Опыт работы: проектный метод в образовательной деятельности в работе с детьми.
проект (подготовительная группа)

Гаврючкова Ирина Николаевна

Тема – то, что мы узнаём, проект –то, что мы делаем. Проекты  - практические действия, направленные на изучение подразделов темы, на приобретение новых знаний и навыков деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Опыт работы: проектный метод в образовательной деятельности в работе с детьми.

Авторы проекта  воспитатели: Гаврючкова И. Н.

Тема – то, что мы узнаём, проект –то, что мы делаем. Проекты  - практические действия, направленные на изучение подразделов темы, на приобретение новых знаний и навыков деятельности.

Особенности использования метода проектов в работе с детьми дошкольного возраста:

- В проекте принимают участие дети, родители , педагоги

- Продолжительность проекта зависит от степени заинтересованности в нём большинства детей в группе (определяется воспитателем)

- Такой способ работы подходит для детей от 4 лет и старше

- Наиболее эффективный способ разработки тематических проектов связан с использованием модели «трёх вопросов»: что знаю?(содержание, то что дети уже знают) Что хочу узнать?(план, тема проекта) Как узнать?(источник новых знаний, т.е. средства)

                              Алгоритм разработки проекта

Этапы

Задачи

Деятельность проектной группы

Деятельность научно-методической службы

Начальный

Определение проблемы (темы). Выбор группы участников.

Уточнение имеющейся информации, обсуждение задания

Мотивация проектирования, объяснение цели проекта

Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формирование задач, накопление информации. Выбор и обоснование критерия успеха.

Помощь в анализе и синтезе (по просьбе группы). Наблюдение.

Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Синтез и анализ идей.

Наблюдение. Консультации.

Выполнение

Выполнение проекта

Работа над проектом, его оформление.

Наблюдение, советы (по просьбе группы)

Оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач)

Участие в коллективном анализе проекта и самооценке

Наблюдение. Направление процесса анализа (если необходимо)

Защита проекта

Подготовка к защите. Обоснование процесса проектирования. Объяснение полученных результатов, их оценка.

Защита проекта. Участие в коллективной оценке результатов проекта.

Участие в коллективном анализе и оценке результатов проекта.

ПРОЕКТ ПО НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМУ

ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ»

Актуальность темы проекта: В старшей группе  педагогами совместно с детьми и родителями реализуется проект «70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЕ». Проблема патриотического воспитания подрастающего поколения одна из самых актуальных задач нашего времени. Воспитание патриотических чувств необходимо начинать с дошкольного возраста, потому что именно на данном этапе формируется личность ребенка. Тема Великой Отечественной Войны чрезвычайно актуальна в современном обществе, способствует объединению и сплочению нашего народа. А наши дети страдают дефицитом знаний об освобождении родной страны от фашистских захватчиков, участии членов семьи старшего поколения в Великой Отечественной Войне. Поэтому этот проект необходим для знакомства детей с жизнью людей на войне и в тылу врага, с памятниками героям войны.

          На актуальность темы проекта указывают слова В.В. Путина: «Мы должны строить свое будущее на прочном фундаменте. И такой фундамент – это патриотизм. Мы, как бы долго ни обсуждали, что может быть фундаментом, прочным моральным основанием для нашей страны, ничего другого все равно не придумаем. Это уважение к своей истории и традициям, духовным ценностям наших народов, нашей тысячелетней культуре и уникальному опыту сосуществования сотен народов и языков на территории России. (...) Нам необходимо в полной мере использовать лучший опыт воспитания и просвещения, который был и в Российской империи, и в Советском Союзе».

          Проблема организации патриотического воспитания  детей старшего дошкольного возраста весьма насущна сегодня. Знание специфики работы с дошкольниками, умение соотносить индивидуальные качества воспитанников с целями и задачами образовательной программы нацеливает педагогов на поиск  оптимальных форм  работы. Проектная деятельность, несомненно, является такой формой .

Цель проекта: нравственно - патриотическое воспитание детей  старшего дошкольного возраста посредством ознакомления с историческими событиями нашей страны в годы ВОВ.

Задачи проекта: 

- расширять представления  детей об историческом периоде  ВОВ; воспитывать уважение к заслугам и подвигам воинов ВОВ;

- вызвать интерес к литературе и музыкальным произведениям патриотической тематики;

- воспитывать у детей чувство гордости за нашу Родину, за подвиг нашего народа в Великой Отечественной войне;

-вовлечение родителей непосредственно в образовательную деятельность. привлечение их к патриотическому воспитанию в семье;

Участники проекта: воспитатели и дети старшей группы, семьи воспитанников.

Тип проекта: информационно-творческий; средней продолжительности

Сроки реализации проекта: февраль-май 2015 г.

Прогнозируемый результат: в результате совместной проектной деятельности формирование у воспитанников осознанного проявления уважения к заслугам и подвигам Советского народа в годы Великой Отечественной войны; осознание родителями важности патриотического воспитания детей.

Этапы работы над проектом

Первый этап:

Постановка проблемы, определение цели и задач познавательной, исследовательской и творческой деятельности, подбор материала и оборудования для организации деятельности в рамках проекта.

Проблема: Почему Победу Советского народа во Второй Мировой войне считают великой?

Моделирование ситуации,  позволяющей выявить проблему и определить детские цели проекта,  использование   «Модели трех вопросов» (что знаем? что хотим узнать?  Что нужно сделать,  чтоб узнать)

Второй этап:

Организация деятельности детей в рамках проекта

Виды деятельности

Содержание

Задачи

Сроки

Образовательные области

«Познавательное развитие»

Блоки:

1. 4 года слез и крови

  • «Как началась война»
  • «Дороги войны»
  • «Города – герои»
  • «Победный Май»

2. Солдаты Победы

  • «Они сражались за Родину»
  • «Письма с фронта»
  • «Боевые награды»

3. Страна на защите Родины

  • Женщины тыла
  • Дети войны
  • Подвиг собак
  • Песни фронтовые

-Беседы «Защитники отечества»

-Беседы «Наша Армия самая сильная» (с ИКТ)

- Беседы (с ИКТ) «Великая Победа», «Дети войны»;

-Презентация (ИКТ) «Памятные места Смоленска»
- Экскурсия  к памятникам погибшим в годы ВОВ;

- Беседы

«Никто не забыт, ничто не забыто…»
Просмотр мультфильмов о войне: «Солдатская сказка»,

Дать детям знания о роли различных родов войск в годы войны и о деятельности российской армии в мирное время

Закреплять знания детей о российской армии; воспитывать чувство гордости и уважения к труду людей военной профессии

Дать детям представление о значении мира на всей земле, воспитывать у детей чувств толерантности и чувства  сострадания к народам, которые и сейчас живут в состоянии войны

Использовать ресурсы социума в расширении кругозора воспитанников по теме  летописи о Великой Отечественной войне; ознакомление с экспонатами выставочных залов школьного  музея.

Вызвать у детей интерес к  людям, прошедшим дорогами войны, учить вести беседу, диалог.

Февраль-апрель

                                                    Самостоятельное открытие знаний

- «Мои прадеды сражались за Родину»;

-«Судьба прабабушки»

-«История фотографии»

Вызвать у детей интерес к  родственникам, прошедшим дорогами войны, работающим в тылу, воспитывающих детей в тяжёлые годы войны.

Развивать инициативность в сборе информации.

Март-апрель

Интеграция образовательных областей «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»

  • - Выставка детских рисунков в группе детского сада;
  • -Составление рассказов «Мои прадеды сражались за Родину»;
  • -Возложение цветов к памятнику погибшим в годы ВОВ;
  • - Участие в утреннике , посвящённому 70-летию Победы;
  • - Участие в вечере «Песни военных лет»
  • Ситуативные разговоры и беседы с детьми по картине:
    С.Герасимов «Мать партизана», А.Локтионов «Письмо с фронта»».
  • Рисование «Письмо солдату в 1941 г.»

Воспитывать у дошкольников  чувство сопричастности к всенародному великому празднику Победы;

Вызвать желание участвовать в празднике ко Дню Победы;

Воспитывать чувство гордости за великий народ, победивший фашизм

Май

«Художественно-эстетическое развитие»

- Рисование, лепка, аппликация «Великая Победа»; «Цветы для ветеранов»; «Салют в честь Победы»

- Чтение С. Алексеев «Первый ночной таран»; Н. Телешов «Уха»; Е. Воробьёв «Обрывок провода».

- Слушание музыкальных произведений: В. Лебедев – Кумач, А. Александров «Священная война»; А. Сурков, К. Листов «В землянке»; М. Исаковский, М.Блантер «Катюша»;  В. Харитонов, Д. Тухманов «День Победы» и др.

- Разучивание стихотворений и песен

Воспитывать у дошкольников  чувство сопричастности к всенародному великому празднику Победы

Вызвать у детей желание  изготовить к предстоящему празднику подарок ветеранам ВОВ;

Помочь детям представить и понять, что  Победа произошла благодаря людям, которые отдали свою жизнь за мир на земле.

Апрель

                                               Взаимодействие с родителями

-Сбор информации и материалов об участниках  ВОВ;

-Участие в беседах  «Никто не забыт, ничто не забыто…» (рассказы родителей о родственниках - участниках ВОВ);

- «Лента памяти» (запись рассказов детей о своих прадедушках);

- Видеоролики «Город – герой Смоленск»

-Участие в выставке рисунков «Мы помним…» в РЦ «Зебрик».

Осознание родителями важности патриотического воспитания детей.

Февраль-май

                                                        Третий этап:

Обобщение результатов проекта

Продукты проектной деятельности:

- Создание мини-музея к 70-ю Победы;

- Выставка семейных фотографий и реликвий «Герои войны»;

- Выставка рисунков  «Мы помним…»;

- Открытки для ветеранов

-  «Лента памяти» (запись рассказов детей о своих прадедушках).

Презентация проекта:

- Литературно – музыкальный вечер «Песни военных лет»

- Утренник  «9 мая – день победы»  

- Презентация (ИКТ) о результатах проекта

В итоге у детей:

- Появился интерес к событиям Великой Отечественной войны 1941 – 1945 г.

- Познакомились с символикой советской армии, с орденами и медалями, которыми были награждены воины и мирные жители – участники боевых действий;

- Расширились знания детей о родах войск, военной технике, форме солдат и командного состава;

- Выражают желание посещать краеведческий музей, места боевой славы, возлагать цветы к вечному огню и к памятникам павших героев;

- Отображают свои впечатления в различных видах продуктивной деятельности: рисуют, используя различные техники, выполняют поделки из пластилина, бумаги, бросового материала, моделируют постройки из разных конструкторов;

- Слушают песни советских и современных авторов о Великой отечественной войне, исполняют знакомые в самостоятельной игровой деятельности;

- Используют полученные знания в сюжетно-ролевых играх;

- Участвуют в организованных музыкально – литературных вечерах, концертах, праздниках, посвященных 70-летию Победы, совершенствуют свои способности, исполняя песни, танцы, инсценировки, читая стихи;

- Проявляют желание участвовать в выставках рисунков, семейных поделок.

- Участвуют во встречах с ветеранами войны и тружениками тыла.

- Вместе с родителями изучают семейные архивы, узнают подробности жизни старшего поколения в военные годы;

- Принимали участие в акции «Георгиевская ленточка»

- Наблюдают вместе с родителями за проведением парада Победы в родном городе;

- Выражают слова благодарности ветеранам и дарят им цветы и подарки, сделанные своими руками;

- Проявляют чувство гордости за родную страну, мощь российской армии, способной защитить свой народ.

Воспитатели:

- Внедрение инновационных технологий, современных форм и новых методов работы по сбору информации о Великой отечественной войны 1941 – 1945 годов и ознакомление с ней в доступной форме старших дошкольников;

- Участие в викторине программы «Волшебный маячок» - создание фильма-презентации ВСПОМНИМ ТЕ ВЕЛИКИЕ ГОДА

- Повышение теоретического уровня и профессионализма педагога в вопросе организации работы с родителями;

- Совершенствование развивающей предметно – пространственной среды.

Родители приняли активное участие в реализации проекта, помощь детям и сотрудникам ДОУ в осуществлении проекта.  Купили демонстрационный материал, наборы военной техники, от которой в восторге не только мальчики, но и девочки.

Таким образом, работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребёнка, участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, который невозможно получить при других формах обучения,  использование метода проектов в дошкольной практике является подготовительным этапом для обучения детей на следующей ступени образования. 

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

«Использование проектного метода в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста»

Одним из эффективных средств решения данных задач педагогический коллектив нашего дошкольного учреждения считает метод педагогического проектирования как одну из форм планирован...

Использование проектного метода в образовательной деятельности ДОУ

      Метод проектов актуален и очень эффективен. Он дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания. Развивать творческие способности и коммуникатив...

"Использование проектного метода в образовательной деятельности"

Этапы проведения педагогического проекта....

«Внедрение проектного метода в образовательную деятельность детского сада» (из опыта работы)

Проектирование – это комплексная деятельность, участники которой автоматически осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни.  ...

Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками.

Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатывать собст­венное мнение, ясно выражать свою по­зицию, учитывая при этом потребность и права других членов общества....

Статья:,,Использование интерактивных методов в образовательной деятельности в работе с дошкольниками"

Жизнь в современном обществе требует от человека умения вырабатыватьсобственное мнение, ясно выражать свою позицию, учитывая при этомпотребность и права других членов общества.Известно, что...