Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи»
статья по логопедии (старшая группа)

необходимость  и значимость в педагогическом процессе  и целесообразность в работе с родителями развитие  мелкой  моторики  рук  детей,  как  одно из средств  развития  речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_melkoy_motoriki.docx14.75 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие  мелкой  моторики  рук  как  средство  развития  речи.

В  последнее  время  в  нашей  стране  намечается  тенденция    на  увеличение  количества  детей  с  нарушениями  в  развитии  речи.   И  прежде  всего,  эти  нарушения  связаны  с  неблагополучными   экологическими  условиями   и  инфекциями.

      Специальными   исследованиями  института  физиологии  детей  и  подростков  Академии  наук  установлено,  что  уровень  развития  речи находится  в  прямой     зависимости   от  уровня   сформированности   тонких  движений  пальцев  рук:  если  развитие  движений  пальцев  соответствует  возрасту,  то  и  речевое  развитие  находится  в  пределах нормы.

Известный  исследователь  детской    речи  Кольцова  пишет: «Движения  пальцев  рук  исторически,  в  ходе  развития  человечества,  оказались  тесно  связаны  с  речевой  функцией.

Сначала  развиваются  тонкие   движения  пальцев,  а  затем   появляется  артикуляция  слогов,  все  последующее  совершенствование   речевых  реакций   стоит  в  прямой  зависимости   от степени  тренировки   движений  пальцев.  Таким  образом  «Есть  все  основания  рассматривать  кисть  руки,  как  орган  речи,  такой  же,  как   артикуляционный  аппарат.  С  этой  точки зрения  проекция  руки  есть  еще  одна  речевая  зона  мозга»

Выдающийся  педагог  В.А.  Сухомлинский  отмечал: «Истоки  способностей   и дарований  детей   находятся  на  кончиках  их  пальцев».  И  это  совершенно  справедливо,  ведь  кисть  руки  имеет  наибольшее  представительство   в  моторной  зоне  коры  головного  мозга.

        Поэтому  систематические  упражнения  по  тренировке  движений  пальцев  рук  наряду  со  стимулирующим  влиянием  на  развитие  речи   является  мощным  средством    повышения   работоспособности  коры  головного  мозга.

Мы   уделяем  много  внимания  тренировке  движений  пальцев  рук.  Это  происходит   как  и  на   занятиях,  так  и  в  самостоятельной  деятельности детей.  Как  вы   могли  заметить,  у  нас  в  группе  большое  количество  игр  и  различного  мелкого  игрового  материала    для  развития  мелкой  моторики.  Дети  самостоятельно  систематически  занимаются  разными видами  ручной  деятельности:  лепят,  рисуют, выкладывают  предметы  и  узоры  из  мозаики  и  палочек,  конструируют   из   мелких  деталей.

Благодаря  этим  видам деятельности  не  только  развивается  тонкая,  ручная  координация,  но  еще  все  это -  эффективные   пути  для  подготовки  руки  ребенка   к  письму.

       Хочу  обратить  ваше  внимание  на  то,  развитие   ручной  умелости    невозможно    без  своевременного  овладения  навыками  самообслуживания. К  старшему  дошкольному  возрасту  не  должно  быть  затруднений  в  застегивании  пуговиц,  молний,  кнопок.

    Также  хочется   отметить, что  для  «постановки  руки»   имеет  «развитие графической  моторики».  Особое  место  здесь  занимает  штриховка,  также обведение  по  трафарету  фигур  или  предметов.  Помимо   подготовки  руки к  письму  штриховка  способствует  развитию  глазомера  -  формирование умения  видеть  контуры  фигур,  при  штриховке  не  выходить  за  их  границы.

 Поэтому  мы  очень  рекомендуем  вам  и  дома   предлагать  детям  и  пластилин  для  лепки,  и  раскраски  по  любимой  тематике,   и  разные    мозаики.  И  очень  бы  хотелось,  чтобы   мальчикам,  прежде  чем  поиграть  машинкой  ,  нужно  бы  её  сначала  собрать  из  мелкого  ЛЕГО. А  у  девочек  были   бусы   и  браслетики,  собранные  ими  из  бусинок.  И  не  торопитесь  «бросаться»  детям  на  помощь,  когда  они  одеваются:  пусть  они  сами  застегнут  пуговички,  молнию,  кнопки.  Ведь  все  это  поможет  быстрее  и  лучше   развивать  мелкую  моторику, а,  следовательно,  в  дальнейшем  -  и  речь.            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья на тему "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей с ОНР"

Движения пальцев и кистей рук ребенка имеют особое развивающее значение....

статья развитие мелкой моторики, как средства развития речи детей

Статья Развитие мелкой моторики, как средства развития речи детейПодготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна      У многих детей в дошкольном возрасте возникают пробл...

статья Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей

Статья Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детейПодготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна      У многих детей в дошкольном возрасте возникают пробл...

Статья "Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей"

Статья Развитие мелкой моторики, как средство развития речи детей Подготовила: воспитатель Кулакова Инна Александровна      У многих детей в дошкольном возрасте возникают...

План работы по самообразованию "Проворные пальчики- бойкая речь" (развитие мелкой моторики как средство развития речи детей раннего возраста)

Цель: развитие мелкой моторики у детей раннего возрастаЗадачи:Сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детейСовершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игрыРазв...

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей дошкольного возраста»

laquo;Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» -  это высказывание принадлежит известному педагогу В.А. Сухомлинскому. В этой фразе сконцентрирована важность развития мелкой моторики ...

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »

Статья «Развитие мелкой моторики как средство развития речи у детей раннего дошкольного возраста »...