Программа кружка "Волшебные шашки"
методическая разработка (средняя, старшая, подготовительная группа)

Сундеева Наталья Александровна

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с детьми взрослым не хватает времени.

Игра в шашки в детском саду - интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_shashki.docx43.43 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка «Волшебные шашки»

Сундеева Наталья Александровна

Программа составлена для детей 4-6 лет

Срок реализации: 2 года

Направление: социально - педагогическое

Актуальность.

Настольные игры уже давно уступили место компьютерным, за которыми дети готовы просиживать часами. Компьютер не заменит непосредственного живого общения. Дух партнёрства, товарищества, а позже и соперничества, который возникает при обучении, а затем во время настольных интеллектуальных игр, сложно переоценить. Настольные игры, одной из которых являются шашки, развивают у детей мышление, память, внимание, творческое воображение, наблюдательность, строгую последовательность рассуждений. На протяжении обучения дети овладевают важными логическими операциями: анализом и синтезом, сравнением, обобщением, обоснованием выводов.

Шашки знакомы и любимы многими, однако в последнее время интерес к игре снижается, во многом потому, что для занятий с детьми взрослым не хватает времени.

Игра в шашки в детском саду - интеллектуальный досуг, который направлен на формирование предпосылок учебной деятельности и на развитие интегративных качеств детей, обеспечивающих им социальную успешность.

Цель:

- обучение детей игре в русские шашки;

- раскрытие интеллектуального и волевого потенциала личности воспитанников в процессе обучения игре в шашки:

- организация досуга и развитие творческого потенциала через игру в шашки.

Задачи:

Образовательные:

- обучение технике игры в шашки;

- ознакомление детей с Теорией шашечной игры.

Развивающие:

- активизация мыслительной деятельности детей: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;

- развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько шагов вперед,  образного и аналитического мышления;

- обучение умению ориентироваться на плоскости.

Воспитательные:

- воспитание отношения к шашкам, как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;

- воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;

- выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.

Методы, приёмы и формы работы:

- беседы;

- практические упражнения;

- групповые обсуждения игровых моментов;

- товарищеские турниры;

- шашечные турниры с родителями.

Ожидаемые результаты освоения программы:

  • развитие умений анализировать, сравнивать, прогнозировать результаты деятельности;
  • повышение уровня развития (развиваются пространственное воображение и мышление):
  • сформированный интерес к шашкам как к спортивно-интеллектуальному досугу.

Срок реализации программы:

  • 2 года обучения.

Возраст обучающихся: дети 4-6 лет.

Формы занятий:

В процессе занятий сочетается групповая и индивидуальная работа. Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность 20- 30 минут.

Методическое обеспечение:

  • учебно-тематический план;
  • набор шашек и шашечных досок.

Диагностика умений детей играть в шашки

Фамилия имя ребёнка

1.Расставляет шашки на поле

2.Начало игры

3.Ход шашек

4.Бой шашек соперника

5.Бой шашек соперника «мостиком»

6.Дамка

7.Доводит игру до конца

8.Партия не закончена

Методика проведения диагностики:

Диагностика сформированности умения у детей играть в шашки предусматривает вопросы к ребёнку, наблюдение за его игрой с педагогом, сверстниками.

Пояснения к пунктам таблицы:

  1. Ребёнку предлагается расставить шашки в количестве 24 штук двух цветов для дальнейшей игры.
  2. Педагог спрашивает у ребёнка, кто начинает игру и почему? Как определить, кто играет белыми шашками?
  3. Педагог предлагает ребёнку начать игру, наблюдая за тем. как он делает ходы.
  4. -5. В игре педагог создаёт ситуацию, при которой ребёнок имеет возможность бить шашки соперника как по одной, так и «мостиком».
  1. Проверка понимания игроком преимущества дамки перед обычной шашкой проходит непосредственно во время игры.
  2. Проверку целесообразно проводить в игре как со взрослыми, так и со сверстниками.
  3. Если ребёнок оставляет партию незаконченной, педагог должен попытаться выяснить причину. Нежелание проиграть партию, обида на соперника, отставание в счёте биты у соперника шашек расценивается как низкий уровень развития игровой мотивации.

Критерии оценки результатов:

   Красный цвет - ребёнок самостоятельно и правильно справляется с заданием.

   Зелёный цвет- для правильного выполнения задания ребёнку требуется несколько самостоятельных попыток или подсказки педагога.

   Синий цвет - ребёнок не выполнил задание даже после подсказки педагога.

Краткий список терминов игры в шашки:

   Простая - обычная шашка (не дамка).

   Бортовые - шашки, занимающие бортовые шашечной доски.

   Дамочные - поля, находящиеся в последних горизонтальных рядах шашечной доски.

   Дамка - шашка, достигшая дамочных полей.

   Ход - передвижение шашки с одного поля на другое.

   Тихий ход или темп - простое перемещение шашки.

   Ударный ход - удар или бой, сопровождающийся взятием шашки или шашек противника.

   Поддача - преднамеренная постановка шашки на удар.

   Дебют - первая стадия партии, во время которой соперники стремятся наилучшим образом развить свои силы и создать предпосылки для следующих операций.

Учебно-тематический план.

№ п/п

Дата

Тема

Цель

1

Мониторинг

Выявить уровень умений дошкольников играть в шашки.

2

"Волшебная доска" Терминология

Познакомить детей с доской и фигурами, учить обращаться с шахматной доской, фигурами. Познакомить с понятиями «ход», «бой».

3

"По местам"

Учить расставлять шашки на игровом поле.

4

Шашечный ход

Учить игровым ходам, развитие и совершенствование мыслительных операций.

5-7

Терминология

Познакомить с понятиями «противоположные

стороны», «диагонали», «вертикаль», «горизонталь»', развитие интеллектуальных способностей.

8

Д/и «Расставь на доске»

Правила игры в шашки

Вспомнить и закрепить правила расстановки шашек.

 Ознакомление с правилами игры, развитие внимания.

9

Д/и «Письма по адресам»

Закрепление правил игры, повторение понятий «горизонталь», «вертикаль», «диагональ».

10

Игра

Обучение игре «шашки», развитие и самосовершенствование мыслительных операций.

11

Дамка

Продолжить учить игре «шашки», познакомить с положением в игре дамок; развивать внимание

12-13

Ничья в шашках

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

14-16

Интеллектуальная разминка.

Игра с соперником

Совершенствование знаний правил игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным: развивать логическое мышление, мелкую моторику.

17-18

Соревнования по шашкам

Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии

19-20

Правила игры.

Игра с соперником

Повторить правила игры. Развитие и совершенствование мыслительных операций. Учить анализировать сыгранные партии.

21-22

Парные игры детей в шашки. Индивидуальные игры с отдельными детьми в шашки.

Решение шашечных задач. Совершенствовать навыки игры в шашки. Воспитывать усидчивость, любознательность, умение побеждать и быть побежденным; развивать логическое мышление, мелкую моторику.

23

«Поддавки»

Учить игре в «поддавки», показ и объяснение ходов игры.

24

«Поддавки»

Продолжить ознакомление с игрой, развитие интеллектуальных способностей.

25-26

Игры между соперниками в «Шашки» и «Поддавки»

Закрепление навыков игры в «шашки» и «поддавки», развитие чувства товарищества, умения быть как победителем, так и проигравшим. Развитие и совершенствование мыслительных операций.

27

«Уголки»

Познакомить с правилами новой игры, развивать интеллектуальные способности у детей

28

«Уголки»

Совершенствовать навыки игры в «Уголки», развивать мышление, память, внимание.

29

Игра в «Уголки» между соперниками

Развитие и совершенствование мыслительных операций

30-32

Игра в шашки между соперниками.

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

33-34

Соревнования по шашкам

Развитие и совершенствование мыслительных операций.

35

Мониторинг

Выявить уровень умений детей играть в шашки

36

Игра в «шашки» с родителями

Воспитывать коммуникативные навыки, стремление к преодолению трудностей. Воспитание уверенности в себе.

Список литературы:

  1. Герцензон Б., Напреенков А. Шашки - это интересно. - СПб.: Литера, 1992. - 250 с.
  2. Городецкий В. Б. Книга о шашках. - М.: Физкультура и спорт, 1990. - 320 с.
  3. Погрибной В. К. Шашки. Сборник комбинаций. - Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 160 с.
  4. Рамм Л. М. Курс шашечных начал. - М.: Физкультура и спорт, 1953. - 348 с.
  5. В. К. Погрибной, В. Я. Юзюк. Шашки для детей. Изд. 2-е, перераб. И доп. - Ростов н/д;

      Феникс, 2010. - 137 с.

  1. Костров В. В., Рожков П. П. Тысяча шахматных задач. Архангельск, изд. «Правда Севера»,

      2012.

  1. Петрушина Н. М. Шахматный учебник для детей. - Изд 12-е. Ростов н/Д: Феникс, 2012
  2. Погрибной В. К. Шашки для детей. - Изд. 4-е. Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  3. Интернет ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа факультатива "Шашки"

Факультатив по шашкам для старшего дошкольного возраста....

рабочая программа кружка "Шашки"

программа для детей старшего дошкольного возраста кружка "Шашки"...

Рабочая программа по шашкам для дошкольников

Рабочая программа по шашкам для дошкольников...

краткосрочная программа по шашкам

Авторская образовательная программа «Волшебные шашки» разработана в соответствии с:- Законом Российской Федерации "Об образовании";- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29....

Программа кружка Шашки-ДИП Сонор

Программа кружка Шашки-ДИП Сонор...

Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"

Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...

Дополнительная программа «Умные шашки»

Представляемая программа - это не только способ обучения игре в шашки, но и средство образования....