"Песочная терапия"
статья
Предварительный просмотр:
РЕКОМЕНДАЦИЯ
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ
«В КОГО ОНИ ТАКИЕ?»
(Роль семьи в воспитании ребенка)
Семья имеет несколько функций:
Обеспечение эмоциональных связей и привязанностей, то есть
это те отношения, которые ребенок получает в первые 3-4 года жизни, когда он
научается различать то, как к нему кто относится, кто что для него делает, в каких условиях он живет.
Эти ранние привязанности закладывают основу его будущих отношений с другими людьми, по образу и подобию отношений в семье. Если в детстве
не удалось создать такие отношения, то в старшем возрасте он столкнется с большими трудностями.
- Семья — это основа чувства защищенности. Оно развивается на основе тех
привязанностей, у ребенка создается или не создается чувство тревоги, уверенности, защищенности, т. к. семья обеспечивает безопасность ребенка при взаимодействии его с внешним миром. Это чувство защищенности необходимо ребенку при исследовании окружающего мира, и на основе этого ребенок научается адекватно реагировать на те или иные ситуации. Родные и близкие являются утешителями в минуты горя или болезни. Рекомендуется при госпитализации ребенка, чтобы с ним находился близкий, тогда он себя будет чувствовать спокойно в стрессовой ситуации. Если нет чувства защищенности, ребенок после 3-4 лет цепляется за мать.
- Семья — как модель поведения и межличностных отношений. Ребенок копирует поведение взрослых. Это бывает, как неосознанно в младшем возрасте, так и осознанно в старшем. Это является одним из необходимых элементов — идентификации. Пример родительского поведения очень важен как модель реагирования в стрессовой ситуации. родители часто говорят одно, а делают другое. Это может привести к неприятию, развитию отрицательного поведения, к отрицательному формированию характера.
- -Семья - как источник приобретения жизненного опыта. Интеллект зависит от наследственности и от собственного жизненного опыта ребенка, который зависит от родителей. родители должны научить ребенка учиться, обретать опыт, воспитывать в них желание учиться. На это влияют беседы с детьми. Беседы способствуют развитию мышления, из бесед дети получают необходимые знания, речь родителей служит образцом речи для ребенка и формирует характер речи ребенка. Поведение родителей является образцом социального поведения для ребенка. Ребенок научается от родителей всему, путем поощрения и наказания. Степень свободы, которую допускают родители по отношению к ребенку, тоже
играет роль.
Для детей очень важной является эмоциональная обстановка в семье.
Наиболее типичные роли ребенка в семье (роль – набор шаблонов в поведении):
- «Козел» отпущения. Ребенок отводит на себя негативные эмоции родителей.
- Любимчик Родители не испытывают друг к другу чувств и эмоциональный
вакуум заполняется преувеличенной заботой о ребенке (демонстративная любовь).
- Кукла, вечный ребенок. Нужен родителю лишь в определенный момент,
когда ему хочется заняться ребенком. Чаще, если родители очень близки друг другу, они лишь изредка обращают свою любовь на ребенка, но как правило он остается третьим – лишним.
- Примиритель. Ребенок регулирует и устраняет конфликты между родителями.
Часто такие дети играют роль взрослого в семье. В некоторых схемах в основе лежит эмоциональное отношение родителей (принятие или непринятие
родителями ребенка).
- Гиперопека. Родители диктуют каждый шаг ребенку, контролируют его,
проверяют. Дети привыкают повиноваться, они привыкают к тому, что за них все
решают и все продумывают. Такие дети безвольны, безинициативны, склонны к алкоголизму и наркомании (безволие в антисоциальной компании). Могут объявлять бойкоты
родителям и т.д.
- Гипоопека. Ребенок предоставлен сам себе, ощущает сея ненужным, нелюбимым,
вынужден сам заботиться о себе. Потребности детей не удовлетворяются, у
них не хватает игрушек, книг и т.д.
Крайняя форма – беспризорность и дети-маугли. Это основной источник
пополнения преступных группировок, где существуют внегласные законы – кто сильнее, тот и прав.
- Кумир семьи. На первый взгляд ребенок кажется любимым, им восторгаются,
выполняют любые его желания. Такие дети верят в свою исключительность, превосходство над другими. Они эгоистичны, привыкают потреблять и не
отдавать ничего в замен. Отстают от сверстников в плане самообслуживания, необъективно оценивают себя и окружающих. Выходя в жизнь не могут
вписаться в иерархию подчинения, им трудно адекватно вести себя. Так же, возникают затруднения с установлением нормальных отношений с лицами
другого пола и как следствие, трудности с созданием семьи. Они часто инфантильны. Такие дети бывают успешны в жизни, если родители вкладывают
в них определенные навыки.
- Золушка. Ребенка периодически оскорбляют, унижают, они не знают заботы,
ласки, их все время противопоставляют другим, более хорошим детям. Ребенок
старается делать все, чтобы соответствовать идеалу и угодить родителям, но никогда не получает поощрения. Ребенок считает себя обузой. Чаще всего такие дети уходят в мир фантазий, туда, где все проблемы решаются как в сказке.
Такие дети в жизни не инициативные, тихие, действуют по принципу «лишь бы угодить», редко добиваются в жизни чего-либо существенного.
Повышенная моральная ответственность. На плечи ребенка возлагается ответственность, не соответствующая возрасту. Чаще всего это бывает, когда родители видят в ребенке реализацию своей мечты, или когда на ребенка возлагается ответственность за более младшего или за престарелого члена семьи.
Здесь могут быть два варианта:
1. ребенок справляется, становится не по возрасту серьезным, взрослым, умеет решать сложные проблемы.
2. Ребенок не справляется, становится озлобленным, нервным, скрытным и хитрым. В таких случаях не редки самоубийства, если ребенок не справляется с грузом ответственности (например, отличник, вдруг, получил двойку).
Воспитание в культе болезни. В случае если ребенок сам болеет или если родители
видят в нем болезненного ребенка – использование создавшейся ситуации, дети входят
в состояние болезни и шантажируют родителей. Болезнь воспринимается как
привилегия, дающая особые права. Ребенок спекулирует этим, может стать тираном для родителей. Когда в семье болен (или считается больным) кто-то из членов семьи – все пляшут вокруг этого человека, ему подчинен весь режим. У ребенка формируется определенное отношение к болезни и к жизни.
- Трон принца. Чаще – в обеспеченных семьях, где родители заняты добыванием
материальных благ и времени на воспитание ребенка нет. Как компенсация
– задаривание ребенка. Такие дети чаще всего протестуют против того, что было святым для родителей. Они идут своей дорогой и часто губят все то, чего добились родители. Если такие дети и выбирают путь по стопам родителей, то часто оказываются неспособными.
Противоречивое воспитание. Может быть два варианта:
Первый вариант- противоречивость между разными родителями, например;
Мама говорит одно – папа другое, или мама одно – бабушка другое.
Второй вариант – противоречивость в требованиях одного родителя.
Например: Ты все время должен сидеть и учиться! А почему ты не сходил в магазин? (ребенок идет в магазин) А куда ты пошел? И т.д. Такому ребенку приходится самому определять что можно, а чего нельзя. Ему непонятно кого слушать, кому угождать,
все это способствует развитию невроза.
Смена образцов воспитания. Сначала ребенок воспитывается по одной схеме, потом
по другой (развод, рождение еще одного ребенка, смерть кого-то из родителей).
Ребенок или не может адаптироваться к смене стилей или с трудом адаптируется.
Ребенок может протестовать, могут возникнуть невротические реакции, уход из
семьи и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект индивидуального коррекционного занятия с использованием песочной терапии "Путешествие в песочную страну" (Автоматизация и дифференциация звуков С и Ш)
В конспекте представлена структура занятия с использованием песочницы...
«Путешествию в «песочную» сказку. Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.
«Путешествию в «песочную» сказку.Интеграция песочной терапии и сказкотерапии в работе педагога-психолога.Сказка на песке – это прекрасная возможность выразить свое отношение к окружающему миру, справи...
Занятие по песочной терапии для детей раннего возраста на тему "Песочная поляна".
учить детей определять на ощупь свойства песка, активизировать в речи слова шершавый,твёрдый,мягкий....
Программа по песочной терапии "Песочная фантазия"
Песок - загадочный материал. Он обладает способностью завораживать человека – своей податливостью, способностью принимать любые формы, быть сухим и легким, или ускользающим и влажным, или плотным и пл...
Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии, игровой терапии и песочной терапии.
Современным подходом к развитию взаимодействия детского сада и семьи, педагогов и родителей является: партнерский подход -- более сложный многообразный способ организации совместной деятельности родит...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Статья о гармонизации детско - родительских отношений с использованием разных методов терапии...
« Гармонизация детско – родительских отношений с использованием методов арт – терапии – песочной терапии – игровой терапии»
Взаимодействие с родителями - важное направление в деятельности дошкольного учреждения...