу один грач нашёл ветку, держит её в клюве.
Воспитатель: Какое время года изобразил здесь художник?
Дети: Весну.
Воспитатель: Посмотрите, есть ли на картине солнце? (Нет) Как вы поняли? (На небе тучи).
Воспитатель: Солнце скрылось за облаками. Оно ещё не яркое, ленивое, чуть-чуть просвечивает сквозь облака. Облака нежно-жёлтого цвета. На снегу видны тени от берёз. Солнце то выглянет, то опять спрячется за прозрачные облака.
Воспитатель: Следующая картина известного художника Игоря Грабаря, называется «Февральская лазурь»
Воспитатель: Что мы видим на переднем плане?
Дети: На переднем плане изображена слегка изогнутая береза. Она покрыта тонким слоем инея. От яркого солнца иней переливается. Кажется, что на широко раскинутых ветвях березы висят жемчужные бусы.
Воспитатель: Какие цвета использовал художник?
Дети: холодные и теплые.
Воспитатель: Да художник использовал два противоположных цвета: теплый – желтый и холодный - голубой. От голубых теней на снегу и ярко- синего неба веет холодом, а золотистые блики солнца на ветвях и стволе березы создают ощущение тепла.
Воспитатель: Что общего есть в этих трех картинах? Дети: Береза
Воспитатель: да, во всех трех картинах есть береза, в своих картинах художники выражают свою любовь к ней, помогают увидеть необычное в простом «русском дереве». Береза это символ Родины, весны, девичьей красоты.
Игра – этюд «Мы – снежинки»
- Сейчас мы с вами окажемся на снеговой туче. Закройте глаза, представьте что вы – снежинки. И уже на облачке. Вдруг облачко отпустило вас! Вы закружились в воздухе, опустились на землю и начали исполнять свой любимый танец. Подул ветерок, и вы разбежались в разные стороны. Но вот ветер успокоился. присели на полянке. Отдохнули? Чудесно! Пришло время возвращаться. Раз, два, три – снова дети мы!
Воспитатель: Художники передали свои впечатления о березе с помощью красок, А с помощью чего могут рассказать поэты про березу?
Дети: с помощью слов, стихотворений, рассказов.
Воспитатель: А теперь послушайте как свою любовь выразили поэты к символу родины. Сейчас я прочитаю вам рассказ Виталия Бианки «Волшебная береза»
Вчера вечером и ночью шёл тёплый, липкий снежок, облепил все голые ветки моей любимой берёзы в саду перед крыльцом, весь белый её ствол. А под утро ударил морозец.
Солнце взошло на чистом небе. Смотрю, моя берёзка стала волшебная: стоит вся, до самых тоненьких веточек, как глазурью облитая; сырой снежок замёрз – óжеледь. Сияет вся моя берёзка.
Прилетели долгохвостые синицы. Пушистые, тёплые, похожие на крошечные клубочки белой шерсти с воткнутой в каждый вязальной спицей. Сели на берёзку, крутятся на ветках, - чем бы позавтракать?
А коготки скользят, а клювиком не продолбить ледяной корки. Звенит берёзка, как хрустальная, тоненьким холодным звоном.
Улетели с жалобным писком синицы.
Солнце выше, выше, теплей, - и растопило óжеледь.
Все ветки и ствол волшебной берёзы заструились, и она стала как ледяной фонтан.
Началась капель. Искрясь и переливаясь, побежали по веткам серебряные змейки.
Вернулись синицы. Не боясь замочить лапки, привесились к веткам. И вот им радость: больше не скользят коготки, угощает их вкусным завтраком оттаявшая берёза.
- Óжеледь – ледяной налет, образующийся из охлажденных капель тумана или дождя, гололедица.
Воспитатель: Понравился ли вам рассказ? О чем этот рассказ? Вспомните с чем сравнивал писатель замерзший на ветках березы снег?
Дети: с глазурью – блестящей сладкой корочкой, которая бывает на вкусных пирожных.
Воспитатель: А когда пригрело солнышко и иней растаял, на что стала похожа береза?
Дети: на ледяной фонтан.
Воспитатель: Как описал автор струйки воды, стекающие по веткам?
Дети: «Побежали по ветка серебристые змейки»
Воспитатель: Я хочу, прочитать вам еще раз этот рассказ.
Как вы думаете, как автор относится к березе?
Воспитатель: А теперь, я хочу показать вам, как выразил свою любовь к берез великий русский поэт Сергей Есенин.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
А заря, лениво
Обходя кругом,
обсыпает ветки
Новым серебром.
Воспитатель: Каким увидел поэт ветви березы в инее? С чем он их сравнил?
Дети: На ветках «распустились кисти белой бахромой», снежинки горят золотым огнем, снег – точно серебро. (Снег – искриться как серебро)
Воспитатель: Какие слова можно еще подобрать, чтобы описать серебристые ветки березы?
Дети: Блестящие, искристые, переливающиеся разными красками.
Воспитатель: Давайте еще раз прослушаем это стихотворение.
А теперь мы с вами попробуем подобрать к стихотворению к картине. Какая картина подходит под описание березы в стихотворение Сергея Есенина? Молодцы, ребята, вы очень точно смогли угадать настроение поэта, и подобрать соответствующую картину.
Рефлексия. Скажите ребята, с помощью чего люди выражают свою любовь. Например художники? Поэты? Композиторы?
Какие слова использовал Виталий Бианки, чтобы показать красоту березы? А Сергей Есенин?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"
Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...
статья "Подготовка детей старшего дошкольного возраста к восприятию произведений искусства, основанных на античных мифах"
Эту небольшую статью я хочу адресовать родителям, которые заинтересованы всесторонне развивать своих детей: приучают слушать классическую музыку, водят в музыкальные и драматические театры, в музеи, н...
Методы и технологии по развитию у детей старшего дошкольного возраста предпосылок ценностно-смыслового восприятия произведений искусства
Наше структурное подразделение имеет инновационный статус – «Территориальная апробационная площадка». Мы задействованы в сетевом проекте «Система работы по развитию у дошкольников предпосылок ценностн...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»
Конспект непосредственно образовательной деятельности по восприятию произведений искусства: «Рассматривание репродукции картины И. И. Левитана «Март»...
Конспект непосредственно образовательной деятельности в подготовительной группе по восприятию произведений искусства «Загадка чувашского орнамента».
В конспекте раскрывается значение работы по ознакомлению дошкольников с традициями чувашского народа, с особенностями культуры; закреплению знаний орнаментальных узоров чувашского народа дошкольниками...
Презентация "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства посредством ознакомления с творчеством художника-иллюстратора Ю.А. Васнецова"
Презентация выступления на педагогическом совете "Подготовка младших дошкольников к восприятию произведений искусства через ознакомление с творчеством Ю.А. Васнецова"...
Воспитание эмоциональной отзывчивости у детей старшего дошкольного возраста через восприятие произведений искусства.
Важную роль в воспитании эмоциональной отзывчивости у детей призваны играть родители. В помощь им на эмоционально – ориентационном этапе развития эмоциональной отзывчивости предлагается перечень...