Традиции и быт Кубанского казачества
план-конспект занятия (старшая группа)
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея ст. Ленинградской, беседы детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам, пап, бабушек и дедушек.
Они для вас самые родные, самые близкие самые дорогие люди.
Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родычи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних - дальних родственников - предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время - остановись! К нашим предкам повернись!»
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.
В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сиди за прялкой пожилая казачка.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!
Казачка: (встает) - Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня - Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.
Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать, как живете, чем занимаетесь.
Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное - охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху , брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи надевает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается по хозяйству. С утра ей нужно надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло не плечах). А бельё я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким и пахучим. (Предоставляется детям возможность попробовать погладить таким образом мягкое полотенце, просит попросить название «утюга» - рубель). Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка. Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенца, подзор на кровать.
Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно из самовара. Запомнили названия моей посуды? (Воспитатель провод словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель: Александровна! А дети знают о казаках поговорки .
Казачка: Какие же, расскажите.
Дети: Конь казаку лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: А еще мы знаем много кубанских традиций.
Казачка: Правда? Какие же?
Дети: Казаки гостей встречают с хлебом - солью.
На службу казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием. Стариков уважают, слушают их советы и называют на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: Ну и молодцы! Просто здорово! Все, о чем вы говорили , можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.
Дети рассматривают фотографии
Казачка: А вот об одной традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а в поле, за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте. (Дети берут тряпичных куколок). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:
Ничь сизокрылая на викном,
Спы, мое сэрдэнько, мирным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квиткы и дэрэвья сплять.
Ничь сизокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрденько, добрым сном!
По окончании песни укладывает малышку в люльку и предлагает детям сделать детям тоже самое.
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите - ка к моей скрыне , так называется на Кубани сундук.. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть- чуть приоткрывает крышку).
Дети: Наверное, одежду?
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте- ка, может вам понравится одеваться по - казачьи.
Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.
Казачка: Теперь - вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка: Жили - были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие работали вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому.
И вот однажды , Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:
Ивасику - Тэлэсику!
Приплынь, приплынь До бэрэжку.
Твоя маты прыйшла,
Йисты тоби прынэсла.
Ивасик услышал матушкин голос, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу. Все было хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.
На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голосом.
Ивасику- Тэлэсику!
Приплынь, приплынь До бэрэжку.
Твоя маты прыйшла,
Йисты тоби прынэсла.
Ивасик приплыл на берег, а Баба Яга его цап- царап и унесла в свою избушку. Там приказала своей служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.
Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!». Служанка Бабы Яги рассердилась, скинула Ивасика с лопаты, а сама уселась на неё, в комочек свернулась, колени руками обняла.Тут- то Ивасик и суну её в печь. А сам выскочил из избушки, залез на высокое дерево и сидит. Тут Баба Яга кинулась его искать. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси - лебеди. Ивасик просит их: «Гусяточки- гусяточки,
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэне до батияточки,
Там йисты и пыть йесть шо».
А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!» Тем временем, Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетели мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просить их:
«Гусяточки- гусяточки,
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэне до батияточки,
Там йисты и пыть йесть шо».
Гуси взяли его, отвезли в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: А мэни краюху?
Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей - лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали. Понравилась вам сказка? Все было понятно?
Бьют часы с кукушкой.
Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.
Казачка: А запомнили хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Казачка: А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?
Дети: Рубель.
Казачка: Молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур - это так называется овощ - земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. Почему весеннее лакомство? Об этом вам расскажет ваш воспитатель. В добрый путь!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект занятия в старшей группе | 22.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект занятия в старшей группе
«Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель занятия: воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.
Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея ст. Ленинградской, беседы детей.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам, пап, бабушек и дедушек.
Они для вас самые родные, самые близкие самые дорогие люди.
Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?
Дети: Родственники, родычи, предки.
Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки - это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних - дальних родственников - предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время - остановись! К нашим предкам повернись!»
Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.
В это время в «казачьей хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сиди за прялкой пожилая казачка.
Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!
Казачка: (встает) - Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня - Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.
Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть её убранство, узнать, как живете, чем занимаетесь.
Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи - казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное - охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху , брюки, черкеску с двумя рядами газырей - для хранения патронов. Зимой на плечи надевает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.
Его жена, казачка, занимается по хозяйству. С утра ей нужно надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло не плечах). А бельё я глажу вот этим предметом. Называется он рубель. Видите, какой он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и с силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Бельё получается гладким и пахучим. (Предоставляется детям возможность попробовать погладить таким образом мягкое полотенце, просит попросить название «утюга» - рубель). Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?
Дети: Полотенца, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка. Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?
Дети: Скатерть, полотенца, подзор на кровать.
Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно из самовара. Запомнили названия моей посуды? (Воспитатель провод словарную работу с незнакомыми словами).
Воспитатель: Александровна! А дети знают о казаках поговорки .
Казачка: Какие же, расскажите.
Дети: Конь казаку лучший друг.
Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.
Казак сам не ест, а коня накормит.
Казак без коня, что солдат без ружья.
Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.
Сам погибай, а коня выручай.
Казаку конь - отец родной и товарищ дорогой.
Воспитатель: А еще мы знаем много кубанских традиций.
Казачка: Правда? Какие же?
Дети: Казаки гостей встречают с хлебом - солью.
На службу казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием. Стариков уважают, слушают их советы и называют на «Вы». На казачьих праздниках всегда проходят скачки.
Казачка: Ну и молодцы! Просто здорово! Все, о чем вы говорили , можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.
Дети рассматривают фотографии
Казачка: А вот об одной традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а в поле, за прялкой, и у люльки малыша. Сейчас пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте. (Дети берут тряпичных куколок). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:
Ничь сизокрылая на викном,
Спы, мое сэрдэнько, мирным сном!
Мглою покрывся наш дивный сад,
Травы, квиткы и дэрэвья сплять.
Ничь сизокрылая над сэлом,
Спы, мое сэрденько, добрым сном!
По окончании песни укладывает малышку в люльку и предлагает детям сделать детям тоже самое.
Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите - ка к моей скрыне , так называется на Кубани сундук.. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть- чуть приоткрывает крышку).
Дети: Наверное, одежду?
Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте- ка, может вам понравится одеваться по - казачьи.
Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают под народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.
Казачка: Теперь - вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.
Дети садятся на лавку и слушают.
Казачка: Жили - были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие работали вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому.
И вот однажды , Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:
Ивасику - Тэлэсику!
Приплынь, приплынь До бэрэжку.
Твоя маты прыйшла,
Йисты тоби прынэсла.
Ивасик услышал матушкин голос, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу. Все было хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.
На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голосом.
Ивасику- Тэлэсику!
Приплынь, приплынь До бэрэжку.
Твоя маты прыйшла,
Йисты тоби прынэсла.
Ивасик приплыл на берег, а Баба Яга его цап- царап и унесла в свою избушку. Там приказала своей служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.
Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!». Служанка Бабы Яги рассердилась, скинула Ивасика с лопаты, а сама уселась на неё, в комочек свернулась, колени руками обняла.Тут- то Ивасик и суну её в печь. А сам выскочил из избушки, залез на высокое дерево и сидит. Тут Баба Яга кинулась его искать. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетали гуси - лебеди. Ивасик просит их: «Гусяточки- гусяточки,
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэне до батияточки,
Там йисты и пыть йесть шо».
А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!» Тем временем, Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетели мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просить их:
«Гусяточки- гусяточки,
Возмить мэнэ на крыляточки,
Понэсить мэне до батияточки,
Там йисты и пыть йесть шо».
Гуси взяли его, отвезли в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши: А мэни краюху?
Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей - лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного никуда не отпускали. Понравилась вам сказка? Все было понятно?
Бьют часы с кукушкой.
Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.
Казачка: А запомнили хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?
Дети: Глэчик.
Казачка: А для теста?
Дети: Макитра.
Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?
Дети: Рубель.
Казачка: Молодцы, настоящие казачата. На прощанье я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур - это так называется овощ - земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. Почему весеннее лакомство? Об этом вам расскажет ваш воспитатель. В добрый путь!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...
"Традиции и быт кубанского казачества"
Цель: 1. Воспитывать любовь к малой Родине;2. Знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества;3. Развивать познавательный интерес к истории своего народа.Словарная работа: глэчик, м...
«Традиции и быт кубанского казачества»
ННОД по региональной культуре...
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...
Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»
Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...
Традиции и быт Кубанского казачества.
Воспитание у детей любви к малой Родине. Знакомство с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества. Развитие у детей познавательного интереса к истории своего народа....
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»
Предлагаю вам методическую разработку непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Традиции и быт Кубанского казачества». Это конспект познавательного занятия, направленного...