План работы с одаренными детьми
рабочая программа (старшая, подготовительная группа) по теме
План работы с одаренными детьми в старшей разновозрастной группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_raboty_s_odarennymi_detmi.docx | 32.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа работы
с одаренными детьми
в дошкольной разновозрастной
старшей группе
2016- 2017 уч.г
Пояснительная записка
Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Толковый словарь под редакцией С.И.Ожегова объясняет слово "одарённость” следующим образом: "То же, что талантливый…”. А уж талантливый - "…это человек, обладающий врождёнными качествами, особыми природными способностями”. Если вдуматься в это определение, то можно прийти к старой истине, что неталантливых, а, следовательно, не одарённых от природы людей не бывает. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
На сегодняшний день большинство психологов признают, что уровень, качественное своеобразие и характер развития одаренности — это всегда результат сложного взаимодействия наследственности (природных задатков) и социальной среды, опосредованного деятельностью ребенка (игровой, учебной, трудовой). При этом особое значение имеют собственная активность ребенка, а также психологические механизмы саморазвития личности, лежащие в основе формирования и реализации индивидуального дарования.
Конечная задача педагога не в том, чтобы выявить, кто одарён больше, кто меньше, а предоставить возможность для развития разных по одарённости детей.
Творческое отношение к изучаемому предмету стимулирует проявление одарённости. Ребята радуются тому, что они имеют успех, и эти положительные эмоции подталкивают их к развитию своих, пусть и очень небольших, способностей.
Это очень важно для становления человеческой личности, ведь в процессе обучения ребята должны научиться вырабатывать потребность развивать свои природные данные, ценить самое маленькое зёрнышко таланта…
Актуализация проблемы "Работа с одарёнными дошкольниками"
Актуализация проблемы обусловлена изменениями, произошедшими в последней четверти XX века: качественный скачок в развитии новых технологий повлёк за собой резко возросшую потребность общества в людях, обладающих нестандартным мышлением, вносящих новое содержание во все сферы жизнедеятельности, умеющих ставить и решать новые задачи. Неслучайно популярными стали слова известного психолога К. Роджерса (1987) о том, что " если в современном обществе мы не будем иметь людей, которые конструктивно реагируют на малейшие изменения в общем развитии, мы можем погибнуть, и это будет та цена, которую мы все заплатим за отсутствие творчества". ДОУ, не может при формировании социального заказа, не учитывать потребностей общества в развитии творчества подрастающего поколения и поиске одарённых детей. Раннее выявление, воспитание и обучение талантливых дошкольников является прекрасной возможностью для качественного и эффективного образования в дальнейшем. При организации работы с одаренными детьми в условиях ДОУ, речь должна идти о создании такой образовательной среды, которая обеспечивала бы возможность развития и проявления творческой активности как одаренных детей и детей с повышенной готовностью к обучению, так и детей со скрытыми формами одаренности.
Концепция программы
Выявление одаренных детей должно начинаться уже в дошкольном детстве на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности ДОУ.
Цель программы:
создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии со способностями.
Задачи:
- Выявление одаренных детей;
- Создание банка данных «Одаренные дети»;
- Разработка индивидуальных форм работы;
- Использование в учебном процессе современных, интерактивных технологий;
- Использование активных форм и методов организации образовательного процесса;
- Организация образовательной среды для развития творческого потенциала детей.
- Включение детей в проектную деятельность.
Одаренные дети:
- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;
- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;
- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда.
Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:
Виды одаренности | Составляющие | Как проявляются |
Академическая одаренность | Мотивационно- личностные характеристики | Стремление ребенка к получению знаний и умений, познавательная активность, проявление интереса к новому |
Способности к обучению | Успешность в освоении программного материала, широкий кругозор, высокие показатели по развитию психических познавательных процессов высокие показатели по развитию психических познавательных процессов | |
Творческая одаренность | Артистическая одаренность | Умение «вжиться» в роль, держаться на публике, желание подражать вымышленным (или реальным) персонажам, двигательная и речевая память |
Художественная одаренность | Проявление фантазии в творческих художественных работах, Высокое качество и разнообразие творческих работ в соответствии с возрастом (рисунки, поделки) | |
Вокальная одаренность | Умение понимать и воспроизводить мелодию, чувство ритма, хороший голос, музыкальный слух | |
Литературная одаренность | Хорошая речевая фантазия, умение составлять рассказы, сказки, чувство рифмы, легкое запоминание стихов | |
Конструкторская одаренность | Развитое пространственное мышление, любовь к конструированию, генерирование оригинальных идей для различных конструкций, способность к изобретательству, рационализации | |
Психомоторная одаренность | Спортивная одаренность | Высокие спортивные показатели в соответствии с возрастом, стремление к движению, воля к спортивным достижениям, физические данные и выносливость |
Хореографическая одаренность | Чувство ритма, музыкальный слух, способность копировать движения, хорошая двигательная память | |
Коммуникативная одаренность | Социально-личностная одаренность | Умение понимать партнера по общению, чувствовать его эмоциональное состояние, гасить конфликты |
Лидерская одаренность | Умение организовать сверстников на какое-либо общее дело, игру, настойчивость в достижении цели, умение добиваться результата, и стремление контролировать ситуацию |
Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
- принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;
- принцип возрастания роли дополнительного образования;
- принцип индивидуализации и дифференциации обучения;
- принцип создания условий для совместной работы детей при минимальном участии воспитателя.
Формы работы с одаренными детьми:
- групповые занятия с одаренными детьми;
- конкурсы, викторины , интеллектуальные игры, спортивные игры;
- работа по индивидуальным планам;
- исследовательская деятельность.
Предполагаемые результаты:
- увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности;
- повышение качества образования и воспитания дошкольников в целом;
- положительная динамика процента участников и призеров конкурсов различного уровня;
- повышение социального престижа ДОУ на местном, муниципальном уровне.
Нормативно-правовая база программы:
- Основные положения “Декларации прав человека”, принятой генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.;
- Основные положения “Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.;
- Закон Российской Федерации “Об образовании”;
- Федеральная целевая программа “Одаренные дети”, в рамках президентской программы “Дети России”, утвержденной правительством РФ от 03.10.2002 г.;
План работы с одаренными детьми на 2016-2017 уч.г.
№ | Содержание деятельности | сроки | ответственные |
1. | Составление и утверждение плана работы с одаренными детьми | сентябрь | Директор Воспитатели |
2. | Приобретение специальной методической и детской познавательной литературы | В течение года | Директор Воспитатели |
3. | Повышение квалификации педагогов | Март 2015г. | Воспитатели |
4. | Создание соответствующей развивающей среды; предметно – информационное обогащение среды | В течение года | Воспитатели |
5. | Коллекция детских работ, оформление стендов для родителей | В течение года | Воспитатели |
6. | Работа с родителями одаренных детей | В течение года | Воспитатели |
7. | Передача опыта работы воспитателей с одаренными детьми( газеты, родительские собрания, МО) | В течение года | Воспитатели |
8. | Выпуски стенгазет по результатам | В течение года | Воспитатели |
9. | Участие детей в конкурсах и викторинах различного уровня (международные, всероссийские, муниципальные) | В течение года | Воспитатели |
10. | Участие в выставках детского творчества( поделки, рисунки) | В течение года | Воспитатели |
11. | Участие в развлечениях и концертах (ДОУ, Дом Культуры) | В течение года | Муз. руководитель Воспитатели |
12. | День Здоровья | В течение года | Инструктор по ФИЗО Воспитатели |
13. | «Персональная выставка» выставка детских работ в соавторстве с родителями | В течение года | Воспитатели Родительский комитет родители |
14. | Акция «Открытка ветерану» | Октябрь и май | Воспитатели Родительский комитет |
15. | Проектная деятельность с детьми | В течение года | Воспитатели Родительский комитет |
16. | Индивидуальные развивающие занятия в игровых формах; | В течение года | Воспитатели
|
Список литературы
1. Баландина Л.А., Гаврилова В.Г., Горбачева И.А., Захаревич Г.А., Марченко Г.Н., Ничипорюк Е.А., Скрипкина Н.М., Тарасова Н.Е., Чернецкая Л.В., Шабельная Е. А. Диагностика в детском саду. Методическое пособие г. Ростов-на-Дону, 2004
2. Богоявленская М. “Проблемы одаренного ребенка” ж/л “Обруч” 2005
3. Бурменская Г.В., Слуцкий В.М.. Одаренные дети 1991. М.
4. Клименко В.В. “Психологические тесты таланта” С-Петербург 1996
5. Одаренность малыша: раскрыть, понять, поддержать. М., 1998.
6. Психология одаренности детей и подростков под редакцией Н.С.Лейтеса. 2000. М.
7. Савенков А.И. Одаренные дети в детском саду и в школе 2000. Москва.
8.Симановский А.Э. Развитие творческого мышления детей 1996. Ярославль.
Участие детей в мероприятиях 2016-2017 уч.г.
Дата проведения | Фамилия, имя и отчество ребенка | Содержание деятельности | Уровень, место прохождения мероприятия | Результат деятельности | Ответственные |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы с одаренными детьми
Современное состояние системы образования характеризуется все большим вниманием к поддержке и развитию внутреннего потенциала личности одаренного ребенка. Забота об одарённых детях сегодня – з...
план работы с одаренными детьми по рисованию
Одаренный ребенок - это ребёнок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающими достижениями в том или ином виде деятельности. ...
План работы с одаренными детьми на учебный год 2017-2018
План работы предусматривает взаимодействие всех педагогов и специалистов детского сада, согласно задачам ФГОС....
План работы с одаренными детьми
План работы с одаренными детьми...
«План работы с одаренными детьми для детей средней группы»
План работы с одаренными детьми по художественно - эстетическому развитию...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (плавание) НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАНРАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ СТАРШЕЙ И ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЫ (плавание) НА 2017 – 2018 УЧЕБНЫЙ ГОД...
План работы с одаренными детьми
вторая младшая группа...