статья Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
консультация по развитию речи (средняя группа) на тему
Статья
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Подготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребёнку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т. д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. У детей с речевой патологией нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Длительные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью. Поэтому в нашей работе с детьми используются несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза ещё и в том, что они подготавливают руку ребёнка к рисованию, лепке, конструированию, письму.
Ещё В.М. Бехтерев пришёл к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. И.П. Павлов сказал: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь связана с мышлением».
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребёнка. Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, следуем ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной
- работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребёнка
- работа должна соответствовать возрастным требованиям
- работа должна приносить ребёнку радость
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Игры с карандашом:
- Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и покрутить его вперёд, назад
- Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот
- Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжить, захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
«Ножницы». Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой- средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
Ещё приём развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Собирание из мозаики различных фигур. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме, совершенствованию фонетико-фонематической сферы. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми и в увлекательном задании: «собери бусы», «найди сокровища».
Игры с песком:
- В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т.д.) Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определённой схеме. Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречке, горохе, пшене, остатках шерстяной пряжи или ниток. Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно- двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Графические упражнения:
- упражнения на нелинованной бумаге
- упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.
Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:
- «дорожки», когда задача ребёнка- провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»
- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам
- штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья
Подготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна
У многих детей в дошкольном возрасте возникают проблемы, связанные с координацией движений, особенно мелких движений рук и, в частности, пальцев (ребёнку трудно зашнуровать ботинки, застегнуть пуговицы и т. д.) Известно, что отставание в развитии моторики часто сопровождается отставанием в развитии интеллекта и речи. У детей с речевой патологией нарушены процессы памяти, внимания, восприятия и др. Длительные нарушения характеризуются мышечной дистонией, общей моторной неловкостью. Поэтому в нашей работе с детьми используются несложные занимательные задания, упражнения и игры, направленные на совершенствование движений пальцев. Эти занятия очень нравятся детям и являются весьма эффективными как для улучшения координации движений, так и для развития речи. Их польза ещё и в том, что они подготавливают руку ребёнка к рисованию, лепке, конструированию, письму.
Ещё В.М. Бехтерев пришёл к выводу о тесной связи руки и речи. Он писал о том, что развитие движений руки способствует развитию речи. Совершенствование ручной моторики способствует активизации моторных речевых зон головного мозга и вследствие этого – развитию речевой функции. Это объясняется тем, что в двигательной области коры головного мозга находится самое большое скопление клеток управляющих рукой, пальцами (особенно большим и указательным) и органами речи: языком, губами, гортанью. Эта область коры головного мозга расположена рядом с речевой областью. Такое близкое соседство двигательной проекции руки и речевой зоны даёт возможность оказывать большое влияние на развитие активной речи ребёнка через тренировку тонких движений пальцев рук. И.П. Павлов сказал: «…развитие функций обеих рук и связанное с этим формирование речевых «центров» в обоих полушариях даёт человеку преимущества и в интеллектуальном развитии, поскольку речь связана с мышлением».
Формируя и совершенствуя тонкую моторику пальцев рук, мы усложняем строение мозга, развиваем психику и интеллект ребёнка. Через развитие мелкой моторики мы совершенствуем психические процессы и речевую функцию ребёнка. Для того, чтобы работа по развитию ручной моторики была эффективной, целенаправленной, следуем ряду требований:
-работа должна быть систематичной и постоянной
- работа должна соответствовать уровню общемоторного, психического развития ребёнка
- работа должна соответствовать возрастным требованиям
- работа должна приносить ребёнку радость
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются «Пальчиковые игры».
«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что даёт возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т.д.
На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Оптимально проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток. Физкультминутка как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снятия нагрузки, связанной с сидением. Если проводить пальчиковую гимнастику стоя, примерно в середине занятия, такая гимнастика, послужит сразу двум важным целям и не потребует дополнительного времени.
Игры с карандашом:
- Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и покрутить его вперёд, назад
- Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот
- Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжить, захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.
«Ножницы». Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой- средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.
Ещё приём развития точности и согласованности движений кистей рук является работа с мелкими предметами и мозаиками. Собирание из мозаики различных фигур. Эти задания служат двум целям: коррекции, развитию мелкой моторики и закреплению знаний по лексической теме, совершенствованию фонетико-фонематической сферы. Точность и ловкость движений пальцев приобретаются детьми и в увлекательном задании: «собери бусы», «найди сокровища».
Игры с песком:
- В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т.д.) Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определённой схеме. Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречке, горохе, пшене, остатках шерстяной пряжи или ниток. Вся работа по нанизыванию бус требует сенсорно- двигательной координации, аккуратности, настойчивости, т.е. качеств, необходимых для письма. Кроме пальчиковой гимнастики существуют и различные графические упражнения, способствующие развитию мелкой моторики и координации движений руки, зрительного восприятия и внимания. Выполнение графических упражнений в дошкольном возрасте очень важно для успешного овладения письмом.
Графические упражнения:
- упражнения на нелинованной бумаге
- упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.
Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:
- «дорожки», когда задача ребёнка- провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»
- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам
- штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Обобщение опыта работы по развитию мелкой моторики...
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей.
Консультации для воспитателей....
Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей
Движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией,таким образом кисть руки является органом речи, так же, как и артикуляционный аппарат....
Статья на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей с ОНР"
Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение....
статья развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей
Статья Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детейПодготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна У многих детей в дошкольном возрасте возникают пробл...
Статья "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей"
Статья Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей Подготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна У многих детей в дошкольном возрасте возникают...
План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)
Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...