статья: развитие мелкой моторики
статья
Предварительный просмотр:
Рекомендации родителям
«Развитие мелкой моторики у детей во второй младшей группе с использованием пальчиковых игр и нетрадиционных технологий»
Ум ребенка находится
на кончиках его пальцев.
В.А. Сухомлинский
Дошкольное детство - очень короткий отрезок в жизни человека, всего первые семь лет.
Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Тренировать пальцы рук можно уже с шести месячного возраста. Простейший метод - массаж. Для определения уровня развития речи детей первых дней жизни разработан следующий метод: ребёнка просят показать один пальчик, два пальчика и т.д. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев – говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свободными, развитие речи и, следовательно, мышления добиться не удается.
Одним из эффективных способов развития мелкой моторики являются пальчиковые игры, которые:
- способствуют овладению навыками мелкой моторики,
- помогают развивать речь,
- повышают работоспособность коры головного мозга,
- развивают у ребенка психические процессы: мышление, внимание, память, воображение,
- снимают тревожность.
Чем раньше мы начнем развивать мелкую моторику пальцев рук (и ног), тем полноценнее развитие ребенка. Поэтому мы будем рассматривать развитие мелкой моторики детей раннего возраста.
● анализ психолого-педагогической литературы,
● наблюдение,
● беседа,
● анкетирование родителей.
Моторика– вся сфера двигательных функций организма, объединяющая их биомеханические, физиологические и психические аспекты.
Мелкая моторика –совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем. Часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость.
Речь – один из видов коммуникативной деятельности человека; использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива.
Игра – один из видов деятельности, значимость которой заключается не в результатах, а в самом процессе. Способствует психологической разрядке, снятию стрессовых ситуаций, гармоничному включению в мир человеческих отношений. Игра служит физическому, умственному и нравственному воспитанию детей.
Пальчиковая игра – действие, при помощи пальцев, воссоздающее разнообразные области действительности, в основе которых лежит народный фольклор.
Пальчиковый театр – особый вид театральных представлений, в которых вместо актеров действуют пальчиковые куклы, приводимые в движение рукой человека.
Развитие – направленное, закономерное изменение; процесс тесно взаимосвязанных количественных и качественных преобразований особей с момента зарождения до конца жизни.
О чудесных свойствах мелкой моторики знали еще наши мудрые предки. Из поколения в поколение передаются забавные народные потешки: «Ладушки-ладушки», «Сорока – белобока» и другие пальчиковые игры. Педагог Василий Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев». А известный немецкий ученый Эммануил Кант называл руки - видимой частью полушарий головного мозга.
Мария Монтессори говорила, что каждое движение ребёнка — это ещё одна складочка в коре больших полушарий. Упражнения в повседневной жизни очень важны для маленьких детей. Тренировка пальцев рук является мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга.
Правильное развитие мелкой моторики определяет также формирование у ребенка
Сенсомоторной координации — согласованного действия рук и глаз. С помощью зрения ребенок изучает окружающую действительность, контролирует свои движения, благодаря чему они становятся более совершенными и точными. Глаз как бы «обучает» руку, а с помощью ручных движений в предметах, которыми манипулирует ребенок, открывается больше новой информации. Зрение и движения рук становятся основным источником познания ребенком окружающей действительности. Изучая всевозможные предметы, трогая и ощупывая их руками, ребенок приходит к пониманию причинных связей. Чем старше становится ребенок, тем активнее он использует руки и пальцы, чтобы повторить увиденное или осуществить задуманное. Он строит дома, башни и мосты, рисует животных и людей, буквы и числа, и в конечном итоге учится писать. При выполнении всех этих действий глаза помогают рукам.
По мнению Монтессори с помощью упражнений, развивающих мелкую моторику, ребенок учится следить за собой и своими вещами, учится правильно застегивать пуговицы, пришивать их, шнуровать ботинки. То есть мелкая моторика рук связана еще и с формирование самостоятельности ребенка, а, следовательно, развитие мелкомоторных функций, координации движений, концентрации внимания, умение довести выбранную работу до конца, получить удовольствие от сделанного очень важно для формирования личности человека в целом.
Пальчиковые игры и нетрадиционные техники развития мелкой моторики рук детей раннего возраста
Пальчиковые игры, упражнения и нетрадиционные техники – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи. В рифмованных пальчиковых играх содержание стихотворения изображается с помощью движения рук и пальцев. Такие забавы очень увлекательны. Они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются.
Игры с пальчиками развивают мозг ребёнка, стимулируют развитие речи, творческие способности, фантазию.
Простые движения помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Они способны улучшить произношение многих звуков. В общем, чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Почему же это так? Давайте разберёмся. Дело в том, что рука имеет самое большое «представительство» в коре головного мозга, поэтому именно развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.
Пальчиковые игры – это замечательный материал для быстрого овладения простейшими математическими понятиями, начиная от счета и заканчивая такими категориями, как вправо – влево, выше – ниже, дальше – ближе, длиннее – короче, больше – меньше и т.п.
Принцип подбора игр
Стандартный набор занятий по развитию тонкой моторики (плетение, конструкторы, мозаика, лепка и т.д.)
Игра может быть построена на тренировке только одной из трёх двигательных составляющих (лучше второй и третьей), однако движения пальцев в любом случае должны быть изолированными.
Наибольший интерес представляют игры:
- на расслабление;
- в которых активную роль играют безымянные пальцы и мизинцы;
- на разнотипные движения рук (пальцы одной руки делают одно, другой руки – другое).
- Группы пальчиковых игр
С моей точки зрения, пальчиковые игры разнообразны по содержанию, поэтому я разделила их на группы и определила назначение.
- Игры – манипуляции.
«Ладушки-ладушки…», «Сорока-белобока…» - указательным пальцем осуществляют круговые движения.
«Пальчик-мальчик, где ты был?..», «Мы делили апельсин…», «Этот пальчик хочет спать…», «Этот пальчик – дедушка…» - ребёнок поочерёдно загибает каждый пальчик. Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение: в каждом пальчике ребёнок видит тот или иной образ.
- Сюжетные пальчиковые упражнения.
«Пальчики здороваются» - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно).
«Распускается цветок» - из сжатого кулака поочерёдно «появляются» пальцы.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревьев.
- Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребёнок может поочерёдно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п, д-т, к-г.
- Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
Предложены И. Деннисоном и Г. Деннисоном. С помощью таких упражнений компенсируется работа левого полушария. Их выполнение требует от ребёнка внимания, сосредоточенности.
«Колечко» - поочерёдно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с каждым пальцем последовательно указательный, средний и т.д.
«Ухо – нос» - левой рукой взяться за кончик носа, правой – за противоположное ухо, затем одновременно опустить руки и поменять их положение.
- Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук.
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения – разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру).
«Помоем руки под горячей струёй воды» - движение, как при мытье рук.
«Засолка капусты» - движения ребром ладони правой руки о ладонь левой руки: постукивание, пиление. Движения обеих кистей: имитация посыпания солью, сжимание пальцев в кулак.
«Согреем руки» - движения, как при растирании рук.
«Молоточек» - фалангами сжатых в кулак пальцев правой руки «забивать» гвозди.
«Гуси щиплют травку» - пальцы правой руки пощипывают кисть левой.
Для более эффективного самомассажа кисти рук используются грецкий орех, каштан, шестигранный карандаш, массажный мячик.
- Театр в руке.
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение.
«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец – какой-либо персонаж.
«Осьминожки» - правая рука, осторожно и по очереди передвигая свои щупальцы-пальцы, путешествует по морскому дну. Навстречу движется осьминог – левая рука. Увидели друг друга, замерли, а потом стали обследовать морское дно вместе.
Заключение
Все мы хотим, чтобы наши дети были лучше, красивее, талантливее, умнее. Природа им подарила эту возможность, которую нужно раскрыть, сохранить, а дальше они будут нас, удивлять и восхищать. До самореализации долгий путь, но есть один короткий и очень важный период – детство.
Рекомендации подготовила
Воспитатель 2 младшей группы
Семенец Е.Н.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи
статья Развитие мелкой моторики рук дошкольников как средства развития речи...
статья развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей
Статья Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детейПодготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна У многих детей в дошкольном возрасте возникают пробл...
статья Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Статья Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детейПодготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна У многих детей в дошкольном возрасте возникают пробл...
Статья "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей"
Статья Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей Подготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна У многих детей в дошкольном возрасте возникают...
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»
laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» - это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики ...
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи»
необходимость и значимость в педагогическом процессе и целесообразность в работе с родителями развитие мелкой моторики рук детей, как одно из средств...
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »
Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »...