План работы с одаренными детьми
материал (старшая группа)
Предварительный просмотр:
План работы с одаренными детьми старшего дошкольного возраста (5-7 лет)
Выявление одаренных детей на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления и работа с одаренными детьми должны стать одним из важнейших аспектов деятельности детского сада. Для всех детей главнейшей целью образования и воспитания является обеспечение условий для раскрытия и развития всех способностей и дарований с целью их последующей реализации в профессиональной деятельности.
Следует подчеркнуть, что именно на этих детей общество в первую очередь возлагает надежду на решение актуальных проблем современной цивилизации. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача воспитания и обучения одаренных детей в детском саду.
Решая вопрос об организационных формах работы с одаренными детьми, следует признать нецелесообразным выделение таких воспитанников в особые группы. Одаренные воспитанники должны воспитываться и обучаться в группах вместе с другими детьми. Это позволит создать условия для дальнейшей социальной адаптации одаренных детей и одновременно для выявления скрытой до определенного времени одаренности других воспитанников.
Цель и задачи программы:
Цель программы: создание условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации.
Задачи программы:
- разработать систему мониторинга и развития предпосылок одаренности у детей дошкольного возраста.
- выявить детей с предпосылками одаренности.
- составить индивидуальные маршруты психолого-педагогического сопровождения развития одаренных детей.
- скоординировать и интегрировать деятельность специалистов и родителей в этом направлении.
- разработать план мероприятий по развитию творческих способностей воспитанников детского сада.
Реализация программы «Одаренный ребенок» осуществляется по следующим направлениям:
- социально-коммуникативное развитие;
- познавательное развитие;
- речевое развитие;
- художественно-эстетическое развитие;
- физическое развитие.
Принципы реализации программы
- Принцип развивающего и воспитывающего обучения. Этот принцип означает, что цели, содержание и методы воспитания и обучения должны способствовать не только усвоению знаний и умений, но и познавательному развитию, а также воспитанию личностных качеств воспитанников.
- Принцип индивидуализации. Он состоит в том, что цели, содержание, процесс обучения должны как можно более полно учитывать индивидуальные и типологические особенности каждого ребёнка. Реализация этого принципа особенно важна для одаренных детей, у которых индивидуальные различия выражены в яркой и уникальной форме.
- Принцип учета возрастных возможностей .Этот принцип предполагает соответствие содержания образования, методов воспитания и обучения специфическим особенностям одаренных воспитанников на разных возрастных этапах, поскольку их более высокие возможности могут легкопровоцировать завышение уровней трудности воспитания и обучения, что может привести к отрицательным последствиям.
Ожидаемые результаты:
- Создание системы выявления и поддержки одаренных детей в возрасте от 2 до 7 лет.
- Создание воспитательно-образовательной среды, способствующей успешности каждого ребёнка через проявления его способностей и сохранение физического и психического здоровья.
- Увеличение количества воспитанников, имеющих высокие достижения в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня.
- Развитие потенциала воспитателя в части компетентного выявления и сопровождения одаренных детей.
- Создание необходимой материально технической базы детского сада для работы с одарёнными детьми.
Оценку эффективности реализации программы можно отследить по следующим критериям:
- количество дошкольников занявших призовые места в конкурсах, фестивалях, спортивных соревнованиях различного уровня;
- оценка состояния здоровья и комфортности пребывания детей в детском саду, удовлетворенности родителей, общественности воспитательно- образовательным процессом в ДОУ.
- количество воспитанников успешно справляющихся с усвоением основной образовательной программы МБОУ;
- количество детей охваченных дополнительным образованием;
- ежегодная стабильность посещения дошкольниками кружков;
- расширение перечня программ дополнительного образования ДОУ;
- количество выпускников детского сада, продолжающих посещать дополнительные секции и кружки, обучаясь в школе.
Виды одаренности
Виды одаренности предполагают одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.
Таблица 1
Виды одаренности | Уровни психической организации | Виды деятельности |
Академическая одаренность | Мотивационно- личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошаяречеваяфантазия,умениесоставлятьрассказы,сказки,чувстворифмы,легкоезапоминаниестихов | |
Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
| Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
4.4. Формы работы с родителями
Направления деятельности семьи в развитии и воспитании одаренного ребенка:
- пристальное внимание к особенностям развития ребенка;
- создание благоприятной психологической атмосферы в семье, проявление искренней и разумной любви к ребенку;
- содействие развитию личности ребенка и его таланта;
- повышение уровня психолого-педагогической компетентности родителей в отношении одаренных детей
Формы работы:
- анкетирование родителей с целью получения первичной информации о характере и направленности интересов, склонностей и способностей детей.
- родительское собрание “О талантливых детях, заботливым родителям”.
- совместное составление индивидуального плана или программы развития ребенка.
- памятки-рекомендации, папки передвижки, публикации.
- совместные проекты исследовательской деятельности детей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Забота об одарённых детях сегодня – з...
план работы с одаренными детьми по рисованию
Одаренный ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающими достижениями в том или ином виде деятельности. ...
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми в старшей разновозрастной группе...
План работы с одаренными детьми на учебный год 2017-2018
План работы предусматривает взаимодействие всех педагогов и специалистов детского сада, согласно задачам ФГОС....
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми...
«План работы с одаренными детьми для детей средней группы»
План работы с одаренными детьми по художественно - эстетическому развитию...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (плавание) НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНРАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (плавание) НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...