Волшебство из шерсти
презентация к уроку (подготовительная группа)

Михайлова Лариса Анатольевна

Цель: Приобщить детей к ценностям  национальных традиций русского народа, сформировать у детей знания о народной культуре и чувство гордости за свою страну.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДНИЕ

Ишеевский детский сад «Ромашка»

КОНСПЕКТ

образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 на тему: «Волшебство из шерсти»

Воспитатели: Михайлова Лариса Анатольевна (высшая квалификационная категория)

                       

                                                2020-2021 учебный год

Цель: Приобщать детей к ценностям  национальных

традиций русского народа, формировать у детей знания о народной культуре и чувство гордости за свою страну.

Задачи:  

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

Развивать умение поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками: умение уступить, желание договариваться, развивать у детей ориентированность на сотрудничество с другими детьми. Формировать уважительное отношение к профессии валяльщик и его деятельности. Воспитывать гостеприимство, любовь к Родине, уважение к традициям своего народа. Соблюдать технику безопасности в работе с иглой.

ОО «Познавательное развитие». Продолжать знакомить детей с историей традиционной русской обуви – валенок и технологией  их изготовления; поддерживать познавательные интересы детей, расширять знания детей о шерсти, продолжать знакомить с  техникой сухого валяния из шерсти (техника Фелтинг); способствовать совместной познавательно- исследовательской  деятельности .

ОО «Речевое развитие». Формировать интерес к русскому народному творчеству - потешкам, пословицам, поговоркам; давать ответы полным предложением. Вызвать стремление  делиться своими  впечатлениями.

ОО «Художественно-эстетическое развитие» Развивать у детей художественно-творческие способности и творческое воображение. Развивать цветовое восприятие, совершенствовать умение работы с шерстью.  Вызвать желание дополнять изображение соответствующими деталями.

ОО «Физическое развитие»Развивать мелкую моторику рук и координацию движений.

Предварительная работа: Оформление семейной выставки «Валенки»; Познавательные беседы: «История Ишеевской суконной фабрики»,«История русских валенок», «Лечебные свойства шерсти для здоровья человека»; Изготовление лэпбука «Валенки»; Экскурсия в мини-музей шерсти; Познавательно -экспериментальная деятельность: валенки не выпускают тепло на улицу, и не пропускают холод; валенки пропускают воду; войлок можно покрасить; Рассматривание рисунков и фото разных видов валенок; Лепка: «Русский валенок»»; Рисование «Укрась варежку»;

Аппликация: «Русский валенок»»; Прослушивание аудио записи русской народной песни «Валенки» в исп. Л. Руслановой; Разучивание танца «Валенки»; Хороводная  игра «Валенки»; Подвижные музыкальные игры: «Догони валенок», «Золотые ворота»; Чтение произведений о русских валенках: Михаил Пришвин «Дедушкин валенок»,Сергей Гришунин «Дедушкины валенки»; Заучивание  стихов о валенках: Инесса Агеева «Валенки»;Знакомство с загадками, пословицами, частушками про валенки; Пальчиковая гимнастика «Овечки», «Клубочки»; П/и «Удочка с валенком», «Быстрые лошадки», «Передай валенок на палочке».

Развивающая предметно-пространственная среда: Семейная выставка «Волшебство из шерсти»; Мини-музей «История Ишеевской суконной фабрики», мастерская «Овечкино чудо».

 Используемые технологии ( методы):  показ, рассказ педагога, рассказы детей, беседы по содержанию, наблюдение, активное слушание, открытые вопросы, экспериментирование, демонстрация наглядных пособий, дидактическая игра.

Способы организации: Познавательная мотивация, сюрпризный момент.

Ход занятия:

Воспитатель: Ребята  отгадайте загадку.

Их на ноги надевают, Но это не сапоги.

Из шерсти сделаны, Но не носки. (Валенки) Правильно - это валенки.

Я обратила внимание, что сегодня наша Аня пришла в детский сад в новых красивых валенках. Аня,  покажи их всем. (Аня вносит валенки). Вот какие они: белого цвета с яркой вышивкой по бокам. На них изображены снегири, символ русской зимы. Ребята, я предлагаю вам поиграть в весёлую хороводную игру «Валенки».

Хороводная игра «Валенки»

Дети образуют круг, берутся за руки. В центр круга встает девочка (ведущий), на кисти рук у нее надеты два валенка. Дети двигаются по кругу и поют: «Аня на базар ходила, она валенки купила. Стали мы её просить: - Дай немного поносить!» Все останавливаются.  Аня  отвечает: «Мне не жалко, поносите, поносите и верните!». Ведущий подходит к детям, стоящим в кругу рядом друг с другом, отдаёт им валенки. Двое детей  надевают по одному валенку и оббегают круг в разные стороны. Вернувшись дети снимают валенок и отдают валенки ведущему. Возвративший  валенок первым считается выигравшим и становится ведущим.

Познавательно-исследовательская деятельность «Как это сделано?» 

Раздаётся стук в дверь, входит журналист.

Рикардо:  Здравствуйте, ребята! ( дети здороваются)

Я журналист Рикардо Мальдини из Италии. Я путешествую по России, чтобы узнать о вашей стране много интересного и рассказать об этом своим друзьям в Италии. Я уже побывал в разных городах и посёлках, а сегодня решил заглянуть в ваш детский сад. Может и вы, мне поведаете что- то интересное? Ой, а что это у вас в руках?

Дети: Это валенки. Традиционная русская зимняя обувь.

Воспитатель: Производят валенки только в России, и традиция этого промысла передаётся из поколения в поколение. Ни в одной стране не делают  такую обувь! Простоваты валенки, но и прочны, надёжны, не подведут в трудную минуту! Валенки – удобная и целебная обувь. В валенках нам не страшны самые лютые морозы.

Рикардо: О-о-о, как интересно! (берёт в руки и внимательно рассматривает валенок). Ребята, а из чего он сделан?

Дети: Валенки сделаны  из шерсти. 

Рикардо: Удивительно! Я не вижу на валенках  швов. Как их изготовили?

 А-а-а-а, я понял.  Шерсть склеили прочным клеем!

Дети: Нет, валенки валяют.

Рикардо: Как это, валяют?

Воспитатель: Валять валенок- это значит скатывать шерсть в определенную форму – форму валенка. Чтобы это понять, нужно всё узнать о шерсти.  Предлагаю всем отправиться  в увлекательное путешествие, где мы узнаем много интересного о шерсти.

(Все проходят в другую комнату. Воспитатель обращает  внимание на выставку).

Воспитатель: Мы находимся в мини-музее шерсти. Дети, расскажите нашему гостю о том, что здесь представлено.

Дети: Это  старинная прялка, на которой пряли шерстяные нити из шерсти животных.  Из нитей можно вязать спицами разные тёплые изделия: носки, шапки, шарфы, варежки.  А это ручной ткацкий станок. На нём ткали тёплое суконное полотно. В нашем посёлке до сих пор есть суконное производство, где ткут шерстяные одеяла и драп.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, как много здесь разноцветных клубочков. Давайте с ними поиграем.

Динамическая игра «Клубочки»

Бабушка очки надела, (пальцы свернули в виде очков)
За вязание присела. Вяжет тёплые носочки
(указательные пальцы)

На полу лежат клубочки  (вращение кулаками)

Кот с клубочками играл  ( вращение рук, согнутых в локтях)

Все клубочки размотал  (разжали ладони)

(По окончанию слов игры дети берут клубочки и сматывают их)

Динамическая игра  « Кто быстрее смотает клубок»

Рикардо:  Я понял, что из шерсти пряли нитки, а затем вязали и ткали шерстяную ткань! Это очень интересно. Но как- же делают валенки?

Воспитатель: Сейчас мы пройдём в наш кинозал, посмотрим видеоролик и сразу всё станет ясно.

Просмотр видеоролика «Как валенки валяют» https://youtu.be/uQrSJ3o25Pk

Поисково-исследовательская деятельность

 «Рассматривание и расчёсывание шерсти»

Воспитатель: Вот мы и узнали, как валенки валяют. Я вас приглашаю в мастерскую. Ребята, скажите, а для чего нужны валенки? (Чтобы ходить зимой) Посмотрите, здесь много валенок, все они разные (Рассматривание валенок).

А из чего сделаны валенки, из какой шерсти? (Из овечьей) Верно, шерсть состригают так, чтобы ни одно животное не пострадало, потом очищают от мусора и травы (Показываю шерсть и раздаю каждому ребёнку). Потрогайте ребята, шерсть какая? (Мягкая, пушистая…) Возьмите увеличительное стекло и рассмотрите шерсть. Из чего она состоит? Шерсть можно расчёсывать. Давайте попробуем расчесать её расчёской. Удобно? Нет. Поэтому придумали специальные чёски для шерсти или чесальные машины

( расчёсывание шерсти чёсками). Теперь шерсть ровная и гладкая, её ещё называют войлок.  Именно из такой шерсти и делают валенки. Дети, легко ли валять валенки? Какие этапы валяния вы знаете? (Предполагаемые ответы детей: «Войлок катают сначала на столе. Получается большой валенок-«носок». Потом валенок пришлепывают, прижимают, стирают горячей водой,  сушат, зачищают и шлифуют»).

 Ребята, а вы знаете, как в народе ласково называют валенки? (Катанки, самовалочки, чёсанки.)

Рикардо: Ребята,  правда ли, что в давние времена на Руси валенки были очень дорогим подарком? Что валенки обладают лечебными свойствами? И правда ли, что валенки носили цари и царицы? (Предполагаемые ответы детей:- «Валенки берегли, носили по очереди, передавали по наследству. Валенки не только согревают, но и лечат, потому что они сделаны из натуральной шерсти. Через ноги тепло расходится по всему организму и выгоняет болезнь. Валенки носили солдаты во время войны, поэтому они не мерзли и победили врага. Даже цари и царицы любили носить валенки) .

 Рикардо: А куда же девать старые валенки?

 (Предполагаемые ответы детей:- «Старые валенки не нужно выбрасывать. Если их поставить в огороде, под куст, шмели в них сделают домик и на следующий год будет хороший урожай»).

Рикардо: Молодцы, как много вы знаете о валенках.

Воспитатель: После трудного рабочего дня  люди собирались, отдыхали и веселились. Вот и я, предлагаю вам отдохнуть. И снова нам пригодится валенок.

Игра «Музыкальный валенок».

Дети встают в круг, передают под музыку валенок с музыкальными инструментами, с окончанием музыки кому достался валенок тот достаёт  музыкальный инструмент ( ложки, маракасы, трещётка, бубен) и играет, а все дети танцуют.

Художественно – эстетическая деятельность

 «Валяние декоративных элементов, украшение  валенка»

 Воспитатель: А теперь я предлагаю вам стать мастерами. Так как валяние валенок процесс долгий и  трудоёмкий, я предлагаю вам изготовить сувенирные валенки вместе с нашим гостем Рикардо. У вас на столе лежат силуэты валенка из войлока. Мы будем его украшать уже известным вам способом сухого валяния с помощью специальной иглы. Такое валяние называется Фелтинг. Напоминаю вам о технике безопасности работы с иглой.  Для начала нужно выбрать нужный вам трафарет с изображением цветка, ёлочки, птички и т.д. Валенок накладываем на губку, на валенке располагаем трафарет, покрываем отверстие трафарета кусочком шерсти нужного цвета и начинаем работать иглой - вбивать шерсть. После того как вся шерсть собьётся, убираем иглу на место и осторожно снимаем трафарет. Наш валенок украшен. Осталось только наклеить бантики и бусины. Приступайте к работе (Дети выполняют работу). Какие красивые сказочные валеночки у вас получились!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Детское творчество. Работа с шерстью.

Недавно я   попала на мастер-класс по картинам из шерсти. И просто влюбилась в этот материал. Купила в магазине шерсть и принесла в детский сад. Среди детей - оживление: новое! Да тако...

"Пусть всегда будет солнце"(рисование шерстью)

Совместная продуктивная деятельность воспитателя с детьми....

Консультация для родителей «Использование цветной непряденой шерсти в развитии творческого воображения у детей дошкольного возраста»

Воображе­ние является основой развития творческой, уни­кальной и неповторимой личности уже с ранних этапов развития ребёнка. На протяжении дошкольного детства, воображение ребенка проход...

Методическая разработка по использованию цветной непряденой шерсти в работе с детьми. Материалы и приёмы работы.

Для создания картин из шерсти мы используем, главным образом, цветную непряденую шерсть. Но это не единственный необходимый материал. Раз мы делаем картину, значит, нам нужна и рама для неё. Обы...

Мастер - класс "Знакомство дошкольников с техникой валяния из шерсти "Фелтинг".

Фелтинг - особая техника рукоделия, в процессе которой из валяной шерсти сухим или мокрым способом создаются изделия - цветки, шарики, игрушки....

Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной группы «День рождение Шеры» с использованием инновационной, здоровьесберегающей технологии сухое валяние шерсти - фильтцевание; рисование шерстью - шерстяная акварель.

Конспект открытого логопедического занятия для детей подготовительной группы  «День рождение Шеры»с использованием инновационной, здоровьесберегающей технологиисухое в...

Долгосрочный проект для детей подготовительной группы «Шерсть и изделия из шерсти»

Цель: создание необходимых условий для формирования у детей знаний о изготовлении изделий из шерсти и их пользе для здоровья.Задачи:  - Познакомить детей с историей появления первых изделий ...