Психологическая готовность к школе как эффективный метод успешной адаптации и социального взаимодействия ребенка с особыми возможностями здоровья
материал
Известно, что психологическая готовность к школе – важный аспект развития и взросления ребенка. Это важная веха его жизненного пути. Ребенок готовится войти в полноценную взрослую школьную жизнь. И данный период в его возрасте 6-7 лет является в каком-то смысле «переломным», совпадая с возрастным кризисом 7 лет ребенка.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
psihologicheskaya_gotovnost_k_shkole.docx | 15.88 КБ |
Предварительный просмотр:
«Психологическая готовность к школе как эффективный метод успешной адаптации и социального взаимодействия ребенка с особыми возможностями здоровья»
Известно, что психологическая готовность к школе – важный аспект развития и взросления ребенка. Это важная веха его жизненного пути. Ребенок готовится войти в полноценную взрослую школьную жизнь. И данный период в его возрасте 6-7 лет является в каком-то смысле «переломным», совпадая с возрастным кризисом 7 лет ребенка.
Изменения в данный возрастной период затрагивают все сферы жизни будущего первоклассника. Происходят новообразования и на физиологическом, и на психическом, интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровне. И только в совокупности всех этих сфер развития можно судить о готовности или неготовности ребенка к школьному обучению.
Данный вопрос часто возникает в процессе общения с родителями, которые часто начинают беспокоиться именно за год до поступления ребенка в школу. Самый наболевший вопрос: «Готов или не готов мой ребенок идти в школу?» « Каково его умственное/интеллектуальное развитие на данный момент?» «Сможет ли он потянуть программу?».
Исходя из этого, можно сделать вывод, что данная категория «тревожащихся» родителей нуждается в необходимых знаниях психологии возрастного развития, понимания реального уровня умственного развития ребенка, возможности усвоения им школьной программы и т.д.
Таким образом, первая задача, которую ставит перед собой психолог – это
- Подготовительный этап. Установление контакта с родителем – выяснение анамнеза, семейного окружения ребенка, его психологические и соматические особенности. Здесь можно предьявить анкеты для получения более подробной информации о ребенке. Также важно услышать запрос родителя на ребенка и возможно, скорректировать его.
- Этап сотрудничества с родителями. На этом этапе происходит
- просветительская работа (обьяснение с психологической точки зрения – что такое психологическая готовность к школе, какие способы преодоления имеющихся трудностей у ребенка и т.д.). На этом же этапе психолог совместно с родителем намечает дальнейший план действий, исходя из конечного запроса родителя.
3. Третий этап - взаимодействие с ребенком (наблюдение за поведением ребенка в группе и на индивидуальных занятиях, наблюдение за совместной игры мамы и ребенка, при необходимости проведение коррекционно-развивающих занятий, промежуточная беседа с родителем, взаимодействие в триаде психолог-родитель- ребенок).
4. Рефлексивно-аналитический этап. На этом этапе психолог отслеживает в динамике процесс занятий с ребенком и мамой. Также на этом этапе психолог дает возможность увидеть родителю динамику в развитии ребенка и его готовности к школьному обучению.
Важно при этом показать реальную картину уровня развития ребенка: готов или не готов ребенок к школьному обучению.
В некоторых случаях работа с родителями ограничивается подготовительным этапом (выяснение запроса на ребенка) и этапа сотрудничества с родителем, где психолог помогает родителю ответить на его запрос и, по возможности, его скорректировать.
Какие же основные проблемы могут возникнуть при работе с родителями?
Чаще всего родители, не до конца понимая, что же такое «психологическая готовность к школе», делают упор и акцент только на интеллектуальной готовности ребенка к школе, не зная или забывая о том, что без личностной готовности к школе успешность ребенка (даже умственная) начнет падать. Также для родителей важно понять, что если ребенок не адаптирован к социуму, если он не взаимодействует со сверстниками, или не умеет адекватно и правильно взаимодействовать с ними, то это говорит о социально-психологической неготовности к обучению в школе.
Важно обьяснить родителю, что личностная готовность является показателем сформированности внутренней позиции школьника – и эмоционально, и произвольно и с позиции мотивации. Т.е. должно быть самостоятельное желание ребенка учиться, в идеале – для получения знаний в школе.
Помимо личностной готовности также необходима интеллектуальная готовность ребенка к школе (это та сфера, которая наиболее беспокоит родителей).
Здесь мы говорим о готовности всех сфер познавательной деятельности ребенка: восприятие, память, уровень логического мышления, умение устанавливать причинно – следственные связи, познавательный интерес, произвольный компонент деятельности, развитие зрительно-двигательной координации для успешного письма и чтения, например, и др.)
Третий аспект психологической готовности является мотивационный, который зачастую опускается родителями и кажется им чем-то не столь важным и существенным. Сюда входит
- формирование учебной мотивации
- принятие ребенком правил и норм в группе/классе/школе
- развитие потребности в общении с социумом
Если хотя бы по одной из перечисленных сфер ребенок отстает в своем развитии, родителю следует задуматься, есть ли возможность отдать ребенка в школу через год, например. Или найти нужных специалистов (нейропсихолога, дефектолога, невролога), или в целом обратить внимание на соматическое состояние ребенка, его здоровье.
В любом случае родителю важно донести, что на данный момент ребенок пока не готов к обучению в школе.
В целом, чтобы помочь родителю понять, насколько ребенок готов или не готов к школе, можно воспользоваться некоторыми советами:
- определить уровень психологической готовности к школе (совместно с психологом)
- чередовать учебную деятельность с игровой
- не критиковать ребенка за его неуспехи, ошибки, попытаться взглянуть на своего ребенка как бы «стороны», принять его возможности, быть внимательным к потребностям и нуждам ребенка.
- мотивировать к самостоятельному принятию решений, анализу своих результатов.
Закончить свое выступление мне хотелось бы цитатой известного советского психолога Л.А.Венгер, которая освещает суть психологической готовности к школе ребенка.
«Быть готовым к школе – не значит уметь писать, читать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности.
Психологическая готовность к школе как важное условие успешной школьной готовности. Психологическая готовность ребёнка к обучению в школе является важнейшим итогом воспитания...
Технологическая карта приемов оптимизации эмоционального благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья
Технологичная карта раскрывает приемы оптимизации эмоциоанльного благополучия ребенка с особыми возможностями здоровья в детском саду...
Психологическая готовность к школе как эффективный метод успешной адаптации и социального взаимодействия ребенка с особыми возможностями здоровья
https://nsportal.ru/workspace/876840/post...
Консультация для родителей "Формирование игровой деятельности ребенка с особыми возможностями здоровья"
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17736819","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"418","width":"480"}}]][[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"17736822","...
Публикация "Особенности психологического сопровождения одаренного ребенка с особыми возможностями здоровья средствами арт-терапии в условиях детского сада."
Статья в сборнике «Индивидуальный образовательный маршрут одаренного обучающегося : материалы четвертой всероссийской научно-практической конференции» /под ред. Е.Н. Лекомцевой Ярославль Р...
«Адаптация к школьному обучению детей с особыми возможностями здоровья»
Вебинар в информационно - методическом центре развития образования Пуровского района....