Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия (средняя группа)

Вьюркова Екатерина Сергеевна

Cистематизация знаний детей о свойствах воздуха, развитие познавательной и речевой активности в процессе экспериментирования.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytoe_zanyatie_vozduh.docx78.13 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка Детский сад №5

Муниципального образования Усть-Лабинский район

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»

C:\Users\User\Desktop\90dc708d931e4e7652ab915716a19db7_800x600.jpg

 

                                                                                           Воспитатель: Вьюркова Е.С

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в средней группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха, развивать познавательную и речевую активность в процессе экспериментирования.

Задачи:

ОО «Познавательное развитие»

1. Способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха.

2. Расширять представления детей о значимости воздуха в жизни человека.

3. Развивать способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного экспериментирования и делать выводы.

ОО «Речевое развитие»

1. Способствовать развитию свободного общения со взрослыми и детьми.

2. Активизировать речевую деятельность.

3. Закреплять и расширять словарный запас детей.

4. Воспитывать культуру общения.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Формировать умение самостоятельно решать поставленную задачу.

2. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.

Методы и приемы:

1. Словесные: вопросы, художественное слово.

2. Наглядные: иллюстрации.

3. Практические: физминутка, исследование предметов, Д/и «Кому нужен воздух», кляксография.

Словарная работа: невидимый, прозрачный, загрязненный, парашют, кляксография.

Оборудование: кусок ткани, полиэтиленовые пакеты, зубные палочки, картон, стаканчики с мыльной водой, мыльные пузыри, карточки с изображением живой и неживой природы, картинки символы (человечек, дерево,депево наветру, перечеркнутые цветные пятна, перечеркнутый глаз, клякса), акварельные краски, кисточки, коктейльные трубочки, альбомный лист А4, стаканчики с водой.

Ход деятельности:

Воспитатель: Ну что, все в сборе, мы можем начинать

Встаньте рядышком по кругу

Улыбнемся все друг другу.

Если каждый улыбнется-

Утро доброе начнется:

Все: «Доброе утро»

Сюрпризный момент

Воспитатель: Ребята, на адрес нашего детского сада сегодня пришла посылка. Давайте посмотрим, что в ней. (Из коробки вылетает воздушный шар с запиской). Посмотрите, какой красивый шарик, а здесь письмо. Я его сейчас прочту.

«Здравствуйте, ребята. Я шарик из страны волшебных воздушных шаров. У нас приключилась беда. Злой волшебник сдул моих друзей. И его злые чары можно победить только, отправившись в нашу страну на волшебном парашюте и разгадать секрет воздуха».

Воспитатель: Друзья мои, давайте поможем нашим шарикам вновь наполниться воздухом.

Игра с воздухом «Парашют».

Воспитатель: (из коробки достается кусок ткани) Посмотрите, какой он легкий, воздушный, воздуху послушный. Давайте встанем все в круг, возьмемся за края и отправимся в путь.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Воспитатель: Ребята, что нам помогло надуть наш парашют?

Воспитатель: Смотрите, как парашют наполняется воздухом. Это и помогает парашютистам медленно и плавно приземляться и не ударяться о землю. И еще раз надуем наш парашют. (опускаем на пол).

Воспитатель: Вот мы и попали с вами в волшебную страну.

Ребята, скажите, вы когда-нибудь видели воздух? Какой он? Почему мы называем его невидимкой?

Воспитатель: Как можно проверить, есть ли здесь воздух? (руками обводит группу).

Воспитатель: А я предлагаю поймать его с помощью пакетов (подходим к столу, где лежат пакеты. Дети берут их и одновременно с воспитателем раскрывают пакеты, делают ими движение и резко закрывают руками).

Воспитатель: Что произошло с пакетами?

Воспитатель: Что в них находится?

Воспитатель: А как можно проверить действительно ли в пакете – воздух? Давайте возьмем острую палочку и осторожно проколем мешочек. Поднесем его к лицу и нажмем на него руками. Что вы чувствуете?

Воспитатель: Вот мы и открыли один из секретов воздуха. Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать. Наши открытия мы будем отмечать с помощью карточек с символами, чтобы мы не забыли про них.

Воспитатель: Воздух – прозрачный, он не имеет цвета, он невидимый и это его свойство обозначим вот такой карточкой. («перечеркнутое цветное пятно и перечеркнутый глаз»)

Воспитатель: Ребята, посмотрите, мы отгадали первый секрет и один из шариков наполнился воздухом. (Из-за двери вылетает один шарик, Воспитатель прикрепляет карточку и шарик к коробке).

А сейчас я предлагаю присесть на стульчики.

Воспитатель: Можно ли без воздуха чувствовать себя хорошо? Давайте проверим. Зажмите нос и рот. Как мы себя чувствуем? Значит, для чего нужен воздух?

Дидактическая игра «Кому нужен воздух»

Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще нужен воздух для жизни? Молодцы, вы много знаете. А сейчас давайте поиграем. Я вам раздаю карточки. (Раздаются карточки с изображением живой и неживой природы) Посмотрите на них внимательно. Перед вами два мольберта. На одном изображен воздух, на втором его нет. А сейчас я вас хочу попросить прикрепить ваши картинки по очереди на один из мольбертов и объяснить свой выбор.

Воспитатель: Мы с вами определили, что воздух нужен для жизни дереву, цветку, кошке, белке, бабочке. Это все живая природа. А то, чему воздух для жизни не нужен называется неживая природа. Вот мы с вами открыли еще один секрет воздуха, он нужен всему живому. Добавим к нашим карточкам еще одну: «Воздух нужен всему живому». Вот и второй шарик «ожил».

Воспитатель: Скажите мне, как мы можем узнать, есть ли воздух вокруг нас?

Воспитатель: Подуем на ладошку, что мы чувствуем? Помашите ладошками на себя. Что мы сейчас почувствовали? Значит, чтобы почувствовать воздух, надо привести его в движение. Ребята, в какую погоду мы на улице можем ощутить движение воздуха? Ветер – это и есть движение воздуха.

Воспитатель: Отметим с помощью вот такой карточки. («качающееся на ветру дерево»)

Воспитатель: Мы разгадали еще один секрет и еще один шарик наполнился воздухом.

Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем с ветерком.

Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише. (присесть)
Деревцо все выше, выше. (встать и вытянуть руки вверх)

                                                      2раза

Опыт «Воздух в человеке»

Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте присядем за столы (дети садятся за столы, на столах стаканчики с кипяченой водой и трубочки)

Воспитатель: Опустите трубочку в стакан с водой, сделайте носиком вдох и подуйте в нее. Что происходит?

Воспитатель: Почему появились пузырьки?

Воспитатель: Вот видите, значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Вода помогает нам увидеть воздух.  Но чтобы подуть еще, мы сначала вдыхаем носом новый глоток воздуха, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Вот мы и узнали, что в человеке есть воздух. («изображение человека»)

Воспитатель: Ребята, а вы знаете, с помощью воздуха можно рисовать. Хотите попробовать? Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать. Этот способ называется кляксография. Для того, чтобы нарисовать наши кляксы нужно капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны. (дети пробуют рисовать)

Какие замечательные кляксы у нас получились. А теперь давайте вспомним какой секрет мы с вами разгадали? Поместим нашу карточку к остальным.

Воспитатель: Посмотрите, ребята, наши шарики все наполнились воздухом. Давайте с помощью наших карточек-подсказок расскажем им про секреты воздуха, которые мы с вами узнали. (Обобщение знаний по карточкам)

Воспитатель: В благодарность за помощь жители волшебной страны приготовили для вас подарки. (Из коробки воспитатель достает мыльные пузыри). Что это? При помощи чего мы надуваем мыльные пузыри.

Вот и настало время возвращаться нам обратно. Давайте встанем с вами в круг и надуем наш парашют.

Руки вверх все поднимаем,

Парашют наш надуваем.

Вот какой наш парашют

Легким воздухом надут.

Итог

Воспитатель: Вот мы и вернулись обратно в детский сад. Ребята, вы все прекрасно потрудились и узнали много нового и полезного о воздухе, помогли шарикам. А теперь каждый из вас возьмет свою баночку с собой на прогулку и понаблюдает, как играет с мыльными пузырями ветерок. До свидания, ребята.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

С помощью исследовательской деятельности детей определить свойства воздуха и роль воздуха в жизни людей. ...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха

Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»

Цель:Систематизировать знания детей о свойствах воздуха через организацию совместной деятельности.Задачи:Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и п...

Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"

Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Сформировать представления детей о свойствах воздуха и способе его обнаружения; подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас; дать представление о том, что он занимает место и облада...

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе «Удивительные свойства воздуха»

Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в подготовительной группе«Удивительные свойства воздуха»...