«Адаптация к школьному обучению детей с особыми возможностями здоровья»
презентация

Варава Анастасия Сергеевна

Вебинар в информационно - методическом центре развития образования Пуровского района.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Текст выступления673.1 КБ
Файл podgotovka_detey_k_shkole_-_kopiya.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Адаптации к школьному обучению детей с особыми возможностями здоровья. Подготовила учитель – логопед 1 квалификационной категории Варава А.С.

Слайд 2

Школа это важнейшая социальная ступень в жизни ребенка. Ребенок поступающий в школу должен быть готов к систематическим нагрузкам. Для этого ему необходимо иметь физический, психологический, соматический ресурс. Не так давно пришедший в школу ребенок может испытывать трудности в нахождении кабинета, запоминания расписания и даже нового режима. Помимо этого он находится в новой социальной ситуации, малознакомыми взрослыми к нему предъявляются новые требования, рядом находятся посторонние дети, ребенок вынужден статично сидеть на уроке продолжительный период времени (что в свою очередь приводит к дополнительной нагрузки на шею и спину). Так же появляется дополнительная нагрузка на органы зрения и слуха.

Слайд 3

Помимо этого со стороны школы предъявляются высокие требования к когнитивным функциям, а именно: Фонематическому анализу. Кинетическому праксису (умению выполнять несколько последовательных движений, переключаться с одного на другой). Пространственной ориентировки. Произвольному запоминанию. Произвольному вниманию. Произвольной регуляции поведения (контролю и прогнозированию).

Слайд 4

У ребенка с ОВЗ данные функции формируются в более пролонгированные сроки, а значит, мы как специалисты работающие в ДОУ (в содружестве с родителями) должны начать их формирование на более ранних этапах (конкретный срок я специально не указываю, так как это сугубо индивидуально для каждого ребенка и зависит от структуры и тяжести нарушения развития).

Слайд 5

Подготовка детей с ОВЗ в группах компенсирующей направленности. Развитие фонематического анализа и синтеза. Примеры использования песочниц.

Слайд 6

Игры « Мерсибо ». Примеры использования интерактивных столов и панелей.

Слайд 7

Развитие кинетического праксиса .

Слайд 8

Развитие пространственной ориентировки . Кубики Б.П. Никитина.

Слайд 10

Развитие произвольного внимания и запоминания и развитие произвольной регуляции поведения.

Слайд 11

Формирования навыка произвольной регуляции поведения .

Слайд 12

Работа с детьми с ТМНР.



Предварительный просмотр:

Тема: адаптация к школьному обучению детей с ОВЗ.

Подготовила учитель – логопед 1 категории Варава А.С.

Школа это важнейшая социальная ступень в жизни ребенка. Ребенок, поступающий в школу должен быть готов к систематическим нагрузкам. Для этого ему необходимо иметь физический, психологический, соматический ресурс.

Не так давно пришедший в школу ребенок может испытывать трудности в нахождении кабинета, запоминания расписания и даже нового режима. Помимо этого он находится в новой социальной ситуации, еще малознакомыми взрослыми к нему предъявляются новые требования, рядом находятся посторонние дети, ребенок вынужден статично сидеть на уроке продолжительный период времени (что в свою очередь приводит к дополнительной нагрузки на шею и спину). Так же появляется дополнительная нагрузка на органы зрения и слуха.

Помимо этого со стороны школы предъявляются высокие требования к когнитивным функциям, а именно:

  1. Фонематическому анализу.
  2. Кинетическому праксису (умению выполнять несколько последовательных движений, переключаться с одного на другой).
  3. Пространственной ориентировки.
  4. Произвольному запоминанию.
  5. Произвольному вниманию.
  6. Произвольной регуляции поведения (контролю и прогнозированию).

У ребенка с ОВЗ данные функции формируются в более пролонгированные сроки, а значит, мы как специалисты в содружестве с родителями должны начать их формирование на более ранних этапах (конкретный срок я специально не указываю, так как это сугубо индивидуально для каждого ребенка и зависит от структуры и тяжести нарушения развития).

Представляю своей опыт в работе по данным направлениям с детьми групп компенсирующей направленности (для детей с ОНР и ЗПР).

Помимо классических методик и упражнений, при развитии фонематического анализа и синтеза у детей, я использую нестандартное оборудование:

  1. Песочницы, на которых мы пишем и разбираем слова. Плюс данного способа в том, что если ребенок допустил ошибку ее легко исправить, просто проведя ладонью по подсвечивающейся панели. К тому же работа на ней является хорошей альтернативой для детей с плохо развитой мелкой моторикой рук, левшей и детей с тремором. Сама песочница очень желанна и интересна для детей, и они часто сами  просят ее достать.
  2. Достаточно часто мы используем интерактивный стол и панели. Специализированные игры на формирование и развитие дефицитарных функций «Мерсибо». Игры и задания легко подбирать под уровень актуального развития ребенка (даже при работе с детьми с ТМНР).

Развитие кинетического праксиса проводится с использованием пальчиковых красок, игр с крупами, су-джок шариков, а также разнообразных графических заданий. Самые простыми и действенными среди них являются «Рисунки и буквы на спине и на ладонях» и «Ощупывание и распознавание предметов». 

При развитии пространственных представлений мною часто используются составление узоров по образцу, кубики Никитина, соседи нашего числа, игры «Мерсибо» и графические диктанты.

При работе над развитием произвольного внимания и памяти я использую игры «Шапка невидимка». В ходе игры ребенок знакомится с группой предметов (картинок), а потом один из них педагог прячет, и ребенок должен указать, что это был за предмет. С группой детей я играю в «Придумай слово» (слово на заданный звук, лексическую тему, на последний звук предыдущего слова, подбор прилагательных к какому - то предмету и т.д.). Большой интерес проявляют дети, если в эту игру включить игрушечную бомбу игры «ТИК – ТАК БУМ» (фирма Мосигра). Применяю метод группового составление сказки (когда каждое новое предложение придумывает новый ребенок и так по кругу).

В ходе работы по развитию произвольной регуляции поведения мною используются «стоп – упражнения».  Преимущество данных упражнений в том что их можно использовать в качестве физкультминутки и двигательной активности вставив в любое занятие.

        В заключении хотелось бы сказать, что в нашем детском саду, так же как и в других дошкольных учреждениях, присутствуют дети с ТМНР (тяжелыми и множественными нарушениями развития). При работе с детьми с выраженными нарушениями развития очень важно правильно и своевременно поставить приоритеты. В первую очередь у таких детей должны быть сформированы социально-бытовые и культурно-гигиенические навыки, они должны овладеть средствами коммуникации и развитым пассивным словарем слов.

        Далее идет демонстрация 2 видео роликов. Девочка 7, 5 лет. Мальчик 6 лет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация психолого- педагогической работы с родителями на этапе подготовки к школьному обучению детей с ограниченными возможностями здоровья.

В этом материале раскрываются основные формы работы дошкольного образовательного учреждения с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями здоровья.  В большинстве случаев родителям, ...

Коррекционно-развивающее занятие для детей с особыми возможностями здоровья (индивидуальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ОВЗ). Тема: "Один-много. Шар.Куб"

Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия по развитию познавательной деятельности с ребёнком с особыми возможностями здоровья....

Психологическая готовность к школе как эффективный метод успешной адаптации и социального взаимодействия ребенка с особыми возможностями здоровья

Известно, что психологическая готовность к школе – важный аспект развития и взросления ребенка. Это важная веха его жизненного пути. Ребенок готовится войти в полноценную взрослую школьную жизнь...

«Адаптация детей с особыми возможностями здоровья в группах компенсирующей направленности ДОУ»

ОВЗ у детей связано непосредственно с нарушениями в физическом и психическом развитии...