Традиции и быт Кубанского казачества
план-конспект занятия (старшая группа)

Анастасия Полупан

Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея ст. Ленинградской, беседы детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам, пап, бабушек и дедушек.

Они для вас самые родные, самые близкие самые дорогие люди.

Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Родственники, родычи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних - дальних родственников - предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время - остановись! К нашим предкам повернись!»

Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.

В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сиди за прялкой пожилая казачка.

Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!

Казачка: (встает) - Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня - Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать, как живете, чем занимаетесь.

Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное - охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху , брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи надевает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается по хозяйству. С утра ей нужно надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло не плечах). А бельё я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким и пахучим. (Предоставляется детям возможность попробовать погладить таким образом мягкое полотенце, просит попросить название «утюга» - рубель). Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

Дети: Полотенца, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка. Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: Скатерть, полотенца, подзор на кровать.

Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно из самовара. Запомнили названия моей посуды? (Воспитатель провод словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: Александровна! А дети знают о казаках поговорки .

Казачка: Какие же, расскажите.

Дети: Конь казаку лучший друг.

Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: А еще мы знаем много кубанских традиций.

Казачка: Правда? Какие же?

Дети: Казаки гостей встречают с хлебом - солью.

На службу казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием. Стариков уважают, слушают их советы и называют на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка: Ну и молодцы! Просто здорово! Все, о чем вы говорили , можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.

Дети рассматривают фотографии

Казачка: А вот об одной традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а в поле, за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте. (Дети берут тряпичных куколок). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:

Ничь сизокрылая на викном,

Спы, мое сэрдэнько, мирным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Травы, квиткы и дэрэвья сплять.

Ничь сизокрылая над сэлом,

Спы, мое сэрденько, добрым сном!

По окончании песни укладывает малышку в люльку и предлагает детям сделать детям тоже самое.

Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите - ка к моей скрыне , так называется на Кубани сундук.. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть- чуть приоткрывает крышку).

Дети: Наверное, одежду?

Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте- ка, может вам понравится одеваться по - казачьи.

Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.

Казачка: Теперь - вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.

Дети садятся на лавку и слушают.

Казачка: Жили - были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие работали вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому.

И вот однажды , Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:

Ивасику - Тэлэсику!

Приплынь, приплынь До бэрэжку.

Твоя маты прыйшла,

Йисты тоби прынэсла.

Ивасик услышал матушкин голос, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу. Все было хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.

На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голосом.

Ивасику- Тэлэсику!

Приплынь, приплынь До бэрэжку.

Твоя маты прыйшла,

Йисты тоби прынэсла.

Ивасик приплыл на берег, а Баба Яга его цап- царап и унесла в свою избушку. Там приказала своей служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.

Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!». Служанка Бабы Яги рассердилась, скинула Ивасика с лопаты, а сама уселась на неё, в комочек свернулась, колени руками обняла.Тут- то Ивасик и суну её в печь. А сам выскочил из избушки, залез на высокое дерево и сидит. Тут Баба Яга кинулась его искать. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси - лебеди. Ивасик просит их: «Гусяточки- гусяточки,

Возмить мэнэ на крыляточки,

Понэсить мэне до батияточки,

Там йисты и пыть йесть шо».

А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!» Тем временем, Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетели мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просить их:

«Гусяточки- гусяточки,

Возмить мэнэ на крыляточки,

Понэсить мэне до батияточки,

Там йисты и пыть йесть шо».

Гуси взяли его, отвезли в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: А мэни краюху?

Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей - лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали. Понравилась вам сказка? Все было понятно?

Бьют часы с кукушкой.

Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.

Казачка: А запомнили хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка: А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?

Дети: Рубель.

Казачка: Молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур - это так называется овощ - земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. Почему весеннее лакомство? Об этом вам расскажет ваш воспитатель. В добрый путь!

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея ст. Ленинградской, беседы детей.

Ход занятия:

Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам, пап, бабушек и дедушек.

Они для вас самые родные, самые близкие самые дорогие люди.

Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

Дети: Родственники, родычи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних - дальних родственников - предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время - остановись! К нашим предкам повернись!»

Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.

В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сиди за прялкой пожилая казачка.

Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!

Казачка: (встает) - Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня - Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать, как живете, чем занимаетесь.

Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное - охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху , брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи надевает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

Его жена, казачка, занимается по хозяйству. С утра ей нужно надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло не плечах). А бельё я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким и пахучим. (Предоставляется детям возможность попробовать погладить таким образом мягкое полотенце, просит попросить название «утюга» - рубель). Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

Дети: Полотенца, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка. Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

Дети: Скатерть, полотенца, подзор на кровать.

Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно из самовара. Запомнили названия моей посуды? (Воспитатель провод словарную работу с незнакомыми словами).

Воспитатель: Александровна! А дети знают о казаках поговорки .

Казачка: Какие же, расскажите.

Дети: Конь казаку лучший друг.

Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

Казак сам не ест, а коня накормит.

Казак без коня, что солдат без ружья.

Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

Сам погибай, а коня выручай.

Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.

Воспитатель: А еще мы знаем много кубанских традиций.

Казачка: Правда? Какие же?

Дети: Казаки гостей встречают с хлебом - солью.

На службу казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием. Стариков уважают, слушают их советы и называют на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

Казачка: Ну и молодцы! Просто здорово! Все, о чем вы говорили , можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.

Дети рассматривают фотографии

Казачка: А вот об одной традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а в поле, за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте. (Дети берут тряпичных куколок). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:

Ничь сизокрылая на викном,

Спы, мое сэрдэнько, мирным сном!

Мглою покрывся наш дивный сад,

Травы, квиткы и дэрэвья сплять.

Ничь сизокрылая над сэлом,

Спы, мое сэрденько, добрым сном!

По окончании песни укладывает малышку в люльку и предлагает детям сделать детям тоже самое.

Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите - ка к моей скрыне , так называется на Кубани сундук.. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть- чуть приоткрывает крышку).

Дети: Наверное, одежду?

Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте- ка, может вам понравится одеваться по - казачьи.

Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.

Казачка: Теперь - вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.

Дети садятся на лавку и слушают.

Казачка: Жили - были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие работали вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому.

И вот однажды , Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:

Ивасику - Тэлэсику!

Приплынь, приплынь До бэрэжку.

Твоя маты прыйшла,

Йисты тоби прынэсла.

Ивасик услышал матушкин голос, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу. Все было хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.

На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голосом.

Ивасику- Тэлэсику!

Приплынь, приплынь До бэрэжку.

Твоя маты прыйшла,

Йисты тоби прынэсла.

Ивасик приплыл на берег, а Баба Яга его цап- царап и унесла в свою избушку. Там приказала своей служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.

Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!». Служанка Бабы Яги рассердилась, скинула Ивасика с лопаты, а сама уселась на неё, в комочек свернулась, колени руками обняла.Тут- то Ивасик и суну её в печь. А сам выскочил из избушки, залез на высокое дерево и сидит. Тут Баба Яга кинулась его искать. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси - лебеди. Ивасик просит их: «Гусяточки- гусяточки,

Возмить мэнэ на крыляточки,

Понэсить мэне до батияточки,

Там йисты и пыть йесть шо».

А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!» Тем временем, Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетели мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просить их:

«Гусяточки- гусяточки,

Возмить мэнэ на крыляточки,

Понэсить мэне до батияточки,

Там йисты и пыть йесть шо».

Гуси взяли его, отвезли в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: А мэни краюху?

Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей - лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали. Понравилась вам сказка? Все было понятно?

Бьют часы с кукушкой.

Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.

Казачка: А запомнили хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка: А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?

Дети: Рубель.

Казачка: Молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур - это так называется овощ - земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. Почему весеннее лакомство? Об этом вам расскажет ваш воспитатель. В добрый путь!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

"Традиции и быт кубанского казачества"

 Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работа: глэчик, м...

«Традиции и быт кубанского казачества»

ННОД по региональной культуре...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Традиции и быт Кубанского казачества.

Воспитание у детей любви к малой Родине. Знакомство с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развитие у детей познавательного интереса к истории своего народа....

Конспект НОД в старшей группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»

Предлагаю вам методическую разработку непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Традиции и быт Кубанского казачества». Это конспект познавательного занятия, направленного...