Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа) на тему
Экспериментально-познавательная деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_otkrytogo_zanyatiya_po_eksperimentalno.docx | 23.94 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ «Детский сад «Радуга» р.п. Базарный Карабулак
Конспект открытого занятия
по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Провела: воспитатель
Л.В. Землякова
2013-2014 учебный год
Задачи:
1. Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения.
2. Дать детям элементарные представления об источниках загрязнения воздуха, о значении чистого воздуха для нашего здоровья.
3. Развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования
4. Развивать наблюдательность, умение делать выводы, анализировать.
5. Воспитывать у детей познавательный интерес, умение видеть удивительное в окружающем мире.
Материал: воздушные шары разных цветов и размеров, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, трубочки, пластмассовые стаканчики, 2 баночки с плотными крышками, мелкие камешки, 4 больших таза с водой, горячая вода в термосе, 2 пустые бутылки, компьютер, проектор, мультфильм «Фиксики», физ.минутка «Злая тучка».
Действующие лица: клоун Любознайка (к), дети (д).
Ход
К: - Здравствуйте, ребята! Как я рада видеть вас! Давайте познакомимся, меня зовут клоун Любознайка. А тебя как зовут? Очень приятно. А вы знаете, что сегодня праздник воздушных шаров? Посмотрите, какие красивые шары я принесла: красный, зелёный, ой, а что это случилось с синим шариком? Он какой- то стал грустный, маленький (ответы).
К: - А что нужно сделать, чтобы шарик стал круглым и упругим?
Д: - Надо его посильнее надуть.
К: - Правда? Сейчас я его надую (надуваю). Вот какой он красивый получился! Интересно, а что же у него внутри, посмотрите?
Д: - Воздух.
К: - Какой ещё воздух? Я ничего не вижу! А вы видите воздух? А почему, как вы думаете?
К: - Получается, что воздух прозрачный, бесцветный и невидимый? А из чего же он состоит?
Д: Кислорода и других газов.
К: А для чего он нам нужен?
Д: Что бы дышать.
К: - Молодцы! Ребята, а я придумала, как нам поймать воздух и посмотреть какой он.
Опыт 1.Возьмите полиэтиленовый пакет. Посмотрите , что в нём? (он пуст).
К: - Да, он пустой, его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем пакет. Что произошло с пакетом? Действительно пакет изменил форму, он полон воздуха. На что похож? (ответы).
К: - Кажется, что он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Что изменилось? Пакет опять стал пустым. Интересно, почему?(ответы).
К: - Да, ребята, вы правы, воздух прозрачный, а чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. Значит, воздух есть вокруг нас. А вот интересно, а есть ли воздух внутри нас, как вы думаете? (ответы).
К: - А давайте проверим!
Опыт 2. Ребята, давайте подуем в трубочку, опущенную в стакан с водой тихо, тихо. И посмотрим, что произойдёт.
К: - Ой, ребята, что это происходит с водой?
Д: Выходят пузырьки.
К: - Пузырьки? Как они там оказались? В стакане же только вода была (ответы).
К: - Я поняла, пузырьки - это воздух, который внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит
в виде пузырьков. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки.
Через нос проходит в грудь,
И обратный держит путь.
Он не видимый, и всё же
Без него мы жить не можем.
К: - А давайте подуем сильнее и посмотрим, что произойдёт.
К: - Вот это да, пузырьки так быстро поднимаются. Что-то мне это напоминает, на что похоже, ребята?
К: - Точно, это похоже на бурю. Когда на небе тучи, идёт сильный дождь - на лужах тоже появляются пузырьки. Давайте прогоним эту тучку, и бурю остановим.
Физминутка
Нам размяться захотелось. Отложите-ка тетрадки, Приступаем мы к зарядке. На болоте две подружки, Две зелёные лягушки, Утром рано умывались, Полотенцем растирались. Ножками топали, Ручками хлопали. Вправо влево наклонялись, И обратно возвращались. Видим скачут по опушке две весёлые лягушки, Прыг - скок, прыг - скок, Прыгай с пятки на носок. Вот здоровья в чём секрет. Всем друзьям физкульт - привет! Проведём, друзья, сейчас | Упражнение для глаз. Вправо, влево посмотрели, Глазки все повеселели. Глазки нас благодарят, Поморгать нам всем велят. Плавно глазками моргаем, Потом глазки закрываем. Чтобы больше было силы, К ним ладошки приложили. Раз, два, три, четыре, пять - Можно глазки открывать! |
К: - Ой, ребята совсем забыла. Когда я шла в садик, по дороге нашла сундучок. Давайте вместе посмотрим, что же там есть (открывают, смотрят).
К: - Что это? (ответы).
К: - А как вы думаете, что с камешками можно делать? (ответы).
Опыт 3. К: - Да, я тоже видела во дворе, как дети камни в лужу бросают. А давайте эти камешки опустим в воду и посмотрим, что произойдёт, как вы думаете?
К: - Ребята, что мы видим, когда опускаем камешки в воду?
К: - Интересно, а почему камешки тонут? (ответы)
К: - Получается, что камешки тяжелые, поэтому они тонут.
К: - Да, как много я узнала о воздухе, а вот интересно, если мы шарики опустим в воду, они утонут? (ответы)
К: - Почему вы так думаете? (ответы)
К: - А давайте проверим (опускают шарики в чашку с водой)
К: - Странно, камешки утонули, а шарики нет. Почему так происходит, ребята? Вы как думаете? (ответы).
К: - Оказывается шарик не тонет, потому что он легче воды, а камешки тяжелее, поэтому они тонут, вытесняя воздух из воды, так появляются пузырьки.
К: - Ребята, а давайте посмотрим, что думают о воздухе наши друзья Фиксики (смотрим отрывок из мультфильма «Фиксики», серия Воздушный шарик).
К: - Интересно, как же так получается? Фиксики утверждают, что если нагреть воздух в шарике он подымится, а вы ребята, как думаете? (ответы).
Опыт 4. К: - А давайте проверим так ли это. Сейчас я вам покажу интересный опыт: я беру пустую стеклянную бутылку, надеваю шарик, и ставлю бутылку в горячую воду, посмотрим
что произойдёт.
К: - Посмотрите, что происходит с шариком? (ответы).
К: - Действительно, шарик надулся, как вы думаете почему? Получается, что воздух нагревается в бутылке, расширяется и поднимается вверх, поэтому шарик надувается. Правы наши друзья Фиксики, что горячий воздух легче холодного.
К: - Ребята, давайте посмотрим, что ещё есть в нашем сундучке.
Опыт 5. К: - Что это? Наверное, это волшебные баночки.
К: - Посмотрите, а в них что - ни будь есть? (ответы).
К: - Правильно, воздух , а как он вкусно пахнет , понюхайте чем пахнет?
К: - Действительно, пахнет апельсином.
К: - Ребята, а давайте проверим, что же лежит во второй баночке.
К: - Чем пахнет воздух в этой баночке? (ответы).
К: Как вы думаете, почему обе баночки пусты, а пахнут по - разному (ответы).
К: - Получается, что собственного запаха у воздуха нет. Чистый воздух ничем не пахнет. Запах ему придают другие вещества, которые с ним соприкасались.
К: - А я то думаю, почему везде по разному пахнет, на улице один запах, в помещении другой, а это воздух виноват: присваивает себе чужие запахи. Вот недавно иду на остановку, а мимо машина проехала, а я давай чихать, и так долго чихала, что нос опух. Отчего так происходит, ребята, вы не знаете? (ответы).
К: - Это получается, что я подышала грязным воздухом, и расчихалась. Да, теперь буду аккуратнее ходить по улицам, закрою рот, зажму нос и не буду дышать грязным воздухом. Вы согласны со мной? (ответы).
Опыт 6. К: - А мы это сейчас проверим, давайте зажмём нос и закроем рот, посмотрим, как мы себя будем чувствовать.
К: - Действительно, без воздуха мы чувствуем себя плохо.
- Ребята, а как вы думаете, какой воздух необходим для жизни человека? (ответы).
Опыт 7. К: - А сможем ли мы почувствовать воздух? (да) .
Для того, чтобы нам его почувствовать, нам нужно сделать веера. Берем лист бумаги и начинаем складывать гармошкой. А теперь помашем веером на себя. Что мы чувствуем? (ответы).
- Правильно, мы чувствуем ветерок. Ведь ветер – это воздух.
- А сможем ли мы услышать воздух? (ответы).
Можно. Ребята, как же возникает звук (ответы)
К: А на самом деле звук возникает, когда происходит очень быстрое движение воздуха вперед, это называется колебание. Повторите как это называется (словарная работа) .
- Посмотрите, у меня есть свистулька, через нее можно пустить быструю струю воздуха?
- Что мы слышим?
- Также мы можем другим способом услышать воздух. Прислушаемся друзья. (Воздух издаваемый из резиновой игрушки) .
В: А ещё вы сами можете превратить шарик в игрушку! Вы воздушные шарики превратите в веселые рожицы! Нам нужно будет для этого взять фломастеры и аккуратно нарисовать глаза, нос и рот. Но есть одно условие! Нужно одному держать шарик, а другому рисовать глаза, нос и рот. Можно это делать по очереди. Договоритесь между собой о том, как вы будете работать в паре.
Самостоятельная деятельность с воздушными шарами.
Рефлексия.
К: - А сейчас я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы будем передавать шарик друг другу и рассказывать всё, что узнали сегодня о воздухе.
К: - Молодцы! Ребята, мне с вами было так интересно, а вам понравилось со мной играть? На прощанье я вам дарю волшебные шарики.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Открытое занятие в старшей группе...
Конспект занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха
Познакомить детей со свойствами воздуха (не имеет запаха, цвета, при нагревании нагревается и поднимается вверх) и способами его обнаружения. Дать детям элементарные представления об источниках з...
Конспект открытого занятия по экспериментально - познавательной деятельности в старшей группе " Удивительные свойства воздуха"
Это занятие позволяет познакомить детей с некоторыми свойствами воздуха и способами его обнаружения . Развивает познавательную активность в процессе эксперементирования ....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха"
Занятие направлено на ознакомление детей старшего дошкольного возраста со свойствами воздуха и способами его обнаружения....
Конспект открытого занятия по экспериментально-познавательной деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Знакомство свойствами воздуха (не имеет цвета, запаха, вкуса, при нагревании расширяется, а при охлаждении сжимается); о способах обнаружения....
Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе "Удивительные свойства воздуха" с использованием технологии ТРИЗ (метод ММЧ)
В ходе эксперементальной деятельности ребята узнают, что МЧ воздуха выходят на поверхность воды. Воздух есть в порах овощей, фруктов и в древесине, это придаёт им выталкивающую из воды силу....
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»
Конспект НОД по познавательно-исследовательской деятельности в старшей группе «Удивительные свойства воздуха»Цель: систематизировать знания детей о свойствах воздуха,развивать познавательн...