краткосрочная программа по шашкам
рабочая программа по физкультуре (старшая группа) по теме
Авторская образовательная программа «Волшебные шашки» разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации "Об образовании";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-13»;
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kratkosrochkaya_programma_volshebnaya_doska_2015-2016_g.docx | 49.57 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА На педагогическом совете № МБДОУ № 79 «Садко» Протокол №_____ от «___» ____________ 2016г. | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ № 79 «Садко» ___________ Л.В. Савчук Приказ № ____ от «___» ____________ 2016г. | |
КРАТКОСРОЧНАЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
"ВОЛШЕБНАЯ ДОСКА"
МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО
ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
ДЕТСКОГО САДА № 79 «САДКО»
НА ЛЕТНИЙ ПЕРИОД
Возраст детей: 5 – 7 лет.
Срок реализации программы: 2 месяц.
Количество детей в подгруппах: от 8 до 12 детей
Количество часов: 8 занятий для детей 5 - 7 лет,
Составитель программы: Сулейманова Г. Ж.
воспитатель
г.Сургут
СОДЕРЖАНИЕ:
| ||
1.1. | Цели и задачи программы | |
1.2. | Новизна программы | |
1.3. | Возрастные и индивидуальные особенности | |
1.4. | Организационно-педагогические условия реализации программы. Формы и режим занятий | |
1.5. | Способы проверки результативности программы | |
1.6. | Годовой календарный учебный график | |
| ||
| ||
| ||
| ||
|
- Пояснительная записка.
Потребность разработки и внедрения предлагаемой программы в образовательный процесс обоснована тем, что непрерывность дополнительного образования, занятость и оздоровление детей в летний период является необходимым требованием сегодняшнего времени. В нашей стране шашечная игра пользуется большой популярностью, правила просты и общедоступны. Родители воспитанников детского сада заинтересованы в обучении детей игре в шашки, но не всегда могут уделить детям время для игры.
Авторская образовательная программа «Волшебные шашки» разработана в соответствии с:
- Законом Российской Федерации "Об образовании";
- Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 29.08.2013 № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
– Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы в дошкольных организациях. СанПиН 2.4.1.2660-13»;
Цель:Создание условий способствующих непрерывности образовательного процесса, организации свободного времени и досуга детей,развитие творческого потенциала через игру в шашки в летний период.
Задачи:
Образовательные:
– обучение технике игры в шашки;
– ознакомление детей с теорией шашечной игры.
Развивающие:
– активизация мыслительной деятельности дошкольников: тренировка логического и стратегического мышления, памяти и наблюдательности;
– развитие умственных способностей: умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образного и аналитического мышления;
– обучение умению ориентироваться на плоскости.
Воспитательные:
– воспитание отношения к шашкам как к серьезным и полезным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
– воспитание настойчивости, целеустремленности, уверенности и воли к победе;
– выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
При приеме детей в шашечный кружок учитываются три момента:
– желание ребенка,
– способности ребенка,
– желание родителей.
Приёмы и методы организации учебно-воспитательного процесса:
- игра и игровое общение (способствуют возникновению и проявлению активности, стимулирующей познавательную активность);
- проблемно-поисковый метод (способствует достижению высоких результатов);
- игры-конкурсы;
- игры-путешествия;
- игры- соревнования;
- интеллектуальные (викторины) игры.
1.2.Новизна программы
В дошкольном учреждении одним из самых актуальных вопросов является планирование и проведение работы по оказанию дополнительных образовательных услуг в летний период.
Большой популярностью в нашей стране пользуется игра в шашки. По массовости шашки занимают восьмое место среди других видов спорта.
Нет необходимости доказывать очевидную полезность игры в шашки. Оно поможет воспитывать в детях дисциплинированность, усидчивость, умение концентрировать внимание и логически мыслить. И совершенно необходимо сохранять и развивать систему обучения шашкам в дошкольных учреждениях. Более того, работа в кружке предусматривает совместную деятельность детей, что совершенствует навыки общения, воспитывает доброжелательное отношение детей друг к другу, тем самым создавая благоприятный эмоциональный фон в группе.
Настоящая программа предназначена для шашечного кружка учреждений дошкольного образования в летний период и предусматривает изучение детьми материала по теории и практике, истории шашек, участие в соревнованиях. Наряду с этим в кружке ведётся работа по правильной организации досуга дошкольников, воспитанию у них активности, развитию норм и принципов нравственного поведения.
Программа занятий по шашкам предусматривает в игровой форме усвоение основ знаний по теории и практике игры в шашки. В творческом отношении систематические занятия по данной программе должны приблизить начинающего шашиста к умению мысленно рассуждать, анализировать, строить на шашечной доске остроумные комбинации, предвидеть замыслы партнера. С дальнейшим совершенствованием техники игры нужно научиться искать и терпеливо находить в каждом положении наиболее целесообразный ход.
1.3.Возрастные особенности обучающихся.
Возраст детей от 5 до 7 лет является периодом интенсивного формирования личности во всех сферах: повышения интеллекта, выработка нравственных черт, проявление характера, силы воли, умение управлять эмоциями, физической подготовленности. Именно в это время проявляются совершенно новые, индивидуальные качества, растут потребности детей в получении все новых знаний, навыков и умений. Сама природа, как будто подсказывает, что пора переходить к активному образовательному процессу, который бы со всех сторон охватывал совершенствование личности, вырабатывал различные индивидуальные черты характера у ребенка старшего дошкольного возраста. Особенности самой деятельности детей дошкольного возраста, равно как и стремление к всестороннему совершенствованию, характеризуются ярким проявлением все новых потребностей. Дети группы старших дошкольных лет стремятся расширить знания о тех предметах или явлениях, которые они лично не наблюдали. Вот на этом этапе их начинает волновать взаимосвязь, которая существует во взаимоотношениях между тем, что они наблюдают. То, насколько глубоко они проникают в изучение данной взаимосвязи, и является определяющей, насколько активно и целенаправленно происходит гармоничное формирование личности. Также совершенствуется и уровень практической деятельности, повышается качество общения. Задача воспитателей – активно поддерживать детей в 5-7 лет на данном этапе, помочь понять это новое состояние и правильно направить его в нужное русло.
Такие характерные черты у ребят, достигших дошкольного возраста, какими являются их попытки самоутвердиться, а также получить признание со стороны взрослых людей, и должны быть положены в основу для построения грамотного, обоснованного процесса воспитания. Возможности по развитию самостоятельности ребенка, проявлению творческих проявлений, разумной инициативы, на этом этапе действительно безграничны.
Создание таких ситуаций, при которых для детей 5-7 лет потребуется активное применение имеющихся уже умений и знаний, позволяет им успешно развиваться. Постепенно растет уровень сложности задач, что приводить к выработке определенных черт характера: воспитание силы воли; стремление во что бы то ни стало преодолеть те или иные трудности; доведение любого начатого дела до конца; выработка навыков в поиске все новых, наиболее оптимальных решений, в том числе и творческих. Ответственным этапом является выработка самостоятельного решения задач различной степени сложности, а также способность находить несколько вариантов и выбирать один из них наиболее оптимальных на взгляд малыша.
Положительное влияние оказывает своевременно отмеченные достижения детей, что повышает их мотивацию к дальнейшему развитию, вырабатывает чувство гордости. Поэтапно эти действия должны выглядеть следующим образом:
правильный выбор цели (либо принятие ее от воспитателя);
анализ, обдумывание путей и способов реализации;
полное осуществление задуманного;
способность оценить достигнутый результат.
1.4.Организационно-педагогические условия реализации программы. Формы и режим занятий.
Информационная справка об особенностях реализации УТП
на летний период (июнь, июль)2016 года:
Общий срок реализации исходной программы (количество лет) | 2 месяц |
Год обучения (первый, второй) | первый |
Возраст воспитанников | 5-7 лет. |
Количество воспитанников в текущем учебном году | 24 ребенка |
Количество часов в неделю | 5-7 лет - 30мин.+30мин |
Общее количество часов в месяц | 5-7 лет – 8 занятий. |
Расписание непосредственно образовательной деятельности
дополнительного образования кружка «Волшебная доска»
на летний период (июнь, июль) 2016 год
Группы Дни недели | I группа 5 – 6 лет | IIгруппа 6 - 7 лет |
вторник | 15.45 – 16.15 | 16.25-16.55 |
четверг | 15.45 – 16.15 | 16.25-16.55 |
1.5. Прогнозируемые результаты.
- Решение простейших задач на доске
-Участие детей в турнирах по русским шашкам в пределах детского сада.
-Участие в городских соревнованиях среди МБДОУ по русским шашкам.
По окончании обучения дети должны знать:
- шашечные термины – белое поле, черное поле, горизонталь, вертикаль, диагональ, дамочные поля, простая шашка, блокировка, дамка, рубить и т.д.. Это выявляется путем опроса, демонстрацией на шашечной доске.
- правила игры – выявляется путем опроса и игры с учителем.
- стадии игры - выявляется путем опроса и игры с учителем.
- Основные тактические приемы: блокировка шашки, оппозиция – выявляется путем решения комбинаций на диаграммах и шашечной доске.
Должен уметь:
- ориентироваться на шашечной доске,
- правильно помещать доску между партнерами,
- правильно расставлять шашки, различать диагональ, вертикаль, горизонталь,
- применять на практике правила игры,
- следить за ходами противника, поправлять,
- решать простейшие комбинации,
- расставлять позиции с заданными условиями,
- рассчитывать соотношение сил.
Календарный учебный график
Для детей старших групп 5 – 6 лет 2 месяца обучения на летний период (июнь, июль) 2016 г.
Iподгруппа
№ п/ п | Тема занятий | Количество академ часов | Дата проведения занятия (план) | Дата проведения занятия (факт) |
1 | Занятие. История шашек. | 1 | 07.06. | |
2 | Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | 1 | 09.06 | |
3 | Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | 2 | 14.06.-16.06. | |
4 | Занятие. Шашечные поля. | 2 | 21.06.-23.06. | |
5 | Занятие. Диагональ | 2 | 28.06.-30.06. | |
6 | Занятие. Как ходят шашки | 2 | 05.07.-07.07. | |
7 | Занятие. Основные правила шашечной игры | 2 | 12.07.-14.07. | |
8 | Занятие. Цели игры и определение результата партии | 2 | 19.07.-21.07. | |
9 | Занятие. Разные виды ничьей партии | 2 | 26.07.-28.07 |
Для детей старших групп 6 -7 лет 2 месяца обучения
на летний период (июнь, июль) 2015 г.
IIподгруппа
№ п/ п | Тема занятий | Количество академ. часов | Дата проведения занятия (план) | Дата проведения занятия (факт) |
1. | Занятие. Делаем наилучшие ходы. | 2 | 07.06.- 09.06. | |
2. | Занятие. Простые комбинации | 2 | 14.06- 16.06. | |
3. | Занятие. Основные позиции игры | 2 | 21.06.-23.06. | |
4. | Занятие. Комбинационные приемы | 2 | 28.06.-30.06. | |
5. | Занятие. Связывание | 2 | 05.07.-07.07. | |
6. | Занятие. Использование дополнительного темпа | 2 | 12.07.-14.07. | |
7. | Занятие. Размен | 2 | 19.07.-21.07. | |
8. | Занятие. «Шлагбаум» | 2 | 26.07.-28.07 |
Учебно-тематический план на летний период 2016 год.
Группа старшего возраста (5-6 лет)
Iподгруппа
№ п/п | Кружковые занятия | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
1. | Занятие. История шашек. | 1 | 1 | |
2. | Занятие. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | 1 | 1 | |
3. | Занятие. Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | 2 | 1 | 1 |
4. | Занятие. Шашечные поля. | 2 | 1 | 1 |
5. | Занятие. Диагональ | 2 | 1 | 1 |
6. | Занятие. Как ходят шашки | 2 | 1 | 1 |
7. | Занятие. Основные правила шашечной игры | 2 | 1 | 1 |
8. | Занятие. Цели игры и определение результата партии | 2 | 1 | 1 |
9. | Занятие. Разные виды ничьей партии | 2 | 1 | 1 |
Итого количество часов | 16 |
группастаршего возраста (6-7 лет)
IIподгруппа
№ п/п | Кружковые занятия | Общее количество часов | В том числе | |
Теоретическая часть | Практическая часть | |||
1. | Занятие. Делаем наилучшие ходы. | 2 | 1 | 1 |
2. | Занятие. Простые комбинации | 2 | 1 | 1 |
3. | Занятие. Основные позиции игры | 2 | 1 | 1 |
4. | Занятие. Комбинационные приемы | 2 | 1 | 1 |
5. | Занятие. Связывание | 2 | 1 | 1 |
6. | Занятие. Использование дополнительного темпа | 2 | 1 | 1 |
7. | Занятие. Размен | 2 | 1 | 1 |
8. | Занятие. «Шлагбаум» | 2 | 1 | 1 |
Общее количество: | 16 |
- Содержание программы.
Занятия по шашкам планируется проводить по принципу от простого объяснения к более сложному. Познавательный материал излагается в виде сказок. Занятия проводятся комбинированным способом, чередуя элементы теоретической и практической новизны с игровыми и соревновательными навыками. Условием обучения выступает организация взаимосвязанной научной, нравственной, эстетической, физической, интеллектуальной и практической деятельности
Содержание программы (старшая группа 5 - 6 лет)
Темы | Содержание разделов программы | Количество часов |
История шашек. Сказка начинается… (общие понятия о шашках) | Место шашек в мировой культуре. Роль шашек в воспитании и развитии личности. Особенности психологической подготовки ребенка. Шахматная доска, поля, линии, их обозначение, легенда о возникновении шашек. | 2 |
Шашечная доска и шашки. Шашечные дороги. | Основа успешной партии – правильное поведение во время игры. Основные правила. | 2 |
Шашечные поля. | Упражнения на выполнение ходов пешками. Дидактические игры по маршруту, ограничение подвижности фигур. Тренировочные упражнения по закреплению знаний о шахматной доске. | 2 |
Диагональ. Как ходят шашки. | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. Упражнения на выигрыш в различное количество ходов. | 4 |
Основные правила шашечной игры | Анализ учебных партий, игровая практика. | 2 |
Цели игры и определение результата партии | Значение общего плана игры в партии. Приемы выбора наиболее выгодного плана. | 2 |
Игровая практика. Разные виды ничьей партии. | Применение. Выигрыш, ничья. | 2 |
16 часов |
Содержание программы (старшая группа 6 -7 лет)
Темы | Содержание разделов программы | Количество часов |
Делаем наилучшие ходы. | Тактика окружения (охвата) неприятельских сил. Принципы правильного и последовательного окружения центральной позиции. Окружение как защитительная тактика. | 2 |
Простые комбинации | Игровая практика | 2 |
Основные позиции игры | Способы защиты. Открытые и двойные ходы. Обучение алгоритму хода. | 2 |
Комбинационные приемы | Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. | 2 |
Связывание. Использование дополнительного темпа. | Роль комбинации в шашечной игре. Цели комбинации. Идейное содержание комбинации. Понятие о финальном ударе. Логическая связь мотива, идеи и механизма комбинации. Способы нахождения и подготовки комбинации путем сочетания ее мотива, идеи и механизма. Как изучать технику проведения комбинаций. | 4 |
Размен. «Шлагбаум» | Что означает атака в шашечной партии. Выявление предпосылок для начала атаки. Когда начинать атаку. Значение атаки в общем стратегическом плане партии. Активность в защите. Использование защитительных ресурсов при атаке. Экономил сил - обязательное условие всякой защиты. Атака в партиях мастеров. | 4 |
16 часов |
- Методическое обеспечение программы.
Методическое пособие «Искусство игры в шашкам». Пособие «Учимся играть в шашки» ВасилевскийР.Г. Программа пообучению игры в русские шашки «Волшебная доска» Сулейманова Г. Ж. «Шашечный практикум» Волчек А.А.
5.Условия реализации программы.
Оборудование, материалы.
Для занятий необходимо: аудитория со столами и стульями. Помещение должно отвечать требованиям санитарных норм и правил для полного состава группы (12 человек):
- комплекты шашек и досок (7-8 комплектов);
- шахматные часы (2-3 комплекта);
6. Список литературы.
- Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (с изменениями от 03.02.2011г.)
- Шашки для детей/ В.К.Погрибной, В.Я.Юзюк. Изд. 2-е, перераб. И доп. – Ростов н/Д: Феникс, 2010. – 137 с.
- Романчук О.А., «Юному шашисту», - М.:Просвещение, 2009.
- Пичугина И.О., Дошкольная педагогика: Конспект лекций. –Ростов н/Д: «Феникс», 2004, 84 с.
- Погрибной В.К. Шашки. Сборник комбинаций. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 160 с.
- Тимофеев А.А.Общие подходы к концепции «Шашки как учебный предмет», - 2006г.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Москва «Просвещение», 2011г.
- Пожарский В.А. Шахматный учебник. – М., 1996.
- Игра дошкольника / Абрамян Л.А., Антонова Т.В., Артемова Л.В., - М.:Просвещение, 1989.
- Егоров А.П., «Как научить играть в шашки?», - М.: Чистые пруды, 2005.
- Барский Ю.П., Герцензон Б.П. Приключения на шашечной доске. – Л.: Ленинздат, 1969. – 128 с.
- Василевский Р.Г. Учимся играть в шашки. – Киев: Здоров' я, 1985. – 88 с.
- Волчек А.А. Шашечный практикум. – Минск: Харвест, 2004. – 288 с.
- Герцензон Б., Напреенков А. Шашки – это интересно. – СПб.: Литера, 1992. – 250 с.
- Городецкий В.Б. Книга о шашках. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 320 с.
- Кулинчихин А.И. История развития русских шашек. – М.: Физкультура и спорт, 1982.
- Литвинович В.С., Негра Н.Н. Курс шашечных дебютов. – Минск: Полымя, 1985. – 256 с.
- Рамм Л.М. Курс шашечных начал. – М.: Физкультура и спорт, 1953. – 348 с.
- Сидлин А.М. Как научиться играть в шашки. – М.: Физкультура и спорт, 1951. – 187 с.
- Internet ресурсы, сайты.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа факультатива "Шашки"
Факультатив по шашкам для старшего дошкольного возраста....
рабочая программа кружка "Шашки"
программа для детей старшего дошкольного возраста кружка "Шашки"...
Рабочая программа по шашкам для дошкольников
Рабочая программа по шашкам для дошкольников...
Программа кружка Шашки-ДИП Сонор
Программа кружка Шашки-ДИП Сонор...
Тематический план по обучению детей игре в шашки по программе "Умные шашки"
Основной целью программы "Умные шашки" является стимулирование предпосылок учебной деятельности, раскрытие умственного, нравственного, волевого потенциала личности ребёнка посредством освоен...
Дополнительная программа «Умные шашки»
Представляемая программа - это не только способ обучения игре в шашки, но и средство образования....
Дополнительная общеобразовательная программа «Умные шашки»
Дети, вовлеченные в волшебный мир шашек, лучше успевают в школе, особенно по точным наукам. Обучение дошкольников игре в шашки является весьма актуальным на сегодняш...