Опыт работы: проектный метод в образовательной деятельности в работе с детьми.
проект (подготовительная группа)
Тема – то, что мы узнаём, проект –то, что мы делаем. Проекты - практические действия, направленные на изучение подразделов темы, на приобретение новых знаний и навыков деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
opyt_raboty_proektnyy_metod_v_obrazovatelnoy_deyatelnosti_v_rabote_s_detmi.docx | 44.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы: проектный метод в образовательной деятельности в работе с детьми.
Авторы проекта воспитатели: Гаврючкова И. Н.
Тема – то, что мы узнаём, проект –то, что мы делаем. Проекты - практические действия, направленные на изучение подразделов темы, на приобретение новых знаний и навыков деятельности.
Особенности использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста:
- В проекте принимают участие дети, родители , педагоги
- Продолжительность проекта зависит от степени заинтересованности в нём большинства детей в группе (определяется воспитателем)
- Такой способ работы подходит для детей от 4 лет и старше
- Наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использованием модели «трёх вопросов»: что знаю?(содержание, то что дети уже знают) Что хочу узнать?(план, тема проекта) Как узнать?(источник новых знаний, т.е. средства)
Алгоритм разработки проекта
Этапы | Задачи | Деятельность проектной группы | Деятельность научно-методической службы |
Начальный | Определение проблемы (темы). Выбор группы участников. | Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания | Мотивация проектирования, объяснение цели проекта |
Планирование | Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде. | Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха. | Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение. |
Принятие решения | Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности. | Работа с информацией. Синтез и анализ идей. | Наблюдение. Консультации. |
Выполнение | Выполнение проекта | Работа над проектом, его оформление. | Наблюдение, советы (по просьбе группы) |
Оценка результатов | Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) | Участие в коллективном анализе проекта и самооценке | Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо) |
Защита проекта | Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка. | Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта. | Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта. |
ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ
ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
«70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»
Актуальность темы проекта: В старшей группе педагогами совместно с детьми и родителями реализуется проект «70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ». Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Тема Великой Отечественной Войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению и сплочению нашего народа. А наши дети страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной Войне. Поэтому этот проект необходим для знакомства детей с жизнью людей на войне и в тылу врага, с памятниками героям войны.
На актуальность темы проекта указывают слова В.В. Путина: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».
Проблема организации патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества воспитанников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск оптимальных форм работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой .
Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны в годы ВОВ.
Задачи проекта:
- расширять представления детей об историческом периоде ВОВ; воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов ВОВ;
- вызвать интерес к литературе и музыкальным произведениям патриотической тематики;
- воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне;
-вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность. привлечение их к патриотическому воспитанию в семье;
Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, семьи воспитанников.
Тип проекта: информационно-творческий; средней продолжительности
Сроки реализации проекта: февраль-май 2015 г.
Прогнозируемый результат: в результате совместной проектной деятельности формирование у воспитанников осознанного проявления уважения к заслугам и подвигам Советского народа в годы Великой Отечественной войны; осознание родителями важности патриотического воспитания детей.
Этапы работы над проектом
Первый этап:
Постановка проблемы, определение цели и задач познавательной, исследовательской и творческой деятельности, подбор материала и оборудования для организации деятельности в рамках проекта.
Проблема: Почему Победу Советского народа во Второй Мировой войне считают великой?
Моделирование ситуации, позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта, использование «Модели трех вопросов» (что знаем? что хотим узнать? Что нужно сделать, чтоб узнать)
Второй этап:
Организация деятельности детей в рамках проекта
Виды деятельности Содержание | Задачи | Сроки | |
Образовательные области | |||
«Познавательное развитие» | |||
Блоки: 1. 4 года слез и крови
2. Солдаты Победы
3. Страна на защите Родины
-Беседы «Защитники отечества» -Беседы «Наша Армия самая сильная» (с ИКТ) - Беседы (с ИКТ) «Великая Победа», «Дети войны»; -Презентация (ИКТ) «Памятные места Смоленска» - Беседы «Никто не забыт, ничто не забыто…» | Дать детям знания о роли различных родов войск в годы войны и о деятельности российской армии в мирное время Закреплять знания детей о российской армии; воспитывать чувство гордости и уважения к труду людей военной профессии Дать детям представление о значении мира на всей земле, воспитывать у детей чувств толерантности и чувства сострадания к народам, которые и сейчас живут в состоянии войны Использовать ресурсы социума в расширении кругозора воспитанников по теме летописи о Великой Отечественной войне; ознакомление с экспонатами выставочных залов школьного музея. Вызвать у детей интерес к людям, прошедшим дорогами войны, учить вести беседу, диалог. | Февраль-апрель | |
Самостоятельное открытие знаний | |||
- «Мои прадеды сражались за Родину»; -«Судьба прабабушки» -«История фотографии» | Вызвать у детей интерес к родственникам, прошедшим дорогами войны, работающим в тылу, воспитывающих детей в тяжёлые годы войны. Развивать инициативность в сборе информации. | Март-апрель | |
Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» | |||
| Воспитывать у дошкольников чувство сопричастности к всенародному великому празднику Победы; Вызвать желание участвовать в празднике ко Дню Победы; Воспитывать чувство гордости за великий народ, победивший фашизм | Май | |
«Художественно-эстетическое развитие» | |||
- Рисование, лепка, аппликация «Великая Победа»; «Цветы для ветеранов»; «Салют в честь Победы» - Чтение С. Алексеев «Первый ночной таран»; Н. Телешов «Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода». - Слушание музыкальных произведений: В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; М. Исаковский, М.Блантер «Катюша»; В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы» и др. - Разучивание стихотворений и песен | Воспитывать у дошкольников чувство сопричастности к всенародному великому празднику Победы Вызвать у детей желание изготовить к предстоящему празднику подарок ветеранам ВОВ; Помочь детям представить и понять, что Победа произошла благодаря людям, которые отдали свою жизнь за мир на земле. | Апрель | |
Взаимодействие с родителями | |||
-Сбор информации и материалов об участниках ВОВ; -Участие в беседах «Никто не забыт, ничто не забыто…» (рассказы родителей о родственниках - участниках ВОВ); - «Лента памяти» (запись рассказов детей о своих прадедушках); - Видеоролики «Город – герой Смоленск» -Участие в выставке рисунков «Мы помним…» в РЦ «Зебрик». | Осознание родителями важности патриотического воспитания детей. | Февраль-май |
Третий этап:
Обобщение результатов проекта
Продукты проектной деятельности:
- Создание мини-музея к 70-ю Победы;
- Выставка семейных фотографий и реликвий «Герои войны»;
- Выставка рисунков «Мы помним…»;
- Открытки для ветеранов
- «Лента памяти» (запись рассказов детей о своих прадедушках).
Презентация проекта:
- Литературно – музыкальный вечер «Песни военных лет»
- Утренник «9 мая – день победы»
- Презентация (ИКТ) о результатах проекта
В итоге у детей:
- Появился интерес к событиям Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.
- Познакомились с символикой советской армии, с орденами и медалями, которыми были награждены воины и мирные жители – участники боевых действий;
- Расширились знания детей о родах войск, военной технике, форме солдат и командного состава;
- Выражают желание посещать краеведческий музей, места боевой славы, возлагать цветы к вечному огню и к памятникам павших героев;
- Отображают свои впечатления в различных видах продуктивной деятельности: рисуют, используя различные техники, выполняют поделки из пластилина, бумаги, бросового материала, моделируют постройки из разных конструкторов;
- Слушают песни советских и современных авторов о Великой отечественной войне, исполняют знакомые в самостоятельной игровой деятельности;
- Используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх;
- Участвуют в организованных музыкально – литературных вечерах, концертах, праздниках, посвященных 70-летию Победы, совершенствуют свои способности, исполняя песни, танцы, инсценировки, читая стихи;
- Проявляют желание участвовать в выставках рисунков, семейных поделок.
- Участвуют во встречах с ветеранами войны и тружениками тыла.
- Вместе с родителями изучают семейные архивы, узнают подробности жизни старшего поколения в военные годы;
- Принимали участие в акции «Георгиевская ленточка»
- Наблюдают вместе с родителями за проведением парада Победы в родном городе;
- Выражают слова благодарности ветеранам и дарят им цветы и подарки, сделанные своими руками;
- Проявляют чувство гордости за родную страну, мощь российской армии, способной защитить свой народ.
Воспитатели:
- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по сбору информации о Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов и ознакомление с ней в доступной форме старших дошкольников;
- Участие в викторине программы «Волшебный маячок» - создание фильма-презентации ВСПОМНИМ ТЕ ВЕЛИКИЕ ГОДА
- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросе организации работы с родителями;
- Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды.
Родители приняли активное участие в реализации проекта, помощь детям и сотрудникам ДОУ в осуществлении проекта. Купили демонстрационный материал, наборы военной техники, от которой в восторге не только мальчики, но и девочки.
Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, который невозможно получить при других формах обучения, использование метода проектов в дошкольной практике является подготовительным этапом для обучения детей на следующей ступени образования.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»
Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...
Использование проектного метода в образовательной деятельности ДОУ
Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникатив...
"Использование проектного метода в образовательной деятельности"
Этапы проведения педагогического проекта....
«Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада» (из опыта работы)
Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни. ...
Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками.
Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатывать собственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этом потребность и права других членов общества....
Статья:,,Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками"
Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатыватьсобственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этомпотребность и права других членов общества.Известно, что...