Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»
план-конспект занятия (средняя группа) по теме

Карагозян Римма Ашотовна

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея в г. Туапсе, беседы с детьми.

Ход занятия:

         Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

         Дети: Родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних-дальних родственников – предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!».

         Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.

         В это время в «казачье хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сидит за прялкой пожилая казачка.

         Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!

         Казачка: (встает) – Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня  - Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

         Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть е убранство. Узнать как вы живете, чем занимаетесь.

         Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

         Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

         А белье я глажу вот этим вот предметом. Называется он рубель. Видите он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет детям возможность погладить таким образом мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).

         Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

         Дети: Полотенце, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка.

         Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

         Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

         Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили название моей посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

         Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.

         Казачка: Какие же, расскажите.

         Дети:  Конь казаку лучший друг.

                   Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

                   Казак сам не ест, а коня накормит.

                   Казак без коня, что солдат без ружья.

                   Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

                   Сам погибай, а коня выручай

                   Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

         Воспитатель: А еще. Мы знаем много кубанских традиций.

         Казачка: Правда? А какие же?

         Дети: Казаки гостей встречают хлебом-солью.

         На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

         Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

         На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

         Казачка: Ну и молодцы, просто здорово! Все, о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.

         Дети рассматривают фотографии.

         Казачка: А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыши. Сейчас как раз пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте их (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:

         Ничь сизокрылая за викном,

         Спы, мое сэрдэнько мырным сном!

         Мглою покрывся наш дивный сад,

         Травы, квиткы и дэрэвья сплять,

         Ничь сизокрылая над сэлом,

         Спы, мое сэрденько, добрым сном!

По окончании песни укладывает малышку в люльку и предлагает детям сделать то же самое.

         Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть-чуть приоткрывает крышку).

         Дети: Наверное, одежду?

         Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может и вам понравиться одеваться по-казачьи.

         Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают по народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.

         Казачка: Теперь – вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.

 

         Дети садятся на лавку и слушают.

         Казачка: Жили-были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети работали вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:

         Ивасику – Тэлэсику!

         Приплынь, приплынь

         До бэрэжку.

         Твоя матэ прыйшла,

         Йисти тоби прынэсла.

         Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу.

         Все было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.

         На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голосом:

         Ивасику – Тэлэсику!

         Приплынь, приплынь

         До бэрэжку.

         Твоя матэ прыйшла,

         Йисти тоби прынэсла.

         Ивасик приплыл  на берег, а Баба Яга его цап-царап и унесла в свою избушку. Там приказала служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.

         Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!»

         Служанка Баба Яги рассердилась, скинула Ивасиска с лопаты, а сама уселась на нее, в комочек свернулась, колени руками обняла. Тут-то Ивасик и сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба Яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетели гуси – лебеди. Ивасик просит их:

         «Гусяточки – гусяточки,

         Возмить мэнэ на крыляточки,

         Понэсить мэне до батияточки,

         Там йисти и пыть йесть шо».

         А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!»

         Тем временем Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетали мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просит их:

         «Гусяточки – гусяточки,

         Возмить мэнэ на крыляточки,

         Понэсить мэне до батияточки,

         Там йисти и пыть йесть шо».

Гуси взяли его, отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши:

А мэни краюху?

Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей-лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного не никуда не отпускали.

Понравилась вам сказка, все было понятно?

Бьют часы с кукушкой.

Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.

Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка: А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?

Дети: Рубель.

Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощание я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. Почему весеннее лакомство? Об этом вам расскажет воспитатель. В добрый путь!

И никогда не забывайте своих предков, помните о них.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия в старшей группе

«Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда.

Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.

Предварительная работа: рассматривание старых фотографий, альбомов, посещение краеведческого музея в г. Туапсе, беседы с детьми.

Ход занятия:

        Воспитатель: Дети, недавно мы с вами рассматривали портреты ваших мам, пап, бабушек и дедушек. Они для вас самые родные, самые близкие, самые дорогие люди. Скажите, а как можно назвать близких вам людей одним словом?

        Дети: Родственники, родичи, предки.

Воспитатель: Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня мы с вами попадем в хату наших дальних-дальних родственников – предков, хату, в которой живет старинная казачья семья. Но для этого нам надо надеть на голову казачью папаху, повернуться вокруг себя три раза и сказать: «Время, время – остановись! К нашим предкам повернись!».

        Дети надевают казачьи папахи, кружатся вокруг себя три раза и повторяют слова, потом проходят в следующую комнату.

        В это время в «казачье хате», убранной предметами старинного казачьего быта, сидит за прялкой пожилая казачка.

        Воспитатель: Смотрите, дети! Вот мы и попали в старинную казачью хату. О, да в этой хате есть хозяйка! Здравствуйте!

        Казачка: (встает) – Здравствуйте, хлопчики и девчата! (низко кланяется). Зовут меня  - Александровна. Я всегда очень рада гостям! Проходите в нашу хату, детки дорогие, чувствуйте себя как дома.

        Воспитатель: Александровна! Мы с ребятами очень хотели побывать в настоящей кубанской хате, рассмотреть е убранство. Узнать как вы живете, чем занимаетесь.

        Казачка: С удовольствием расскажу вам обо всем, хлопчики и девчата. В казачьих семьях глава семьи – казак. Он работает в поле, добывает пищу для семьи, а самое главное – охраняет границу от врагов. Посмотрите, какой он носит красивый костюм (показывает настоящий костюм казачьего сотника). На голове папаха из каракуля, на ногах сапоги. На себя надевает рубаху, брюки, черкеску с двумя рядами газырей – для хранения патронов. Зимой на плечи накидывает теплую бурку. Кинжал и сабля подвешиваются к поясу казака.

        Его жена, казачка, занимается дома по хозяйству. С утра ей надо сходить к колодцу, принести воды на коромысле, чтобы можно было постирать грязную одежду (предлагает детям подержать коромысло на плечах).

        А белье я глажу вот этим вот предметом. Называется он рубель. Видите он ребристый. На каталку наматываю мятое полотенце и силой провожу по нему рубелем несколько раз (показывает). Белье получается гладким и пахучим. (Предоставляет детям возможность погладить таким образом мятое полотенце, просит повторить название «утюга» - рубель).

        Казачка: Очень любим мы, казачки, украшать свою одежду вышивкой и кружевом. Посмотрите вокруг и скажите, какие предметы в моем доме украшены вышивкой?

        Дети: Полотенце, занавесочки на окне, простынка малыша, подушечка.

        Казачка: Правильно. А какие предметы украшены кружевом?

        Дети: Скатерть, полотенце, салфетки, подзор на кровать.

        Казачка: Молодцы и умницы! (подводит детей к столу). Для приготовления еды у меня есть вот такой чугун. Он тяжелый, чугунный. Но зато каша в нем вкусная, пальчики оближешь. Молоко я храню в глиняной посуде, которая называется глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто я замешиваю в макитре - большом глиняном горшке. Ну а чаем угощаю, конечно, из самовара. Запомнили название моей посуды? (Воспитатель проводит словарную работу с незнакомыми словами).

        Воспитатель: Александровна, наши дети знают о казаках поговорки.

        Казачка: Какие же, расскажите.

        Дети:  Конь казаку лучший друг.

                Учи лебедя плавать, а казачьего сына на коня садиться.

                Казак сам не ест, а коня накормит.

                Казак без коня, что солдат без ружья.

                Казак из пригоршни напьется, на ладони пообедает.

                Сам погибай, а коня выручай

                Казаку конь – отец родной и товарищ дорогой.

        Воспитатель: А еще. Мы знаем много кубанских традиций.

        Казачка: Правда? А какие же?

        Дети: Казаки гостей встречают хлебом-солью.

        На службу молодого казака провожают на коне, в добротной одежде и с оружием.

        Стариков казаки уважают, слушают их советы и называют на «Вы».

        На казачьих праздниках всегда проходят скачки.

        Казачка: Ну и молодцы, просто здорово! Все, о чем вы говорили, можно увидеть на моих фотографиях. (Подводит детей к стене и показывает старинные фотографии). Здесь мы провожаем одного казака в армию; это свадьба; вот лихие скачки.

        Дети рассматривают фотографии.

        Казачка: А вот об одной казачьей традиции вы позабыли. Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыши. Сейчас как раз пора мою малышку укладывать спать, и я спою ей колыбельную песню. А вы возьмите этих куколок и покачайте их (дети берут в руки тряпичных кукол). Казачка качает в люльке «малышку» и поет ей песню:

        Ничь сизокрылая за викном,

        Спы, мое сэрдэнько мырным сном!

        Мглою покрывся наш дивный сад,

        Травы, квиткы и дэрэвья сплять,

        Ничь сизокрылая над сэлом,

        Спы, мое сэрденько, добрым сном!

По окончании песни укладывает малышку в люльку и предлагает детям сделать то же самое.

        Казачка: А теперь, хлопчики и девчата, подходите к моей скрыне, так на Кубани называют сундук. Как вы думаете, что я храню в нем? (чуть-чуть приоткрывает крышку).

        Дети: Наверное, одежду?

        Казачка: Совершенно верно, нарядную одежду, а также фартушки, веночки, бусы, вышитые рубахи, пояса. Примерьте-ка, может и вам понравиться одеваться по-казачьи.

        Дети наряжаются. Кружатся перед зеркалом, пританцовывают по народную музыку, любуются собой в казачьей одежде.

        Казачка: Теперь – вы настоящие казачата. Я дарю вам эту одежду и приглашаю послушать сказку о таком же маленьком мальчике, как и вы. Звали его Ивасик.

        Дети садятся на лавку и слушают.

        Казачка: Жили-были муж и жена. И было у них много детей. Семья была трудолюбивая, каждый знал свое дело. Старшие дети работали вместе с отцом в поле, ухаживали за скотом, младший сын Ивасик помогал матери по дому. И вот однажды решил Ивасик пойти на рыбалку, поймать для семьи много рыбы. Заплыл он на лодке так далеко, что за камышом его не видно было. Целый день ловил рыбу, а к вечеру пришла к реке его мама и стала звать:

        Ивасику – Тэлэсику!

        Приплынь, приплынь

        До бэрэжку.

        Твоя матэ прыйшла,

        Йисти тоби прынэсла.

        Ивасик услышал матушкин голосок, приплыл к бережку, отдал маме всю рыбу, а еду забрал с собой и опять уплыл ловить рыбу.

        Все было бы хорошо, да услышала голос матушки Баба Яга.

        На следующий день она пришла на реку пораньше и стала звать Ивасика матушкиным голосом:

        Ивасику – Тэлэсику!

        Приплынь, приплынь

        До бэрэжку.

        Твоя матэ прыйшла,

        Йисти тоби прынэсла.

        Ивасик приплыл  на берег, а Баба Яга его цап-царап и унесла в свою избушку. Там приказала служанке испечь в печи маленького мальчика и подать ей к обеду.

        Вот служанка посадила Ивасика на лопату, а он уперся ножками и кричит: «Ой, не можу! Ой, нэ знаю як ти ножэньки сложить, та у пичку засадыть!»

        Служанка Баба Яги рассердилась, скинула Ивасиска с лопаты, а сама уселась на нее, в комочек свернулась, колени руками обняла. Тут-то Ивасик и сунул ее в печь. А сам выскочил из избушки, залез на самое высокое дерево и сидит. Тут Баба Яга кинулась искать его. Вышла в лес и увидела Ивасика на дереве. Стала она это дерево грызть. Мимо пролетели гуси – лебеди. Ивасик просит их:

        «Гусяточки – гусяточки,

        Возмить мэнэ на крыляточки,

        Понэсить мэне до батияточки,

        Там йисти и пыть йесть шо».

        А гуси ему в ответ: «Хай тэбэ задни визьмуть!»

        Тем временем Баба Яга уж совсем изгрызла ствол дерева. Пролетали мимо дерева последние гуси. Ивасик стал просит их:

        «Гусяточки – гусяточки,

        Возмить мэнэ на крыляточки,

        Понэсить мэне до батияточки,

        Там йисти и пыть йесть шо».

Гуси взяли его, отвезли его в родное село, посадили на крышу хаты. А в доме в то время мама раздавала еду. Всем досталось по кусочку вкусного пирога. А Ивасик с крыши:

А мэни краюху?

Вся семья вышла на улицу, увидела Ивасика, ну его целовать, ну его обнимать и пирогом угощать. Гусей-лебедей накормили, напоили и в дорогу проводили. А Ивасика с тех пор одного не никуда не отпускали.

Понравилась вам сказка, все было понятно?

Бьют часы с кукушкой.

Воспитатель: Дети! Часы не зря бьют. Мы с вами засиделись у гостеприимной хозяйки, пора и честь знать.

Казачка: А запомнили ли хлопчики и девчата то, о чем я им рассказывала. Как называется глиняный горшок для молока?

Дети: Глэчик.

Казачка: А для теста?

Дети: Макитра.

Казачка: А чем гладят казачки белье, как называется этот «утюг»?

Дети: Рубель.

Казачка: Ну, молодцы, настоящие казачата. На прощание я хочу дать вам с собой в дорогу топинамбур – это так называется овощ – земляная груша, любимое весеннее лакомство кубанских казачат. Почему весеннее лакомство? Об этом вам расскажет воспитатель. В добрый путь!

И никогда не забывайте своих предков, помните о них.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ТРАДИЦИИ И БЫТ КУБАНСКОГО КАЗАЧЕСТВА» Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развиват...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь в малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего нарда. Словарная работа: глэчик, ...

Конспект занятия в старшей группе «Традиции и быт Кубанского казачества»

Цель занятия: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой казачества ст. Нововеличковской;Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.Предварительная работа: р...

Конспект НОД в старшей группе « Традиции и быт Кубанского казачества»

1.     Обобщить знания детей об истории возникновения казачества на Кубани.Закрепить знания о национальных особенностях кубанских казаков, их быте и занятиях, о предметах обихода...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...

Конспект занятия в старшей группе "Традиции русского народа"

Укрепление познавательного интереса к истории русской нации...