Индивидуальная работа с детьми
материал (старшая группа)
В данной теме форма оформления индивидуальной работы с детьми, испытывающими трудности в освоении программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
игры для инд.работа | 36.59 КБ |
cherkashina.docx | 29.27 КБ |
kovalev.docx | 27.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры на развитие звуковой культуры речи детей подготовительной группы ДОУ
«Какой звук есть во всех словах» Цель: Упражнять детей в четком произношении звуков, в правильном назывании твердых и мягких согласных.
«Назови первый звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные звонкие и глухие, выделять в словах первый звук
«Назови последний звук в слове» Цель: Учить детей различать на слух и в произношении согласные твердые и мягкие, выделять в словах последний звук.
«В каких словах звук лишний, в каких пропущен» Цель: Развивать фонематическое восприятие, развивать внимание к звуковой стороне слова, определять в словах наличие заданного или отсутствие звука.
«Чем отличаются слова» Цель: правильно указывать различия в словах и четко и внятно произносить отдельные звуки.
«Часы» Цель: Упражнять в четкости и правильности произношении звуков «Ш, Ж, Ч, Щ, JI, Ль, Р, Рь», выделять и называть первый и последний звук в названии предметов.
«Собери букет» Цель: упражнять детей в различении заданного звука в словах.
«Найди пару» Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
«Построим пирамиду» Цель: Упражнять детей в определении количества звуков в словах.
«Цветочный магазин» Цель: Упражнять в делении слов на слоги, закреплять в словаре детей названия цветов.
«Включи телевизор» Цель: упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков, упражнять в чтении слов из трех-четырех букв.
«Как их зовут?» Цель: Закреплять у детей умение определять первый, последний, второй и третий звуки в словах, а также составлять из них имена.
«Украсим елку» Цель: Развивать у детей фонематический слух, упражнять в делении слов на слоги.
«Поезд» Цель: Учить детей определять наличие указанного звука в словах, упражнять в определении количества звуков в словах, упражнять в определении количества слогов в словах.
Картотека дидактических игр для развития связной речи в подготовительной группе
«Найди картинке место»
Цель: учить соблюдать последовательность хода действия. Формировать умение составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимся действием.
Материал: наборы серийных картинок для выкладывания.
Ход игры
Перед ребенком выкладывают серию картинок, но одну картинку не помещают в ряд, а дают ребёнку с тем, чтобы он нашёл ей нужное место. После этого просят ребёнка составить рассказ по восстановленной серии картинок.
«Хорошо - плохо»
Цель: познакомить детей с противоречиями окружающего мира. Развивать связную речь, воображение, ловкость.
Материал: мяч.
Ход игры
Мир не плох и не хорош – объясню, и ты поймешь.
Взрослый задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях.
Взрослый: дождь.
Ребёнок: дождь – это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо – намочит нас, бывает холодным.
Взрослый: город.
Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо – не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.
Вариант «Нравится не нравится» (о временах года).
Взрослый: зима.
Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить снеговика. Зимой весело. Мне не нравится, что зимой холодно, дует сильный ветер.
«Где начало рассказа?»
Цель: учить передавать правильную временную и логическую последовательность рассказа с помощью серийных картинок.
Материал: серия сюжетных картинок.
Ход игры
Ребенку предлагается составить рассказ. Опираясь на картинки. Картинки служат своеобразным планом рассказа, позволяют точно передать сюжет, от начала до конца. По каждой картинке ребёнок составляет одно предложение и вместе они соединяются в связный рассказ.
«Какая картинка не нужна?»
Цель: учить находить лишние для данного рассказа детали.
Ход игры
Перед ребёнком выкладывают серию картинок в правильной последовательности, но одну картинку берут из другого набора. Ребёнок должен найти ненужную картинку, убрать ее, а затем составить рассказ.
«Составь два рассказа»
Цель: учить различать сюжеты разных рассказов.
Ход игры
Перед ребёнком кладут вперемешку два набора серийных картинок и просят выложить сразу две серии, а затем составить рассказы по каждой серии.
«Что изменилось?»
Цель: развивать внимание, связную речь, умение описывать предмет.
Ход игры
На столе расположены предметы в определенной последовательности.
В: посмотрите внимательно на предметы, запомните, как они расположены. Потом, когда вы отвернетесь, я что-то изменю. Когда вы повернетесь обратно, вы должны внимательно посмотреть, как лежат предметы, и сказать мне что изменилось?
Усложнение:
– Описать предмет, которого не стало
– Рассказать о месте, где он стоял
– На какой звук начиналось название этого предмет
– В названии каких еще предметов есть этот звук?
«Почемучкины вопросы»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры
1. Почему птицы улетают на юг?
2. Почему наступает зима?
3. Почему ночью темно?
4. Почему зимой нельзя купаться в реке?
5. Почему летом жарко?
6. Почему медведь зимой спит?
7. Почему заяц зимой белый?
8. Почему дома нельзя играть с мячом?
9. Почему из трубы идет дым?
10. Почему в доме делают окна?
11. Почему листья на деревьях появляются весной?
«Потому что…»
Цель: развивать у детей связную речь, мышление.
Ход игры
Рассуждения и ответы на вопросы:
«Я мою руки потому, что…»
– Почему ты идёшь спать? и т. д. Объясни.
Взрослый даёт задание ребёнку: «Я сейчас произнесу предложение, а ты ответишь на мой вопрос»
Собака идёт на кухню. Она выпивает молоко кошки. Кошка недовольна.
– Объясни, почему кошка недовольна?
«Распространи предложение»
Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Ход игры
Детям предлагается продолжить и закончить начатое логопедом предложение, опираясь на наводящие вопросы. Например, воспитатель начинает предложение так: «Дети идут ... (Куда? Зачем?)» Или более усложненный вариант: «Дети идут в школу, чтобы ...» Этот вариант помимо обогащения грамматического опыта может служить своеобразным тестом, позволяющим выявить тревожность ребенка по отношению к различным жизненным ситуациям.
«Если бы...»
Цель: развивать у детей связную речь, воображение, высших форм мышления – синтез, прогнозирование, экспериментирование.
Ход игры
Педагог предлагает детям пофантазировать на такие темы, как:
«Если бы я был волшебником, то ...»
«Если бы я стал невидимым ...»
«Если весна не наступит никогда ...»
«Составь рассказ»
Цель: учить составлять небольшие рассказы о людях разных профессий;
Ход игры
Дети учатся составлять рассказы о профессиях.
Педагог дает образец: «Это доктор. Он лечит людей. Каждому больному он прописывает разные лекарства. Доктор смотрит горло, слушает, меряет температуру, делает уколы.
Следуя образцу, дети составляют по картинкам короткие рассказы о профессии продавца, парикмахера, летчика и т.д.
«Пойми меня»
Цель: развивать у детей умение составлять короткий рассказ по картинке, используя разные характеристики предмета.
Материал: коробка с сюжетными картинками.
Ход игры
Педагог показывает детям красивую коробочку и говорит, что эта коробочка не простая, а волшебная. В ней приготовлены для детей разные подарки. Получить подарок может только тот, кто умеет хранить секреты.
– Что это значит? (Это значит, не рассказывать раньше времени).
Дальше педагог объясняет детям, что когда он подойдет к кому-то, то этот ребенок должен закрыть глаза и, не глядя, вытянуть из коробочки картинку, посмотреть на нее, но никому не показывать и не говорить, что на ней. Это нужно сохранить в секрете. После того, как все дети вытянут себе по одной картинке, педагог спрашивает детей, хочется ли им узнать, кому что досталось? Дети отвечают, что да. Тогда педагог говорит, что показывать подарки нельзя, но про них можно рассказать. Но слово-подарок тоже называть нельзя. Потом педагог рассказывает про свой подарок, показывая детям, как это нужно делать правильно, а дети угадывают, что досталось педагог.
После этого дети рассказывают про свои подарки по очереди и, когда подарок угадан, открывают свою картинку. Лучше эту игру проводить сидя на ковре в кругу.
«Нарисуй сказку»
Цель: учить составлять рисуночный план к тесту, использовать его при рассказывании.
Ход игры
Ребёнку читают текст сказки и предлагают ее записать с помощью рисунков. Таким образом, ребёнок сам изготавливает серию последовательных картинок, по которым потом рассказывает сказку. Сказка должна быть краткой. Конечно, можно ребёнку помочь, показать, как схематично нарисовать человека, домик, дорогу; определить вместе с ним, какие эпизоды сказки обязательно надо изобразить, т.е. выделить главные повороты сюжета.
«Пословицы, поговорки»
Цель: развивать логическое мышление: умение наблюдать, сопоставлять, анализировать делать выводы; умение работать со словом.
Ход игры
Ребенок должен объяснить значение, смысл пословицы, поговорки, затем повторить ее четко, выразительно.
– Скучен день до вечера, коли делать нечего.
– Аккуратность человека красит.
– Маленькое дело лучше всякого безделья.
– За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
«А я бы…»
Цель: развивать творческое воображение. Учить свободному рассказыванию.
Ход игры
После прочтения ребёнку сказки предложите ему рассказать, что бы он сделал, если бы попал в данную сказку и стал бы одним из главных персонажей.
«Закончи сам»
Цель: развивать у детей воображение, связную речь.
Ход игры
Педагог рассказывает детям начало сказки или рассказа, а детям дается задание продолжить или придумать концовку.
«Придумай рекламу книге (платью и т.д.)»
Цель: развивать умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.
Ход игры
Ребенок должен рассказать о предмете коротко, ясно, обращая внимание на характерные детали.
«Продавец и покупатель»
Цель: формировать у детей умение строить предложения со словами-признаками.
Материал: предметы (картинок с изображением предметов) похожих по назначению, но разных по внешнему виду.
Ход игры
На столе или полке, мольберте выставлено несколько похожих по назначению, но разных по внешнему виду предметов (картинок с изображением данных предметов). Ребенок должен так описать предмет, чтобы «продавец» понял, о каком предмете идет речь. Название предмета можно не называть. Пусть другие дети тоже догадаются, о чем идет речь.
«Опиши-угадай»
Цель: формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем. Развивать монологическую форму речи.
Ход игры
Ребенок должен описать внешний вид другого ребенка, а остальные дети должны назвать, о ком говорил их товарищ.
«Опиши игрушку»
Цель: развивать у детей умение строить предложения со словами-предметами, словами-признаками, словами-действиями.
Материал: игрушки животных.
Ход игры
Постепенно упражнения можно усложнять, добавляя новые признаки предметов и расширяя их.
Перед ребенком следует поставить несколько игрушек животных и описать их.
Лиса – это животное, которое живет в лесу. У лисы рыжая шерсть и длинный хвост. Она ест других мелких животных.
Заяц – это небольшое животное, которое прыгает. Он любит морковку. У зайца длинные уши и очень маленький хвостик.
«Волшебный мешочек» («Черный ящик»)
Цель: развивать воображение, умение рассказывать о характерных свойствах описываемых предметов, их предназначении, материалах, из которых они сделаны, определять тематическую группу, к которой относятся предметы.
Материал: коробка с предметом.
Ход игры
В мешочек или коробку кладется предмет (можно картинку).
Дети постепенно определяют, что лежит в мешочке (ящике), задавая вопросы об определенных свойствах и признаках предметов: «Это игрушка? Она деревянная? Она пластмассовая? Ее можно катать? И т.д.».
«Отгадай-ка»
Цель: учить детей описывать предмет, не глядя на него, находить в нем существенные признаки; по описанию узнавать предмет.
Ход игры
Воспитатель напоминает детям, как они рассказали о знакомых предметах, загадывали и отгадывали о них загадки и предлагает: «Давайте поиграем. Пусть предметы нашей комнаты расскажут о себе, а мы по описанию отгадаем, какой предмет говорит. Надо соблюдать правила игры: когда будете рассказывать о предмете, не смотрите на него, чтобы мы сразу не отгадали. Говорите только о тех предметах, которые находятся в комнате». После небольшой паузы (дети должны выбрать предмет для описания, приготовиться к ответу) воспитатель кладет камешек на колени любому играющему. Ребёнок встает и дает описание предмета, а затем передает камешек тому, кто будет отгадывать. Отгадав, ребёнок описывает свой предмет и передаёт камешек другому играющему, чтобы тот отгадал.
План описания предмета: Он разноцветный, круглой формы. Его можно бросать вверх, катать по земле, а в группе нельзя им играть, так как можно разбить стекло.
«Как ты узнал?»
Цель: учить подбирать доказательства при составлении рассказов, выбирая существенные признаки.
Материал: предметные картинки.
Ход игры
Перед детьми находятся предметы или картинки, которые им предстоит описывать. Ребёнок выбирает любой предмет и называет его. Ведущий спрашивает: «Как ты узнал, что это телевизор?» Играющий должен описать предмет, выбирая только существенные признаки, отличающие этот предмет от остальных. За каждый правильно названный признак получает фишку. Выиграет тот, кто наберёт больше всего фишек.
«Верно ли это?»
Цель: учить детей замечать небылицы, нелогические ситуации, объяснять их; развивать умение отличать реальное от выдуманного.
Ход игры
Детям читают стихотворение, содержащее нелепые ситуации. Дети должны ответить на вопрос: «Верно ли это? – после каждого предложения и доказать, почему они так считают. За правильный ответ получают фишку. Выигрывает тот, кто получит больше фишек.
– Верно ли это?
«Собирают сыр с кустов.
С зайцами пасут коров.
На лугу доят волов.
В пляс пускается медведь.
Тыквы стали песни петь.
Косят косари леса.
На снегу лежит роса.
Верно ли, что как-то раз
От дождя нас зонтик спас?
Что луна нам ночью светит?
Что конфет не любят дети?»
«Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой,
Кошку рыжую свою называли Жучкой.
А хохлаткою они звали жеребёнка,
А ещё была у них курица Бурёнка.
А ещё у них была собачонка Мурка,
А ещё – два козла: Сивка да Бурка!»
«Дождик греет, солнце льётся.
Мельник мелет воду в колодце.
Прачка на печке стирает корыто.
Бабушка в речке поджарила сито».
«Два весёлых карапуза,
На печи усевшись ловко,
Рвали с яблони арбузы,
В море дёргали морковку.
На ветвях созрели раки,
Семь селёдок и ерши.
Все окрестные собаки ели брюкву от души».
«Чего на свете не бывает»
Цель: учить находить и обсуждать ошибки, при рассматривании картинки-нелепицы.
Ход игры
Рассмотрев картинки-нелепицы, попросить ребёнка не просто перечислить неправильные места, но и доказать, почему данное изображение ошибочное. Тогда получится полное описание картины, да еще и с элементами рассуждения.
«Объясни, что такое»
Цель: развивать способность к анализу, обобщению. Формировать умение рассуждать, делать выводы.
Ход игры
Педагог просит объяснить выражения:
Железная хватка,
скупые слёзы,
золотые руки,
медвежья услуга,
светлая голова,
острый язык,
лисьи глаза,
блестящая мысль,
высокие чувства,
короткая память,
тонкая усмешка,
лёгкая походка,
тёплые слова,
громкая фраза,
сладкие речи,
крокодиловы слёзы,
горькая правда,
лёгкие ноги,
железный кулак,
стальной характер.
Цель
1.Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных педагогом признаков.
2. Развивать наблюдательность.
3. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игровой материал
1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек. Отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
2. Предметные картинки (по три штуки): автомобили (фургон, грузовик, самосвал), пирамидки разного размера и колпачками разного цвета, медвежата, неваляшки и т.д.
Ход игры
Воспитатель вывешивает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, медвежат и т.д., и говорит:
«Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит
Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку не с синим колпачком и не маленькую. Как ты думаешь, какая пирамидка понравилась твоей сестре, почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?
Катя, а твоя сестренка захотела иметь неваляшку не в зеленом платье и без бантика».
Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему он выбрал именно эту игрушку, то воспитатель вручает ему эту игрушку.
«Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем и
формирование словаря»
Игра: «За покупками в магазин
Цель
1.Упражнять детей в выборе предмета путем исключения названных педагогом признаков.
2. Развивать наблюдательность.
3. Учить использовать в речи сложноподчиненные предложения.
Игровой материал
1. Наборное полотно с тремя-четырьмя полосками, куда вставляются предметные картинки с изображениями трех-четырех одинаковых игрушек. Отличающихся друг от друга некоторыми признаками (величиной, цветом, деталями).
2. Предметные картинки (по три штуки): автомобили (фургон, грузовик, самосвал), пирамидки разного размера и колпачками разного цвета, медвежата, неваляшки и т.д.
Ход игры
Воспитатель вывешивает перед детьми наборное полотно, в которое вставлены картинки с изображениями автомобилей, пирамидок, медвежат и т.д., и говорит:
«Представьте себе, что вы пошли в магазин со своей младшей сестренкой, чтобы купить для нее игрушку, какую она попросит
Миша, твоя сестренка попросила купить пирамидку не с синим колпачком и не маленькую. Как ты думаешь, какая пирамидка понравилась твоей сестре, почему ты думаешь, что большая с красным колпачком?
Катя, а твоя сестренка захотела иметь неваляшку не в зеленом платье и без бантика».
Если ребенок правильно отгадает и объяснит, почему он выбрал именно эту игрушку, то воспитатель вручает ему эту игрушку.
Игра: «Новоселье у матрешек»
Цель
1. Для первого варианта: упражнять детей в понимании смысла пространственных предлогов и наречий (на, над, под, рядом) – правильно располагать матрешек в окнах двухэтажного дома. Ввести в речь детей пространственные предлоги.
2. Для второго варианта: закрепить понимание в речи пространственных предлогов (добавить предлог «между») и научить выделять их интонационно в своих ответах.
Игровой материал
1. Для первого варианта: одна карточка – домик с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета: красного, синего и т.д.
Размер картинок равен размеру окошка.
2. Для второго варианта: две карточки – домика с 6 окошками и 12 картинок с изображениями головок матрешек в платочках разного цвета.
Ход игры
I вариант
Воспитатель дает ребенку две картинки с изображением матрешек , а на стол кладет карточку – домик и рассказывает: «Построили для матрешек новый дом, и для каждой матрешки выделили в нем комнату. Приехали матрешки к новому дому, а кто где будет жить, не знают, но мы им поможем. Я буду называть, где какая матрешка будет жить, а вы будете селить своих матрешек. Матрешка в красном платочке будет жить в комнате рядом с дверью, матрешка в желтом платочке будет жить тоже в комнате рядом с дверью, но с другой стороны. А какой это этаж? Матрешка в синем платочке будет жить над матрешкой в красном платке, какой это этаж?»
II вариант
У домиков разные по цвету крыши. Воспитатель дает ребенку три картинки с изображением матрешек, а на стол кладет две карточки – домики. В игре осваивают и предлог «между». Дети при повторении игры могут и сами заселять домики, но потом каждая матрешка должна рассказать, где она живет. Воспитатель предлагает интонационно выделять слова (предлоги), которые точно указывают, кто где живет.
Игра: «Найди части к целому»
Цель
1. Развивать понимание отношений целое и его части.
2. Расширять словарный запас за счет названий частей знакомых предметов.
Игровой материал
1. Предметные картинки с изображениями посуды, игрушек, мебели и др. Силуэтные картинки для первого варианта игры (средняя группа).
2. Карточки с контурным изображением знакомых детям предметов (транспорт, посуда, одежда и др).
3. Карточки с нарисованными основными частями этих предметов (части чайника: носик, ручка, крышка).
4. Фишки двух цветов (для старшей и подготовительной групп).
Ход игры
I вариант (средняя группа)
Воспитатель показывает детям чайник. Спрашивает: «Что это? Что есть у чайника?». Поясняет, что чайник – это целый предмет, а носик, ручка и крышка – это его части. Воспитатель раздает детям силуэтные картинки, предлагает загадать Никите загадки: «Назови какую-либо часть предмета, которая изображена на твоей картинке, а Никита попробует отгадать, что это за предмет. Если Никита правильно назовет предмет, то вы отдаете ему свою картинку». Дети называют одну или две части своего предмета поочередно, Никита поясняет свой ответ: «Пирамидку я отгадал – по колечкам, лейку – по носику с дырочками».
II вариант (средняя группа)
Воспитатель: «У Никиты тоже есть картинки с предметами, и теперь он хочет загадать загадки. Он будет называть целый предмет, а вы – его части, какие знаете. Кто правильно отвечает, тот от Никиты получает эту картинку». Получив картинку, ребенок показывает на ней ту часть предмета, которую он назвал и те части, которые видит еще.
III вариант (старшая группа)
Воспитатель показывает картинку с изображением, например, дома. Обводит очертания ее и поясняет, что целый дом, спрашивает: «А что это?», показывая на крышу, окна, стены. «Это то из чего состоит дом – его части».
Воспитатель раздает детям карточки с контурным изображением предмета, а себе оставляет карточки с нарисованными частями этих предметов и объясняет детям: «У вас имеется целый предмет без частей, т.е. внешние очертания, а у меня карточки с частями к этим предметам. Посмотрите на мою карточку и скажите, у кого есть части этого предмета». Ребенок, узнав в контурном изображении автобус, отвечает: «Это части к автобусу: корпус, колеса, окна, двери». Если ребенок правильно назвал все части, то получает красную фишку, если же не все части, то зеленую. Ребенок, дополнивший его ответ, получает тоже зеленую фишку.
В конце игры подсчитываются фишки. Две зеленые приравниваются к одной красной, и определяется победитель.
Усложнение. Воспитатель не показывает карточки с предметами, а перечисляет части к тому или иному предмету. Дети, угадав, называют этот предмет, за что и получают карточку с правильно угаданным изображением. В конце игры по сигналу воспитателя «Целое», «Части» поднимают то одну, то другую карточку.
IV вариант (подготовительная группа)
Задача детей соединить карточку с контурным изображением и карточку с частями этого предмета. Для этого одни дети получают карточки с контурным изображением, а другие – с частями предметов.
Ребенок с контурной карточкой называет свой предмет: «У меня –
троллейбус», и кладет карточку на середину стола. Другой ребенок отзывается: «У меня – части троллейбуса», и кладет свою карточку рядом. Затем дети меняются карточками. Когда дети разложат карточки попарно, воспитатель, обращаясь поочередно к детям, спрашивает: «Целое?»
Ребенок. Кресло.
Воспитатель. Части?
Ребенок. Спинка, сиденье, подлокотники, ножки.
Если ребенок называет дополнительные части, не изображенные на картинке, то получает еще одну фишку.
Игра «Каждую птицу на свое место»
Цель
1. Сообщить краткие сведения о хищных, водоплавающих и болотных
птицах.
2. Упражнять в классификации птиц по видам.
Игровой материал
1. Таблица, разделенная на 9 клеток (3х3). В первом столбике нарисованы
орел, журавль и гусь.
2. Предметные картинки с изображениями птиц: коршуна, совы
(хищ.птицы), цапли, аиста (болотные), лебедя, утки (водоплавающие).
Ход игры
I вариант
Воспитатель предлагает детям послушать небольшие рассказы о птицах, изображенных на таблице. Просит особое внимание обратить на описание строения ног, клюва, т.к. эти признаки характеризуют образ жизни птицы.
Орел – хищная птица. Он охотится за другими птицами и зверями. С высоты, паря над землей, орел высматривает добычу. У него сильные лапы с загнутыми когтями, которыми он может схватить и удержать в воздухе пойманную добычу. У него сильный загнутый клюв.
Журавль живет на болотах, у берегов рек и озер. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет корм – небольших водных обитателей.
На озерах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребет ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм.
Рассказав о птицах, воспитатель вызывает детей к столу. Ребенок берет одну картинку и определяет, с какой из птиц ему следует ее поместить (орлом, журавлем или гусем).
II вариант
Воспитатель произвольно раскладывает все 6 картинок на таблице. Спрашивает детей, каждая ли птица на своем месте? Затем предлагает разложить картинки правильно и пояснить, почему сова и коршун должны находиться рядом с орлом и т.д.
Игра «Составь букет»
Цель
1. Научить детей различать теплые и холодные цвета, закрепить в
активном словаре их названия.
2. Закрепить в речи детей обобщающие слова: теплые, холодные
(цвета) – и поупражнять в употреблении этих слов.
Игровой материал
- Две картинки. На каждой нарисованы цветочная ваза. В вазах зеленые стебли. На концах стеблей наклеены кружки нейтральных цветов (серый, белый) из бархатной бумаги. На одной вазе – узор теплых цветов, на другой – холодного.
- Головки цветов, вырезанные из бумаги разного цвета (холодных и теплых тонов). С обратной стороны цветы подклеены бархатной бумагой.
Ход игры
Воспитатель показывает детям две картинки с вазами и предлагает составить 2 букета: один – из цветков теплого цвета, который напоминает цвет огня другой – из цветков холодного цвета, которые похожи на цвет неба, воды, льдин.
Ход игрового упражнения вне занятий
I вариант
Вне занятий игру можно проводить как настольную. Для настольной игры игровые пособия можно сделать меньше и без подклеивания бархатной бумагой. Дети делятся на две команды по 2 – 3 человека. Одна команда занимается составлением букета теплых тонов, другая – холодных. Цветы лежат посреди стола. Выигрывает та команда, которая правильно и быстро составила букет.
II вариант
Картинки с вазами расположены посредине стола, рядом – цветы. Каждый играющий берет одинаковое количество цветов, затем по сигналу воспитателя начинают определять, в какую вазу положить тот или иной цветок. Выиграет тот, кто быстрее и правильнее разложит свои цветы.
Предварительный просмотр:
Динамический лист наблюдения
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
На период с октябрь 2020 по 2021 год
Дата заполнения: 03.10.2020
Ф.И.О. ребенка | Черкашина Катя |
Дата рождения | 29.12.2014 |
Дата поступления в учреждение | |
Сведения о семье: | |
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | Черкашина Светлана Геннадьевна, средне- специальное, продавец «Падун – хлеб» |
Отец (ФИО, образование, место работы, доп.сведения) | Черкашин Михаил Алексеевич, средне – специальное, ИП, строитель |
Дом. адрес: Телефон: | ул.Байкальская, 187 |
Воспитатели (ФИО): | Родыгина Л.Н., Рылова О.А. |
Специалисты: Педагог-психолог: Музыкальный руководитель:
| Лязина Н.В Козина А.В.
|
Группа здоровья |
Результаты диагностики
сентябрь | ноябрь | декабрь | февраль | март | Май | ||
1. Познавательное развитие | |||||||
Развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации | 1 | ||||||
Формирование познавательных действий, становление сознание | 1 | ||||||
Развитие воображения и творческой активности | 1 | ||||||
Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира | 1 | ||||||
Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | 1 | ||||||
2.Речевое развитие | |||||||
Владение речью как средством общения и культуры | 1 | ||||||
Обогащение активного словаря | 1 | ||||||
Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи | 1 | ||||||
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | 1 | ||||||
3. Социально-коммуникативное развитие | |||||||
Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками | 1 | ||||||
Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий | 1 | ||||||
Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками | 1 | ||||||
Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации | 1 | ||||||
Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | 1 |
План педагогических действий с детьми, испытывающими трудности в освоении ОПП ДО
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей | Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя) |
Познавательное развитие Формирование первичных представлений о себе, других людях Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира Формирование первичных представлений об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | - недостаточно знаний о себе, о своей семье, семейных традициях; - недостаточно знаний об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира - недостаточно знаний о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Поликлиника», «Магазин» Беседы: «Любовь к ближнему», «Кто я такой», «Моя семья», «Мои друзья». Чтение художественной литературы: «Кошкин дом», «Мойдодыр», «Две подружки», литературы на тему «Я и моя семья». Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о жизни людей в других странах, о нормах поведения в социальном мире). Д/ игра «Чудесный мешочек» учить различать овощи и фрукты. Д/ игра «Кто что ест» - учить узнавать, чем питаются птицы животные, люди. Д/ упражнение «Времена года» - учить определять по картинке время года и приметы. Д/ упражнение «Что нужно цветам» - учить ухаживать за комнатными цветами. Д/ игра «Помоги накормить куклу» - учить называть посуду, продукты питания. Д/ игра «Помощники» - учить определять предметы для разных профессий. Д/ игра «Оденем куклу» - самообслуживание и помощь другим. Д/ упражнение «Поручение» - учить помогать взрослым, друзьям. Д/ игра «Чудесный мешочек» - учить определять геометрические фигуры. Д/ игра «Дорожки» - один, много, порядковый счет. Беседа «Мой домашний адрес», «День матери», «День города», «Новый год» Рассматривание фотографий с улицами города, его достопримечательностями Дидактические игры: «Кто кем будет?», «Я познаю». Рисование, лепка, аппликация: «С кем я живу», «Мы такие разные», «Мир вокруг нас», «Мой портрет», «Портрет мамы». |
Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | Преимущественно использует невербальные средства общения Отражает в речи немногочисленные предметы ближайшего окружения и действия Не вступает в диалог, не может пересказать короткую знакомую сказку Не принимает задачу повторить звуковые цепочки | Артикуляционная гимнастика. Пальчиковая гимнастика. Д/ игра «Чудесная коробочка» расширить запас понимаемых слов. Д/ игра « Повтори» - учить производить звуки животных. Д/ упражнение «Угадай, что звучит» - упражнение звукопроизношение. Д/ упражнение «Выставка игрушек» - формировать активный словарь, повторять за взрослым. Д/ игра «Отгадай, кто к нам пришел» - упражнение звукопроизношением. Д/ игра « Отгадай и назови» - назначение предметов, активизировать слова. Д/ игра «Узнай по голосу» - звукопроизношение, подражание. |
Социально-коммуникативное развитие Развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками Становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий Развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками Формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и сообществу детей и взрослых в организации Формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Потребность в общении со взрослым слабо выражена, инициативные действия могут иметь деструктивный характер (отнимает игрушки, толкает и пр.) Не называет отдельные эмоциональные состояния Не соблюдает элементарные правила основ безопасного поведения в быту, социуме, природе | Д/ игра «Пазлы» - собери картинку. Д/ игра «Накроем стол» - закрепить предметы, продукты, действия. Д/ игра «Кукла заболела» - расширить знание о больнице; учить сопереживать и заботиться о больных. Д/ игра «отгадай и назови» назначение предметов и их качеств. Д/ игра «Сделай то – то» - дослушать до конца задание, осмыслить и выполнить. Д/ упражнение «День рождение Мишутки» - учить правильно поздравлять, делать подарки своими руками. Д/ игра «Кто что делает» - учить наблюдать за детьми, как они дружно играют. Д/ игра «Гости» - учить правильно, принимать гостей, пользоваться добрыми словами. Д/ игра «Мои вещи» - учить бережно, относиться к вещам и ухаживать за ними. Д/ игра « Помоги маме» - учить заботиться о родных людях, помогать. Беседа «Как вы заботитесь о маме? Что будете делать если она устала? Заболела?» Д/ упражнение «Где живет мусор?» - учить соблюдать порядок, чистоту. Игра – театрализация: «Я еду в гости», «Праздники в семье», «Ждем маму». Составление творческих рассказов на тему «Семья», «Как я помогаю дома», «Как себя вести со старшими». |
Предварительный просмотр:
Динамический лист наблюдения
Индивидуальный образовательный маршрут ребенка
На период с октябрь 2020 по 2021 год
Дата заполнения: 03.10.2020
Ф.И.О. ребенка | Ковалев Артем |
Дата рождения | 26.04 2014 |
Дата поступления в учреждение | |
Сведения о семье: | |
Мать (ФИО, образование, место работы, доп. сведения) | Ковалёва Анастасия Геннадьевна, высшее, ОГА УЗГБ №3, |
Отец (ФИО, образование, место работы, доп.сведения) | Ковалёв Иван Геннадьевич, высшее, Братск – скан, водитель |
Дом. адрес: Телефон: | ул. Вокзальная, 12 Б - 71 |
Воспитатели (ФИО): | Родыгина Л.Н., Рылова О.А. |
Специалисты: Педагог-психолог: Музыкальный руководитель:
| Лязина Н.В Козина А.В.
|
Группа здоровья |
Результаты диагностики
сентябрь | ноябрь | декабрь | февраль | март | Май | ||
1. Познавательное развитие | |||||||
Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | 1 | ||||||
3.Речевое развитие | |||||||
Владение речью как средством общения и культуры | 1 | ||||||
Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | 1 |
План педагогических действий с детьми, испытывающими трудности в освоении ОПП ДО
Виды трудностей (педагогическая симптоматика) | Причины трудностей | Содержание развивающей работы (деятельность воспитателя) |
Познавательное развитие Развитие воображения и творческой активности Формирование первичных представлений о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | - недостаточно знаний об объектах окружающего мира, свойствах и отношениях объектов окружающего мира - недостаточно знаний о малой родине и отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, многообразии стран и народов мира | Сюжетно-ролевые игры: «Семья», «День рождения», «Магазин», «Больница». Беседы: «Моя группа, мои друзья», «Моя семья», «Кто я такой», «Что значат наши имена», «Добрые дела». Составление творческих рассказов на тему « Семья», «Как я помогаю дома». Чтение художественной литературы на тему «Я и моя семья». Чтение художественной литературы по познавательной тематике (рассказы о нормах поведения в социальном мире). Экскурсии на пищеблок, в медицинский кабинет, в прачечную. Д/И «Хорошо - плохо». Цель: формировать представления у детей о хороших и плохих поступках. Д/И «Назови ласково» - расширять словарный запас Беседы: «Одежда», «Посуда», «Мебель». Цель: расширять представления об объектах окружающего мира Д/И «Чудесный мешочек», «Узнай фигуру», «Тяжелый-легкий», «Теплый-холодный», «Найди предмет такой же формы», «Сравни предметы по высоте», «Самая длинная, самая короткая», «Разложи разноцветные кружки по убыванию, возрастанию», «Дальше – ближе», «Подбери чашку к блюдцу», «Разложи фигуры по цвету», «С какого дерева листок». Беседа «Мой домашний адрес», «День дошкольного работника», «День матери», «День города», «Новый год» Рассматривание фотографий с улицами города, его достопримечательностями |
Речевое развитие Владение речью как средством общения и культуры Обогащение активного словаря Развитие связной грамматически правильной диалогической и монологической речи Развитие речевого творчества Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха Знакомство с книжной литературой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров, детской литературы Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте | Преимущественно использует невербальные средства общения Отражает в речи немногочисленные предметы ближайшего окружения и действия Не вступает в диалог, не может пересказать короткую знакомую сказку Произношение большинства звуков нарушено, речь непонятна Не проявляет интереса при знакомстве с новым произведением. Не может назвать любимые произведения Не принимает задачу повторить звуковые цепочки | Игра «Что сначала, что потом». Цель: учить составлять небольшой рассказ по картинкам, выделяя начало и конец действия и правильно называть их. Игра «Расскажем про Олю и зайчика». Цель: Составлять совместный повествовательный текст, учить заканчивать интонационно предложения рассказа по опорным картинкам. Игра «Сравни животных». Цель: Учить детей сравнивать разных животных из сказок, выделяя противоположные признаки, опираясь на книжные иллюстрации из сказок. Игра «Опиши куклу». Цель: Учить называть разнообразные признаки внешнего вида игрушки или объекта. Заучивание потешки «Котик-коток», «Сорока-ворона» - знакоство с фольклором Русские народные сказки: «Волк и семеро козлят», «Три медведя», «Бычок, соломенный бочок», «Петушок и бобовое зернышко» «У страха глаза велики», «Кот, петух и лиса». Фольклор народов мира: «Колосок» (укр.), «У солнышка в гостях» (словацк.), «Как собака друга искала (мордов.), (пол.), «Ручки; спляшите» (фр.); «Как лисичка бычка обидела» (эск.); «Воробей и лиса» (болг.), «Упрямые козы» (узб.). Произведения русской классической литературы: А. Барто «Игрушки»; КУшинский «Петушок с семьей», «Два козлика»; М.Пришвин «Листопад», Л. Толстой «Была у Насти кукла...», «Нашли дети ежа...». Произведения современной русской и зарубежной литературы:Л. Квитко «В садочке»; С. Маршак «Усатый-полосатый»; Е. Благинина «Дождик», «Улетают, улетели...»;: Ю. Мориц «Цветок», «Ежик резиновый», К. Чуковский «Цыпленок»; В. Сутеев «Цыпленок и утенок»; Е. Чарушин «Кошка», «Как Томка научился плавать». Артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика. Д/У «Угадай, что звучит», «Отгадай, кто к нам пришел», «Узнай по голосу» - упражнение звукопроизношения Д/И «Повтори» - произношение звуков животных |
Взаимодействие с родителями (законными представителями)
- Рекомендовать книги для чтения дома.
- Разучивание скороговорок
- Подготовка рисунка к теме «Моя любимая игрушка»
- Закрепление дидактических игр в домашних условиях
- Выполнение рекомендаций психолога
- Разучивание стихотворений
- Нарисуй вместе с мамой рисунок на тему «Осень»
- Расскажи маме об осенних приметах
- Нарисуй вместе с родителями иллюстрацию к своей любимой сказке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Циклограмма индивидуальной работы с детьми второй младшей - средней группы (из опыта работы)
Циклограмма помогает календарному планированию. Мы работаем по Васильевой. Буду рада, если кому пригодится....
Многофункциональное методическое пособие по развитию речи "Веселый поезд" (для индивидуальной работы с детьми с ТНР)
Использование данного пособия зависит от конкретных задач педагога в ходе индивидуальной работы с ребенком с ТНР....
Доклад на тему "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения"
Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в ш...
Индивидуальная работа с детьми старшего дошкольного возраста по автоматизации звука Л в словах.
Ознакомление детей с приставочными глаголами....
Методика проведения индивидуальной работы с детьми в ДОУ. Циклограмма индивидуальной работы на группах.
Известно, что каждый ребёнок неповторим. Он имеет свои особенности нервной системы и психофизического развития. Индивидуальные особенности ребёнка влияют на усвоение им умений и навыков, на отношение ...
Доклад из опыта работы: "Использование коррекционных технологий в индивидуальной работе с детьми"
Доклад из опыта работы...
материал из опыта работы "Индивидуальная работа с детьми по воспитанию чистого и правильного произношения"
В материале изложены факты, влияющие на чистоту и внятность произношения у дошкольников. Исходя из опыта работы, предлагаются игры на развитие речевого дыхания, фонематического восприятия....